Федеральная автомобильная дорога М18 «Кола. Трасса “Кола”: дороги в России могут быть хорошими Трасса м18

Федеральная трасса М-18 «Кола» - это дорога, которая ведет в суровый и загадочный край - русский Север. Многие здесь ищут затерянные следы великой страны севера - Гипербореи. Следуя по этому маршруту можно попасть в удивительное место - город Кижи, памятник русского деревянного зодчества. Где встретившись с необычайным искусством древних мастеров, начинаешь чувствовать и понимать дух северной земли.

Трасса «Кола» входит в состав большого европейского маршрута Е 105 Киркенес - Ялта и стыкуется с другим северным европейским маршрутом Е 6. Кроме того, по новым учетным данным автомагистраль М-18 «Кола» теперь имеет номер Р-21 «Кола». А петербуржцы называют эту дорогу - Мурманским шоссе.

Общая протяженность трассы М-18 составляет примерно 1592 км. Она связывает между собой Карелию, Ленинградскую и Мурманскую области.

Автомагистраль М-18 проходит по живописным местам, в условиях горной, лесной и лесисто-болотистой местности.

Покрытие дороги асфальтобетонное, ширина дорожного полотна 7 - 8 метров.

Температурный режим неоднороден. Если в Ленинградской области и Карелии средняя температура января достигает отметки в -12 град., то в Мурманской области, уже значительно прохладней, - 21 град. Кроме того, в этой части маршрута часто случаются метели и обильные снегопады.

По ходу трассы М-18 есть подъезды к городам: Шлиссельбург (5 км), Апатиты (33 км), Сегежа (9 км) и поселку Назия (7 км).

Через все водные преграды, которые встречаются по ходу движения, имеются мостовые переходы с большой грузоподъемностью в 60 - 100 тонн. Трасса М-18 «Кола» пересекает реки: Оланку, Неву, Свирь и Волхов.

На трассе М-18 «Кола» есть ряд опасных участков, на которые водителям следует обратить свое внимание, это: 271, 272, 281, 286, 297, 329, 330, 350, 360, 368, 370, 372, 380, 381, 416, 430, 620 км.

В целом федеральная трасса М-18 не оставляет никого равнодушным. С одной стороны необычайная, прекрасная природа Севера и отличные участки дороги, а с другой есть длинные отрезки бездорожья. Но все-таки, завораживающая красота Карелии, навсегда оставит отличные впечатления от поездок по этой автомагистрали.

По дороге 29 пунктов медпомощи: 48, 63, 124, 140, 178, 273, 283, 304, 320, 322, 339, 347, 384, 388, 427, 438, 443, 471, 478, 621, 721, 798, 009, 1157,1106, 1181, 1290, 1264, 1381, 1393.

Посты ГАИ: 272, 384, 428, 621, 1148, 1290, 1370.

Пункты питания расположены на расстоянии 35-40 км

АЗС 124, 226, 283, 384, 427, 471, 621, 720, 799, 855, 1009, 1148, 1181, 1280, 1264, 1290

СТО 42, 124, 427, 520, 1009, 1159, 1264, 1388, 1388

Гостиницы и кемпинги 44, 124, 283, 386, 427, 471, 621, 720, 799, 855, 1009

Километраж указан от начала трассы.

Более точные привязки объектов и населенных пунктов к километровым знакам трассы M18 в направлении СПб-Апатиты(данные июля 2009 г.)

СПб (выезд из города) 0
Разметелево-АЗС «Neste» справа 22
Мост через Неву 40
Пост ДПС + АЗС «Славнефть» слева 42
АЗС «Башнефть» справа 44.5
Поворот на Назию, после р. Назия — парковка с эстакадой справа 61
Поворот на Путилово — АЗС слева 67
Дусьево, кафе слева 83
Дусьево — памятник «полуторке» 84
Табличка «Волховский район» 96
АЗС «Белул» слева 96.5
АЗС «Белул» справа 103
Кисельня — кафе, бистро 24 ч, поворот на Волхов 108
АЗС «ARIS», шиномонтаж 110
Обычная (без эстакады) парковка слева 117
АЗС «Роснефть» слева, обычная парковка 120
Нов. Ладога — пост ДПС, АЗС «Сургутнефтегаз» справа, кафе, пов.на Волхов 121
Поворот на Тихвин и Вологду правый 122
Мост через Волхов, кафе справа 122.5
Поворот на Немятово левый 124.5
Поворот на Колчаново правый 134
Сясьстрой — АЗС «Лукойл» слева, мост через р. Сясь, авторемонт 135
АЗС «Славнефть» справа, кафе 24 часа, АЗС «ARIS» 137
Парковка с эстакадой слева 142
Селиваново 146
Потанино 156
Паша — АЗС справа, мост через р. Паша, АЗС «Линос» 175
АЗС «Роснефть» слева 177
Табличка «Лодейнопольский район», р. Кульбита 179
Доможирово. АЗС «Лукойл», СТО, р. Оять 185
Развилка на Лодейное Поле 213
Поворот на Тихвин (до Тихвина 156 км) 228
Лодейное Поле — АЗС «Сургутнефтегаз» слева 233
Лодейное Поле — поворот на Подпорожье и Вытегру 234
Пост ДПС. Мост через р. Свирь, кафе 234
Парковка у Вехнозера (справа от дороги), подход к озеру (много мусора) 243
АЗС «ПТК» слева, ст. Инема, мотель, кафе, шиномонтаж, автозапчасти 250
Граница Карелии 260
Пост ДПС, кафе справа, шиномонтаж, кафе слева 268
Левый поворот на Олонец через Мегрегу 270
Река Мегрега 271
Поворот на Олонец (дорога А130) 280
Поворот на Кутейжу (правый) и Верховье, р. Олонка 281
Поворот на Олонец с парковкой (эстакада и туалет), АЗС «ТНК» слева 282
Скачок в километраже 292
Парковка с эстакадой и туалетом слева, кафе 306
Торосозеро, р. Олонка 313
Река Пекки 323
Парковка с эстакадой слева у поворота на Кескозеро 337
Табличка «Пряжинский район» ~ 348
Парковка с эстакадой, навесом и туалетом справа 358
Поворот на Святозеро, до Пряжи 16 км 369
Парковка с эстакадой, навесом и туалетом 371
Река Свят 381
Пряжа. АЗС «Экотек», кафе, левый поворот на Крошнозеро и Сортавалу 384
Пряжа. Пост ДПС. АЗС 386
Поворот на авторемонт справа 387
Родник слева (павильон) ~392,5
Парковка слева ~ 398,5
Матросы, кафе слева 400
АЗС «Пальмира Трейдинг» справа 402
Магазины и рынок 402.5
Столовая 403
Гостевой дом и выезд из Матросов 403.5
Табличка «Прионежский район» 407
Половина, родник справа 410
Вилга, автозапчасти, промтовары, медпункт 418
АЗС «Пальмира Трейдинг» (контейнерная) слева 419
Пост ДПС на Петрозаводской развязке 421
АЗС «ВД», кафе справа 427
Поворот на Суоярви (А133) 431
АЗС «Китек», кафе справа 434
Въезд в Шую — АЗС «ARIS» справа 437
Магазины, аптечный пункт 438
Шуя, ст. Шуйская, АЗС «Шуйская» слева 441
Шиномонтаж и авторемонт справа 445
Поворот на Лучевое левый 458
Поворот на Тулгубу правый 460
Янишполе, мост через р.Суна, кафе, шиномонтаж 461
Въезд в Кондопогу — мотели «Вояж» и «Мираж», кафе, СТО, АЗС слева 471-472
АЗС «Экотек» справа, кафе, поворот на Березовку и Кондопогу левый 478
Поворот на Кивач 493
Сопоха — АЗС справа, кафе 493
Поворот на Гирвас, АЗС «Kwazar» слева, кафе 514-515
Пляж на Пальеозере 517
Выход на берег Пальеозера с дороги 519
Скачок в километраже 565
Поворот на Тивдино левый 572
Парковка с эстакадой и туалетом справа, р. Лижма 578
Река Нива 579
Парковка с эстакадой 594
