Введена в строй вторая атомная подводная лодка индийской постройки Arighaat

29 августа 2024 года в Вишакхапатнаме состоялась церемония ввода в состав военно-морских сил Индии второй атомной подводной лодки индийской постройки S 81 Arighaat. На церемонии присутствовал министр обороны Индии Раджанат Сингх. Лодка была построена на расположенном в Вишакхапатнаме государственном судостроительном предприятии Ship Вuilding Centre (SBC) и представляет собой модифицированный вариант построенной там же первой индийской атомной подводной лодки S 80 Arihant, введенной в строй в августе 2016 года. Как и Arihant, второй корабль Arighaat является атомной ракетной подводной лодкой, несущей баллистические ракеты индийской разработки К-15 или К-4. Программа строительства атомных подводных лодок осуществляется в Индии в глубокой секретности и одной официальной фотографии Arighaat опубликовано не было.

Введена в строй вторая атомная подводная лодка индийской постройки Arighaat

Практически единственный известный снимок второй атомной подводной лодки индийской постройки S 81 Arighaat, сделанный во время ее испытаний в Аравийском море в 2020 году (с) социальные сети

Национальная программа разработки и строительства индийских атомных подводных лодок Advanced Technology Vessel (ATV) имеет длительную историю. Фактически программа реализуется с 1974 года и с начала 1980-х годов осуществляется при активном советском, а затем российском техническом содействии. Проектирование лодки по программе осуществлялось при головной роли индийской государственной Организации оборонных исследований и разработок (Defence Research and Development Organisation — DRDO) с участием ВМС Индии и индийского департамента ядерной энергетики (Department of Atomic Energy — DAE) c Тромбейским атомным исследовательским центром имени Бхабха в Мумбаи (Bhabha Atomic Research Centre — BARC). В качестве крупнейших подрядчиков привлечены индийские частные промышленные группы Larsen & Toubro (L&T, поставщик корпусной стали), Walchandnagar Industries (поставщик реакторной части и главного турбозубчатого агрегата) и Tata Power (создатель систем управления энергетической установкой и лодкой). Строительство кораблей по данной программе осуществляется на специально созданном для этого в Вишакхапатнаме судостроительном предприятии SBC. Наземный прототип S1 83-мегаватнного лодочного ядерного реактора CLWR-B1 индийской разработки на высокообогащенном (40 %) урановом топливе был построен DAE в Калпаккаме и введен в действие в сентябре 2006 года.

Головная индийская атомная подводная лодка Arihant (условное обозначение S2) была начата строительством на SBC в 1998 году и спущена на воду 26 июля 2009 года. Физический пуск ядерного реактора на лодке был произведен 10 августа 2013 года, и лодка вышла на заводские ходовые испытания 15 декабря 2014 года. В августе 2016 года лодка Arihant была без огласки передана ВМС Индии, хотя фактически продолжала оставаться в стадии опытной эксплуатации. В начале 2017 года на Arihant произошла авария. В сентябре-ноябре 2018 года лодка совершила первую боевую службу (патрулирование).

Вторая однотипная лодка Arighaat (условное обозначение S3) была фактически начата строительством на SВC в 2009 году и официально заложена на SBC в июле 2011 года, спуск Arighaat на воду был произведен в условиях секретности 19 ноября 2017 года. Лодка вышла на испытания в море в январе 2018 года, но только теперь, после многочисленных доработок, введена в строй.

Общая стоимость разработки и строительства четырех атомных подводных лодок по программе ATV оценивается официальными индийскими источниками в 90 тысяч кроров рупий (около 14 млрд долл по нынешнему курсу), что,однако, выглядит явно заниженной суммой. Индийские источники оценивают объем индийских поставок при строительстве лодок программы ATV в 60 %, что подразумевает, что остальные 40 % составляют поставки из России.

Сообщается, что в настоящее время в стадии строительства на SBC находятся две следующие атомные подводные лодки Aridhaman (S4) и лодка под условным обозначением S4⃰ . Согласно ряду источников, лодка Aridhaman была спущена на воду 23 ноября 2021 года, однако начало ее морских испытаний ожидается только в 2025 году. По индийским пубьликациям, соедующая строящаяся лодка S4⃰ относится к модифицированному проекту, утвержденному в 2012 году, и будет иметь водоизмещение примерно на 1000 тонн больше и длину на 10 метров больше, чем Arihant, Arighaat и Aridhaman, надводное водоизмещение которых оценивается в 6000 тонн, а длина составляет 111,6 метров. Все три известные лодки типа получили названия в честь различных санскритских слов, обозначающих уничтожение или сокрушение врагов.

Лодки, строящиеся по программе ATV, являются атомными подводными ракетоносцами. Arihant, Arighaat и Aridhaman в качестве главного вооружения имеют четыре шахты для баллистических ракет с подводным стартом, в которых размещаются 12 (по три в шахте) разработанные в Индии под руководством DRDO баллистические ракеты подводного старта К-15 Sagarika с дальностью стрельбы всего 700-750 км и оснащенные ядерным зарядом, или четыре (по одной в шахте) новые баллистические ракеты К-4 с дальностью стрельбы до 3000-3500 км. Лодка S4⃰ получит дополнительный 10-метровый ракетный отсек с еще четырьмя ракетными шахтами. Первый практический запуск ракеты К-15 с лодки Arihant был осуществлен 25 ноября 2015 года, первый запуск ракеты К-4 с нее же — 31 марта 2016 года. 14 октября 2022 года лодка Arihant впервые выполнила учебно-боевой запуск ракеты К-15 в ходе боевой подготовки.

В 2006 году правительство Индии утвердило план разработки индийской атомной ракетной подводной лодки следующего поколения под условным обозначением S5. Сообщается, что фактически полномасштабные работы по данной программе были начаты в 2015 году с планами начала строительства головного корабля на SBC в 2021 году (неясно, было ли начато) и постройки минимум трех единиц в серии. Для их строительства предполагается масштабная реконструкция SBC. Cогласно ряду сообщений, лодки S5 должны иметь надводное водоизмещение около 13500 тонн, ядерную реакторную установку мощностью 150-190 МВт, разрабатываемую сейчас в BARC, и быть оснащены 12 баллистическими ракетами большой дальности.

Для оснащения этих лодок под руководством DRDO разрабатывается лодочная баллистическая ракета К-5 с дальностью стрельбы до 5000-6000 км. Кроме того, в феврале 2017 года было санкционировано начало разработки DRDO трехступенчатой межконтинентальной баллистической лодочной твердотопливной ракеты К-6 с дальностью стрельбы минимум 8000 км, которая предполагается к оснащению несколькими (до шести) разделяющимися головными частями типа MIRV.

Параллельно в феврале 2015 года правительство Индии одобрило программу создания и строительства шести перспективных атомных многоцелевых подводных лодок, стоимость которой былапредварительно оценена в 60 тысяч кроров рупий (около 9,5 млрд долл). Их надводное водоизмещение оценивается в 6000 тонн. Для проектирования атомных подводных лодок новых типов было создано специальное конструкторское бюро в Гургаоне. Однако по последним сообщениям, правительство Индии сократило данную программу до постройки двух лодок, строительство которых пока не начато.

Введена в строй вторая атомная подводная лодка индийской постройки Arighaat

Предположительное изображение первых индийских атомных подводных лодок национальной постройки типа Arihant (c) www.hisutton.com / www.navalnews.com

Источник: vpk.name