Какой философ впервые выдвинул принцип соборности. Русская соборность. Политическая наука: Словарь-справочник

соборность

специфическое понятие рус. философии, выработанное Хомяковым. Этимологически оно связано со словом "собор", имеющим два осн. значения: 1) собрание выборных или должностных лиц, созванное для решения к.-л. вопросов, 2) храм, служащий для совершения богослужения духовенством нескольких церквей. По Хомякову, церковный Собор выражает идею "единства во множестве" (Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 2. С. 312). В этом смысле, считал он, православная церковь, органично сочетая два принципа свободу и единство, противоположна католической авторитарной церкви, где есть единство без свободы, и протестантской церкви. где существует свобода без единства. Только в православии принцип С. хотя и не во всей своей полноте, но существует и осознан как высшая божественная основа церковной жизни. После Хомякова идея С. стала осн. идеей всего славянофильства (хотя далеко не все славянофилы употребляли само это слово). Киреевский, считая, что "развитие самобытного православного мышления... должно быть общим делом всех людей верующих и мыслящих" (Соч. М., 1911. Т. 1. С. 270), по мнению Зеньковского, "подходит совсем близко к... учению о соборности" Хомякова (История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2. С. 18). Некую "социологизацию" данного понятия мы находим уже у К. С. Аксакова, фактически отождествляющего С. и общину, где, по его мнению, "личность свободна, как в хоре". Резко противопоставив социальную сферу жизни государственной, он пришел к отрицанию необходимости развития в России зап. "законности" как свидетельствующей о "недостатке правды". Отождествление С. с общиной было определенным шагом назад по сравнению с Хомяковым, к-рый С. все же понимал не как данность, а как заданность. Дальнейшее развитие идея С. получила у В. С. Соловьева, хотя он отказался от самого этого термина, желая тем самым отмежеваться от славянофильства (обр. от его "эпигонов"). Она трансформировалась у него в идею всеединства, к-рую он определяет следующим образом: "Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия" (Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 552). Термин "С." в рус. философии возродил последователь Соловьева С. Н. Трубецкой, к-рый в своем учении о "соборной природе сознания" (в цикле статей "О природе человеческого познания") развивает и углубляет идеи Хомякова и Киреевского с учетом "философии всеединства" Соловьева. Идеал С. у Трубецкого означает совпадение религиозного, нравственного и социального начал и противостоит как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму. В эпоху "между двух революций" определенный "возврат к славянофилам" наметился у символистов, гл. обр. у Иванова, к-рый, исходя из "предчувствия" "новой органической эпохи", создал свою театрально-эстетическую утопию, должную увенчаться созданием "обновленного соборного духа" (Борозды и межи. М., 1916. С. 275). В своей утопии он опирался не только на идеи славянофилов о С. с учетом сказанного по этому поводу Соловьевым, Трубецким и Достоевским, но и на учение Ф. Ницше о диалектике двух начал апол-лонийского и дионисийского, в к-рой последнее означало коллективизм, слияние всех воедино (или в терминологии Иванова С). В эмиграции понятие С. активно разрабатывал Франк, понимавший под нею "внутреннее органическое единство", лежащее в основе всякого человеческого общения, всякого единства людей. Первичной и осн. формой Франк считал единство брач-но-семейное, затем религиозную жизнь и, наконец, общность "судьбы и жизни всякого объединенного множества людей" (Духовные основы общества. М., 1992. С. 58-59). Строгое цер-ковно-богословское значение термину "С." вернули Булгаков и Флоренский. По Булгакову, С. (или "кафоличность") есть душа православия и означает вселенскость, единую жизнь в единой истине (см.: Православие. М., 1991. С. 145-150). Флоренский отчасти возвращается к С. в понимании Хомякова. "Кафолический", или соборный, по его мнению, есть всеединый. "Но при действительной кафоличности формы Церкви содержание ее кафолично не в действительности, а только в возможности. В действительности же для вещества Церкви верующих кафоличность есть такая же задача, как и единство и нравственное совершенство" (Понятие Церкви в Св. Писании /У Богословские труды. М., 1974. Сб. 12. С. 129). В рус. философии наиболее удачным и приемлемым эквивалентом (а в каком-то смысле и альтернативой) понятия С. является понятие солидарности, разработанное гл. обр. Левицким, опирающимся, в свою очередь, на идеи Н. О. Лосского и Франка. Понятие солидарности (или, более строго, солидаризма) позволяет несколько смягчить абсолютизм и категоричность понятия С. и построить иерархию солидарности (или С.) от внутрисемейной до общечеловеческой.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова соборность

