Занятия логопеда звуки ч с. Логопедические упражнения. Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком

Конспект подгруппового логопедического занятия из раздела «Обучение грамоте» построен с использованием сюрпризного момента и введения в занятие мультипликационного героя – Чебурашки, который учит детей по собственному учебнику с опорой на презентацию в программе PowerPoint .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук «Ч» и буква Ч»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Образовательные:

Знакомство со звуком «Ч» и буквой Ч;

Совершенствование навыка звукобуквенного анализа;

Совершенствование навыка послогового чтения.

Коррекционные:

Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение, расширение словаря;
- развитие функции словоизменения;
- формирование связной речи;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

Воспитание интереса к познанию; активности, усидчивости, стремления к преодолению дефекта.

Оборудование: «учебник» с заданиями (Прил. №1), проектор и компьютер, указка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный), простые карандаши, клок шерсти, мяч.

Ход

1. Организационный момент. (слайд 2)

Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?

Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать Он пришел сегодня к вам, чтобы помочь овладеть этими навыками и даже принес свой собственный учебник, который специально для вас придумал.

Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?

Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…

Попробуйте изобразить с поиощью звука [ч] как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…;
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
- Чему будем учиться по новому учебнику на занятии?

2. Подготовительная работа

А помогут нам в этом наши помощники. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).

Гимнастика для глаз: (слайд 3)

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)!

Пальчиковая гимнастика: (слайд 4)

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши -

Пусть посмотрят малыши

3. Если б не было его,

не сказал бы ничего.

Это - … (язык, рот…)

Поможем речевым органам стать сильными и послушными.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»: (слайд 5)

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же. (слайд 6)

3. Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.

Вам, наверное, хочется побольше узнать об этом звуке, не правда ли? Звук “Ч” обозначается буквой Ч, в учебнике она в верхнем правом углу. Обведите всеми пальцами той руки, которой обычно пишите, по очереди. Карандашом какого цвета вы ее раскрасите? Почему?

Дайте полную характеристику звуку. Какой он? (слайд 7)

Произнесите звук еще несколько раз и расскажите Чебурашке, как при этом расположены губы, зубы и язык.

На что похожа буква Ч? Чебурашка предлагает поиграть вам в игру.

Игра «Раз-два повернись и в букву Ч превратись»
Дети изображают при помощи пальцев, рук и других частей тела букву Ч.

4. Печатание буквы Ч.

Чебурашка приготовил для вас буквы для печатанья. Посмотрите, как пишется буква Ч? Напишите её в воздухе. Напечатайте буквы в учебнике. Сравните чем они похожи, чем разли

5. Выделение звука на фоне слога, слова.

Чебурашка пригласил друзей поиграть с вами:
Слайд 8
1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки

Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

Что изображено на картинках в учебнике? Чебурашка просит напечатать букву Ч в окошке домика в зависимости от того, где находится звук «Ч».

6. Упражнение в словоизменении, деление слов на слоги.

Ч ебурашка предлагает вам новую игру.

Игра «Как меняет слово буква ч»
Проследите, как меняется слово, когда в нем появляется буква ч? (слайд 9)

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже, без его услуг.
Дети, в учебнике читают слова. Затем надо поставить букву ч в нужное место в слове и прочитать слово еще раз. Что изменилось?

Река - ре(ч)ка, рука - ру(ч)ка, молоко - моло(ч)ко, яблоко - ябло(ч)ко.
Название предмета звучит более ласково или он уменьшается в размерах.

Игра «Предмет уменьшается, а слово увеличивается»
Дети, у меня для вас есть еще одна очень интересная игра. Но прежде ответьте мне на один вопрос. Мы с вами заметили, что звук [ч] как бы уменьшает предмет, а вот само слово увеличивается или уменьшается? Например, берем клок шерсти (демонстрация). Сколько слогов в слове клок?
Дети (считают хлопками). Один.
Логопед. Теперь отрываем клочок. Он стал меньше, а слово? Кло-чок. Сколько слогов?
Дети. Два. Слово стало длиннее.
Логопед. А теперь возьмем маленький клочочек. Сколько слогов в слове кло-чо-чек?
Дети. Три.
Логопед. Слово стало еще длиннее, а предмет клочочек стал совсем маленький, т.е. предмет уменьшается, а слово увеличивается. А теперь выполним задание в учебнике и сделаем слоговые модели слов.
Дети. Лук - лучок - лучочек, жук - жучок - жучочек, (слайды 10 и 11)

7. Динамическая пауза. Чебурашка предлагает отдохнуть и поиграть.