Поворот на Каппясельгу (первый) 595
Поворот на Каппясельгу (второй) 600
Парковка и кафе справа, табличка «Кондопожский район» 607
Река Чебинка 608
Развилка Юстозеро (~ 66 км) — Медвежьегорск (~ 6 км), АЗС ТНК 623
Вандозеро слева, подъездов нет 643
Памятник и небольшая парковка 646
Поворот на Масельгскую, перед ним справа озеро Коммунаров 647
Видлозеро справа 653
Поворот на Раменцы левый 657
Поворот на Сумеричи левый 664
Поворот на Уросозеро и Суглицу 681
Поворот на Табойпорог левый 702
Река Сегежа, съездов нет ~705
Съезд к садовым участкам на Линдозере 712
Река Пезега 714
Правая отворотка в сторону реки 714.5
АЗС «ТО», шиномонтаж, кафе, магазин 716
Поворот на Сегежу (~ 11 км), мотель, кафе, АЗС 721
Стихийная парковка слева 725
Река Онда, левая отворотка к садоводству, стоянок нет ~730
Река Гирю-Ламбина 741
Река Онигма 742
Поворот на Надвоицы (~ 14 км) правый, кафе 748
Поворот на Кочкому (~ 8 км) 754
Табличка «Беломорский район» 767.5
Река Идель 769
Река Тунгуда 775
Река Летняя 781
Поворот на Летнереченский (~ 15 км) правый 786
Пушной, АЗС ТНК слева, кафе, сжатый воздух. 796
Пов. на Лехту-Шуезеро (~ 20 км) левый, АЗС «ARIS», шиномонтаж, кафе 798
Поворот на Беломорск (~ 46 км) 799
Поворот на Нортнаволок и Пертозеро левый ~805
Река Шуя 822
Парковка слева 837
Табличка «Кемский район» 847
Озерцо у дороги справа 848
Подужемская ГЭС — р. Кемь 855
Пов. на Кемь правый (~ 14 км), парковка. АЗС ТНК -выезд из города 856
АЗС ТНК 857
Поворот на Калевалу (~ 160 км) 863
Озёра по обеим сторонам дороги-вода для умывания/мытья автомобиля 869
Река Пять ~ 871
Река Летняя 886.5
Река Викш, площадка 897
Питьевая вода — р. Черная 897.5
Река Яло 902
Река Поньгома 913
Поворот на Кузему (~ 33 км) правый 917
Парковка с эстакадой слева 925
Табличка «Лоухский район» 932
Река Кузема 938
Река Верхняя Кузема ~950
Стихийная парковка справа 976
Парковка справа 986
Поворот на Амбарный и Энгозеро правый 995
Стихийная парковка 999
Губа Широкая слева, подходы к воде. Грязно, стоянка-в экстренном случае 1006.5
Поворот на Лоухи правый (~ 8 км), пост ДПС, АЗС, закусочная 1009
Река Кереть 1022
Поворот на Чупу 1035
Нижнее Котозеро 1038
Поворот на Полярный Круг, парковка, трактир справа, лев.поворот на Нольозеро 1050
Второй поворот на Полярный Круг 1056
Поворот на Тэдино левый, кафе, туалет, душ 1057
Стела «Полярный круг» 1067.5
Граница Мурманской области 1068
Поселок Лесной 1074
Река Ковда 1078
Поворот на Ковду (~7 км) правый 1081
Поворот на ж/д ст. Ковда (~ 4 км) левый 1084
Поворот на Лесозаводский (~ 10 км) правый 1087
Зеленоборский — запчасти, шиномонтаж, р. Княжая 1105
АЗС «Роснефть», кафе 1107
Родник справа (павильон) 1112
Поворот на ст. Жемчужная (~1.5 км) левый 1116
Парковка справа 1117
Поворот на Ручьи (~ 2 км) левый 1126
Поворот на ст. Белое Море (~ 7 км) правый 1137
Губа Канда 1138
Парковка с эстакадой 1140
Поворот на Алакуртти (~ 100 км) левый 1144
пост ДПС, АЗС «Вега», кафе, туалет 1149
Пов. Кандалакша (~3 км).Кандалакша — АЗС «Статойл» ул.Пронина 20А. 1151
Парковка с эстакадой, кафе 1175
Пов. Полярн.Зори (~3 км). Полярн.Зори-АЗС «Статойл» пр. Нивский 17 1181
Поворот на Кольскую АЭС, пост ДПС 1188.5
Поворот на Ковдор левый 1201
АЗС «Пиренга» (контейнерная) слева 1202
Река Пиренга, парковка, кафе 1202.5
Табличка «Апатитский район» 1203
Парковка справа ~1214
Парковка справа 1220
Мост через реку Чупу 1221
Табличка «Мончегорский район» 1226
Поворот на Апатиты (~28 км) и Кировск (~44 км) правый.

С помощью системы GPS трекинга locme.ru

Проехать 2000 км разом – задача не то, чтобы невыполнимая, а попросту ненужная. Как говорит мой товарищ автопутешественник высшей пробы Алексей Мочалов, 600 км – это пороговая величина для одного водителя. После - критически снижается внимательность. Для себя я избрал компромиссный вариант: проехать 1000 км до Петрозаводска, выспаться и с новыми силами прохватить еще тысячу до Мурманска. Мне предлагали также ехать по Архангельской трассе, но смутили противоречивые отзывы о ремонтах в районе Вологды, тогда как Ленинградское шоссе до Киришей было хорошо знакомо.

Вместе с тем, что же представляет собой трасса «Кола» я понимал слабо. В моей картине мира она была похожа на нечто среднее между дорогами Рязанской области и трассой Якутск – Магадан: смесь оффроада с отчаянием.

Собственно такой трасса и была до середины ХХ века, когда автомобильное сообщение с Мурманском было организовано по гравийным и грунтовым дорогам. Решение о строительстве автомобильной магистрали, которая связала бы города Ленинград, Петрозаводск и Мурманск, было принято только в конце 50-х годов, а именно в 1958 году Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Тогда же начались проектные и изыскательские работы по шоссе длиной в 1407 километров.

В начале 1961 года проектировщики приступили к изысканиям, первый участок был от реки Вите до реки Мончи в районе города Мончегорска. Документация на первый участок была выдана в 1962 году (участок Мончегорск - река Чуна), а в 1963 году была выдана проектно-сметная документация на участок Зашеек - р. Чуна. К этому времени дорожники уже проложили первые 200 километров пути от Ленинграда до Вытегры в Карелии.

Первый участок автодороги Ленинград - Мурманск на перегоне Мончегорск - Зашеек протяженностью 85,3 км был сдан в эксплуатацию в 1965 году. После этого все силы были брошены на строительство дороги на перегоне Мурманск - Мончегорск, строительство которой было закончено в 1976 году.

В современном виде трасса Санкт-Петербург - Мурманск была обозначена почти 35 лет назад, в 1981 году. В 1982 году автодороге присвоен титул «Автодорога Ленинград - Мурманск», маршрут № М-18, а затем, на основании постановления Правительства РСФСР № 62 от 24 12.1991 года - «Автомобильная дорога М-18 «Кола» - от Санкт-Петербурга через Петрозаводск до Мурманска». В 2003 году в состав трассы вошла дорога Мурманск - Печенга и участок до границы с Норвегией с международным пунктом пропуска «Борисоглебск». С принятием новой классификации автодорога получила наименование Р-21 «Кола» Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия. В 2012 году в состав федеральной автодороги «Кола» вошла еще одна дорога Заполярья - подъезд к аэропорту города Мурманск.

То, что я увидел в сентябре 2017 года – превзошло все мои самые смелые ожидания! Дорога просто отличная – не хуже европейских автобанов. Причем на всем протяжении дороги рабочие что-то делают: убирают мусор, стригут кустарник или ремонтируют путепроводы. Мечта!

Спасибо за фото инстаюзеру @_phantom.ace_

Трасса во многих местах прорублена в скалах, поэтому местные водители очень любят строить самодельные сейды на удачу – небольшие башенки из камней. Они повсюду, от совсем крошечных до многотонных глыб.

Благодаря идеальному дорожному полотну, по “Коле” можно идти со стабильно высокой скоростью. Так что вторую 1000 км до Мурманска мы преодолели на 5 часов быстрее, чем до Петрозаводска.

Единственное, чего мне не хватало – это освещения. Половину пути туда и обратно мы двигались по темноте и это сильно утомляло.

Спасибо за фото инстаюзеру @_phantom.ace_

И заправок – здесь они действительно редкость. И не только брендовые, любые.
Наш Toyota Land Cruiser 200 Executive имел дизельный движок, что позволяло достаточно экономично продвигаться в сторону Баренцева моря. Средний расход по трассе составил 10.9л/100км, так что заправлялись мы всего трижды.

Две из трех заправок носили стратегический характер – после них топлива не найти многие сотни километров.
Где заправиться на трассе “Кола”:
ТНК около п. Пушной: 64.392768, 34.154424; – бонусом тут хороший туалет, кафе и прекрасный мобильный интернет
Киришиавтосервис около Лодейного поля: 60.718323, 33.626972 – есть туалет и магазин .

На развлечения “Кола” откровенно скупа. На выезде из Петрозаводска можно заехать на водопад Кивач (расскажу отдельно), чуть дальше на палеовулкан Гирвас (не поехали), а уже ближе к Мурманску – . Вот собственно и все, но, к счастью, эта монотонность компенсируется видами и скоростью.

Формально на трассе установлены камеры, но, как я понял, подавляющее большинство из них не работает – местные носятся на сверхзвуковых скоростях. Постов гибдд я вообще не видел ни одного.
Такая вольность в отношении скоростного режима оказалась прямо пропорциональна количеству венков на обочинах – их очень-очень много.

Резюмируя, хочу сказать, что по части транспортной доступности суровый Кольский полуостров оказался довольно гостеприимным. Дорога из Петрозаводска в Мурманск заняла около 10 часов.

Дороги в России могут и должны быть хорошего качества!

Федеральная автомобильная дорога Р-21 «Кола» (до 31 декабря 2017 г. одновременно применяется прежний учётный номер — «М-18») — автомобильная дорога общего пользования федерального значения.

Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Борисоглебский. Входит в европейскую автодорогу E 105.

Протяженность автомагистрали — ~1592 километров.(Длина постоянно сокращвется из-за спрямления трассы.)
Ширина автотрассы М-18 (Р-21) «Кола» - 7-8 метров.

Проходит по территории Ленинградской области, Карелии и Мурманской области.

Магистральная автодорога имеет подъезды к следующим городам и п.г.т.:
Назия (7 км),
Сегежа (9 км),
Апатиты (33 км),
Шлиссельбург (5 км),
Петрозаводск (4 км),

Ряд участков на дороге является опасным для движения:

— с крутыми спусками и подъемами
(271 км, 329 км, 350 км, 360 км, 370 км, 380 км, 416 км, 620 км).
— с крутыми поворотами
(272 км, 281 км, 286 км, 368 км, 372 км, 381 км, 430 км).
— с ограниченной видимостью
(281 км, 297 км, 330 км).


Дорога пересекает значительные реки:
Неву (у г. Кировск),
Волхов (у г. Новая Ладога),
Свирь (у г. Лодейное Поле),
Оланку (у г. Олонец).
Все мосты длиной более 50 м имеют грузоподъемность 60-100 т.

Маршрут

Начало - путепровод «Нева» являющийся продолжением Народной улицы Санкт-Петербурга.

0 км Санкт-Петербург
20 км Всеволожск А129
38 км Кировск А120
39 км Шлиссельбург
121 км Новая Ладога А114
138 км Сясьстрой
177 км Паша
229 км Лодейное ПолеР36
276 км Олонец А130
374 км Пряжа Р21
411 км Матросы
418 км Половина
426 км Вилга
429 км Новая Вилга А133
417 км Петрозаводск Р19
426 км Шуя Р15
521 км Спасская Губа
557 км Гирвас
621 км Медвежьегорск А132
754 км Кочкома А134
799 км Пушной
856 км Кемь А135
1009 км Лоухи А136
1155 км Кандалакша
1182 км Полярные Зори
1260 км Мончегорск
1291 км Оленегорск
1382 км Мурманск
1385 км Кола
1389 км Р12 (на Финляндию)
1511 км Спутник
1517 км Печенга
1538 км Заполярный
1592 км Борисоглебский


Федеральная магистральная автомобильная дорога Р21 «Кола» имеет старый учетный номер М18, который будет действовать до 31 декабря 2017 года наряду с новым номером Р21. Автотрасса «Кола» пролегает по территории Карелии, Ленинградской и Мурманской областям Российской Федерации. Дорога Р21 (М-18) «Кола» является частью европейской дороги E 105 Киркенес - Ялта. Стыкуется с европейской трассой Е 6 и федеральной трассой М-10.

Трасса Р21 (М18) начинается в городе Санкт-Петербурге и имеет направление на Петрозаводск - Мурманск - Печенгу, заканчивается на пропускном пункте Борисоглебский, который является единственным автомобильным регулярным пунктом пропуска на Российско-Норвежской границе.

Общая протяженность автомобильной трассы М-18 составляет 1592 километра при ширине проезжей части 7-8 метров без разделительной полосы на основной части дороги, покрытой асфальтобетоном. Официальное открытие федеральной автомобильной трассы состоялось в 1986 году, она находится в подчинении Российского автодорожного управления.

В населенных пунктах, расположенных по трассе М18 имеются съезды на другие трассы. Из Санкт-Петербурга отходят автомобильные дороги: М10, E18, М11, E20, М20, E95. При дальнейшем движении по трассе установлены указатели показывающие количество километров от начала трассы на данном участке, наименование населенного пункта и учетный номер автомобильной дороги, на которую имеется съезд.

Дорога М18 проложена в живописной местности, начинается с болотистой, лесистой территории Ленинградской области, затем переходит в зону тайги с темнохвойными породами деревьев, а на Кольском полуострове переходит в лесотундру и тундру. На прилегающей к дороге местности расположено много крупных и мелких озер ледникового происхождения, таких как Ладожское и Онежское озера. На этих озерах находятся шедевры деревянного зодчества - Кижи (на Онежском озере) и Валаамский монастырь (на Ладожском озере).

Трасса М18 пересекает крупные реки: Неву, Волхов, Свирь, Оланку и другие. Мосты через них имеют грузоподъемность от 60 до 100 тонн. Один из таких мостов – Ладожский – является исторической достопримечательностью, так как на его месте в 1943 году была ледово-танковая переправа, сыгравшая большую роль в прорыве блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. У Ладожского моста находится музей танков, которые были подняты со дна Невы.

На протяжении трассы М18, через определенные отрезки пути, расположены автозаправочные станции, посты ДПС, пункты первой медицинской помощи и общественного питания.

В продолжение темы:
Купля-продажа

Разделы: Логопедия Цели занятия: Расширить словарь детей по теме “Профессии людей”. Познакомить детей с суффиксальными способами словообразования: учит – учитель,...

Новые статьи
/
Популярные