Дидактическая игра «Подбери признак. Дидактические игры

По развитию речи

Тема «Игрушки»

Цель:

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - … .

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Один мяч, два мяча, пять мячей, две куклы… .

Дидактическое упражнение «Какой?»

Цель: упражнять в образовании признака от предмета.

Игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зеркало - … .

Тема «Огород, овощи»

Дидактическая игра «Картошечка»

Цель: учить составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.

Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием.

Копать Весной копают землю для посадки картофеля.

Ухаживать Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.

Поливать Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения.

Выдергивать Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю.

Выкапывать

Готовить

Дидактическая игра «Мой любимый овощ»

Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.

Материал: муляжи овощей или картинки с изображением овощей, план – схема для составления описательных рассказов.

Педагог предлагает каждому ребенку выбрать любой овощ и рассказать о нем по схеме.

Условные обозначения:

Знак вопроса – что это?

Грядка – где растет?

Цвет, форма.

Величина.

Солонка – вкус.

Человек – как использует.

Дидактическая игра «Какой?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные по теме «Овощи».

Материал: мяч.

Суп из овощей – овощной, салат из моркови – морковный… .

Тема «Сад, фрукты»

Дидактическая игра «Какой, какое?»

Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Материал: мяч.

Сад и яблоко. Яблоневый сад.

Сад и груша. Грушевый сад.

Груша и варенье. Грушевое варенье.

Персик и сок. Персиковый сок.

Гранат и сок. Гранатовый сок.

Яблоко и пирог. Яблочный пирог.

Яблоко и пюре. Яблочное пюре.

Ананас и желе. Ананасное желе.

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.

Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»

Цель: учить составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах.

Предложить детям составить описательные рассказы о фруктах и ягодах по плану:

Где растёт?

Внешний вид.

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Дидактическая игра «Сравни»

Цель: учить составлять сравнительные рассказы.

Предложить детям составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.

Тема «Дары леса. Грибы»

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные рассказы о грибах.

Материал: картинки с изображением грибов.

Вариант 1. Взрослый раскладывает перед детьми картинки, описывает внешний вид, а дети должны их назвать: «Растут возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками.» (Опята)

Вариант 2. Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает детям его узнать.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб , в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

(Т. Кулакова)

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Педагог предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя» .

Дидактическая игра «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными

Тема «Осень»

Дидактическое упражнение «Подбери предметы к признакам»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Осенний - день,… .

Осенняя - погода,… .

Осеннее - небо,… .

Осенние - дожди,… .

Тема «Дикие животные»

Дидактическая игра « Чей, чья, чье?»

Цель: : формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

След (чей?) – лисий, волчий … .

Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … .

Голова (чья?) – лисья, волчья … .

Тема «Домашние животные»

Тема «Перелетные птицы»

Тема «Лес. Деревья»

Тема «Головные уборы»

Тема «Профессии»

Тема «Зима»

Тема «Что из чего сделано»

Тема «Новый год»

Тема «Зимние забавы»

Тема «Транспорт»

Тема «Зимующие птицы»

Тема «Моя страна»

Тема «Одежда»

Тема «Морские животные»

Дидактическая игра «Сравни»

Цель: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а .

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый … .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого … .

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый … .

Бурый медведь спит в берлоге, а белый … .

Тема «Птицы»

Тема «Весна»

Тема «День космонавтики»

Тема «Цветы»

По развитию речи

для детей дошкольного возраста»

Тема «Игрушки»

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .

Словарь

Существительные: праздник, маски, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год,шар, подарок, ёлка, хлопушка, мишура, конфетти, танец, пляска, хоровод.

Прилагательные: игрушечный, любимый, маленький, большой,стеклянный, пластмассовый, круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, новогодний, весёлый, смешной, добрый, сердитый.

Глаголы : танцевать, плясать, украшать, праздновать, дарить, благодарить, наряжать.

Наречия: интересно, много, мало, тихо, шумно, весело, дружно.

«Назови ласково»

Шар - шарик, шарики.

Звезда - звёздочка, звездочки.

Бусина - бусинка, бусинки.

Фонарь - фонарик, фонарики.

«Скажи какие?»

Игрушки для украшения елки - какие? - ... (елочные)

Шары из стекла - какие? - ... (стеклянные)

Флажки из бумаги - какие? - ...

Зайцы из пластмассы - какие? - ...

Флажки разных цветов - какие? - ...

«Узнай словечко»

Белый, пушистый, искрящийся... (снег)

Колючая, мохнатая, зеленая... (ёлка)

Сладкое, холодное, сливочное... (мороженое)

Ледяная, тающая, остроконечная... (сосулька)

Уходящий, старый, новый... (год)

Дидактическая игра «Подбери признак к пред­мету»:

елка (какая?) - ...,

праздник (какой?) - ...,

елочные игрушки (какие?) - ...,

Дед Мороз (какой?) - ...,

Снегурочка (какая?) - ...,

ребята (какие?) - ...,

подарки (какие?) - ....


Пересказать рассказ «Елка».

В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз за­шевелился, голову поднял и громко спросил:

Кто меня разбудил?

Это я, Саша.

Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.

Выложить фигурку из спичек по образцу.

Елочка зеленая выросла в лесу.

Елочку на праздник я домой принесу.

«Что лишнее и почему?»

Лыжи, санки, коньки, василек.

Зима, весна, декабрь.

«Объясни словечко»:

поземка, горнолыжник, подледная (рыбалка),

снеговик, снегоуборочная (машина)

"Добавлялки"

Кто подарки нам принёс?

Ну конечно…(Дед Мороз)

Возле ёлки в Новый год

Дети водят... (хоровод)

Очень звонкие игрушки -

Новогодние...(хлопушки)

Мы берём картон и краски -

К карнавалу будут... (маски)

Сшит костюм цыганский Вале,

Чтоб блеснуть на....(карнавале)

Если стужа на дворе,

Все деревья в серебре,

Огнями елочка цветет,

Значит скоро... (Новый год).

Всегда и в любую погоду

Мы рады... (Новому году).

Бородой седой зарос

Старый, добрый...(Дед Мороз)

Смотри: он весел и ярок

И что-то несет нам в... (подарок).

Собирайтесь в хоровод

И встречайте... (Новый год).

Ведь подарки нам принес

Наш веселый... (Дед Мороз).

Наш веселый Дед Мороз!

У него красный... (нос),

Шуба длинная, до пят.

Веселит он всех... (ребят).

«Отгадай загадки».

Объясни, что тебе помогло их отгадать.

Загадки

Яприхожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

(ёлка)

Она с дедушкой пришла,

Смех веселье принесла.

Отводила хоровод,

Привела к нам Новый год.

(Снегурочка)

Серебряные нити

На ёлочке висят,

В темноте сверкают,

И ярко так блестят.

(дождик)

Какая игрушка стреляет,

Как пушка?

(хлопушка)

Сам дней не знает,

А другим указывает.

(календарь)

В январе,

На праздник важный,

Дождь идёт

Цветной, бумажный.

(конфетти)

Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги.

(Лыжи)

Есть, ребята, у меня

Два конёчка, два конька.

Спят все лето напролет,

Любят кони только лед.

(Коньки)

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

А на горку всегда

Сам пешком я хожу

И коня своего

За веревку вожу.

(Санки)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем ёлку украшать:

Бусы, шарики, игрушки,

Дождик, звездочки, хлопушки.

Ель в сиянии огней –

Можно приглашать гостей!

Пальчиковая гимнастика

«ЕЛОЧКА»

Перед нами елочка:Пальцы рук, переплетены, из больших

пальцев – верхушка «елочки».

Шишечки, иголочки.Кулачки, указательные пальчики выставлены

Шарики, фонарики,«Шарики» из пальцев вверх и вниз.

Зайчики и свечки, «Ушки» из указательного и среднего пальцев;

обе ладони сложены, пальцы сжаты.

Звезды, человечки.Ладони сложены, пальцы расправлены;

средний и указательный пальцы стоят на столе.

«НА ЕЛКЕ»

Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились.Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз Дети «шагают» средним и

Нам подарки преподнес. указательными пальцами обеих рук.

Нам большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.

В них же – вкусные предметы: Делают ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики,

Орешки рядом с ними, начиная с большого.

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

«ПОДАРКИ»

Дед Мороз принес подарки:Дети «шагают» пальчиками по столу.

Буквари, альбомы, марки,На каждое произнесенное название

Кукол, мишек и машины,подарка загибают по одному пальчику

Попугая и пингвина,сначала на правой, потом на левой руке.

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!Делают из пальчиков правой руки

Гав! Гав!мордочку щенка.

Выучите с ребёнком стихотворение. Поработайте над звукопроизношением и выразительностью речи.

Новогоднее

Наступает Новый год.

Что он людям принесет?

У каждого, кто трудится,

Кто честен, добр и смел,

Пускай желанья сбудутся,

Чего б он ни хотел.

Строитель хочет строить дом

На радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым.

Очем мечтает садовод?

В его мечтах, весь мир цветет,

И люди, глядя на цветы,

Становятся добрей.

Пусть эти славные мечты

Исполнятся скорей.

Встали девочки в кружок,

Встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажег

На высокой ёлке.

Наверху звезда,

Бусы в два ряда.

Пусть не гаснет ёлка,

Пусть горит всегда.

(А. Барто)

***

Ёлка наряжается -

Праздник приближается,

Новый год у ворот,

Ребятишек ёлка ждёт.

(Я. Аким)

Здравствуй праздник новогодний,

Праздник ёлки и зимы!

Всех друзей своих сегодня

Позовём на ёлку мы.

Стихи для автоматизации поставленных звуков

Подарок

В Новый год под яркой елкой Я нашла подарок свой. В старой обувной коробке Спал котенок золотой. Носик кнопкой, хвостик кистью, Лапки в белых башмачках, А усищи-то, усищи! И полоски на боках. Заберу его в кроватку. Тихо песенку спою, Чтобы спал он сладко-сладко, Сказку на ночь расскажу! С. Суворова

Короткие стихи для малышей про Новый год

Снег идёт, снег идёт
Значит скоро Новый Год
Дед Мороз к нам придёт
Всем подарки принесёт!

Я.Аким
Елка наряжается -
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.

В.Петрова
Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках - снежок!

Рысью мчится Новый Год...

Рысью мчится Новый Год,
В дом спешит, стучится;
На озёрах белый лёд
Глаз слепит, искрится.
Клён, ольху обняв, стоит –
Так теплее вместе;
Что-то тихо говорит
Ей, своей невесте.
Солнце скоро упадёт
Весело за горку;
Забуянит, запоёт
Лес пургою звонкой.
Снег запляшет хоровод,
Вихрем закружится;
Скоро, скоро Новый Год!
Рысью в гости мчится.

Кирилл Авдеенко

По сугробам напрямик,
Шел веселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная!

Лексическая тема «Весна. Признаки весны»

«Звуки Б-Бь»

1. Артикуляционные упражнения

2. Поговорить с детьми о том, какое время года наступило; во время прогулки обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной; назвать весенние месяцы; понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее. День стал длиннее или короче. Чтение с последующим обсуждением: В. Берестов «Гололедица», Л. Воронкова «Снег идет», русская народная сказка «Снегурочка», Г. Снегирев «Отважный пингвиненок».

3. Д. игра «Подбери признак». Солнце (какое?) – теплое, ласковое весеннее и т. д. Сосулька - …, небо - …, ручей - …, облака - …, листочки - …, снег - …, день - …

4. Упражнение «Подбери действие». Солнце (что делает?) – светит, греет…. Птицы - …, ручьи - …, почки - …, яблони - …, сады - …, снег - …, трава - …, листья - …, сосульки - …, деревья - …, дети - …

5. Д. игра «без чего не может быть весны?" Дети должны ответить на вопрос, без чего не бывает весны. Весна не может быть без яркого солнца (без ручейков, без майских жуков, без капели, без луж, без грозы, без проталин, без подснежников).

6. Д. игра «Один – много» Например: Лужа – лужи – много луж. Ручей, туча, сосулька, почка, дерево, проталина, лужайка, гроза.

7. Игры с мячом «Жадина», «Назови ласково».

8. Д. игра «Сосчитай-ка». Например: Одна почка, две почки… пять почек и т. д.

9. Пальчиковая гимнастика


10. Игра «Эхо» Ба-ба-бя, бэ-бе-бэ, уб-убь-убь, бы-бы-би, об-обь-об, бда-бда-бдя, гбо-гбё-гбо, аб-об-уб-ыб, бё-бю-бя-би и т. д. Ба-ба-ба – на избе была труба. Бу-бу-бу – побелили мы трубу. Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. Бу-бы-ба – из окна торчит труба. Бы-бы-бы – голубь улетел с трубы.

11. Игра «Подели слова на слоги»

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Весенние одежда, обувь, головные уборы »

«Дифференциация звуков П-Б-Пь-Бь»

1. Артикуляционные упражнения : «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «сильно сживать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Д. игра «Два, две, двое» Воспитатель предлагает детям посмотреть на одежду друг друга и ответить на вопросы «О чем можно сказать два ?» (Два платья, два шарфа, два пальто и т. д.) «О чем можно сказать две?» (две шапки, две юбки, две куртки, две футболки и т. д.) «О чем можно сказать двое?» (двое шорт, двое носков, двое штанов)

3. Игра «Какой, какая, какое?» Дети образуют слова-признаки от существительных.

Платье из бархата – бархатное, платье изо льна – льняное, перчатки из кожи – кожаные, куртка из джинсовой ткани – джинсовая, платье из ситца – ситцевое, платье из шелка – шелковое, кофта из шерсти – шерстяная, шуба из меха – меховая, пальто из драпа – драповое, дубленка из замши – замшевая и т. д.

4. Д. игра с мячом «Скажи наоборот». Чистые ботинки – грязные ботинки, широкая юбка - …, толстый шарф - …, обувает ботинки - …, новые сапоги - …, длинное пальто - …, валенки большого размера - ….

5. Д. игры с мячом «Жадина». (Например : пальто – моё пальто); «Один-много» (например: юбка – юбки – много юбок)

6. Упражнение «Сосчитай-ка»: синяя юбка, теплая шуба, шерстяной шарф, белый пиджак, полосатый носок, меховая шапка, бархатное платье, кожаная перчатка и т. д.

Например: одно бархатное платье, два бархатных платья… пять бархатных платьев.

7. Пальчиковая гимнастика «Одежда»

8. Игра «Эхо» Па-ба-па, бы-бы-пы, бо-по-бо, бе-пе-бе, пя-пя-бя, ап-уп-об, гба-гба-кпа, пам-пом-бум.

Ба-па-ба – вот стоит изба. Па-ба-па – лесная тропа. Бы-пы-бы – были у папы. Ба-па-ба – тяжелая шуба. Па-ба-па – упала шляпа. Бу-пу-бу – навещали Любу.


9. Игра «Измени словечко» В словах поменять звук П на Б и наоборот. Пой – бой, пыль - …, бот - …, бодать - …, пух - …, путь - …, забить - …, пас - …, почка - … били - …, бока - …, баба - …

10. Д. игра «Вставь пропущенный звук» Дети подставляют в слово нужный звук (П или Б) : …удка, та…очки, хло…ок, зу…ы, …робка, за…ор.

11. «Подели слова на слоги» . Прохлопать слова, определить количество слогов. Бочка, каблук, бант, таблетки, забор, бинт, баранка, забота, бык, кабина, белка, забияка, бетон, кабина.

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Насекомые»

«Звуки Ф-Фь»

1. Артикуляционные упражнения : «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «сильно сживать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Вспомнить вместе с детьми всё, что им известно о насекомых. Побеседовать о том, что насекомые могут быть полезными (пчела, муравей, божья коровка) и вредными (комар, муха, бабочка-белянка). Выяснить, знают ли дети, почему осенью насекомые исчезают. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением насекомых, картинки на тему «насекомые на лугу, бабочка на цветке, пчелы собирают нектар…». Вспомнить названия насекомых, их внешний вид, отличительные признаки, где они живут.

3. Подобрать как можно больше слов-признаков к насекомым: муха какая? жук какой? и т. д. (приветствуется называние сложных слов: длинноусый, тонконогий и т. д.) Жук что делает? Летает, кружится, ползает и т. д.

4. Д. игра «Угадай, кто» + «Подбери признак». Проводится с помощью картинного материала, выставленного на доске: муха, бабочка, комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.

Порхает (кто?) - … (Бабочка). Красивая, разноцветная, полезная, большая

Жужжит, звенит, собирает мёд, жалит, ползает, прыгает и т. д.

5. Упражнение «Сосчитай-ка» : одна муха - две мухи, пять мух. Речевой материал: бабочка, комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.

6. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

7. Игра «Эхо» Фа-фа-фя, фэ-фе-фэ, уф-уфь-уфь, фы-фы-фи, оф-офь-оф, тфа-тфа-тфя, кфо-кфё-кфо, аф-оф-уф-ыф, фё-фю-фя-фи

Фе-фе-фе – наливаю тебе кофе.

8. Игра «Измени словечко» Кто-то заменил во всех словах первый звук. «Верните звуки Ф и Ф’ на место и назовите получившееся слово. пара - …, бантик - …, вены - …, норма - …, плот - …, вата - …, марш -

А теперь измените третий звук в словах.

Косточка – кофточка, каштан - …, пудик - …, каре - …, лист - …, арка - …

9. Д. игра «Исправь ошибку»

Нашла я в сливе … кофточку , На клене зеленеет … лифт,

Надела Феня … кофточку. Наверх нас поднимает … лист.

Созрел на дереве … кафтан, На дерево уселся … граф,

Зимой надену я … каштан. Живет в красивом доме … грач.

10. «Подели слова на слоги»

. Составить из звуковых пеналов или из кубиков схемы слов. Дать характеристику каждому звуку в слове. Речевой материал: ПАУК, ПАУКИ, МУХА, МУХИ, КОМАР

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексическая тема «Рыбы».

1. Артикуляционные упражнения : «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «сильно сживать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Вспомнить вместе с детьми всё, что им известно о рыбах. Побеседовать о том, где живут рыбы, какие рыбы живут в море, в реке, в аквариуме. Обобщить. Выяснить, знают ли дети, части рыб. Рассмотреть с детьми иллюстрации и назвать по ним рыб, рассмотреть картинки по теме «На реке», «Дети ловят рыбу».

3. Упражнение «Подбери словечко». Подобрать как можно больше слов-признаков к рыбам: щука какая? сом какой? и т. д. (приветствуется называние сложных слов: длинноусый, большеглазый и т. д.) Рыба что делает? Плавает, спит, ловится, догоняет, ест… и т. д.

4. Упражнение «Сосчитай-ка» : одна щука - две щуки, пять щук. Речевой материал : большой сом, золотая рыбка, хищная акула, маленький окунь, ёрш.

5. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

6. Игра «Исправь предложение»

В предложениях слова перепутались. Послушай слова, поставь их в нужном порядке и скажи, что получилось! Например : рыба, жить, в, река. (Рыба живет в реке)

Рыбаки, поймать, карася. (Рыбаки поймали карася)

Рыба, есть, у, хвост, красивый. (У рыбы есть красивый хвост)

7. Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.

Плавники у нас росли бы, Мы бы плавали как………………. рыбы

Я б хвостом махала гибким И резвилась словно ………………. рыбка

Вот с крючка срывает крошки Очень мелкая ………………………рыбешка

Выплывает, корм ища, Пребольшая………………………… рыбища

Эх сорвался мой улов!, Рассердился………………………… рыболов.-

Рыба не клюет никак, Видно, я плохой……………………... рыбак

от обиды чуть не плачет, Но сидит весь день………………….. рыбачит

Рыбаку ужасно жалко, Что не удалась……………………… рыбалка

8. «Подели слова на слоги» . Прохлопать слова, определить количество слогов. Форточка, филин, футболка, кофта, фен, кафтан, футбол, футболист, софа, фрукт, фрукты, телефон, финик, финики, фиолетовый; рыба, акула, сом, щучка, карась, осётр, плавник, чешуя.