Пальчиковые игры Железновых «Тук, ток» (дорожка 09)

8. Работа с текстом. Чебурашка приготовил еще одно очень интересное задание.
Прочитаем текст . Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.
Слайд 13
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо прячется под листочками.
А днем греет бочок на солнце.
Танечка очень любит своё чудо.
Давайте, найдем в тексте слова с буквой Ч.
Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно
. ЧЕРЕПАХУ .
Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше.

9. Итог занятия
Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии? Где он находится?
Назовите его. Давайте повторим.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Гласный или согласный звук «Ч»? Докажите.

Какие задания показались вам интересными?

Какое задание было трудным?
Вы молодцы, отлично работали на занятии, Чебурашка прощается с вами, и оставляет для вас раскраску.

Андронова Н.А., учитель-логопед, г. Иркутск.

Тема: звук Ч

Этап: автоматизация в слогах, словах

1. Упражнять в правильном произнесении звука [ч] в слогах, словах.

2. Развивать фонематическое восприятие: определение наличия звука [ч] и места звука [ч] в слове.

3. Совершенствовать грамматическое оформление речи:

Упражнять в понимании и правильном использовании предлогов В, ЗА, ПЕРЕД;

Упражнять в образовании формы единственного числа Р. п.;

Упражнять в подборе слов-антонимов.

4. Развивать координацию мелких движений пальцев рук.

5. Развивать зрительную память.

6. Развивать зрительно-двигательную координацию через рисование линий по дорожке.

I. Организационный момент

Звучит фонограмма стука колес паровоза (Ты догадался, что к нам приближается?) Правильно это паровозик. Ты его уже знаешь, он уже приезжал к нам в детский сад, посмотрел, как здесь живут ребятишки и чем они занимаются. А сегодня он хочет показать тебе свою работу, как он возит пассажиров. Давай отправимся с ним в путешествие.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика:

По маршруту нашего паровозика встречаются очень интересные места. Вот, например, “Чудесная звуковая полянка” - здесь мы становимся, познакомимся с жителями этой полянки и сделаем с ними зарядку .

“Лягушки улыбаются”

“Бублик”

“Трубочка”

“Грибочек”

“Гармошка”

“Вкусное варенье”

2. Автоматизация звука [ч] изолированно:

Мы хорошо размялись и нам пора отправляться в путь. Давай поможем паровозику не сбиться пути, показывай ему дорогу на карте .

// Комарова Л. А. - дорожка

3. Автоматизация звука [ч] в слогах:

Ну вот, мы добрались до станции. И пока здесь паровозик отдыхает, рабочие на станции проверяют, все ли в порядке с паровозом, может ли он двигаться дальше – они стучат молоточками по колесам - давай поможем им.

Звуковые цепочки:

4. Автоматизация звука [ч] в слове, развитие фонематического восприятия:

4.1.Определение наличия звука [ч] в слове

Наш паровозик в полном порядке и может продолжать свой путь. Давай поможем проверить билеты у пассажиров – в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии которых есть звук [ч], а остальные - подождут следующего поезда.

4.2. Определение места звука [ч] в слове

А теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в первом поедут те, в названии которых звук [ч] стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в названиях которых звук [ч] – в середине слова, в третьем поедут те, в названии которых звук [ч] – в конце слова.

(чайка, черепаха, человек; врач, грач, мяч; мальчик, девочка, очки)

5. Закрепление умения понимать и использовать предлоги В, ЗА, ПЕРЕД

Пассажиры заняли свои места, а мы сейчас проверим, правильно ли они разместились:

- “В каком вагоне едет?” Врач едет В первом вагоне; грач едет В последнем вагоне и т.д.

- “Кто за кем? Кто перед кем?”

4. Пальчиковая гимнастика

6. Развитие зрительной памяти и умения образовывать форму единственного числа Р.п.:

- “Тоннель” (вагончик въехал в тоннель, кого не стало видно?) Не видно врача, грачи, мальчика и т.д.

