Культы личности: причины, цели формирования и примеры. Культы личности: причины, цели формирования и примеры Формирование политических партий, и их функции

Культ личности Сталина - возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола

К. л. Сталина возник в полном противоречии с природой социализма, сов. строя, с природойКоммунистической партии.

Сталини́зм - тоталитарная политическая система в СССР в конце 1920-х - начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и господствовавшей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества. Ряд исследователей считают сталинизм одной из форм тоталитаризма.

Идеология

  • Подход первый – согласно этому подходу, у Сталина и сталинизма не было никакой особой собственной идеологии. По этой версии, Сталин не был политическим теоретиком или тем более философом, поэтому он и не изобретал каких-то особых идеологических положений. Сталин просто следовал направлением, которое заложил его предшественник, Ленин, и которое было сутью всего большевистского строя на территории бывшей Российской империи. Сторонники этого мнения полагают, что у сталинизма не было никакой особенной идеологии, потому что сталинизм ими воспринимается исключительно как построенная с опорой на партийную бюрократию и на репрессивные органы система личной власти одного человека. Сталинизм - это в чистом виде диктатура, которая использует для контроля над массами, помимо аппарата насилия, уже существующие идеологические лозунги и идеи. Так что вердикт данного мнения – у сталинизма не было никакой идеологии, разве что кроме идеологии личной абсолютной власти;
  • Подход второй – его сформулировал потерпевший поражение в борьбе за власть в партии и в целом государстве наиболее яркий и влиятельный противник Сталина, Троцкий. Он также, по сути, отказывал Сталинув создании какой-то особенной идеологии, которая бы служила опорой его режиму. Троцкий полагал, что сам приход Сталина к власти и его поддержка со стороны большинства членов партии является ничем иным, как победой мелкобуржуазного сознания над чистыми социалистическими и коммунистическими идеями, которые якобы и совершили революцию 1917 года. Самого себя Троцкий считал блюстителем этих традиций, в числе которых на первом месте стояли лозунги интернационализма и приоритетности мировой революции. Сталинизм же с этой точки зрения был победой консервативного сознания, которым руководствовались многие члены партии, которые не могли подняться до теоретических высот мировой борьбы за глобальный коммунизм. Они мыслили мелкобуржуазными категориями, для которых построение коммунизма в отдельно взятой стране было понятной и осязаемой задачей, а мировая революция – чем-то далёким, размытым, неопределённым. Именно на такие умонастроения и опирался, по мнению Троцкого, Сталин, именно они и привели его к власти и помогли создать тоталитарное государство;
  • Подход третий – противоположный мнению Троцкого. Сторонники этой гипотезы об идеологиисталинизмаполагают, что Сталин как раз был куда более последовательным и непреклонным «романтиком» в отношении идей коммунизма и социализма, нежели Троцкий, многие другие руководители большевиков и даже Ленин. Так как именно Ленин выступил в начале 1920-х годов с инициативой начала НЭПа, новой экономической политики, которая возвращала в экономику многие рыночные элементы. Именно Ленин в последние годы и месяцы активной сознательной жизни фактически отказался от прежних сугубо теоретических представлений о построении социализма и коммунизма – потому что большевики считали, что с помощью мобилизованной и дисциплинированной партии, захватившей власть, и ряда целенаправленных преобразований «проскочить» капиталистическую стадию общественно-экономического развития и сразу перейти к социализму. Ленин понял необходимость хотя бы частичного отступления от подобных настроений, чем вызвал нешуточный кризис в партии. Сталин же, согласно этому мнению, напротив, вернулся к истокам, он как раз и строил свою систему, сталинизм, в расчёте на то, что построение социализма без капиталистических элементов возможно. Только для этого нужно, с одной стороны, разрушить все мешающие этому старые социальные, экономические, культурные институты, а на их месте построить новые, уже ориентированные на социалистические принципы. Именно поэтому, как предполагается, большинство большевиков с энтузиазмом поддержали Сталина и вознесли его на вершину власти – в нём они увидели человека, который вернулся к истокам после временного отступничества Ленина, идеи которого нельзя было критиковать.

Политика сталинизма

Принятую 5 декабря 1936 года на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов Конституцию СССР, которую принято именовать «сталинской», так как Сталин принимал в её создании непосредственно участие, некоторые историки небезосновательно называют одной из самых демократичных конституций своего времени. Например, советские женщины по этой Конституции обладали абсолютным равенством в правах с мужчинами, в том числе и в сфере политических прав – тогда как в большинстве западных стран подобного равноправия в то время не наблюдалось. Да и вообще граждане страны наделялись широким спектром всевозможных прав и свобод, в которые входили основные политические, экономические, личные права.

По данной Конституции именно граждане страны путём голосования в рамках всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании формировали высший руководящий орган страны, Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат, Совета Союза и Совета национальностей. Однако в реальности эти права были лишь декларацией, с практикой не имевшей ничего общего. Гораздо важнее для сталинской системы была декларация в Конституции «в основном победы» социализма и прежде всего устранения частной собственности и замены её двумя другими видами собственности – государственной и колхозно-кооперативной. Это было политической основой сталинизма, так как давало системе повод для продолжения своих действий, в первую очередь репрессивных – так как социализм уже «в основном построен», нужно строить его дальше, а все, кто ему противятся, являются врагами народа, высшего носителя власти.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выбор необходимых позиций Задание ч.1 типа № 21

Выберите из предложенного признаки правового государства. 1 наличие системы налогов и сборов 2 разделение и независимость ветвей власти 3 система сдержек и противовесов ветвей власти 4 верховенство закона, его равное действие для всех 5 разветвленная система правоохранительных органов 6 соотношение национальной валюты с валютами других стран 2,3,4

Укажите в предлагаемом перечне особенности уголовного процесса в отношении несовершеннолетних. 1 несовершеннолетние в обязательном порядке должны быть освобождены под подписку о невыезде 2 время задержания по обвинению в преступлении не может превышать 48 часов 3 допрос несовершеннолетних нельзя проводить в присутствии их родителей 4 допрос потерпевшего до 14 лет производится с обязательным участием педагога 5 несовершеннолетних граждан нельзя подвергать задержанию 6 допрос несовершеннолетнего нельзя проводить в ночное время 2,4,6

Выберите характеристики чувственного этапа познания и запишите цифры, под которыми они указаны. 1 обобщение существенных свойств предметов в понятиях 2 отражение в сознании отдельных внешних свойств предметов при контакте с ними 3 формулирование выводов и умозаключений о предмете 4 формирование в сознании целостного внешнего образа предмета без непосредственного контакта с предметом 5 утверждение или отрицание определенных положений о предмете 6 восприятие целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств 2,4,6

Выберите из предложенного списка основные принципы, регулирующие сферу действия малого предпринимательства. 1 низкие возможности для проявления гибкости и оперативности 2 необязательность государственной регистрации 3 свобода предпринимательской деятельности 4 юридическое равенство разных форм собственности 5 средняя численность работников до 300 человек 6 законность 7 ограничение монополии 3,4,6,7

Выберите из предложенного списка основные принципы деятельности органов судебной власти. 1 законность 2 коллегиальность 3 суверенитет 4 независимость 5 демократичность 6 толерантность 1,2,4

Выберите из предложенного списка основные признаки, относящиеся к пропорциональной избирательной системе. 1 прямая ответственность избранного перед избирателями 2 повторное голосование 3 одномандатные округа 4 представляет широкий спектр партий 5 избирательный барьер 6 побеждает кандидат, набравший большинство голосов 4,5

Выберите из предложенного характерные черты западной цивилизации. 1 господство традиций коллективизма 2 парламентаризм 3 стремление быть в гармонии с природой 4 приоритет индивидуума 5 преобладание государственной и общинной собственности 6 господство частной собственности 2,4,6

Выберите из предложенного характерные черты восточной цивилизации. 1 господство традиций коллективизма 2 парламентаризм 3 стремление быть в гармонии с природой 4 сакральный характер власти 5 преобладание государственной и общинной собственности 6 индивидуализм 1,3,4,5

Выберите из предложенного характерные черты прогресса. 1 волнообразный 2 поступательный 3 противоречивый 4 циклический 5 скачкообразный 6 временный 2,3

Выберите из предложенного списка участников международного гуманитарного права. 1 мирное население 2 комбатанты 3 священник 4 офицеры высшего состава 5 журналисты 6 партизаны 1,2,5,6

Выберите из предложенного характерные черты кадровой партии. 1 свободное членство 2 жесткая дисциплина 3 опора на профессиональных политиков 4 немногочисленный состав 5 активность в период выборов 6 наличие первичных парторганизаций 1,3,4,5

Выберите из предложенного характерные черты массовой партии. 1 жесткая дисциплина 2 свободное членство 3 опора на профессиональных политиков 4 многочисленный состав 5 активность в период выборов 6 наличие первичных парторганизаций 1,4,6

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исключить понятия Задание части 1 Типа №24

5,8 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию « производитель ». предложение инвестиции балансовая прибыль система менеджмента потребительский доход логистика основной капитал полезность блага Найдите и укажите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

5,8 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию « наука ». гипотеза эксперимент доказательность рациональность чувственность теория концепции субъективность Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

4,6 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию « человеческие способности ». талант коммуникативность гениальность потребность креативность генетическая предрасположенность сообразительность интеллектуальность Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

1,5 Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «массовая культура» . анонимность стандартизированность доступность коммерческая направленность сложность восприятия тиражируемость серийность Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

4,5 Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «политическая партия» . программа фракция идеология культ личности рефлексия электорат клерикальная лидер Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

4,6 Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гражданство» . апатрид оптация принцип почвы аномия натурализация подданство экспатрид Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

5,7 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют экономическую деятельность людей. производство инвестирование обмен потребление социализация специализация кодификация Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

3,6 Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют тоталитарный политический режим. культ личности всеобщий контроль политический плюрализм репрессии официальная идеология легальная оппозиция однопартийность Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

4,5 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют виды издержек. альтернативные переменные бухгалтерские рациональные временные внешние явные Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

2,5 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к прямым налогам. подоходный акцизный сбор налог на наследство налог на имущество налог на добавочную стоимость налог на прибыль налог на средство передвижения Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

2,5 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют демократический политический режим. гарантия прав и свобод личности всеобщий контроль политический плюрализм отсутствие цензуры официальная идеология легальная оппозиция многопартийность Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

2,5 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют авторитарный политический режим. централизация власти полный контроль за жизнью граждан минимальное участие народа в политике ограниченный плюрализм политический плюрализм отсутствие обратной связи с народом Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.

Использован материал https://ege.yandex.ru/social/#training

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Задание ч. 1 , типа №26 Дифференциация социальной информации

1: А; 2: А; 3: В; 4: А; 5: Б Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Человеческие знания отличает многообразие видов и форм. (2)Одной из форм знаний выступают знания мифологические. (3)Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. (4)Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. (5)Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

1: В; 2: Б; 3: Б; 4: В; 5: А Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (2) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (3) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (4) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (5) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

1: В; 2: Б; 3: А; 4: Б; 5: Б Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Социальный конфликт - это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов. (2) Социальный конфликт вполне может сформироваться на индивидуальном уровне. (3) Это означает, что нормы и ценности одной роли человека, противоречат нормам и ценностям другой роли. (4) Действительно, женщины, собирающиеся сделать успешную деловую или научную карьеру, как правило, поздно обзаводятся детьми, так как уход за ними не позволяет им оставаться эффективными работниками. (5) Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит обезличенный характер. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

1: В; 2: А; 3: А; 4: Б; 5: Б Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. (2) Целью религиозного объединения является совместное вероисповедание и распространение веры. (3) В РФ запрещена пропаганда религиозной розни. (4) К сожалению, в последнее время расширилась деятельность нетрадиционных конфессий и религий. (5) По всей видимости, религиозные организации с нетрадиционным культом могут оказать разрушающее воздействие на неокрепшую психику подростков. Определите, какие положения носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

1: В; 2: А; 3: Б; 4: А; 5: Б Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Межличностные (человеческие) отношения - совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. (2) Межличностные отношения могут возникнуть на основе деловых и личных контактов. (3) Как правило, взаимная симпатия приводит к развитию приятельских отношений. (4) Общение происходит в процессе практического взаимодействия людей. (5) Абсолютно необходимо доверять тому, с кем общаешься. Определите, какие положения носят: А) фактический характер Б) оценочный характер В) характер теоретических утверждений

1: В; 2: А; 3: Б; 4: А; 5: А Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. (2) В Российской Федерации референдум осуществляется в соответствии с Конституцией РФ. (3) К сожалению, некоторые граждане России не пользуются своим активным избирательным правом. (4) Причины абсентеизма разнообразны. (5) Последний общероссийский референдум состоялся в 1993 году. Определите, какие положения носят: А) фактический характер Б) оценочный характер В) характер теоретических утверждений

1: А; 2: А; 3: Б; 4: Б; 5: В Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Полезностью экономисты обозначают получаемое людьми удовольствие или удовлетворение от использования различных товаров и услуг. (2) Бесчисленное множество товаров мы подразделяем на предметы первой необходимости и предметы роскоши. (3) На наш взгляд, в совокупности все материальные потребности неутолимы или безграничны (4) Вне всякого сомнения, стремительное появление новых изделий моментально разжигает наши аппетиты. (5) Полезность является необходимым условием для того, чтобы предмет приобрёл меновую стоимость. Определите, какие положения носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

1: Б; 2: В; 3: Б; 4: А; 5: А Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Одна из глобальных проблем человечества - терроризм, являющийся, на наш взгляд, особо опасным по степени преступности. (2) Терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий. (3) Вне всякого сомнения, он оказывает негативное влияние почти на все стороны общественной жизни. (4) Яркий пример из жизни - террористический акт «Норд-Ост» в Москве. (5) Жертвами терроризма по всему миру стали миллионы мирных граждан. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

1: В; 2: А; 3: Б; 4: А; 5: Б Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Деятельность профсоюзов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности», Трудовым Кодексом РФ. (2) Профсоюз является добровольной общественной организацией, призванной защищать трудовые права и интересы граждан. (3) По всей видимости, такие организации необходимо в современной рыночной экономике. (4) Профсоюз надёжно защищает своих членов от произвола работодателей. (5) К сожалению, не все трудящиеся понимают, что профсоюз является действенной структурой по обеспечению социальных прав работников. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

1: В; 2: Б; 3: В; 4: А; 5: Б Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Политическая культура - часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. (2) Считается, что политическая культура является важным компонентом политической системы. (3) Основными типами политической культуры являются: патриархальный, подданнический и активистский. (4) Одним из субъектов формирования политической культуры является государство. (5) Вне всякого сомнения, образовательные учреждения вносят свой вклад в формирование политической культуры. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

1: В; 2: А; 3: Б; 4: А; 5: А Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. (2) Науке присущи три необходимых признака: познавательные методы, достоверность и общезначимость. (3) Вне всякого сомнения, современная наука универсальна по своему духу. (4) Нет такой области в производственной деятельности, которая могла бы на длительное время отгородиться от науки. (5) Все происходящее в мире подвергается наблюдению, рассмотрению, исследованию. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

1: В; 2: А; 3: Б; 4: А; 5: Б Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Социальная политика Елизаветы Петровны направлена на превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие. (2) Вместе с правилами хорошего тона в жизнь двора входит система покровительства и патронажа, в норму придворной жизни превращается фаворитизм. (3) По манере общения, поведения и стилю одежды елизаветинский вельможа - европеец. (4) В то же время внутренняя, семейная и бытовая жизнь дворянства придерживалась древнерусской традиции, самодержавия и православия, крепостничества. (5) Можно сказать, что за европейским фасадом скрывался восточный деспотизм и полуазиатский быт. Определите, какие положения текста носят: A) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

Использован материал https://ege.yandex.ru/social/#training


Такое понятие как «культ личности» слышал, наверное, каждый. Что первым приходит на ум при его упоминании? Чаще всего, попытки объяснить его значение основываются на общих сведениях о наиболее известных диктаторах, известных еще из учебников истории и сводятся к перечислению некоторых их черт. Так что же это такое на самом деле?

Говоря об этом понятии, мы говорим о возвеличивании или даже обожествлении человека, стоящего во главе страны или какой-либо религиозной организации (например, церкви). Его роль в жизни страны и те функции, которые он выполняет, завышены до невероятных размеров, а власть считается неоспоримой или даже священной (в зависимости от идеологии и отношения к религии). Власть вождя почитается как данная свыше, а сам он в сознании своего народа наделяется некими сверхчеловеческими способностями, например, по своему усмотрению менять ход истории или непосредственно ведать судьбой каждого гражданина страны. Чаще всего такое явление формируется в странах тоталитарного и авторитарного государственного строя.

Причины возникновения

Социальные психологи убеждены, что возникновение таких явлений как культ личности или поклонения идолам обусловливается определенной общественной средой. Именно общество создает следующие предпосылки для возникновения подобного культа личности:

  1. Политико-правовая незрелость людей, отсутствие сплоченности и гражданского общества.
  2. Большое количество отдельных индивидов, основной характеристикой которых является социально-психологический инфантилизм, то есть неспособность прогнозировать последствия собственных действий и нести какую бы то ни было ответственность за совершенное.
  3. Низкий уровень культуры и образования в обществе (у большинства его представителей). Культура и личность уступают место сознанию индивида.
  4. Нетерпимость к инакомыслию в обществе вплоть до его полного искоренения.
  5. К причинам возникновения культа личности также можно отнести необходимость идеологического подкрепления функционирования режима.
  6. Влияние личных качеств вождя (например, ораторское мастерство, харизма и исключительные свойства интеллекта и мышления).
  7. Манипуляция сознанием масс и его мифологизация, то есть формирование образа (художественного) на основе событий, которые действительно имели место быть.

Все эти факторы создают идеальные условия для установления тоталитарного и авторитарного государственного строя с возвеличенным вождем во главе.

Цели создания

Помимо достижения всеобщего преклонения, создание такого явления как культ личности преследует четкие практические цели:

  • Внушить страх врагам

Ощущение присутствия личности вождя повсюду внушает серьезные опасения всем, кто посмеет подумать о перевороте.

  • Видимость непобедимости

Едва ли найдутся те, кто захочет побороться за власть с непогрешимым богоподобным существом. Главное – чтобы люди воспринимали вождя как гарант существования государства и собственного благополучия, как равного богу или его земное воплощение.

  • Неограниченная власть

Лишь немногие из уверовавших в личность диктатора решаются оспаривать его решения или хоть как-то выражать протест.

  • Способы создания

Путь создания каждого отдельного режима, безусловно, имеет свои особенности, однако, есть ряд общих методов, которыми с успехом пользуются вожди:

  • Создание изображений лидера

Размещение портретов, статуй или иных изображений диктатора в местах скопления людей. Народ должен ежедневно видеть своего лидера и чем чаще, тем лучше. Все должны знать, кто именно стоит у руля.

  • Присвоение политическому лидеру титулов

Помимо титула, обозначающего занимаемую в государстве должность, диктаторы часто присваивают себе и иные звучные эпитеты, говорящие о мужестве, силе, любви и их отцовской любви к своему народу.

  • Создание государственной идеологии со звучным названием

Идеология создается по образу и подобию религии, а главная роль в ней отводится, конечно же, политическому лидеру.

  • Издание собственных книг

Население страны должно знать какие политические воззрения у его вождя, какие идеи посещают его голову. Эти произведения должны содержать не только политические размышления, но и наставления морально-этического направления. Большой популярностью пользуется издание художественных книг или книг с собственными изречениями небольшого, удобного формата.