11. Упражнение «Шифровальщики» . Составить из звуковых пеналов или из кубиков схемы слов. Дать характеристику каждому звуку в слове. Речевой материал: ХВОСТ, РЫБА, СОМ, ПАУКИ, МУХА, КОМАР

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексическая тема «Цветы»

«Дифференциация звуков В-Ф-Вь-Фь»

1. Артикуляционные упражнения : «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «сильно сживать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Вспомнить вместе с детьми всё, что им известно о цветах. Цветы, как известно, растут в земле. Но где именно они растут? Цветы растут в садах и называются (садовые), в лесах (лесные), на лугу (луговые), на полях (полевые). Какие садовые цветы вы знаете? (роза, гладиолус, гвоздика садовая, пион, нарцисс….), полевые, луговые (мак, ромашка, василек, колокольчик, незабудка, клевер…) Не все цветы можно рвать: некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную книгу. Они нуждаются в охране.

Давайте покажем и расскажем, какие части есть у цветка. Корень, стебель, листья, бутон , цветок: сердцевина и лепесток.

3. «С какого цветка лепесток?» + «Какие цветы?»

Попробуем отгадать, с какого цветка может быть каждый лепесток.

Например : Синий - …василек, белый - …ландыш, ромашка; красный - …мак, фиолетовый - …фиалка, колокольчик; желтый - одуванчик.

4. Дидактическая игра «Назови ласково». Ромашка - … , василек - …, роза - …, гвоздика - …, незабудка - …, пион - …, георгин - …, лепесток -…., стебель -…, тюльпан -…, корень -…, бутон -…

5. Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай»

На клумбах цветы что делают? (растут, цветут, вянут…)

Удобрениями садовые цветы что делают? (удобряют, подкармливают…)

Водой с цветами что делают? (поливают, опрыскивают…)

В букеты цветы что делают? (собирают, срезают, срывают…)

Цветами люди что делают? (любуются, восхищаются, поливают, выращивают, венки плетут…)

6. Дидактическая игра «Сосчитай-ка»

На полянах, в садах, лесах – много цветов. Давайте попробуем сосчитать цветы: Одна ромашка, две ромашки…пять ромашек. Одна роза, две розы… пять роз. Один василёк, два василька … пять васильков. И т. д.

7. Упражнение «Скажи правильно»

Попробуйте правильно подобрать слова в мои предложения:

Поле из ромашек – ромашковое поле, росинки с маков – маковые росинки, букет из цветов – цветочный букет, букет из васильков – васильковый букет, поле из одуванчиков – одуванчиковое поле, поле тюльпанов – тюльпановое поле…

8. Игра «Эхо» Фе-фе-ве-ве, фу-ву-фу-ву, во-фо-фо-во, ва-ва-ва-фа-фа-фа, вло-влу-фла-фло-флу и т. д.

Фа-фа-фа – у стены стоит софа. Фу-фу-фу – я прилягу на софу.

Ва-ва-ва – на суку сидит сова. Ву-ву-ву – маму я домой зову.

Ви-ви-ви – ну-ка мяч быстрей лови. Ве-ве-ве – ёжик прячется в траве.

Вет-вет-вет – мы построили корвет. Фе-фе-фе – наливаю тебе кофе.

9. Д. игра «Измени словечко»

Кто-то перепутал в словах звуки В и Ф и получилась какая-то бессмыслица. Давайте поможем словам вернуть смысл и поставим звуки на свои места. Итак, звук Ф меняем на звук В и наоборот.

11. «Подели слова на слоги» . Прохлопать слова, определить количество слогов. Форточка, филин, футболка, кофта, фен, кафтан, футбол, футболист, софа, фрукт, фрукты, телефон, финик, финики, фиолетовый

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Ягоды».

1. Артикуляционные упражнения

2. Д. игра «Какой сок, какое варенье?» Варенье из клубники - …, сок из смородины - …, варенье из черники - …, сок из земляники - …, морс из клюквы - …, варенье из ежевики - …, варенье из малины - …, варенье из крыжовника - …, морс из брусники - … и т. д.

3. Д. игра «Подбирай, называй, запоминай» Закончить предложения и подобрать как можно больше слов-действий. Ягоды на веточках (что делают?) – растут, зреют, поспевают, наливаются соком, созревают. Ягоды с веточек -… Люди в лесу ягоды - … В корзину ягоды - … Из ягод сок - … В стакан сок - … Варенье (повидло, джем) из ягод - …

4. Д. игра «Скажи наоборот». Клубника крупная, а земляника …

Крыжовник твёрдый, а черника - …

Ежевика сладкая, а клюква - …

5. Д. игра «вставь маленькое слово»

Ягоды рябины растут … дереве. Ягоды крыжовника падают … куста.

Ягоды клубники сорвали … веточки. Ягоды ежевики выложили … корзины.

Кустики черники искали... траве. Ягоды смородины выглядывали … листиков.

6. Пальчиковая гимнастика «Журавли»

7. Игра «Эхо»

Ви-ви-ви – ну-ка мяч быстрей лови. По-по-по – мы плывем по Лимпопо. Ит-ит-ит – в море живет кит. Ать-ать-ать – уложили Машу спать. Тик-ик-ик – на скамье сидит старик. Ке-ке-ке – ключ оставил я в замке. Но, но, но - на луне идет кино Ве-ве-ве – ёжик прячется в траве.

8. Д. игра «Выдели второй слог в слове»

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Лето».

1. Артикуляционные упражнения : «Показать верхние зубы», «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «Сильно сжимать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Д. игра «Скажи иначе» Не грустные дети - … Не холодная вода - … Не долгий дождь - … Не темное небо - … Не дождливое небо - … Не горькая малина - … Не низкая трава - … и т. д.

3. Д. игра «Еще лучше». Весной солнце светит ярко, а летом еще … (ярче) Весной птицы поют звонко, а летом еще … (Звонче) Весной цветов много, а летом еще … (больше) Весной воздух тёплый, а летом еще … (теплее) Весной детям весело, а летом еще … (веселее) Весной деревья зеленые, а летом еще … (зеленее) Весной день длинный, а летом еще … (длиннее)

4. Д. игра «Назови признак». Лето (какое?) – теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое. Солнце летом (какое?) – желтое, жаркое, яркое, теплое. Трава летом (какая?) – зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая. Вода летом (какая?) – теплая, прохладная, приятная, освежающая. Дождь летом (какой?) – теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной. Дети летом (какие?) – веселые, радостные, забавные, шумные. Небо летом (какое?) – голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое. Облака летом (какие?) – высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.

5. Д. игра «Вставь слово» Солнце … ярко. Лес … красивый. Река … быстро. Ягоды … в лесу. Цветы … на лугу. Стрекоза … над водой. Муравейник … муравьи. Птицы … весело.

6. Пальчиковая гимнастика «Времена года»

7. Игра «Эхо» Та-ка-на-ма, фу-ву-фу-ву, ба-бу-бы-бо, гдо-гда-гди-гдя, мни-мне-мнё-мню и т. д.

Ви-ви-ви – ну-ка мяч быстрей лови. По-по-по – мы плывем по Лимпопо. Ит-ит-ит – в море живет кит. Ать-ать-ать – уложили Машу спать. Тик-ик-ик – на скамье сидит старик. Ке-ке-ке – ключ оставил я в замке. Но, но, но - на луне идет кино. Ве-ве-ве – ёжик прячется в траве.

8. Д. игра «Выдели второй слог в слове». Выделите второй слог в слове и составьте его схему:

Запеканка, кефир, молоток, котёнок, повидло, самокат

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

У логопеда в руках мяч. Он предлагает детям поиграть.

Л о г о п е д. Я буду называть животное и бросать мяч. Тот, кто его поймает, должен назвать признак, присущий этому животному. Например. Морж какой? (сильный)

Олень какой?

Тюлень какой?

Волк какой? И т.д.

II. Основная часть.

Беседа по схеме.

Логопед выставляет на доску схему описания и картинки с изображениями животных Севера.

Л о г о п е д. Сегодня мы будем описывать животных Севера. Но не просто, а сравнивая их с другими животными.

Сначала мы назовем животных.

Затем скажем, чем питается (хищник или травоядное).

Игра «Два медведя».

Л о г о п е д. Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Я буду отвечать за бурого, а вы за белого.

Бурый спрашивает у белого:

Где ты живешь?

- Я на севере на льдине.

А я в лесу. У тебя шерсть какого цвета?

Что ты ешь?

Что ты делаешь зимой?

Физкультминутка».

4. Составление рассказа-описания животных по опорному плану (дети описывают животных по выбору логопеда).

Я буду описывать бурого и белого медведя. Белый живет на Севере, а бурый в лесу. Оба животных большие, их тела покрыты шерстью, только у белого медведя шерсть белая, а бурого - коричневая. На лапах у медведей острые когти. Бурый медведь ест ягоды, листья, рыбу, а белый медведь ест
рыбу и мясо других животных.

III. Итог занятия.

Тема: «Водные обитатели»

Цели:

1. Расширение знаний о водных обитателях, продолжение знакомства с ними.

2. Активизация и обобщение словаря по теме.

3. Закрепление умения классифицировать водных обитателей (аквариумные, морские, речные).

4. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного и множественного числа.

5. Формирование навыка построения сложного предложения с союзом а.

6. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

7. Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия.

Оборудование: аквариум, изображения сома и сомика, водных обитателей, реки, моря, аквариума; синие квадраты и рыбки (красная, зеленая, розовая, желтая, синяя).

Предварительная работа: рассмотреть картинки с изображением различных водных обитателей, провести беседу о среде их обитания.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед подводит детей к аквариуму.

Л о г о п е д. Что это? кто живет в аквариуме?

Дети называют знакомых им рыб, логопед остальных.

Л о г о п е д. Рыбы живут не только в аквариумах. Где еще? (в морях и океанах, реках). А каких еще обитателей воды вы знаете? (морские звезды, коньки...)

II. Основная часть.

Игра «Кто? Что?».

Л о г о п е д. Мы недавно говорили о живых предметах, про которых мы спрашиваем кто? И не неживых предметах, про которых мы спрашиваем что?

Давайте посмотрим еще раз на аквариум. Назовите живые и неживые предметы.

Игра «Части тела».

Дети садятся на свои места. Логопед вывешивает на доску изображение рыбы.

Л о г о п е д. Давайте назовем части тела рыбки (чешуя, хвост, голова, туловище, плавники...).

Л о г о п е д. Зачем рыбе чешуя? Жабры? Плавники?

Игра «Сом и сомик».

Логопед вывешивает на доску изображения аквариумного сомина и пресноводного сома.

Л о г о п е д. Похожи эти рыбки? А чем отличаются? Будем говорить длинным предложением с союзом а . Например: Сомин живет в аквариуме, а сом в реке.

У сома усы, а у сомика... усики .

У сома голова, а у сомика...

У сома глаза, а у сомика...

У сома рот, а у сомика …

У сома плавники, а у сомика... и т.д.

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Игра «Найди дом».

Логопед вывешивает на доску изображения реки, мор», аквариума. На столе раскладывает изображения разных водных обитателей.

Л о г о п е д. Посмотрите, это макеты мест обитания рыб. Макеты чего вы видите?

Каждый из вас подойдет к столу, выберет одну картинку, назовет ее и «поселит» обитателя воды в подходящий водоем. (Это щука. Она обитает в реке. Я поселю её в реку. У меня сомин. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме. Я выбрал морскую звезду. Она живёт в море...)

Игра «Аквариум».

Л о г о п е д. Возьмите конверты на ваших столах. Синий квадрат положите перед собой, рыб слева от себя. Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?

Зеленая рыбка заплыла в правый верхний угол, красная - в левый нижний, желтая - в левый верхний, синяя- в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема: «Дательный падеж имен существительных
единственного и множественного числа»

Цели:

1. Формирование навыка образования существительных в дательном падеже единственного и множественного числа.

2. Формирование навыка замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного.

3. Развитие внимания, памяти, мышления, слухового восприятия.

4. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий, инструментов для их работы, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л о г о п е д. Сейчас будем передавать друг другу мяч и говорить, кому мы его передали. Я передала мяч Кате...

II. Основная часть.

Игра «Кому что нужно».

На доске справа висят картинки с разных профессий, слева – инструменты для их работы.

Л о г о п е д. Кому что нужно для картинку с инструментами к тому человеку, которому они нужны (указка, учебник нужны учителю…).

Игра «Идем в зоопарк».

Л о г о п е д. Предлагаю отправиться сто, а принести корм для животных.

Я буду говорить, какую еду мы возьмем, а вы – кому мы ее отдадим. Например: Мясо... отдадим львам.

Морковь...

Сено, траву...

Зерно... и т.д.

Физкультминутка.

4. Игра с мячом «Кому что?».

Логопед Я буду бросать мяч и а тот, кто поймает мяч, скажет, кому они нужны: Например: Помада - женщине.

Бритва, галстук –

Учебники, тетради-

Соски, бутылочки –

Ошейник, корм - и т.д.

Игра «Измени слово».

Л о г о п е д. Я буду говорить предложения, а вы должны изменить последнее слово так, чтобы предложения красиво и правильно звучали. Например: Отдай книгу брат (отдай книгу брату).

Завяжи бант сестра.

Уступи место старушка.

Дай лекарство дедушка.

Маша идет к врач.

Дети шли по лес.

Мы шли по дорога.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема: «Пересказ рассказа "Хитрый Ваня"»

Цели:

1. Уточнение представления о рыбах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Развитие связной речи (обучение составлению пересказа).

4. Развитие мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия.

5. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

Оборудование: картинки, на которых изображены рыбки, плывущие вправо - влево, наверх, вниз (на каждого ребенка), картинки-загадки с наложенными изображениями водных обитателей (на каждого ребенка).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра «Обведи рыбок».

Логопед раздает детям картинки, на которых изображены рыбки, плывущие вправо - влево, наверх, вниз.

Л о г о п е д. Рыбок, плывущих вправо, обведите синим цветом, влево - красным, вверх - зеленым, вниз - желтым. Сколько рыбок плывет вправо? Влево? Вверх? Вниз?

Сегодня мы снова поговорим о рыбах и перескажем рассказ «Хитрый Ваня».

II. Основная часть.

Чтение логопедом рассказа.

Как-то летом Ваня взял удочки, приманку, большое ведро и отправился на рыбалку. Мальчик закинул удочку и стал ждать, когда клюнет. Ваня долго сидел на берегу прудика, но так и не поймал ни одну рыбку. Расстроенный Ваня поплелся домой. По дороге домой мальчик увидел рыбный магазин. Хитрый Ваня решил купить рыбу и сказать, что поймал ее. Дома мама и папа удивились такому большому улову сына. И вдруг на дне Ваниного ведра папа заметил чек из рыбного магазина. Ване стало стыдно за его обман.

Тема: «Осень. Признаки осени»

Лексика

Предметы: осень, время года, месяц, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, урожай, деревья, заморозки, листья, лес, овощи, фрукты, птицы, слякоть, погода, небо, пора.

Действия: падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, убирают, собирают, срывают, желтеют, сохнут, вянут, моросит.

Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, голые, печальная, дивная.

Осень, осень к нам пришла!

Нам подарки принесла:

Желтые листочки,

Вкусные грибочки,

Овощи и фрукты,

Хлебные продукты!

Подбери признаки :

Осень – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая,

холодная, унылая, прекрасная, пышная, дивная…

Подбери действия :

Осень – приходит, наступает, наводит грусть…

Подбери родственные слова:

Птица – птичка, птичий, птичник, птичница…

Лес – лесок, лесочек, лесной, лесник, лесничий, лесовоз…

Подбери предметы к признакам:

осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес;

осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость;

осеннее – небо, пальто, дерево, ненастье;

осенние – каникулы, листья, заморозки.

Расскажи об осени по плану:

Когда наступает осень?

Приметы осени в природе.

Красота золотой осени.

Труд человека в осенний период.

Загадки об осени:

Желтые листики летят, Все деревья облетели, зеленеют только ели,

Под ногами шелестят. Днем и ночью дождик льет, грязь и лужи у ворот.

Солнце уж не припекает.

Когда это бывает? Краса по лесу гуляет и деревья раздевает

Тема: «Игрушки»

Лексика

Предметы: названия игрушек, резина, дерево, пластмасса, плюш, стекло;

Действия: играть, заводить, подбрасывать, отбивать, ловить, строить, складывать, наряжать, возить, укладывать;

Признаки: интересный, забавный, заводная, железная, мягкая, пластмассовая, плюшевая, любимая, красивая, резиновая.


Мы вместе поиграем в мячик:

Я отбиваю, а он скачет.

Его мы бросим в потолок,

А сами сделаем прыжок.

Мяч мы ногою поддадим,

И, как летит он, поглядим.

И вновь берем мы мячик в руки,

С мячом не знают дети скуки!


Лексико-грамматические упражнения



Подбери признак:

Мяч – большой, красивый, резиновый, упругий, футбольный, теннисный…

Подбери действия:

Мяч – летит, прыгает, падает, подскакивает, катится…

Назови ласково:

Мяч – мячик

Кукла – куколка

Заяц – зайка

Медведь – мишка

матрешка - матрёшечка

Назови много:

мяч – мячи

кукла – куклы

машина – машины

игрушка – игрушки

пирамидка – пирамидки

Опиши любимую игрушку по плану:

Что это? (Название игрушки).

Общий вид: форма, величина, цвет, материал (из чего сделана?).

Почему понравилась?

Как можно с ней играть?

Повтори загадки об игрушках:

Пляшет крошка, а всего одна ножка (юла).

Его бьют – а он не плачет, упадет – поскачет (мяч).

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка (матрешка).

Лексика

Предметы: город, улица, бульвар, площадь, парк, проспект, дорога, детский сад, школа, больницы, кинотеатр, магазин, спорткомплекс, дворец культуры, музей и т.д.;

Действия: гулять, посещать, любоваться, строить, заниматься, учится, работать, праздновать и т.д.;

Признаки: молодой, красивый, чистый, весёлый, дружный, любимый и т.д.



Чтобы дом построить новый,

Запасают лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.


Лексико-грамматические упражнения

Где ты живешь?

Каждый ребенок называет свой адрес (город, улицу, дом, квартиру этаж); рассказывает какие учреждения находятся рядом с его домом; где он любит гулять; какие учреждения посещает с родителями.


Какое слово короче?

Дом – домик

Парк – светофор

Город – перекресток

Дорога – магазин

Квартира – этаж

Назови ласково

Дом – домик

Город – городок

Магазин – магазинчик

Дорога - дорожка

Бульвар – бульварчик

Назови много

Город – города

Дом – дома

Улица – улицы

Дорога – дороги

Школа – школы

Раздели словечко

Го-род, у-ли-ца, до-ро-га, све-то-фор, квар-ти-ра, э-таж, шко-ла, буль-вар.

Подбери признак:

Город - молодой, красивый, чистый, весёлый, дружный, любимый

Мой, моя, моё, мои:

Город (чей?) – мой город Улица (чья?) – моя улица

Тема: «Домашние животные»

Лексика

Предметы: названия животных, их детёнышей, стадо, пастух, ферма, конюшня, сено, трава, луг, овёс, конюх, телега, груз, корм, туловище, рога, грива, копыта, вымя, молоко, масло, творог, сыр, кефир;

Действия: пасутся, щиплют, жуют, ржёт, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает, скачет, перевозит, сторожит, охотится, кусается, бодает, царапается…

Признаки: сторожевая, охотничья, пожарная, злая, санитарная, рогатая, лохматая, бодливая, домашняя, породистая.


На охоту кошка вышла,

Очень хочет скушать мышку.

А мышонок притаился,

Под ступеньку он забился.

Тут во двор вбежал Трезор,

Кошка – сразу на забор!


Лексико-грамматические упражнения

Подбери признаки:

Собака – сторожевая, охотничья, умная, добрая, злая, преданная, забавная, игривая, шаловливая…

Подбери действия:

Собака – лает, кусает, сторожит, охотится, охраняет…

Образуй признаки (от предметов):

Собака собачий (ошейник), собачья (конура), собачье (место), собачьи (игрушки).


Назови детёныша:

Собака - щенок

Кошка – котенок

Корова – телёнок

Овца – ягненок

Назови ласково:

Собака – собачка

Кошка – кошечка

Лошадь – лошадка

Ягнёнок – ягнёночек

Опиши домашнее животное по плану:

Кто это?

Внешний вид (размер, окрас, шерсть, строение…).

Чем питается?

Детёныши.

Какую приносят пользу?

Повтори (выучи) загадки:

Лает, кусает, а в дом не пускает (собака).

Хвост крючком, нос пятачком (свинья).

Среди двора стоит копна. Впереди вилы, сзади метла (корова).

По горам, по долам ходит шуба да кафтан (овца).

Я большой и я красивый, я бегу – и вьется грива.

Длинный шелковый хвосток и копытами – цок, цок (конь).

Мохнатенький, усатенький, ест и пьет, песенки поет (кот).

Тема: «Дикие животные»

Лексика

Предметы: звери, медведь, лиса, волк, заяц, еж, барсук, енот, лось, рысь, соболь, куница, норка, выдра, бобр; детёныши диких животных; берлога, нора, дупло, водопой, рога, копыта, клыки, шерсть, мех, иголки, шкура.

Действия: добывать, прыгать, рыскать, прятаться, охотится, рычать, выть, учить, охранять, лязгать, пищать, притащить, подкрадываться…

Признаки: лохматый, косматый, пушистый, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, неуклюжий, косолапый, куцый, красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, осторожный, хищный…


По лесу ручей бежал

И зайчонка увидал.

А зайчонок по пеньку

Стукал: тру-ту-ту-ту-ту.

Белка на сосне сидит

И орешками хрустит.

Важный дятел: тук да тук

Долбит носом старый сук.


Лексико-грамматические упражнения


Подбери признак:

Медведь – огромный, сильный, неуклюжий, косолапый, бурый…

Подбери действия:

Медведь – ходит, переваливается, спит в берлоге, рыщет, ревет, лакомится медом, сосет лапу…

Образуй признаки (от предметов):

Медведь – медвежий, медвежья, медвежье, медвежьи

Назови детёнышей:

Медведь – медвежонок

Назови ласково:

Медведь – Медведко, медведик, медведушка.

Опиши зверя по плану:

Название

Где живет, жилище.

Внешний вид (размер, окраска, шерсть…).

Повадки.

Чем питается?

Как защищается?

Детёныши.

Тема: «Зима. Признаки зимы»

Лексика

Предметы: время года, зима, снег, мороз, лёд, иней, гололедица, узоры, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, стужа, хлопья, забавы, холод.

Действия: метет, дует, завывает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, воет, рыщут, лепят, катаются, чистят, скользят, скрипит, хрустит, сверкает, ложится, трещит…

Признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый, мохнатые, меховые, шерстяные, тёплые, скользкие, весёлые, мягкий.


Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо,

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы –

И зима настала.



Лексико-грамматические упражнения


Расскажи о зиме по плану:

Как ты заметил(а) наступление зимы?

Назови ее приметы в природе.

Зимние месяцы.

Повадки зверей и птиц зимой.

Зимующие птицы.

Зимние забавы и развлечения.


Повтори (выучи) загадки:

Без рук, а рисует, без зубов, а кусает. (мороз)

Бел, да не сахар, ног нет, а идёт. (снег)

Белая морковка зимой растёт. (сосулька)

Снег на полях лёд на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло – заплачет вмиг

И растает… (снеговик)

Тема: «Человек. Части тела»

Лексика

Предметы: бедро, борода, брови, висок, глаз, грудь, губа, живот, запястье, зубы, колено, ладонь, лоб, локоть, мочка, нога, ноготь, ноздри, нос, палец, плечо, подбородок, пятка, рот, рука, спина, стрижка, ступня, улыбка, усы, ухо, шея.

Действия: бегать, брать, бросить, морщиться, нахмурить, прыгать, расчесывать, сидеть, улыбаться.

Признаки: бородатый, высокий, длинноволосый, зеленоглазый, кареглазый, лохматый, низкий, носовой, рыжеволосый, светловолосый, сероглазый, синеглазый, темноволосый, полный, худой, сильный, слабый, внимательный, добрый, ласковый, хороший, трудолюбивый…

Ножками мы топаем

И в ладоши хлопаем,

Мы танцуем и поем,

Очень весело живем.


Лексико-грамматические упражнения


Речевая подвижная игра:

Левой ручкой - по плечу,

Правой ручкой - покручу,

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

Что не так?

Ушами мы дышим.

Ногти стричь не нужно.

На каждой руке по четыре пальца.

У нас всего пять рук.

Закончи предложение:

На пальцах рук и ног ест…

У стоматолога мы лечим…



Скажи наоборот:

Высокий – низкий

Полный – худой

Длинный - короткий

Составь рассказ о себе по плану:

Кто ты?

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Назови части своего тела.

Назови членов своей семьи.

Чем ты занимаешься в течение дня?

Что любишь делать больше всего?

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Тема: «Бытовые электроприборы»

Лексика

Предметы: видеокамера, газовая плита, компьютер, лампа, люстра, магнитофон, микроволновая печь, миксер, музыкальный центр, мясорубка, плеер, посудомоечная машина, пылесос, радио, стиральная машина, телевизор, утюг, фотоаппарат, холодильник, чайник, часы, швейная машина, электрообогреватель.

Действия: снимать, разжигать, включать, выключать, слушать, смотреть, разогревать, пылесосить, стирать, гладить, фотографировать, морозить, заводить, шить, греть.

Признаки: современная, белая, настольная, электрический, удобный.

Маме буду помогать,

Буду я бельё стирать.

Ведь стиральную машинку

Увезли вчера в починку.


Лексико-грамматические упражнения


Назови ласково:

Утюг – утюжок

Лампа – лампочка

Исправь ошибку:

Газовый плита.

Высокая холодильник.

Стиральное машина.

Современное компьютер.

Электрическая чайник.

Скажи наоборот:

Горячая – холодная

Чистая – грязная

Один – много:

Телевизор – телевизоры

Видеокамера – видеокамеры

Холодильник – холодильники

Что не так?

Одежду стирают в газовой плите.

Пылесосом перемалывают мясо.

В холодильнике пекут пироги.

Закончи предложение:

Одежду гладят…

В люстре перегорела…

Мы купили стиральную…

Раздели словечко:

Ра-ди-о, пы-ле-сос, те-ле-ви-зор, пли-та, чай-ник, хо-ло-диль-ник.

Назови признак:

Утюг – горячий, тяжёлый, белый (голубой,…)…

Чайник – электрический, маленький, большой, пузатый, белый (красный,…)

Для чего нужно?

Радио – слушать музыку, новости, сказки.

Фотоаппарат – фотографировать друзей, животных, природу и т.д.

Отгадай (выучи) загадку:

Пыль найдет и вмиг проглотит – чистоту для нас наводит.

Длинный шланг, как хобот – нос, коврик чистит …(пылесос).

Тема: «Мамин праздник»

Лексика

Предметы: бабушка, букет, веселье, журнал, забота, иголка, мама, мимоза, нарцисс, нитки, письмо, подарок, подснежник, почта, почтальон, сестра, тетя, тюльпан, цветы, швея.

Действия: вышивать, готовить, дарить, заботиться, писать, получать, работать, растить, шить.

Признаки: веселая, заботливая, красивая, международный, нежная, послушная, почтовый, строгая, трудолюбивая.


Вот подснежник на поляне,

Я его нашёл.

Отнесу подснежник маме,

Хоть он не расцвел.

И с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От ее тепла.


Лексико-грамматические упражнения


Назови ласково:

Мама – мамочка

Дочь – дочка

Бабушка – бабулечка

Сестра – сестричка

Подарок – подарочек

Букет – букетик

Тюльпан - тюльпанчик

Исправь ошибку:

Любимый мама

Доброе бабушка

Родные сестра

Красивые тюльпан

Заботливый мама

Весёлое праздник

Послушный дочка

Подбери признак / действие:

Мама (какая?) –

любимая, добрая, заботливая…

Бабушка (что делает?) –

заботится, ухаживает, балует…

Букет (какой?) –

пышный, праздничный, весенний…

Один – много:

Цветок - цветы

Подарок - подарки

Гость – гости

Бабушка – бабушки

Дочка – дочки

Скажи наоборот:

Добрая – злая

Весёлый – грустный

Больше – меньше

Трудолюбивый–

Высокая – низкая
Сосчитай до 10 и обратно:

Одна сестра, две сестры,…

Десять подарков, девять…

Одна открытка, две…

Десять букетов, …

Тема: «Космос»

Лексика

Предметы: названия планет и спутников нашей Солнечной системы, космос, галактика, вселенная, космонавт, звезды, ракета и т.д.

Над Землею ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звезды:

Рядом кажутся они.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.


Лексико-грамматические упражнения

Д/и «Слово ты договори и все вместе повтори»

На Земле живут земляне, а на Марсе - …(марсиане);

По Луне ходит луноход, а по Марсу - …(марсоход);

Сам летает – самолет, а к звездам летает - …(звездолет).



Угли пылают- Совком не достать. Ночью их видно, А днём не достать (Звёзды)

Загадки:

Ты меня увидишь в небе, Я хвостата, не хвастлива. Не планета. Не ракета, А зовут меня…(Ракета)


Д/и «Сосчитай» 1→10; 10→1 Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий); Одна далёкая планета, две… ; Один искусственный спутник,… .

Тема: «Правила дорожного движения»

Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет - предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
С. Михалков



Лексико-грамматические упражнения

Игра «Что? Где? Когда?» Вопросы:

Какой сигнал светофора разрешает переходить дорогу?

Как называется дорожный знак, который устанавливают вблизи школ, детских садов, или других детских учреждений?

Как называется часть улицы, по которой должен двигаться транспорт?

В каком месте можно переходить дорогу?

Для чего необходим дорожный знак «Пешеходный переход»?

В каких местах устанавливают дорожный знак «Пункт питания»?

Что должны делать пешеходы, когда на светофоре горит красный сигнал?





Загадки:

  1. В этом месте как ни странно
Ждут чего то постоянно

Кто то сидя, кто то стоя,

Что за место здесь такое?

(Место остановки автобуса)


  1. Рядом школа или садик
Осторожнее шофер.

Здесь гуляют Тани, Пети

И дорожный знак здесь…

(Дети)


  1. Заболел живот у Ромы
Не дойти ему до дома,

В ситуации такой,

Нужно знак найти, какой?


  1. Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослые

Через дорогу нас ведет

(Пешеходный переход)


  1. Под землею вырыт ход
Вот …

(Подземный переход)

Тема: «Лето. Признаки лета»

Лексика

Предметы: август, дача, деревня, духота, жара, загар, зелень, зной, июль, июнь, каникулы, лето, луг, море, озеро, отпуск, поле, радуга, река, урожай.

Действия: загорать, зеленеть, купаться, кататься, нырять, отдыхать, плавать.

Признаки: августовский, дачный, деревенский, дождливый, долгожданное, душный, жаркий, зеленый, знойный, июльский, летний, речной, морской.


Лето - это солнца луч,
Тёплый дождик из-под туч,
Лето - яркие цветы
Необычной красоты,
Лето - тёплая река,
Стайкой в небе облака.
Лето! Лето к нам идёт!
Всё ликует и поёт. Е. Эрато



Лексико-грамматические упражнения


Д/и «Измени по образцу»

Лето – летний

День - дневной

Свет – светлый

Ночь – ночной

Тепло – теплый

Загар – загорелый
Д/и «Употреби словосочетание в нужной форме»

Что? – солнечные дни

Нет чего? -…

Радоваться чему? -…

Мы ждем чего? -…

Наслаждаться чем? -…

Вспоминать о чем? –…
Д/и «Скажи наоборот»

Лето – зима

Весна - осень

Тепло - холодно

Жарко - морозно

Светлый день – …

Солнечная погода -…





Д/и «Исправь ошибку»

Веселая лето.

Солнечна день.

Быстрые речка.

Хороший погода.
Д/и «Закончи предложение»

Дети сели в лодку…

Толя в лесу…

Маша открыла окно…

Саша подошел к …
Д/и «Сосчитай 1↔10»

Один солнечный день, два солнечных дня, …

Десять загорелых девчат, девять загорелых девчат, …
Д/и «Назови ласково»

Река – речка

Деревня – деревенька

Дождь – дождик

Озеро – озерцо

Солнце – солнышко

В продолжение темы:
Техосмотр

Стиль руководства – совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер) исполнения этих методов с целью эффективного...

Новые статьи
/
Популярные