7. Подбор слов-антонимов

Молодец, запомнил всех пассажиров, а сейчас давай познакомимся с ними поближе:

Чайка не черная, а …(белая)

Черепаха не быстрая, а … (медленная)

Человек не худой, а … (толстый)

Врач не злой, а … (добрый)

Грач не белый, а …(черный)

Мяч не большой, а … (маленький)

Мальчик не старый, а … (молодой)

Девочка не грустная, а … (веселая)

Бабочка не тяжелая, а … (легкая)

Вот такие интересные пассажиры едут сегодня в нашем паровозике.

Но, к сожалению, нам пора выходить, следующая остановка – наш детский сад, а пассажиры поедут до своих станций. Давай со всеми попрощаемся.

III. Итог

Тебе понравилось наше путешествие?

О каких приключениях и играх из этого путешествия ты будешь рассказывать в детском саду своим друзьям?

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;
  • научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • закреплять правильный графический образ буквы.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику;
  • упражнять в делении слов на слоги;
  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать внимание, память;
  • упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей;
  • создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование: дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие Чемодан»; дидактическое пособие «Тучка» и капельки с буками; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

2. Массаж лица:

Учила мама дочку умываться:
- Надо, надо умываться
Поглаживающие движения.
По утрам и вечерам,
Растирающие движения.
А детишкам неумытым
Пощипывающие движения.
Стыд и срам!
Поглаживающие движения.

3. Развитие артикуляционной моторики.

«Заборчик»

Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.

«Трубочка»

Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.

«Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу. Удерживать на счет до 5.

«Вкусное варенье»

Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движение вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

«Качели»

Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз.

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.

Что за чудо?
Что за чудо?
Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги.
Кто же это?

Дети: Черепаха.

Логопед: Какой звук слышим в начале слова?

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч] и буквой, которая обозначает его на письме.

На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.

5. Уточнение артикуляции звука.

Логопед: Посмотрите в зеркала. Как мчится паровоз?

Дети произносят звук [Ч].

Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука[Ч].

Дети отраженно повторяют за логопедом.

Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».

Как расположены зубы? Зубы разомкнуты.

Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.

Поставьте ладошку перед ртом.

Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.

6. Характеристика звука Ч.

Логопед: Ещё раз произнесите звук Ч.

Можно его пропеть?

Что мешает воздуху выходить свободно?

Дети: Зубки, язык.

Логопед: Звук Ч – гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч – звонкий или глухой.

Дети: Горлышко молчит. Значит, звук Ч – глухой.

Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч – всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок – обозначение звука Ч.

7. Определение звука в слове.

Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч.

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

8. Определение места звука в слове.

Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы.

В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова.

Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.

9. Пальчиковая гимнастика.

Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».

Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.

У волчицы – волчёночек.
У ёжихи – ежёночек.
У лошади – жеребёночек.
У медведя – медвежёночек.
У львицы – львёночек.
У белки – бельчёночек.
У оленихи – оленёночек.
У овцы – ягнёночек.

11. Деление слов на слоги. Дидактическая игра «Поезд».

Логопед: Черепаха собирается в путешествие не одна. С ней поедут её друзья. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(пчела)

Чёрный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червякам враг.
(грач)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)

Логопед: Отхлопайте слова по слогам и узнайте, кто в каком вагоне поедет.

А в каком вагоне поедет черепаха?

Дети отхлопывают слова по слогам и прикрепляют изображения к соответствующим вагонам.

12.Физкультминутка

Логопед: Черепаха очень любит игры с мячом. Давайте мы с вами тоже поиграем в мяч, покажем, какие мы ловкие.

Колобок (с мячом).

Жили-были дед и баба
На поляне у реки
И любили они очень
На сметане колобки.

Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
Ну а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках.
Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.
Очень круглый, очень вкусный,
Даже кушать его грустно.
Мышка серая бежала,
- Ой! Как пахнет Колобочек!
Дайте мышке хоть кусочек.
Колобочек убежал,
По дорожке поскакал.

Движения:

Стоять, мяч за спиной, наклоны вправо, влево.
Стоять, мяч перед собой.
Передавать мяч из одной руки в другую.
Присесть, мяч внизу.
Катать мяч по полу.
Встать, перекладывать мяч из одной руки в другую.
Мяч на полу, бег вокруг мяча.
Наклоны к мячу.
Стоять, отбивать мяч от пола и ловить его двумя руками.

13. Знакомство с буквой Ч. Дидактическая игра «Туча».

Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч – это буква Ч. Посмотрите, на что похожа эта буква?

Ч похожа на четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек.

Логопед: Налетела большая туча, закапал дождик. Везде лужи. Но дождик необычный – в каждой капельке буквы и каждой лужице буквы (в каждой лужице по одной букве а, о, у, и). Назовите, какие буквы вы видите в лужицах.

Дети называют буквы.

Логопед: Какие звуки обозначают эти буквы и почему?

Дети: Эти буквы обозначают гласные звуки, потому что воздух не встречает в ротике преграды, эти звуки можно пропеть.

Логопед: Выберите только те капельки, на которых буква Ч и опустите её в лужицу перед гласной, прочитайте слоги.

Дети читают получившиеся прямые слоги – ча, чо, чу, чи и проводят звуко-буквенный анализ (выкладывают кружки зеленого и красного цветов).

Логопед: Положите капельку с буквой Ч после гласной, прочитайте слоги.

Дети выкладывают получившиеся обратные слоги – ач, оч, уч, ич и проводят звуко-буквенный анализ этих слогов.

14. Проговаривание чистоговорок с движением.

Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:

Ча-ча-ча – на столе стоит свеча. Левая рука лежит на столе, правая — согнутая в локте, поднята вверх, локоть стоит на столе.

Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи. Две ладони сомкнуты на уровне груди, описывают круг и снова соединяются.

Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу. Руки согнуты в локтях, локти стоят на столе. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Че-че-че – чай попили при свече. Имитируют движение ведущей рукой.

Ча-ча-ча — догорела вся свеча. Обе руки согнуты в локтях, локти стоят на столе, затем дети кладут руки друг на друга на стол.

15. Игра «Договори словечко».

Логопед: Черепаха поиграть захотела с вами,
Не приходится скучать с верными друзьями.
Она начнет, а вы кончайте,
Слово нужное вставляйте.

Поскорей наливай
Мне в стакан горячий … (чай).

Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в … (речке).

Мёд в лесу медведь нашёл –
Мало мёда, много … (пчел).

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку … (мячик).

16. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии? Какой это звук? Что вам понравилось? Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть. Она дарит вам по цветочку, в лепестках которого вы должны будете нарисовать картинки, в названии которых есть звук Ч, определить место звука в слове и определить количество слогов.

Кудакова Татьяна Михайловна,
учитель-логопед МБДОУ д/с № 32,
МБДОУ д/с № 16 г. Арзамас

Тема: «Дифференциация звуков Ч-Щ»

Цель:

  1. Закрепить артикуляционный уклад и характеристики звуков Ч-Щ, различение их в словах, предложениях и связных текстах.
  2. Развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса.
  3. Воспитание навыков контроля и самоконтроля.

Оборудование: зеркала, предметные и сюжетные картинки, сигнальные карточки, перфокарты, мячик.

Ход занятия

1. Организационный момент. Включение зрительного и речевого внимания.
Соединить части поговорок (таблица):

БЕРИСЬ СМЕЛО

ЗА ВСЯКОЕ ДЕЛО

ХОРОШО И СЛУШАТЬ

БЫЛА БЫ ОХОТА

А НАШЁЛ, БЕРЕГИ

НЕТ ДРУГА, ИЩИ

УМ ТОЧИТЬ

ХОРОШУЮ РЕЧЬ

ЗАКИПИТ РАБОТА

2. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
3. Сообщение темы.
- Ребята, сегодня мы побываем в гостях у жителей Воздушного замка.

Догадались? Правильно, это – звуки, их мы слышим и произносим. А какие звуки пригласили нас в гости, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник).
- Мне неженки - сандалии доверчиво сказали:
«Боимся мы щекотки большой сапожной …» (щётки).

Выделение первых звуков в словах – отгадках. Уточнение произношения, артикуляции.
- Сегодня мы будем учиться чётко произносить и различать звуки Ч, Щ.
Характеристика звуков. Сравнение. Назвать сходство, отличие.
Соотнесение звука и буквы.
- Буквы мы читаем и пишем. Они живут в Книжном домике. (опорные карточки с буквами Ч, Щ.):



4. Работа по теме урока.

4.1. Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).
- Ребята, звуки Ч-Щ предлагают нам поиграть. Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовете слово. Тот, кому я брошу мячик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился.
Например: «Катить – я качу, звук [Ч]».


4.2. Работа по серии сюжетных картин.
- Ребята, отгадайте загадку:
Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).
Сейчас мы отправимся на озеро и узнаем кое-что о щуке.
На доске последовательно появляются картинки.




Задание.

Найдите на каждой картинке предметы, в названиях которых встречаются звуки Ч-Щ. (Щука, червячок, крючок, печка, кирпич, чугунок, ящик, овощи, лещи, чешуя, кирпичи).

Измените слова, чтобы в них зазвучали звуки Ч-Щ. (Платок – платочек, ведро – ведёрочко, поплавок - поплавочек, плавник – плавничок, хвост – хвостище, фартук – фартучек, скамейка – скамеечка, доска – дощечка, морковка – морковочка, лук – лучок).

4.3. Заучивание чистоговорки с опорой на картинки.

Физкультурная пауза.


4.4. Работа с перфокартами

Проверка. Самоконтроль.

Прочитайте последние три слова (точильщик, часовщик, чистильщик).
- Что обозначают эти слова? (Профессии).

4.5. Составление предложений по сюжетным картинкам (Каше).
Точильщик точит ножи.
Часовщик чинит часы.
Чистильщик чистит обувь.
Дрессировщик дрессирует зверей.
Продавщица продаёт овощи.
Стекольщик вставляет стекло.
Врач лечит детей.
Почтальон разносит письма, газеты, журналы.
Скрипач играет на скрипке.

5. Подведение итога занятия.
- У каких звуков мы с вами побывали в гостях?
- Чему мы научились? (Четко произносить и различать звуки Ч-Щ).
Домашнее задание. Выучить чистоговорку, чётко произносить звуки [Ч - Щ].

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ч]:

Губы округлены и вытянуты вперед, широкий кончик языка касается альвеол (бугорков за верхними зубами), боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка приподнята. При произнесении звука [Ч] кончик языка отрывается от альвеол.

Ч, ч, ч, ч, ч…

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Ч].

АЧ

ОЧ

УЧ

ЫЧ

ИЧ

ЯЧ

ЮЧ

ЕЧ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ч].

Ач-ач-ач

Оч-оч-оч

Уч-уч-уч

Ыч-ыч-ыч

Ич-ич-ич

Яч-яч-яч

Юч-юч-юч

Еч-еч-еч

Ач-оч-уч

Ич-еч-ач

Яч-юч-еч

Ич-ыч-оч

Еч-оч-уч

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ч]:

Ач: ткач, богач, тягач, кумач, вскачь, плач, (врач), (грач).

Оч: ночь, дочь.

Уч: могуч, тянуч, тягуч.

Ич: дичь.

Яч: мяч.

Юч: ключ, колюч.

Еч: меч, течь, печь.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ч] :

Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно; кабачки, башмачки, начни.

Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, ночка, почта, почва, замочки; очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, значки, шапочка, уточка, тапочки, Вовочка, девочка, вазочка, баночки, почта.

Уч: кучка, Жучка, тучка, внучка; мучной, паучки, пучки.

Ич: птичка, водичка, яичко, кличка; пуговичка, новички.

Ыч: кавычки; бычки.

Еч: печка, овечка, уздечка, вечно, колечко; маечка, Танечка, Петечка, Ванечка, Анечка, мечта.

Яч: ячмень.

6. Произносить слова, выделяя звук [Ч]:

Ча: кочан, свеча, очаг, мычать, печать, скучать, внучата, печатать, обучать, стучать; туча, сдача, подача, удача, задача.

Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бочонок, паучок, светлячок, скачок, плечо.

Чу: хочу, каучук; жемчуг.

Чи: мячи, учитель, учить, точить; мячик, могучий, пахучий, заячий.

Че: учение, учебник, печенье, качели, кочевник; ученик, печень.

Чё: учёба, учёный, печёный, печёнка, ночёвка, печёт, течёт.

Бахча, бельчата, зайчата, овчинка, мальчик, зайчик, диванчик, венчик, кончик, зайчонок, пончик, птенчик, копчёный.

7. Произносить слова, выделяя звук [Ч]:

Ча: чай, чайник, чайка, час, часто, чашка, чадо, чан, чаша.

Чу: чудо, чуб, чуткий; чугун, чугунок, чудак, чудеса, чугунный, чудной, Чукотка.

Чи: чиж, чижик, чинный, чистить; читать, чихать, читатель.

Че: чек, чей, чешки; чемодан, чемпион.

Чё: чётный, чёткий.

Чтение, чтец.

8. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ч].


9. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Пень - пенёчек

замок -

стакан -

кувшин -

палец -

язык -

гамак -

бок -

бак -

ваза -

коза -

вода -

собака -

коса -

кофта -

сани -

кисть -

ключ -

мяч -

10. Игра на автоматизацию звука [Ч] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ч; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ч].

11. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ч]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ч] в названии выпавшей картинки.

12. Проговаривать слова с двумя звуками [Ч]:

Чечевица, чечётка, чукча, чепчик.

13. ДИ «Чей хвост, чья шубка, чьё ухо?»:

Образование притяжательных прилагательных.

Заяц - (заячий, заячья, заячьё)

Белка -

14. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ч]:

Мамочкина шапочка ягодная начинка

чугунная печка Ванечкин зайчик

удобные ботиночки кожаный чемоданчик

чугунная ванна новая маечка

тонкая веточка мягкие тапочки

чайные чашки пахучий мёд

Анечкин мячик дикая уточка

мягкая овчинка тёмная тучка

умный ученик дубовая бочка

новый учебник

15. ДИ «Сосчитай до 5»:

новый учебник

чугунная печка

чайная чашка

16. Проговаривать предложения:

Сонечка чистит ботиночки. Ученики читают стихи. Мамочка готовит сочный кабачок. У бычка хвостик кисточкой. На кочке сидит уточка. Танечка играет с мячиком. Бабушка сшила внучке юбочку. Мальчик пьет молочный коктейль. Санечка и Ванечка пасут бычков. У девочки в сачке бабочка. Светочка достает из чемодана маечку и кофточку. У мамочки часы, а у дочки - часики. Девочка Светочка и мальчик Санечка чинят часы. Это Светочкин зайчик, а это Вовочкин бычок. Сонечка сидит на скамеечке, а птичка на веточке.

17. Проговаривать тексты:

Дачники.

На даче Коля и Ваня помогают маме, чем могут: наливают воду в бочку, поливают кабачки, топят печку. Мама называет мальчиков дачниками.

Паучок.

Ткёт паучок паутинку. Ниточка к ниточке, от веточки к веточке. Вот и готова паутинка. Думает паучок: «Попадёт муха в паутинку. Будет чудно!». Но вот птичка чуть-чуть качнула веточку. Нет у паучка ни мухи, ни паутинки.

Текст проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р]:

У бабушки.

Летом Танечка ездит отдыхать к бабушке в деревню. У бабушки большой кирпичный дом. В бревенчатом хлеву живут бычок и овечка. За домом течёт ручеёк. Там плавают уточки.

Вечером внучка с бабушкой накрывают на стол. На столе чай в чайнике, молочко, клубничка, черника, свежие булочки.

Из печки бабушка достаёт чугунок с картошечкой, печёные яблочки, а из бочонка грибочки. Часто к ним заходит соседская девочка Олечка и мальчик Ванечка.

После ужина дети по очереди читают интересные книжечки.

18. Проговаривать чистоговорки:

У зайчика значок,

На значке - кабачок.

Ученик задачей

Очень озадачен.

Танечка чётко

Отбивает чечётку.

Ни у кого так чечётка

Не звучит так чётко.

В тумбочке Ани чего только нет:

Пачка печенья, куча конфет,

В продолжение темы:
Дтп

Дутастерид - активное вещество, входящее в группу ингибиторов редуктазы, применяемое для лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Фармакологическое...

Новые статьи
/
Популярные