  • Присутствие во всех новостях

Средства массовой информации должны внимательно следить за жизнью вождя и немедленно сообщать стране о любой, даже незначительной новости, за исключением несущих негативную информацию. Культура и личность вождя должны быть едины: необходимо поощрять деятелей искусства за создание произведений о главе государства.

  • Присвоение объектам имени вождя

Имя диктатора могут носить улицы, школы, предприятия, площади, города, аэропорты, премии и даже горные вершины. Все зависит от фантазии того, кто занимается созданием идеологии.

  • Издание необычных законов

Цель таких действий – показать народу, кто именно принимает решение в государстве. Законы могут казаться глупыми и бессмысленными, но они достигают своей цели.

Преграда формирования культа лидера

Стремление общества в целом и каждого человека отдельно к образованию и развитию – преграда на пути построения тоталитарного режима.

Как уже было сказано выше, одной из основных предпосылок для возникновения тоталитарного и авторитарного режима является низкий уровень культуры личности и образования в обществе. Культура личности предполагает всестороннее развитие человека, дающее ему возможность самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и через призму собственного многогранного мировоззрения критически смотреть на идеологию, которую пытается нести в массы тот или иной режим.

Основная опора любого тоталитарного режима – малообразованные люди или те, кто не желает отвечать за принятие решений и их последствия. В обществе с развитой культурой личности едва ли удастся построить культ личности.

Примеры в истории

  • Иосиф Сталин

Наиболее известный советский лидер, создавший самый жесткий культ личности в истории СССР. Управлял страной с 1922 по 1953 год. Правление характеризуется массовыми репрессиями в отношении инакомыслящих. Ушел из жизни, находясь на посту Председателя Совета Министров СССР.

  • Саддам Хусейн

Политический лидер Ирака, возглавлявший страну до 17 апреля 2003 года. Почитался народом Ирака как строитель школ и больниц. После поражения в войне с американскими войсками ему было предъявлено множество обвинений, среди которых были обвинения в геноциде и массовых казнях. Казнен 30 декабря 2006 года.

  • Ким Чен Ир

Великий руководитель Кореи с 6 октября 1994 по 17 декабря 2011 года. Его культ личности в Северной Корее весьма близок к религии. Любые негативные высказывания об этом лидере до сих пор караются реальным тюремным заключением. В период его правления Северную Корею не раз обвиняли в злостном нарушении международных прав человека. После смерти вождя в стране был объявлен траур сроком на три года.

  • Адольф Гитлер

Лидер нацистской Германии со 2 августа 1934 по 30 апреля 1945. Основатель немецкого национал-социализма и диктатуры Третьего рейха. Почитался как сверхчеловек, совершенная личность и абсолютный идеал. После поражения в развязанной им Второй мировой войне покончил жизнь самоубийством.

Что такое полноценная личность гражданина

Говоря о полноценно и всесторонне развитом человеке и гражданине, мы говорим о таком понятии как «культура личности».

Культура личности – это, в первом случае, уровень развития человека, его потенциала, способностей и дарований, а во втором – совокупность социальных и политических компетенций, то есть способность:

  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в обсуждении совместных решений;
  • разрешать конфликтные ситуации без применения насилия;
  • участвовать в принятии совместных решений по поводу деятельности тех или иных социальных Институтов;
  • понимать культурные и языковые различия и уважительно относиться к представителям других наций и культур.

Формирование культуры личности происходит в процессе обучения и воспитания под влиянием ее социального окружения и зависит от ее индивидуальной потребности в развитии и совершенствовании.

Культура делает человека личностью

В психологии для обозначения человека может использоваться слово «личность», а может использоваться «индивид». Разница понятий в том, что индивидом каждый является с самого рождения как биологическое существо, а вот личностью нужно стать путем постоянного обучения и самосовершенствования. Культура и личность – понятия неразрывно связанные между собой, ведь именно культура делает человека личностью.

Культ личности - возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля).

Культ личности Сталина - возвеличивание личности Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола.

В сталинский период советская пропаганда создала вокруг Сталина ореол непогрешимого вождя. После обретения Сталиным всей полноты власти применительно к нему часто использовались и были почти обязательны в официальных публицистике и риторике титулы «великий вождь», «великий вождь и учитель», «отец народов», «великий полководец», «гениальный учёный», «лучший друг (учёных, писателей, физкультурников и др.)» и т.д. Сталин был единственным Генералиссимусом Советского Союза.

Ввиду объявления Сталина теоретиком марксизма-ленинизма, его имя упоминалось и его портретный образ изображался в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным, а также, подобно «марксизму-ленинизму», иногда использовался термин «сталинизм», десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением.

В честь Сталина были названы 6 крупных населенных пунктов (Сталинград - Волгоград, Сталино - Донецк, Сталинабад - Душанбе, Сталинск - Новокузнецк, Сталиногорск - Новомосковск, Сталинири - Цхинвал).

В 1937-1938 годах выдвигались предложения переименовать Москву в город Сталинодар.

Названия, связанные со Сталиным, были присвоены высочайшим вершинам СССР (Пик Коммунизма), Болгарии (Мусала), Словакии и всех Карпат (Герлаховски-Штит), а также расположенной на территории Канады горе Маунт-Пек.

Имя Сталина носили станции метро Семеновская Московского метрополитена, Измайловский парк в Москве, Беломорско-Балтийский канал, Завод имени Лихачёва, ряд вузов, в том числе Тбилисский государственный университет, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский государственный горный университет, Московский государственный технологический университет «Станкин», Белорусский национальный технический университет и др.

В честь Сталина были названы серии танков, паровозов, и бронепоезд.

После смерти Сталина произошла значительная демократизация советского общества. 20 съезд КПСС состоялся в 1956 г., 14 – 25 февраля. На этом Съезде были пересмотрены те оценки, которые ранее давались сталинской политике. Так же, осужден культ личности Сталина. Доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» был представлен 25 февраля на закрытом утреннем заседании и содержал весьма жесткую критику культа личности Сталина и его деятельности в целом, а так же, политических репрессий 1930-х, а так же, 1950 годов, а вся вина за события тех лет возложена лично на Сталина.

  • 6.Русь в условиях феодальной политической раздробленности.Владимир Мономах.
  • 7.Эволюция древнерусской государственности в начале 12-13 вв.Характеристика русских княжеств и земель в условиях политической децентрализации Руси.
  • 8.Русь и Орда: проблемы взаимоотношений и взаимовлияния.
  • 9.Судьба русских земель в 13-14вв.Северо-Западная Русь: борьба Новгорода и Пскова с экспансией крестоносцев на западных границах.Александр Невский.
  • 10.Юго-Западная Русь:вхождение княжеств в состав Великого княжества Литовского.
  • 11.Северно-Восточная Русь:борьба за великое княжение Владимирское.Возвышение Москвы.Куликовская битва и ее историческое значение.
  • 12.Формирование единого русского государства в 15 веке.Собирание земель и укрепление Московского княжества при Иване 3.Ликвидация зависимости от Орды.
  • 13.Правление Ивана 4 Грозного:поиск альтернативных путей социально-экономического развития Руси.
  • 14.Смутное время:причины,этапы,последствия
  • 15.Московское государство при первых Романовых.Система власти и эволюция сословного строя.
  • 16.Внешняя политика России в 17 веке.Вхождение под протекторат Московского государства Левобережной Украины-Гетьманщины.
  • 18. Эпоха «дворцовых переворотов» после Петра 1.
  • 19. Правление Екатерины іі и «просвещенный абсолютизм».
  • 20.Внешняя политика Екатерины 2.Борьба России за выход к Черному морю.Участие России в разделах Речи Посполитой.Вхождение в состав России Правобережной Украины и Белоруссии.
  • 21.Российская империя в первой половине 19 века.Правление Александра 1.Проекты либеральных реформ.Отечественная война 1812 года.
  • 22.Император Николай 1 и его политический режим.Государственный консерватизм и его проявления.Крымская война и ее последствия.
  • 23.Преобразования Александра 2.Отмена крепостного права и реформы 1860-70х годов России.
  • 24.Правление Александа 3.Особенности внутренней и внешней политики.
  • 25.Император Николай 2.Динамика и противоречия национального развития.Первая российская революция и начало парламентизма.Реформы п.Столыпина и их последствия.
  • 26.Россия в Первой мировой войне.Военные кампании 1914-1916гг.Власть,экономика и общество в условиях войны.
  • 27.Великая российская революция 1917г.Объективные и субъективные причины обострения экономическго и политического кризиса.Основные этапы и хронология революции 1917г.
  • 28.Свержение временного правительства в октябре и устаовление советской власти.Первые революционные преобразования большевиков.Созыв и разгон Учредительного собрания.Бретский мир.
  • 29.Гражданская война как общенациональная катастрофа.Причины этапы и основные события Гражданской войны.Интервенция.
  • 31.Советская Россия в 1920-е годы.Переход к новой экономической политике.Предпосылки и значение образования ссср.Принятие Конституции ссср 1924г.
  • 33.Внешняя политика:от курса на мировую революцию к концепции построения социализма в одной стране.Выход ссср из международной изоляции.
  • 34.Ссср в 1930-е годы.Реализация проекта сталинского социализма в ссср.Великий перелом 1929года:форсированная индустриализация и сплошная коллективизация.
  • 35.Утверждение культа личности Сталина.Идеология и политика сталинизма.Массовые политические репрессии.
  • 37.Внешняя политика ссср в 1930-е годы.Ссср накануне и в начале Второй мировой войны.
  • 37.Первый период Великой отечественной войны(июнь 1941-осень 1942).
  • 38.Нацисткий оккупационный режим и преступления фашизма.Начало массового сопротивления врагу.Движение Сопротивления: подпольщики и партизаны.Сотруднечество с врагом:формы,причины,масштабы.
  • 39.Начало коренного перелома. Сталинградская битва.Битва на Курской дуге.Завершение освобождения территории ссср.
  • 40.Внешняя политика ссср в годы войны.Ленд-лиз. Тегеранская конференция. Ялтинская и Потсдамская конференция 1945г.Создание оон.
  • 41.Советско-Японская война и окончание Второй мировой войны (1944 сентябрь-1945гг.)Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.
  • 42.Особенности послевоенного периода в ссср.Ресурсы и приоритеты восстновления народного хозяйства.Рост влияния ссср на международной арене.Начало «холодной войны»
  • 43.Период «оттепели» в ссср:середина 1959-х- первая половина 1960-х гг.Н.С.Хрущев и 20 съезд кпсс.Частичная десталинизация:содержание и противоречия.
  • 44.Социально-экономическое развитие cccр и преобразования н.С.Хрущева.Новый курс советской внешней политики:от конфортации к диалогу.
  • 45.Советское общество в середине 1960-х начале 1980-хгг.Экономические реформы 1960-х гг.Социальная политика:достижения и проблемы.Неосталинизм и концепция «развитого социализма».Констицуция 1977г.
  • 46.Внешняя политика ссср в 1970-начала 1980-х гг.:между разрядкой и конфронтацией.
  • 47.Перестройка и распад ссср(1985-1991гг.)Гластность и плюрализм мнений,политизация и подъем общественной активности.Ноое мышление и изменения в советской внешней политике.
  • 48.Становление новой России.Б.Н.Ельцин и его окружение.Начало радикальных экономических преоброзований и их последствия.Причины и последствия.
  • 35.Утверждение культа личности Сталина.Идеология и политика сталинизма.Массовые политические репрессии.

