Что такое эпифора? Примеры употребления Что такое эпифора в русском языке примеры

ЭПИФОРА

- (от греч. epophora - добавка) - стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. параллелизм).

Я обманывать себя не стану,

Залегла забота в сердце мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном,

Отчего прослыл я скандалистом?

И теперь уж я болеть не стану.

Прояснилась омуть в сердце мглистом.

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.

С. Есенин

См. также повтор.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЭПИФОРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЭПИФОРА в Медицинских терминах:
    (epiphora; греч. "натиск, наплыв, поток слез") в офтальмологии см. Слезотечение ретенционное …
  • ЭПИФОРА
    (от греч. epiphora - повторение) стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, …
  • ЭПИФОРА
    (от греч. epiphora - добавление, повторение) или антистрофа, фигура стилистическая: повторение одного и того же слова в конце смежных …
  • ЭПИФОРА
    [греческое epi + несущий] концовка, фигура, обратная анафоре, совпадение конечных частей строки, фразы и т.п. (например, …
  • ЭПИФОРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. Стилистическая фигура: повторение в конце стихотворных строк слова, словосочетания или ритмической конструкции; противоп. анафора. | Пример эпифоры: "Милый …
  • ЭПИФОРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЭП́ИФОРА (от греч. epiphora - повторение), фигура стилистическая, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматич. форм) смежных отрезков речи …
  • ЭПИФОРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    эпи"фора, эпи"форы, эпи"форы, эпи"фор, эпи"форе, эпи"форам, эпи"фору, эпи"форы, эпи"форой, эпи"форою, эпи"форами, эпи"форе, …
  • ЭПИФОРА в Словаре лингвистических терминов:
    (греч. epiphora из epi — после + phoros — несущий). Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и …
  • ЭПИФОРА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. epiphora epi после + pho-ros несущий) тождество звукосочетаний, слов, ритмических и речевых конструкций в конце стихотворных строк, фраз …
  • ЭПИФОРА в Словаре иностранных выражений:
    [гр. epiphora тождество звукосочетаний, слов, ритмических и речевых конструкций в конце стихотворных строк, фраз и т. п. (ср. …
  • ЭПИФОРА в словаре Синонимов русского языка:
    повторение, …
  • ЭПИФОРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ЭПИФОРА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    эпифора, …
  • ЭПИФОРА в Орфографическом словаре:
    эп`ифора, …
  • ЭПИФОРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. epiphora - повторение), стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, …
  • ЭПИФОРА в Толковом словаре Ефремовой:
    эпифора ж. Стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах или в сочетаниях слов в …
  • ЭПИФОРА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах или в сочетаниях слов в конце …
  • ЭПИФОРА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах или в сочетаниях слов в конце …
  • СЛЕЗОТЕЧЕНИЕ РЕТЕНЦИОННОЕ в Медицинских терминах:
    (син. эпифора) С., обусловленное нарушением …
  • ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ
    - (от лат. figura - очертание, вид, образ) - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать …
  • ПОВТОР в Словаре литературоведческих терминов:
    - родовое название средств художественной выразительности, к которым обычно относят: П. звуковые (аллитерация, ассонанс и др.), синтаксические (синтаксический …
  • ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ в Словаре литературоведческих терминов:
    - одно из изобразительно-выразительных средств: целенаправленное применение элементов звукового состава языка (гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, …
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (напр., анафора, эпифора, симплока, эллипс, амплификация, антитеза, оксиморон, парцелляция, …
  • ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются …
  • ФОНИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. phone v звук), звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная …
  • ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    стилистические (греч. schema, лат. figura - очертание, внешний вид; оборот речи), система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно …
  • АНАФОРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч.) — риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением какого-нибудь слова или даже нескольких слов в начале непосредственно следующих …
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ в Современном энциклопедическом словаре:
    особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) или колоритности высказывания (например, анафора, эпифора, эллипс, амплификация, антитеза, оксиморон, …

Эпифора (литература)

Примеры использования

«Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.» (Н. В. Гоголь)

Лес не тот!
- Куст не тот!
- Дрозд не тот! (М. Цветаева)

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!" (А. Блок).

Ссылки

  • Квятковский А. П. Поэтический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1966.
  • Гаспаров М. Л. Эпифора// Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 513.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эпифора (литература)" в других словарях:

    Эпифора: В Викисловаре есть статья «эпифора» Эпифора (риторика) риторическая фигура. Эпифора (литература) стилистическая фигура повторения окончаний смежных стихов или фраз (или единоокончание). Эпифора (медицина) заболевание системы… … Википедия

    - (греч. epiphora – добавка), стилистическая фигура, соединяющая лексическим повтором концы речевых рядов: «Потому что обратили в лошадь добродетельного человека потому что изморили добродетельного человека потому что лицемерно призывают… … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фигура. Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят… … Википедия

    Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

    Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

    Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

    Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Параллелизм. Параллелизм (др. греч. παραλληλισμος расположение рядом, соположение) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и… … Википедия

    Определение. Е. (от греческого evangelion в переводе «благая весть») термин, прилагаемый теперь почти исключительно к четырем так называемым «каноническим» Е., т. е. принятым христианской церковью в качестве единственно подлинного рассказа об… … Литературная энциклопедия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Повторение – не только мать ученья.

Именно так можно перефразировать известную поговорку, когда речь идет об определенном стилистическом приеме в русском языке. Называется он ЭПИФОРА.

Определение - что это такое

Как и многие термины в русском языке, этот пришел к нам из Древней Греции. Слово «epiphora» в переводе означает «повторение, добавление ». Кстати, правильное произношение с ударением на второй слог, то есть эпИфора.

Определение этого термина будет звучать так:

Эпифора – это повторение звуковых сочетаний, слов, которое используется в конце речевых конструкций. Служит для усиления выразительности речи и выделения наиболее важных моментов в тексте.

Примеры эпифоры в литературе

Чаще всего эпифору можно встретить в поэзии. Ведь любая рифма, по сути, может считаться повторением звукового ряда.

В полях такая благоДАТЬ,
Что словами и не переДАТЬ!
Прохладцей манит старый лЕС,
Вольный дух во мне воскрЕС. (Миркина)

Заколдован невидимКОЙ,
Дремлет лес под сказкой СНА.
Будто белою косынКОЙ
Подвязалася соСНА. (Есенин)

Но есть примеры более явной эпифоры. Когда в повторении участвуют целые слова .

Милый друг, в этом ТИХОМ ДОМЕ
Лихорадка бьет меня.
Не найти покоя в ТИХОМ ДОМЕ
Возле мирного огня. (Блок)

Иногда можно встретить эпифоры и в прозе. Но там этот прием используется гораздо реже, так как велик риск, что повторение . А это всегда плохо для любого текста. И все-таки некоторые писатели умело пользуются всем литературным арсеналом.

Например, часто эпифоры можно найти в произведениях Николая Васильевича Гоголя .

Мне хотелось бы понять, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник?
Фестончики, кругом фестончики. Пелеринка из фестончиков, фестончики и на рукавах, из фестончиков эполетцы, фестончики внизу, фестончики везде.

Последняя фраза наиболее известна как пример использования эпифоры. В ней слово «фестончики» (разновидность декора в виде цветов и листьев) повторено 7 (!!!) раз. И сразу понятен эмоциональный посыл автора. Гоголь не просто говорит, а прямо кричит о том, как сильно его раздражают эти фестончики.

Разновидности эпифор

Все эпифоры можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, как они образованы:

  1. грамматическая;
  2. лексическая;
  3. риторическая.

Грамматическая эпифора – это совпадение отдельных звуков в конце строк. То есть те самые рифмы в стихотворениях, о которых мы уже говорили. Кстати, очень часто идеальные повторения можно встретить в произведениях для детей. Это сделано для того, чтобы юные читатели лучше запоминали.

На балконе дружно жили
Нарцисс и мак.
Они дружили.

Птичка невеличка
Меньше, чем спичка
По полю летала,
Комариков глотала.

Лексическая эпифора – это повторение отдельных слов на конце разных строчек. