"Московский любовный треугольник": какие тайны хранит Спиридоновка. "Московский любовный треугольник": какие тайны хранит Спиридоновка Дом м д тарасовой

Я познакомился с эти домом во время экскурсии по Булгаковским местам, которую мы совершили в ноябре месяце. Экскурсия была ночной и поэтому все дома, которые мы посмотрели, предстали перед нами в немного мистическом свете.










Я познакомился с эти домом во время экскурсии по Булгаковским местам, которую мы совершили в ноябре месяце. Экскурсия была ночной и поэтому все дома, которые мы посмотрели, предстали перед нами в немного мистическом свете.
Как рассказал нам экскурсовод, постройку этого дома заказал архитектору Ивану Владиславовичу Жолтовскому купец 1-й гильдии Гавриил Асланович Тарасов -владелец Екатеринодарской Большой мануфактуры, меценат. Богатство Тарасову принесла торговля ватой. Позже он значительно расширил профиль своей деятельности, торговал нефтью, зерном. В Москву Тарасов приехал из Екатеринодара. Гавриил Асланович принадлежал к армянскому роду Тарасян. Фамилия русифицировалась и после него уже все стали Тарасовы.
Этот участок на Спиридоновке Тарасов купил в 1902 г., в 1907 г. он приступил к сносу прежних строений. В 1908 г. архитектор И.В. Жолтовский (помощник - инженер А. Н. Агеенко) начали строительство нового особняка. Внутреннее убранство получилось гораздо интересней лаконичного, даже мрачноватого фасада.
Самое богатое убранство в комнатах, расположенных вдоль Большого Патриаршего пер. Эта часть предназначалась для проживания самого Г. А. Тарасова и его семьи.
Он не дожил до конца строительства – скончался в 1911 г. Достраивали особняк его сыновья. Им тоже не пришлось пожить в особняке – практически все время после окончания строительства и до революции они провели в судебных тяжбах по вступлению в наследство. Сыновья пытались снизить стоимость этого здания, чтобы меньше платить налогов. В 1917 г. сыновья Гавриила Аслановича покинули Россию. Сейчас единственная ветвь Тарасова проживает во Франции.
Один из его потомков вошел в мировую культуру под именем Анри Труайя, французского писателя, лауреата Гонкуровской премии и члена Французской академии. Потомки Тарасова в этом доме не бывают и нам побывать внутри здания тоже не удалось.
Жилым здание никогда не было, хотя строилось как резиденция. Это слово, пожалуй, наиболее точно отражает замысел Гавриила Аслановича.
После революции и до 1937 г. здание занимал Верховный Суд СССР, потом, перед Великой Отечественной войной, особняк был передан дипломатическим службам. Некоторое время здесь располагалось посольство Германии, затем Польши. Институт Африки получил это здание в 1979 г. и занимает до сих пор.