соборность в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

соборность

соборности, мн. нет, ж. (книжн., церк.). Отвлеч. сущ. к соборный во 2 и 3 знач., публичное, общественное участие в чем-н., обсуждение. Принцип соборности.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

соборность

И, ж. (высок.). Духовная общность многих совместно живущих людей.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

соборность

СОБОРНОСТЬ (кафоличность) (греч. Katholikos - всеобщий) один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной ("единая, святая, соборная и апостольская церковь" - Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум "церковного народа" в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римскокатолической церкви), А. С. Хомяков истолковывал ее как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в "свободное и органическе единство" (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.

Википедия

Соборность

Собо́рность - понятие, введённое русским философом А. С. Хомяковым (1804-1860), развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа кафоличности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм , стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно».

Примеры употребления слова соборность в литературе.

И вот почему невозможны соборность и народоправие, почему нельзя позволить Новгороду отделить себя от Руси и нельзя позволить Юрию Московскому безнаказанно подрывать великокняжескую власть!

Коммунистам остро не хватало Неба, Его тайны и таинств, без которых советский коллективизм приобретал постепенно внешний характер, превращаясь не в СОБОРНОСТЬ , а в социалистический муравейник.

Реалист мистический видит Ее в любви и в смерти, в природе и в живой соборности , творящей из человечества - сознательно ли, или бессознательно для личности - единое вселенское тело.

Они действовали, будто не Бога нет, а князя тьмы, будто можно без соборных молитв и церковных таинств легко переделать падшую вампирскую природу человека лишь при помощи вписанного в сердце Закона, заменив соборность солидарностью трудящихся масс.

Таким образом, в то время как Западная Европа только начинала подниматься от национализма к интернациональной идее и ввязываться в войны, далекие от расовых проблем, в Западной Азии начинался переход от религиозной соборности к националистической политике и к мечте о войнах уже не за веру или догмат, но за самоуправление и независимость.

Другое дело, что русский соборный опыт значительно отличается от западного, не знающего вообще такого понятия, как соборность .

Подчинить православную церковь, единственно сохранившую заветы Христа, латинскому Папе, вместо соборности получить церковную иерархию, где даже Бог-Отец отделен от Бога-Сына, а о потустороннем велено узнавать лишь посредством умственных ухищрений, ибо откровения старцев афонских признаны не более чем больным бредом их воображения.

В жизни общества есть такое понятие, как соборность. Предлагаю вам особую точку зрения на это понятие. Сразу определюсь, что понятие собор чисто русское определение и лучше всего может осознаваться именно русскими людьми. В дальнейшем я обосную свою точку зрения.

Соборность, что это - особое мнение

Дам определение.

СОБОР - одно из главных понятий древней Руси, а не аналог какой-либо религиозной мысли Христианства. И на Руси оно означало только одно, единение некоторого коллектива общества в высшем на каких-либо общих интересах и принципах жизни.

В современном мире принято считать, что соборность - это понятие русской религиозной философии, которое означает духовное единение общества в церковной жизни. Но еще раз замечу, что это понятие на Руси существовало задолго до крещения Руси, как и сейчас часто используется в мирской жизни и означает только одно - единение людей в любви и братстве.

И для такого единения подходит не только религиозная идея, но и идея общих интересов, например. Попробуем произнести для большего понимания.

  • Духовная, научная, культурная, национальная соборность.

Дело в том, что собор - это не собрание людей по принципу - друзья, товарищи, коллектив, город, деревня, а единение на принципе высшего (идеи, интереса, цели), которые объединяют какой-либо коллектив в общину, на Руси называют собором. Ниже мы более подробно разберем такую интерпретацию понятия соборность.

Русская соборность и церковь

Уверен, что такая интерпретация слова соборность существует и существовала только в России, потому что только русские люди способны объединить противоположности в зависимости от конкретного момента времени и вызова обстоятельств.

  • Русская соборность - это собрание людей независимых друг от друга, но объединенных общей идеей или интересом.

Например, православная церковь, которую зачастую так и называют, объединяет в себе разных людей, но все они единены идеей высшего на основе соборности, но не иерархии.

И чтобы легче было понять понятие собора, разберу его на религиозной основе, помня, что все другие понятия единения создаются по этой же схеме, когда становится возможным объединить духовное и материальное, высшее и низшее, большое и малое.

Если присмотреться, то это понятие прекрасно усматривается на любом церковном празднике. Независимо от того, кто на празднике, в соборе он един со всеми, кто находится рядом не по принципу расстояния, а по принципу убеждений и веры.

Можно ли назвать воинское подразделение или любое собрание соборностью? Разумеется, нет. Причина проста, объединение в воинском подразделении принудительно, основано на приказе, уставе, необходимости. Духовная соборность строится на вере, общих интересах, знании независимо от установок и канонов, свободе убеждений, любви и братстве.

Каноны церкви людьми осознаются по-разному, но общая вера принятия идеи высшего объединяет до понятия братства. Не зря верующие говорят друг другу - брат или сестра. Особенно такое обращение бытует в старообрядческих общинах и монастырях.

Соборность, как понятие утверждает не просто единение, а некое родство, которое находится уже в психической сфере, то есть в душе и духе. Именно по такому принципу строятся все православные монастыри, в которых объединение выстраивается по принципу равенства, но не иерархии.

Само понятие собора возникло в России, как альтернатива Католической церкви, основанной по принципу иерархии, поэтому и утверждаю православие, как соборность единения, но не церковь. Зачастую так в России и называют церкви.

Возникает вопрос, можно ли назвать крестьянскую общину собором, ведь в мирской жизни чаще всего люди объединяются по принципам жизненной деятельности. Можно, если эта община объединена общим интересом земледелия, но в этом случае такую общину лучше назвать земледельческой общиной. Люди в такой общине объединены идеей общей деятельности, то есть духом земледелия.

Еще пример. Колхозы Советских времен что из себя представляют в режиме общественного образования? Колхозы - это община, собрание для выполнения сельскохозяйственных работ, вот если взять крестьянство в целом, то оно является собором, ибо объединение людей на основе идеи жизнедеятельности.

Привел примеры для более полного понимания самого принципа объединения, а не выводы на основе уже существующих утверждений.

Духовное родство

И вновь дам определение, уже на основе выше изложенного.

  • Соборность - это единение людей в душе и духе на основе высшего принципа сферы деятельности.

Не зря говорят о душе России - Соборная душа, что означает только одно, что через эту соборную душу России объединены все русские люди где бы они не находились. Но и собора нет без духа истины. Вот здесь то дух истины и появляется, как идея высшего, что есть принцип единения людей, в перспективе всего общества в братство духовного единства.

Отмечу, что в статье я много уделяю внимания русской соборности и не только религиозной, но и мирской, как в частности, так и в общих понятиях для всего общества, не касаясь научных определений и выводов философии уже существующих определений.

Соборность так же не является собранием. Собрание - это временное объединение людей для решения каких-либо задач, собор - это состояние единения в высшем, как и высшего в каждом человеке.

Можно определить еще одну расшифровку единения.

  1. Соборное единение
  2. Иерархическое единение

По этим двум определениям прекрасно усматривается различие единения, в принципе.

Небольшая ремарка. Православная церковь - это собор, как символ веры, Католическая церковь - это иерархия, поэтому в православии нет рабов божьих, есть сыны божьи, а католическая паства - это рабы божьи. Другое дело, что православие несколько отклонилось от своего духовного предназначения, но это не истина и необходимость, может быть.

  1. Соборность подразумевает равноправие, братство на основе любви и веры к высшему, как к себе и к себе, как к высшему.
  2. Иерархия подразумевает высшее и низшее и беспрекословное соподчинение согласно иерархии развития.

Небольшая сноска.

Мы часто говорим о православии, как о соборной церкви, то есть не иерархической, а апостольской, объединенной в церковь на основе высшего, как вершине достижения и так есть, но к этому нам еще предстоит вернуться.

Итоги

Соборность бывает религиозная, национальная, научная, культурная, народная, общинная и так далее.

  • Соборность русского народа - это объединение на каком-либо субъективном принципе жизни, как основе родства и общинного единения.

«Я русский» - провозглашает себя русский человек где-нибудь в Америке или Африке. Этими словами он утверждает свое единство с народом в соборе национального менталитета, показывая этим свое родство с русским народом. Вот это качество и следует называть соборностью.

И отмечу одну особенность, что понятие собор, чисто русское понятие и бессмысленно искать это понятие в каких-либо других языках мира, религиях, учениях, философиях, как и православие ничего общего не имеет с какой-либо конфессией, учением или религией. Православие - это право (правду) славить, а право и есть высшее, которое определяет нашу жизнь. Как это понять, я и описал выше.

До скорой встречи, друзья.

Слово «соборность» давно уже стало некоей визитной карточкой русской цивилизации. Соборность заключает в себе глубочайший религиозный и философский смысл, она является блестящим образцом русского социального творчества. Можно сказать, что в соборности полнее всего раскрылся диалектический характер общественных отношений

Христианская идея свободной личности изначально была принята православием. Каждая душа сама по себе "внемлет Богу", сама принимает решение и отвечает за него. Прочтите жития святых, каждый из них – личность. Более того, учитель жизни. Прочтите протопопа Аввакума, он говорит о личной ответственности на Страшном суде: "Несть помощника тогда и несть предстателя, ни отец сыну, ни мать дщери, ни друг другу несть помогающего, кождо от дел прославится или осудится". Андрей Болотов, русский просветитель XVIII века, чьи "Записки" являют лучшую русскую прозу того времени – тоже личность, не идущая за "всеми" в своих решениях. А "История государства Российского", где выпукло и любовно вылеплены неповторимые русские характеры!

Русский характер – это не только "маленький человек" Акакий Акакиевич, но и "большой человек" – древний князь, гордо бросающий "Иду на вы", победитель Мамая Дмитрий Донской, казачий атаман Ермак, императрица Екатерина Великая, Суворов – имя им легион. Рачительный хозяин Хорь – тоже типично русский человек.

Как же совмещалось в русской душе роевое начало с личностным? Вот так и совмещалось. В русском национальном характере совмещаются противоположности. И непрерывно переходят друг в друга. Конечно, и у других народов можно найти подобные противоположности. Но только в России "тезис оборачивается антитезисом".

Бросаться из крайности в крайность – типично русская черта: от бунта к покорности, от пассивности к героизму, от созидания к разрушению, от расчетливости к расточительству (от "купца" к "ухарю") и наоборот. Можно говорить о максимализме русского характера. "Подлинно, – писал Н.А.Бердяев, – есть в русском духе устремленность к крайнему и предельному".

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча.

Коль простить, так всей душой.

Коли пир, так пир горой.

Об антиномизме и максимализме русского характера, о взаимном превращении крайних противопопожностей забывать нельзя. Тем более, что наши недоброжелатели, акцентируя порою внимание на одной стороне дела, делают вид, что другой не существует. Искажение выдают за истину.

Органическое единство общего и единичного нашло выражение в понятии соборности. Это зерно русской идеи, центральное понятие русской философии, слово, не поддающееся переводу на другие языки, даже на немецкий – самый всеобъемлющий по части философской терминологии.

Собор – это церковь. В храм Божий приходят все вместе, следуют общему ритуалу, но каждый остается самим собой, возносит к Превышнему свою персональную молитву, держит ответ перед ним за свои поступки, ожидая воздаяния. Другое значение слова собор – собрание, церковный съезд; немецкий эквивалент – das Konzil. На этом основании С. Франк предложил соборный переводить как Konziliarisch. Л.Карсавин возражал, отмечая, что соборный не означает "признающий соборы как высший авторитет", карсавинский перевод – symphonisch ("соборность – это симфония, гармоническая согласованность, всеединство").

Н.Лосский был убежден в непереводимости термина. "Слово "соборность", – писал он, – уже принято в немецкой и англо-американской литературе. Содружество (Fellowship) английских и православных христиан, существующее в некоторых городах Великобритании и Соединенных Штатов Америки, издает даже журнал под названием "Sobornost". Журнал "Sobornost" выходил в Англии в середине нашего века, ныне он прекратил свое существование; в ходу негативные оценки соборности. Так, живущий в Англии И.Голомшток утверждает: "Соборность – типично русское понятие, но я продолжаю считать, что национальные особенности здесь не при чем. Каждый народ проходит стадию коллективного сознания. Потом это рассыпается. Русское сознание просто отстало от европейского". Другое аналогичное мнение: "Соборность есть особое дорефлексивное состояние жизни". Даже такой высокообразованный автор, как Г.Померанц, заявляет: "Соборность компенсирует недостаточную оформленность личности".

В православных кругах придерживаются традиционной точки зрения: "Соборность – краеугольное понятие нашего времени, живущего под знаком двух полярно противоположных систем: абсолютного индивидуализма и абсолютного коллективизма" .

Соборность – слияние индивидуального и социального. Это общее, которое включает в себя богатство особенного и единичного, о чем писал Гегель, встречая подчас непонимание, поскольку оставался в сфере абстрактного мышления. Да, именно немцы поставили проблему неформального общего (ведь это и есть суть соборности) как реальность абстрактной мысли. До Гегеля эта проблема занимала Шеллинга, которому принадлежит идея системы категорий: понятие становится конкретным в философской системе, где каждая категория занимает строгое место и связь с целым позволяет определить понятие. А начало, как всегда, – у Канта. Я имею в виду знаменитый параграф 77 "Критики способности суждения", где речь идет о недостаточности средств формальной логики. Силами рассудка нельзя постичь органическое целое. В обычной логике частное отличается от всеобщего случайными признаками, а в организме эта связь необходима. Поэтому, утверждал Кант, можно представить себе "другой рассудок", который не дискурсивен, а интуитивен, который необходимо ведет к связи частей. Такова была давняя мысль Канта. Еще в 1772 году в письме к М. Герцу (это письмо за девять лет до "Критики чистого разума" было первой заявкой на этот труд) Кант противопоставляет обычный, дискурсивный рассудок интуитивному, божественному, которому известны прообразы вещей. "Однако, наш рассудок со своими представлениями не является причиной вещей, кроме морали с ее добрыми целями". Очень важную оговорку делает Кант! Русская мысль перевела разговор в область этики и религии, подала соборность как интуитивную очевидность, веками воспитанную православием в народе. Хомяков писал: "...В вопросах веры нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар ведения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора". По мысли Хомякова, соборное единство есть "единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви". В блестящей работе С. С. Хоружего "Хомяков и принцип соборности" справедливо отмечается, что соборность для Хомякова есть тождество единства и свободы, проявляемое в законе духовной любви, а сама свобода определяется в согласии с апостолом Иоанном как свобода самоосуществления в истине. Другие атрибуты соборности – органичность, благодать, любовь.

Историк русского богословия Г. Флоровский, признавая заслуги Хомякова, называет если не источник его вдохновения, то во всяком случае конгениального ему немецкого автора. Это тюбингенский теолог Иоганн Адам Мелер (Моеhlег). Откроем его работу "Единство церкви, или принцип католицизма" (1825). Читаем: "Католический принцип, объединяя всех верующих в единство, не устраняет при этом отдельной индивидуальности, ибо каждый индивид продолжает существовать в качестве живого члена церковной общины. Отдельная жизнь как таковая имеет свои особенности, которые не должны исчезнуть; воистину целое перестанет существовать, если пропадут особенности отдельных индивидов, из которых оно складывается. Именно благодаря множеству особенностей индивида, благодаря их свободному и непринужденному развитию, возникает организм, "цветущий и плодоносящий".

Мелер был учеником Шеллинга и Гегеля, их диалектику он применил для критики протестантизма, перекладывающего на индивида все дела веры. Православные мыслители были убеждены в том, что католицизм, критикуя протестантизм, не устоял перед противоположным соблазном и построил строго регламентированное христианство. Вот мнение Бердяева о соборности как православной добродетели: "Соборность противоположна и католической авторитарности и протестантскому индивидуализму, она означает коммюнитарность, не знающую внешнего над собой авторитета, но не знающую и индивидуалистического уединения и замкнутости". В другом месте Бердяев противопоставляет соборность коммунистической соборности, коллективизму, где подавляется личность в ущерб навязанной извне "общей воле".

Насколько соборность укоренена в жизни? Вячеслав Иванов, поэт и философ, рассматривает соборность как идеальную величину. "Соборность – задание, а не данность, она никогда еще не осуществлялась на земле всецело и прочно, и ее также нельзя найти здесь или там, как Бога". По мнению Иванова, рассматривающего феномен соборности, "нет ни типического явления в жизни, прямо и всецело ему соответствующего, ни равного ему по содержанию логического понятия. Смысл соборности такое же задание для теоретической мысли, как и осуществление соборности для творчества жизненных форм" (30). Можно подумать, что Иванов не был знаком с работой С. Трубецкого "О природе человеческого сознания", где понятие соборности раскрывало суть поставленной проблемы. Трубецкой исходил из Канта, определившего познавательные формы как трансцендентальные. Он упрекнул Канта за то, что тот не провел достаточного различия между трансцендентальным и субъективным. Трансцендентальное, по Трубецкому, соборно. Во всех актах теоретического и этического характера мы держим внутри себя собор со всеми. И вот его вывод: "Сознание не может быть ни безличным, ни единоличным, ибо оно более, чем лично, будучи соборным". Упреки С. Трубецкого основательны и справедливы – только в отношении неокантианства. Сам Кант знал различие между субъективным и трансцендентальным; он ввел понятие трансцендентального, чтобы возвысить знание над субъективностью. В гносеологическом плане русская соборность означает то же, что и немецкая трансцендентальность.

Но главное – практический, социальный аспект. Анализ соборности в этом плане содержит работа С. Франка "Духовные основы общества", к которой мы еще вернемся: сегодня она особенно актуальна. После краха фашизма и социализма порой слышишь, что любая общность плоха, уродует человека, ведет к насилию, если не физическому, то духовному. Не буду ссылаться на ученые трактаты, назову популярный "воспитательный" фильм для молодежи "Волна". Это не искусство и не хроника, это публицистика: в американской школе учитель проводит эксперимент – для учеников создается некое сообщество "Волна", где есть своя иерархия, дисциплина, ритуал. Ребятам это нравится, но учитель объясняет им, что таков путь к Гитлеру. Идея фильма: любая общность ведет к тоталитаризму, только индивидуальность самоценна.

Сегодня из США приходят и иные идеи. "Нынешняя критика политического либерализма приходит из Америки, возвращая в Западную Европу понятие об общности. Новая коммунитаристическая критика либерализма во многих отношениях более убедительна, чем прежняя, ориентированная на противостояние (доброй) общности (дурному) обществу. Ее острие направлено как против тоталитаризма, так и против либерализма" (32). Процитированная немецкая работа посвящена полемике с коммунитаризмом (не путать с коммунизмом) – учением об общности. Коммунитаризм – последнее, можно сказать, постсовременное слово американской социальной мысли. Постсовременность – возврат к достижениям прошлых эпох. Наши мудрые соотечественники еще в прошлом веке пришли к выводу: существуют различные виды общности, есть ложная, но может быть и подлинная. Тяга к общности – не стадный инстинкт. Будущее человечества – в высокой общности, где личность полностью раскрывает себя. Идея соборности решает эту проблему, проблему космической эпохи. Человечество начинает со стадности, затем преодолевает ее и рождает более высокую общность. Индивидуализм способствует выходу из стадности, но сам он – не высший плод культуры. Что касается ложной общности, то этот вид социальной организации может представлять собой опасность для человечества. Сюда относятся связи, основанные на представлениях о национальной исключительности ("раса господ", "избранный народ"), преступные организации (мафия), организации с тайными целями (масонские ложи), политические партии "нового типа", куда трудно было войти, а еще труднее выйти (КПСС, НСДАП и др.). Все эти общности построены по иерархическому принципу, открывают бездну преимуществ для "своих" и направлены на подавление "иных". Соборность отличается от этих видов общности своей открытостью, общедоступностью и человечностью. Будущее принадлежит соборности.

понятие русской философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Термин не имеет аналогов в др. языках. Словом «соборная» первоучители славянства Кирилл и Мефодий при изложении 9-го члена Символа веры перевели термин «кафолическая» (Церковь).

Концепция соборности многосторонне развита в русской религиозно-философской мысли (А.С.Хомяков, Вл.Соловьев, Н.Ф.Федоров, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев и др.). Пафос соборности – основное и наиболее общее самоощущение в славянофильстве . У К.С.Аксакова выражением соборности служит «хоровое начало», где личность не подавлена, но только лишена эгоизма. В славянофильской гносеологии (а затем у Федорова) соборность есть критерий познания, в противоположность картезианскому cogito: не «я мыслю», но «мы мыслим», т.е. в общении, через взаимную любовь в Боге доказывается мое бытие. Для Хомякова дух церковной соборности есть одновременно и дух свободы, единство Церкви понимается им как согласие личных свобод. Соборность Православной Церкви противополагается им и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму. Вл.Соловьев подытожил воспринятое им представление славянофилов в формуле: католицизм есть единство без свободы; протестантизм – свобода без единства; православие – единство в свободе и свобода в единстве.

Булгаков воспринял идею соборности из православного учения о Св.Троице, которая есть «предвечная соборность»: Бог един и в то же время существует в трех ипостасях, каждая из которых обладает индивидуальными качествами. Умопостигаемая небесная Церковь воплощает в себе соборную сущность Троицы. «И в живом многоединстве человеческого рода уже заложено церковное многоединство по образу Св. Троицы» («Православие. Очерки учения Православной Церкви», Париж, , с. 39). Обстоятельства места и времени, национальные особенности народов могут извращать соборные начала, но могут и способствовать их развитию, – последнее философ связывает с именем Сергия Радонежского, узревшего духовным зрением Св.Троицу. Напротив, многие интеллигентские теории и практика коллективизма, имеющие высший идеал не в любви, а в «солидарности», представляют собою лжесоборность.

Бердяев видит в соборности саму идею Церкви и церковного спасения: «Есть круговая соборная ответственность всех людей за всех, каждого за весь мир, все люди – братья по несчастью, все люди участвовали в первородном грехе, и каждый может спастись лишь вместе с миром» («Философия свободы. Смысл творчества». М., 1989, с. 190). Бердяев указывает на непереводимость понятия соборности на другие языки и для западного его усвоения вводит термин «коммюнотарность» (от франц. commune – община, коммуна). Соборность он признает существенно русской идеей и близость к ней находит лишь у немногих мыслителей Запада. В русском коммунизме, по Бердяеву, восторжествовал вместо духовной соборности безликий коллективизм, который был деформацией русской идеи. Г.В.Флоровский в утопическом и не утопическом социализме в России усматривает «подсознательную и заблудившуюся жажду соборности» («Философы русского послеоктябрьского зарубежья». М., 1990, с. 339).

В продолжение темы:
Купля-продажа

Разделы: Логопедия Цели занятия: Расширить словарь детей по теме “Профессии людей”. Познакомить детей с суффиксальными способами словообразования: учит – учитель,...

Новые статьи
/
Популярные