    Культ личности Сталина - возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола

    К. л. Сталина возник в полном противоречии с природой социализма, сов. строя, с природойКоммунистической партии.

    Сталини́зм - тоталитарная политическая система в СССР в конце 1920-х - начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и господствовавшей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества. Ряд исследователей считают сталинизм одной из форм тоталитаризма.

    Идеология

      Подход первый – согласно этому подходу, у Сталина и сталинизма не было никакой особой собственной идеологии. По этой версии, Сталин не был политическим теоретиком или тем более философом, поэтому он и не изобретал каких-то особых идеологических положений. Сталин просто следовал направлением, которое заложил его предшественник, Ленин, и которое было сутью всего большевистского строя на территории бывшей Российской империи. Сторонники этого мнения полагают, что у сталинизма не было никакой особенной идеологии, потому что сталинизм ими воспринимается исключительно как построенная с опорой на партийную бюрократию и на репрессивные органы система личной власти одного человека. Сталинизм - это в чистом виде диктатура, которая использует для контроля над массами, помимо аппарата насилия, уже существующие идеологические лозунги и идеи. Так что вердикт данного мнения – у сталинизма не было никакой идеологии, разве что кроме идеологии личной абсолютной власти;

      Подход второй – его сформулировал потерпевший поражение в борьбе за власть в партии и в целом государстве наиболее яркий и влиятельный противник Сталина, Троцкий. Он также, по сути, отказывал Сталинув создании какой-то особенной идеологии, которая бы служила опорой его режиму. Троцкий полагал, что сам приход Сталина к власти и его поддержка со стороны большинства членов партии является ничем иным, как победой мелкобуржуазного сознания над чистыми социалистическими и коммунистическими идеями, которые якобы и совершили революцию 1917 года. Самого себя Троцкий считал блюстителем этих традиций, в числе которых на первом месте стояли лозунги интернационализма и приоритетности мировой революции. Сталинизм же с этой точки зрения был победой консервативного сознания, которым руководствовались многие члены партии, которые не могли подняться до теоретических высот мировой борьбы за глобальный коммунизм. Они мыслили мелкобуржуазными категориями, для которых построение коммунизма в отдельно взятой стране было понятной и осязаемой задачей, а мировая революция – чем-то далёким, размытым, неопределённым. Именно на такие умонастроения и опирался, по мнению Троцкого, Сталин, именно они и привели его к власти и помогли создать тоталитарное государство;

      Подход третий – противоположный мнению Троцкого. Сторонники этой гипотезы об идеологиисталинизмаполагают, что Сталин как раз был куда более последовательным и непреклонным «романтиком» в отношении идей коммунизма и социализма, нежели Троцкий, многие другие руководители большевиков и даже Ленин. Так как именно Ленин выступил в начале 1920-х годов с инициативой начала НЭПа, новой экономической политики, которая возвращала в экономику многие рыночные элементы. Именно Ленин в последние годы и месяцы активной сознательной жизни фактически отказался от прежних сугубо теоретических представлений о построении социализма и коммунизма – потому что большевики считали, что с помощью мобилизованной и дисциплинированной партии, захватившей власть, и ряда целенаправленных преобразований «проскочить» капиталистическую стадию общественно-экономического развития и сразу перейти к социализму. Ленин понял необходимость хотя бы частичного отступления от подобных настроений, чем вызвал нешуточный кризис в партии. Сталин же, согласно этому мнению, напротив, вернулся к истокам, он как раз и строил свою систему, сталинизм, в расчёте на то, что построение социализма без капиталистических элементов возможно. Только для этого нужно, с одной стороны, разрушить все мешающие этому старые социальные, экономические, культурные институты, а на их месте построить новые, уже ориентированные на социалистические принципы. Именно поэтому, как предполагается, большинство большевиков с энтузиазмом поддержали Сталина и вознесли его на вершину власти – в нём они увидели человека, который вернулся к истокам после временного отступничества Ленина, идеи которого нельзя было критиковать.

    Политика сталинизма

    Принятую 5 декабря 1936 года на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов Конституцию СССР, которую принято именовать «сталинской», так как Сталин принимал в её создании непосредственно участие, некоторые историки небезосновательно называют одной из самых демократичных конституций своего времени. Например, советские женщины по этой Конституции обладали абсолютным равенством в правах с мужчинами, в том числе и в сфере политических прав – тогда как в большинстве западных стран подобного равноправия в то время не наблюдалось. Да и вообще граждане страны наделялись широким спектром всевозможных прав и свобод, в которые входили основные политические, экономические, личные права.

    По данной Конституции именно граждане страны путём голосования в рамках всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании формировали высший руководящий орган страны, Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат, Совета Союза и Совета национальностей. Однако в реальности эти права были лишь декларацией, с практикой не имевшей ничего общего. Гораздо важнее для сталинской системы была декларация в Конституции «в основном победы» социализма и прежде всего устранения частной собственности и замены её двумя другими видами собственности – государственной и колхозно-кооперативной. Это было политической основой сталинизма, так как давало системе повод для продолжения своих действий, в первую очередь репрессивных – так как социализм уже «в основном построен», нужно строить его дальше, а все, кто ему противятся, являются врагами народа, высшего носителя власти.

    Слияние партии и государства

    Пожалуй, ключевым элементом политической системы сталинизма стало слияние партийных и государственных органов. Этот процесс прошёл три основные стадии. Первая состоялась ещё при жизни Ленина, когда советское государство фактически перешло к однопартийной системе – в ходе Гражданской войны, по мере развития успехов борьбы с белыми, большевики вытеснили различными способами и под различными поводами всех своих политических союзников. Потому как Октябрьский переворот 1917 года и начальная стадия Гражданской войны ознаменовалась достаточной широкой коалицией нескольких левых политических сил – большевиков, меньшевиков, эсеров. И лишь затем в стране фактически осталась одна партия.

    Второй этап уже проходил при непосредственном участии и даже руководстве Сталина, когда в середине 1920-х годов партийные органы взяли под контроль не только государственные, но и административные, и местные органы управления. Довольно быстро сложилась ситуация, когда без санкции партийных структур государственные органы не могли принять никаких решений. А уж потом произошло и непосредственное сращивание, когда и партийные деятели, и государственные чиновники стали одними и теми же лицами. Третий этап связан с развитием бюрократической системы: контроль над государством требовал от партии наличия всё большего аппарата чиновников, которые постепенно стали отдельной социальной группой населения – партийно-государственной номенклатурой. Именно появление мощного бюрократического аппарата, который и определяет всю деятельность государственной машины, в отличие от ничего не решающего населения, и выделяют как наиболее характерную черту сталинизма.

    Всё зависит от центра

    Наконец, политическая система сталинизма характеризуется отчётливым централизмом, то есть таким типом построения всей политической и государственной системы, когда все решения исходят из центра и их повсеместное и обязательное исполнение обеспечивается мерами принуждения. В этом отношении можно выделить два момента: во-первых, печально знаменитые репрессии сталинского времени были ничем иным, как способом заставить страну выполнять принятые высшим руководством страны решения. Без репрессивных мер Сталину просто не удалось бы подавить то социальное недовольство, которое вызывали коллективизации, индустриализация и другие меры. Наглядным же проявлением централизма сталинской системы явился знаменитый «культ личности».

    Во-вторых, ориентация на центр в политической системе сталинизма отчётливо проявилась в отношениях между государственным центром и национальными республиками СССР. Формально советские республики имели довольно широкие права и полномочия, на бумаге они мало чем отличались от независимых государств. Но на практике власть в национальных республиках осуществлялась при непосредственном и жёстком контроле из центра, руководители республик назначались из Москвы и контролировались партийными органами. При этом Сталин проявлял определённую гибкость, давая возможность занимать часть руководящих постов на местах представителям местных национальностей, однако их самостоятельность никогда не становилась слишком значительной.

    В продолжение темы:
    Купля-продажа

    Разделы: Логопедия Цели занятия: Расширить словарь детей по теме “Профессии людей”. Познакомить детей с суффиксальными способами словообразования: учит – учитель,...

    Новые статьи
    /
    Популярные