Особняк Тарасова – копия дворца Тиена в Виченце (Италия) архитектора Андреа Паладио, любимого зодчего Жолтовского.
Наверно купец Тарасов очень любил Италию, раз построил себе дом,похожий на итальянский дворец.
Практически все архитектурные формы заимствованы у итальянского оригинала. Пропорции сняты с дворца Дожей в Венеции; высота первого этажа на треть превышает высоту последующих этажей.
Смотрится это очень необычно и я думаю, что первый огромный этаж купец Тарасов строил именно для себя.
Может быть это было сделано для придания дому монументальности. Высота этого трехэтажного здания 17 метров, но, несмотря на его внушительные размеры, он состоит всего из двух квартир.
Ещё экскурсовод нам сказала, что этот московский дом интересен цельностью выраженного в нем от фасада до фурнитуры дверей и окон стиля Возрождения.
Над арками были открытые террасы. На крыше был балкон с балюстрадой и верандой, по которой можно было перейти из одной части дома в другую. Террасы пришлось закрыть, эксплуатировать их в нашем климате неудобно.
На их месте оборудованы конторские комнаты. Въездные арки также были закрыты; сейчас здесь находится библиотека. Анфиладные дверные проемы сохранились, но прикрыты шкафами с книгами. Сохранился ключ от двери библиотеки, раньше им открывался вход в парадную часть дома.
В той части особняка, которая располагается вдоль Спиридоновки на фасаде нет входа и это придает зданию особенную монументальность. Эта часть дома предназначалась для приемов. Расположение комнат вдоль Б. Патриаршего переулка и вдоль Спиридоновки – анфиладное, т.е. из одной части дома в другую можно было пройти не по коридору, а через комнаты.
Тарасов полностью отдал внешнее и внутреннее оформление особняка на волю архитектора и художников, поставив только одну задачу: главное - роскошь.
Вообще, особняк славен именно росписью потолка, к которой были привлечены такие известные театральные художники-декораторы как Игнатий Нивинский и Евгений Лансере (член объединения «Мир искусства»).
Нивинский расписывал квартиру хозяев, а Лансере – залы приемов. Росписи потолков – это стилизация под стиль Возрождения. Рисовали художники по сырой штукатурке. Невинский и Лансере были тогда очень популярными, модными художниками, видимо поэтому их и пригласили.
Вообще семья Тарасовых была известна как меценаты, театралы. Может, поэтому роспись заказали театральным художникам. Сейчас особняк иногда посещает правнук Лансере, он пишет научную работу по произведениям прадеда. В Синем зале, как в малом и большом залах для приемов на стенах размещены карнизы для ковров, картин или гобеленов. На дверях и оконных рамах сохранилась оригинальная фурнитура.
Стены имеют лаконичный декор, все внимание зрителя, по замыслу архитектора, должно быть обращено на потолок. Сочетание горизонтальных балок мореного дерева на потолке и светлых вертикальных колонн на стенах придают пространству благородную сдержанную роскошь.
Из холла мы попадаем в Большой зал для приемов. В наше время он используется для проведения собраний института.
В нем находится один из трех каминов дома. Все они действующие, сотрудники института ими пользуются.
Камины сделаны из искусственного камня. Потолок кессонированный, из мореного дерева. В этом помещении особая атмосфера, я бы сказал, что из всех ощущений доминирует торжественность. Как это достигнуто?
За счет сочетания цветов: приглушенных оттенков высокого фриза под потолком, однотонных стен, камина и балок потолка… И там на потолке среди мореного дерева выделяется золотой и голубой цвет мелких изобразительных деталей… Все остальное только фон для этих небольших цветных пятен.
Экскурсовод нам рассказал, что потолке видны надписи на латыни, например «Danae pluvio auro Perseum conceperat» («Даная от дождя золотого зачала»). Сейчас здесь читальный зал. Орлы на потолке появились в то время, когда здание занимало польское посольство.
Какой рисунок здесь был первоначально не известно. Мозаичное панно на лестнице – дар африканского народа институту (80-е гг.).

В холле на потолке видны протечки, утраты декора, причина в том, что на крыше была открытая терраса (переход из парадной части квартиры в жилую). Кровля была сделана некачественно и постоянно протекала. Террасу закрыли.
Колонны в холле сделаны из искусственного мрамора. Определить это можно только подойдя к ним очень близко.
Когда делали вскрытие стен, обнаружили первоначальные краски, стены тогда были серо-оливковых тонов. Здесь находится второй камин особняка.
Потолок в кабинете – картинная галерея. Над головой посетителя в рамках в красивой симметрии расположены рисунки по античным сюжетам. В этом зале находится 1-я копия Нивинского (исчисление внутри особняка) картины Тинторетто «Рождение млечного пути». По легенде бог Кронос прикладывает к груди богини Геи маленького Геракла, чтобы обожествить его, поскольку он рожден от простой женщины. Брызги молока из груди становятся звездами Млечного пути.
У Тинторетто была еще нижняя часть картины, где молоко падает на землю и так рождаются белые лилии. Первый вариант этой картины мы видели в Малом зале для приемов в жилой части дома. У Тинторетто было семь вариантов этой картины. Но и у его картин не осталось нижней части и присутствие белых лилий передается из уст в уста как легенда. Может быть, нижняя часть картин была удалена художником, чтобы сохранить пропорции? Неизвестно.
Вторая лестница ведет из холла, в который попадает в наше время каждый посетитель института Африки, вошедший через единственную дверь дома со стороны Б. Патриаршего переулка.
Может показаться, что на сводчатом потолке мозаика, на самом деле это роспись, искусно имитирующая мозаику.
Рядом с лестницей на первом этаже расположены анфиладой три зала. У них нет названий, поэтому я использую цифры. Отделка дверных порталов – природный камень, привезенный из Италии. Из Италии, как мне сказали, на подводах привезли и два очень красивых больших венецианских зеркала.
Все люстры в этих залах русской работы, но стеклянные элементы венецианские. Обработка стен самая простая (штукатурка), кое-где используется натуральный камень, привезенный из Венеции. Стены сделаны из искусственного мрамора.
В основном потолки кессонированные, разбитые на разных размеров кессоны. В кессонах роспись по мотивам древнегреческой мифологии. Сюжеты и изображения богов и богинь достаточно узнаваемы.
В зале особняка, которая расположена вдоль Б. Патриаршего переулка самые богатые росписи. Автограф Невинского отчетливо виден на одной из картин (это не копия с картины итальянских мастеров, а оригинальная работа). Расписные потолки – копии картин Тинторетто, самая известная его картина – «Рождение млечного пути» присутствует в двух вариантах: в Малом зале для приемов и здесь во тором зале.
Миф повествует о самом раннем этапе жизни знаменитого Геракла. Как известно, Геракл был сыном Бога Зевса и земной женщины. Небесный отец захотел, чтобы его сын стал бессмертным. Для этого он усыпил свою жену Геру, взял младенца, который уже в самые ранние годы отличался огромной силой, и приложил его к груди Геры для того, чтобы Геракл напился божественного молока. Геракл стал пить молоко так энергично, что молоко расплескалось.
Те капли, что попали на небо, превратились в звёзды и образовали тот самый Млечный Путь, который называется "Млечный" именно по аналогии с расплескавшимся "молоком". Капли, которые попали на землю, превратились в белоснежные лилии.
Герб над камином не имеет отношение ко времени постройки, он был сделан позже кем-то из арендаторов.Отопление для каждой из двух квартир было отдельное (отопительные котлы находились в подвале).
Вообще в доме использованы самые передовые технические решения того времени. Трубы проведены в толще стен, во всех комнатах размещены радиаторы парового отопления. В доме было электричество и санузлы. Для подъема и спуска белья, посуды, для подсобных работ на черной лестнице был сделан грузовой лифт. В здании работала собственная прачечная.
В ближайшие годы в особняке Тарасова будет проведена научная реконструкция. Реконструкция должна обновить инженерные коммуникации, кровлю. Необходимо привести в порядок полы, двери; почистить, обновить архитектурные элементы: балки и лепнину. Росписью реставраторы займутся, если останется время и деньги; сейчас она в прекрасной сохранности.
Мне очень понравилась архитектура этого дома и рассказ экскурсовода про историю этого дома.


(кликните на фотографию, чтобы увеличить ее)

Историческая справка
Постройку этого дома заказал архитектору Ивану Владиславовичу Жолтовскому купец 1-й гильдии Гавриил Асланович Тарасов владелец Екатеринодарской Большой мануфактуры, меценат. Богатство Тарасову принесла торговля ватой. Позже он значительно расширил профиль своей деятельности, торговал нефтью, зерном. В Москву Тарасов приехал из Екатеринодара. Гавриил Асланович принадлежал к армянскому роду Тарасян. Фамилия русифицировалась и после него уже все стали Тарасовы.

Этот участок на Спиридоновке Тарасов купил в 1902 г., в 1907 г. он приступил к сносу прежних строений. В 1908 г. архитектор И.В. Жолтовский (помощник - инженер А. Н. Агеенко) начали строительство нового особняка. Внутреннее убранство получилось гораздо интересней лаконичного, даже мрачноватого фасада. Самое богатое убранство в комнатах, расположенных вдоль Большого Патриаршего пер. Эта часть предназначалась для проживания самого Г. А. Тарасова и его семьи. Он не дожил до конца строительства - скончался в 1911 г. Достраивали особняк его сыновья. Им тоже не пришлось пожить в особняке – практически все время после окончания строительства и до революции они провели в судебных тяжбах по вступлению в наследство. Сыновья пытались снизить стоимость этого здания, чтобы меньше платить налогов. В 1917 г. сыновья Гавриила Аслановича покинули Россию.

Сейчас единственная ветвь Тарасова проживает во Франции. Один из его потомков вошел в мировую культуру под именем Анри Труайя, французского писателя, лауреата Гонкуровской премии и члена Французской академии. Потомки Тарасова в этом доме не бывают.

Жилым здание никогда не было, хотя строилось как резиденция. Это слово, пожалуй, наиболее точно отражает замысел Гавриила Аслановича. После революции и до 1937 г. здание занимал Верховный Суд СССР, потом, перед Великой Отечественной войной, особняк был передан дипломатическим службам. Некоторое время здесь располагалось посольство Германии, затем Польши. Институт Африки получил это здание в 1979 г. и занимает до сих пор.

В один из красивых теплых от солнца и воспоминаний о лете сентябрьских дней я вошел в парадный (он же единственный) подъезд института Африки в Большом Патриаршем переулке. Осведомился у консьержа, где находится кабинет заместителя директора и бодро зашагал прямо по коридору… На лестнице, по которой я поднялся, из-за каждой из двух дверей мне сказали, что кабинета с таким номером у них нет. Устремившись в противоположную от лестницы сторону, я попал во внутренний двор особняка… Пришлось вернутся к консьержу. Он моему рассказу не удивился и предложил другой путь. Вторая попытка оказалась удачней и, парадная лестница вывела меня на второй этаж, где я встретил заместителя директора института. Ощущение не полного понимания пространства, в которое я попал, сопровождало меня во время всего путешествия… Лишь позже, когда я обрабатывал фотографии и готовил текст для очерка, я постиг замысел заказчика и архитектора…

Особняк Тарасова – копия дворца Тиена в Виченце (Италия) архитектора Андреа Паладио, любимого зодчего Жолтовского. Практически все архитектурные формы заимствованы у итальянского оригинала. Пропорции сняты с дворца Дожей в Венеции; высота первого этажа на треть превышает высоту последующих этажей. Это сделано для придания дому монументальности. Высота этого трехэтажного здания 17 метров, но, несмотря на его внушительные размеры, он состоит всего из двух квартир. Этот московский дом интересен цельностью выраженного в нем от фасада до фурнитуры дверей и окон стиля Возрождения. Люстры, бра были частью приобретены у антикваров, частью выполнены по рисункам художников. Дверной портал с мраморными наличниками инкрустированы гранитом и яшмой. Ничего из первоначальной обстановки до наших дней не дошло. И вообще неизвестно, была ли завезена мебель после окончания строительства. Поэтому в нашем очерке мы будем говорить только об архитектуре.

Внутренний двор
Для меня было полной неожиданностью, что у дома есть внутренний двор. В центре двора расположен фонтан (не действующий) и садовая скульптура. Время их появления неизвестно, но точно после окончания строительства и до размещения здесь института Африки. В этом дворике в стиле итальянского палаццо всегда одинаково тихо и уютно…

Парадная часть дома

Въезд в дом
Со стороны Б. Патриаршего переулка, где видны закрытые арки, был въезд в дом. Сюда приезжали на экипажах, а с 1914 года сыновья Тарасова пользовались автомобилями. Въездные арки соединяли две квартиры и в то же время разъединяли их. Над арками были открытые террасы. На крыше был балкон с балюстрадой и верандой, по которой можно было перейти из одной части дома в другую. Террасы пришлось закрыть, эксплуатировать их в нашем климате неудобно. На их месте оборудованы конторские комнаты. Въездные арки также были закрыты; сейчас здесь находится библиотека. Анфиладные дверные проемы сохранились, но прикрыты шкафами с книгами. Сохранился ключ от двери библиотеки, раньше им открывался вход в парадную часть дома.

В той части особняка, которая располагается вдоль Спиридоновки на фасаде нет входа и это придает зданию особенную монументальность. Эта часть дома предназначалась для приемов. Расположение комнат вдоль Б. Патриаршего переулка и вдоль Спиридоновки – анфиладное, т.е. из одной части дома в другую можно было пройти не по коридору, а через комнаты.

Синий зал (1 этаж)
Тарасов полностью отдал внешнее и внутреннее оформление особняка на волю архитектора и художников, поставив только одну задачу: главное - роскошь. Вообще, особняк славен именно росписью потолка, к которой были привлечены такие известные театральные художники-декораторы как Игнатий Игнатьевич Нивинский и Евгений Евгеньевич Лансере (член объединения «Мир искусства»). Нивинский расписывал квартиру хозяев, а Лансере – залы приемов. Росписи потолков – это стилизация под стиль Возрождения. Рисовали художники по сырой штукатурке. Невинский и Лансере были тогда очень популярными, модными художниками, видимо поэтому их и пригласили. Вообще семья Тарасовых была известна как меценаты, театралы. Может, поэтому роспись заказали театральным художникам. Сейчас особняк иногда посещает правнук Лансере, он пишет научную работу по произведениям прадеда.

В Синем зале, как в малом и большом залах для приемов на стенах размещены карнизы для ковров, картин или гобеленов. На дверях и оконных рамах сохранилась оригинальная фурнитура.

Холл (1 этаж)
Стены имеют лаконичный декор, все внимание зрителя, по замыслу архитектора, должно быть обращено на потолок. Сочетание горизонтальных балок маренного дерева на потолке и светлых вертикальных колонн на стенах придают пространству благородную сдержанную роскошь.

Большой зал для приемов
Из холла мы попадаем в Большой зал для приемов. В наше время он используется для проведения собраний института.

В нем находится один из трех каминов дома. Все они действующие, сотрудники института ими пользуются. Камины сделаны из искусственного камня. Потолок кессонированный, из мореного дерева. В этом помещении особая атмосфера, я бы сказал, что из всех ощущений доминирует торжественность. Как это достигнуто? За счет сочетания цветов: приглушенных оттенков высокого фриза под потолком, однотонных стен, камина и балок потолка… И там на потолке среди мореного дерева выделяется золотой и голубой цвет мелких изобразительных деталей… Все остальное только фон для этих небольших цветных пятен.

Малый зал для приемов
На потолке видны надписи на латыни, например «Danae pluvio auro Perseum conceperat» («Даная от дождя золотого зачала»). Сейчас здесь читальный зал.

Первая парадная лестница
Орлы на потолке появились в то время, когда здание занимало польское посольство. Какой рисунок здесь был первоначально не известно. Мозаичное панно на лестнице – дар африканского народа институту (80-е гг.).

Холл на втором этаже
В холле на потолке видны протечки, утраты декора, причина в том, что на крыше была открытая терраса (переход из парадной части квартиры в жилую). Кровля была сделана некачественно и постоянно протекала. Терассу закрыли.

Колонны в холле сделаны из искусственного мрамора. Определить это можно только подойдя к ним очень близко.
Когда делали вскрытие стен, обнаружили первоначальные краски, стены тогда были серо-оливковых тонов. Здесь находится второй камин особняка.

Кабинет
Потолок в кабинете – картинная галерея. Над головой посетителя в рамках в красивой симметрии расположены рисунки по античным сюжетам. В этом зале находится 1-я копия Нивинского (исчисление внутри особняка) картины Тинторетто «Рождение млечного пути». По легенде бог Кронос прикладывает к груди богини Геи маленького Геракла, чтобы обожествить его, поскольку он рожден от простой женщины. Брызги молока из груди становятся звездами Млечного пути. У Тинторетто была еще нижняя часть картины, где молоко падает на землю и так рождаются белые лилии. Первый вариант этой картины мы видели в Малом зале для приемов в жилой части дома. У Тинторетто было семь вариантов этой картины. Но и у его картин не осталось нижней части и присутствие белых лилий передается из уст в уста как легенда. Может быть, нижняя часть картин была удалена художником, чтобы сохранить пропорции? Неизвестно.

Жилая часть дома

Вторая парадная лестница
Вторая лестница ведет из холла, в который попадает в наше время каждый посетитель института Африки, вошедший через единственную дверь дома со стороны Б. Патриаршего переулка. Именно по ней я и поднялся на второй этаж во время счастливой попытки найти кабинет заместителя директора института. Может показаться, что на сводчатом потолке мозаика, на самом деле это роспись, искусно имитирующая мозаику.

Зал 1
Рядом с лестницей на первом этаже расположены анфиладой три зала. У них нет названий, поэтому я использую цифры. Отделка дверных порталов – природный камень, привезенный из Италии. Из Италии, как мне сказали, на подводах привезли и два очень красивых больших венецианских зеркала. Все люстры в этих залах русской работы, но стеклянные элементы венецианские. Обработка стен самая простая (штукатурка), кое-где используется натуральный камень, привезенный из Венеции. Стены сделаны из искусственного мрамора.

В основном потолки кессонированные, разбитые на разных размеров кессоны . В кессонах роспись по мотивам древнегреческой мифологии. Сюжеты и изображения богов и богинь достаточно узнаваемы.

Зал 2
В этой части особняка, которая расположена вдоль Б. Патриаршего переулка самые богатые росписи. Автограф Невинского отчетливо виден на одной из картин (это не копия с картины итальянских мастеров, а оригинальная работа). Расписные потолки – копии картин Тинторетто, самая известная его картина – «Рождение млечного пути» присутствует в двух вариантах: в Малом зале для приемов и здесь во тором зале.

Зал 3
Герб над камином не имеет отношение ко времени постройки, он был сделан позже кем-то из арендаторов.

Отопление для каждой из двух квартир было отдельное (отопительные котлы находились в подвале). Вообще в доме использованы самые передовые технические решения того времени. Трубы проведены в толще стен, во всех комнатах размещены радиаторы парового отопления. В доме было электричество и санузлы. Для подъема и спуска белья, посуды, для подсобных работ на черной лестнице был сделан грузовой лифт. В здании работала собственная прачечная.

В особняке Тарасова очень много комнат. Мы осмотрели только самые ценные с художественной и самые красивые с эстетической точки зрения.

Реставрация
В ближайшие годы в особняке Тарасова будет проведена научная реконструкция. Реконструкция должна обновить инженерные коммуникации, кровлю. Необходимо привести в порядок полы, двери; почистить, обновить архитектурные элементы: балки и лепнину. Росписью реставраторы займутся, если останется время и деньги; сейчас она в прекрасной сохранности.

Вот и закончилось путешествие в эпоху Возрождения. Я видел немного зданий в этом стиле, а побывал внутри впервые. Впечатление сильное…, настолько, что ходить в него каждый день на работу мне было бы непросто. Размышляя так, я оказался на Патриарших прудах около павильона. Семья лебедей кормилась хлебными крошками. На берегу молодая мама просила дочь не подходить к птицам слишком близко. Девочка все равно протягивала лебедям свой кулачок; самец не в серьез отпугивал ее. Самка плавала на некотором отдалении от берега и с любопытством разглядывала людей…

Благодарности:
Автор выражает благодарность заместителю директора института Африки РАН Ольге Анатольевне Мыскиной и главному специалисту Управления контроля за сохранением и использованием объектов архитектуры и истории Котт Наталье Анатольевне за огромную помощь при подготовке этого очерка.

Текст и фотографии Сергей Селихов

Даты тура и число свободных мест онлайн:

Проверяем даты, наличие мест и цены...

ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА:

  • Cбор в 10:15 у ст.м. "Новослободская" (встреча с гидом у входа в Макдональдс), экскурсовод с табличкой "название тура". Отправление в 10:30.
  • Тематическая автобусная экскурсия по Москве . Италия для русского человека всегда была «мечтой, … образом красоты и радости жизни». Ни одна из стран мира не имела (и не имеет!) такого культурного воздействия на Россию, как Италия. Итальянская культура, искусство и архитектура, итальянская музыка, итальянский язык и даже итальянская кухня таинственным и мистическим образом оказывали влияние на всю российскую культуру - и тысячу лет назад, с момента завязывания торговых связей с Италией, и после татаро-монгольского нашествия, и в XVII-XIX веках и, особенно, в наши дни. Сегодня мы попытаемся разгадать загадку извечной и древней тяги русской души к Италии и всему итальянскому! Приглашаем вас на новую авторскую экскурсию – вдохновляющее и возрождающее путешествие по Москве итальянской. Декорациями нашего увлекательного путешествия станут самые красивые улицы, площади и здания нашего города! Вы увидите Кремлевские башни и Манежную площадь, Гостиный двор и Политехнический музей, особняк Рябушинского и новый роскошный, элитный жилой комплекс Римский квартал – шедевр современного «итальянского» зодчества.
  • Эксклюзивная экскурсия в особняк Тарасова с осмотром фресок и росписей художников Нивинского и Лансере . Самой запоминающейся и особенной «итальянской» изюминкой нашего путешествия станет эксклюзивная экскурсия в особняк Тарасова на Спиридоновке (сегодня - институт Африки РАН). Это необыкновенное здание – почти точная копия итальянского палаццо Тьене, возведенного в Виченце (Италия) великим архитектором Андреа Палладио в 1553 году. Особняк Тарасова построил последователь палладианства, архитектор Жолтовский в 1912 году, а основной девиз строительства его заказчик промышленник Тарасов сформулировал так: «Главное – роскошь!»
    Этот роскошный особняк многие видели снаружи и лишь немногие побывали внутри. Проходя по залам роскошного палаццо, вы услышите захватывающую историю владельцев особняка Тарасовых, увлекательную, как исторический роман. Узнаете о судьбе потомков этого влиятельного армянского рода, среди которых – знаменитый французский писатель Анри Труайя, богатейший нефтепромышленник и меценат Николай Лазаревич Тарасов и наш современник, первый «советский» миллионер Артем Тарасов. Самое впечатляющее украшение особняка – уникальные росписи по сырой штукатурке на темы греческой мифологии. Фрески выполнены знаменитыми театральными художниками Лансере и Нивинским. По периметру потолков пущены богатые фризы с росписями в технике гризайль, создающие эффект объемных барельефов, здесь же расположены сотни мельчайших картин учеников Строгановского училища, сюжеты которых не повторяются. Фрески палаццо Тарасова можно рассматривать часами…
  • Обед в итальянском ресторане "Bella Pasta", где вы отведаете национальные блюда Италии – тосканский традиционный суп "каччукко", спагетти "Помадори" со спелыми томатами и легендарный ликер "лимончелло". (доп. плата при покупке тура).
  • Окончание программы на ул. Спиридоновка.

Стоимость тура на 1 человека взр./реб. до 14 лет - Дополнительно оплачивается (по желанию) итальянский обед - 1200 руб.

Полезная информация. Продолжительность экскурсии: 4 часа.

В стоимость тура включено: пешеходная экскурсия (услуги гида), входные билеты.

Бронирование тура "Особняк Тарасова на Спиридоновке"

Дата тура*:
ФИО туристов*:
Количество детей до 14 лет среди туристов*: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Питание*: Включить обед в стоимость путевки Путевка без обеда
В какой офис отправить заявку (выберите)*: Москва Нижний Новгород Санкт-Петербург Я из другого города
Способ оплаты (выберите)*: [? ]
Наличными или картой в офисе в Москве, СПб, Н.Новгороде Безналичным платежом через банк Картой Visa/Mastercard/Maestro/МИР через сайт Оплата через терминалы Qiwi
Предпочтительный способ связи (выберите)*: По телефону По WhatsApp По электронной почте
Я ознакомлен и согласен с

Помпезное здание на углу улицы Спиридоновка, 30 и Большого Патриаршего переулка, 1 по своему исполнению выпадает из архитектурного ряда наиболее распространенных в Москве градостроительных стилей и их разновидностей. Такой тип зданий без труда можно встретить, например, в Санкт-Петербурге или в итальянских городах, но никак не в Первопрестольной.

Так как же появился этот дом с крупной рустовкой стен и достаточно громоздким обрамлением оконных проемов с прямоугольными «муфтами» в самом центре столицы?

Здание было построено в период с 1909 по 1912 годы на средства Гавриила Тарасова - крупного предпринимателя, владельца торговой фирмы и выходца из знатной армянской семьи (ее представителями были Николай Тарасов, финансировавший Художественный театр и создавший с партнером кабаре «Летучая мышь», и Лев Тарасов, больше известный нам как писатель из Франции Анри Труайя).

В память о владельце над первым этажом была нанесена надпись на латинском «GABRIELVS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI M» , что переводится как «Гаврила Тарасов построил в 1910 году от Рождества Христова» , хотя самого хозяина не стало за год до окончания строительства - в 1911.

Архитектурный проект выполнил известный архитектор Иван Владиславович Жолтовский , а прототипом ему послужило палаццо Тьене, созданное зодчим Андреа Палладио (в некоторых источниках указывается, что последний лишь руководил работами при строительстве, а сам проект исполнил Джулио Романо).

« … Общую композицию этого дома мастер задумал выполнить в полном соответствии с палаццо Тьене, выстроенным Палладио в Виченце, но совершенно изменив при этом его пропорции.

Об отношениях так называемого «золотого сечения» он знал в то время еще очень мало. Зато он помнил, что при изучении Дворца дожей в Венеции ему очень понравилось пропорциональное соотношение его верхней и нижней частей.

По произведенному тогда в натуре промеру И. В. Жолтовский установил, что нижняя часть этого дворца на 1/13 больше по высоте, чем его верхняя часть. Палаццо Тьене, наоборот, имеет небольшую нижнюю и большую верхнюю часть. Для вновь проектируемого дома Тарасова зодчий принял пропорциональные отношения венецианского Дворца дожей. Аналогичные изменения пропорциональных соотношений он внес и в остальные элементы здания.

Таким образом, хотя выстроенное Жолтовским сооружение своим внешним обликом и напоминает палаццо Тьене, оно имеет совершенно другие пропорции. Благодаря этому оно представляет собой не механическую копию, а творчески переосмысленное произведение …»

Оформление внутренних помещений, которые также были декорированы в итальянском стиле, проводилось по эскизам художников Евгения Евгеньевича Лансере и Игнатия Игнатьевича Нивинского.

Затем здание по адресу улица Спиридоновка, 30/1 (Большой Патриарший переулок) передали сначала посольству Германии, следом - дипломатам Польши, и, в конце концов, в особняке разместился Институт Африки РАН.

Хлебный пер., 21/4
1909-1910, арх. К.А. Грейнерт, М.Г. Гейслер

На пересечении Хлебного и Малого Ржевского переулка стоит небольшой комплекс из трех зданий. Это городская усадьба одного из братьев Тарасовых, известнейших екатеринодарских купцов 1-й гильдии, – Михаила Аслановича (Афанасьевича) Тарасова.

Интересный неоклассический особняк, декоративная орнаментика которого навеяна мотивами графики «Мира искусства». Гладь стен, волнообразная фактура заполнения подоконных филенок второго этажа в сочетании с «густым» ампирным декором карнизов и тонкими поясками, «бусами», гирляндами аттиков создают оригинальный и, по-своему, уникальный вариант неоклассической стилистики.

Главный дом усадьбы был выстроен в 1909-1910 годах по проекту инженера Михаила Гейслера. Интересно, что Гейслер никогда не считал себя архитектором. Он был владельцем солидной строительной конторы. Возможно, его компания выступала лишь как генподрядная организация. Дело в том, что, судя по фотодокументам 1910 года, существующая планировка, а Ряд исследователей полагают, что настоящий автор здания - Карл Грейнерт.

Фасады двухэтажного, частью трехэтажного с подвалом и антресолями кирпичного главного дома городской усадьбы, сохранили первоначальную композицию и декоративную отделку в формах неоклассицизма начала ХХ века, с многочисленными стильными деталями (вазоны, размещенные в эдикулах, маскероны, гирлянды, лепные фризы и пр.). Основные оси фасадов акцентированы балконами; в уступе южного дворового фасада устроена терраса, антаблемент которой поддерживается спаренными колоннами ионического ордера.


Животный мир этого особняка тоже богат. В частности, присутствуют грифоны, которые имволизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню.
Обратите внимания и на людей. Такие скромные атланты, которые прячутся в стене и ничего не поддерживают. Такие изображения людей характерны больше для модерна, они как будто с картинок лучших иллюстраторов того времени - Билибина или Васнецова, но здесь они остроумно сочетают и классицистические мотивы: их бороды превращаются в листья аканта. Примечательны также лебеди, орлы и бараньи головы.


Из оценочной описи 1914 года известно, что подвал и первый этаж занимала квартира домовладельца Михаила Тарасова, состоявшая из 12 комнат. На втором и третьем этажах находилась квартира некоего господина Бера. В здании до сих пор сохранилось два входа: из Малого Ржевского переулка – парадный вход в квартиру домовладельца, и из Хлебного переулка – вход в квартиру на втором этаже. Также на первом и втором этажах сохранилась историческая планировка с анфиладами парадных помещений и жилой зоной. После революционных событий 1917 года в усадьбе разместился «комиссариат по польским делам» в составе народного комиссариата по делам национальностей. Позже знания были отданы детскому дому и, наконец, бельгийской миссии.


Хотелось бы отдельно рассказать о клане Тарасовых, к которому принадлежал хозяин здания. Их можно поставить в один ряд с Морозовыми и Рябушинскими. На Спиридоновке, Поварской или Никитской в начале XX века просто так было уже не поселиться, а уж тем более построить шикарный особняк. Тарасовы были армянской семьей из Армавира. Говорят, что изначально фамилия звучала как Тарасян, но позже с появлением богатства «русифицировалась». Основателем династии считается Аслан Тарасов, занимавшийся различным бизнесом на юге России, его сыновья в свою очередь основали Мануфактуру братьев Тарасовых и перебрались в Москву, где Гавриил Асланович Тарасов прославился благодаря особняку на Спиридоновке. Однако же в Москву они приехали еще далеко не миллионерами. Их знакомый предприниматель-коллекционер Н.П.Щукин вспоминал: «Вначале братья Тарасовы жили весьма скромно; ездили по железной дороге в третьем классе, возили с собой мешки с сухарями из черного хлеба, которым питались дорогой, носили зимой потертые бараньи шубы, но потом они разбогатели, и мы увидели их в собольих шубах с бобровыми воротниками…»
В продолжение темы:
Осаго

Без селедки сегодня сложно представить праздничный стол, с ней делают прекрасные закуски, ее можно мариновать, жарить или запекать. Рыба известна не только своим отменным...

Новые статьи
/
Популярные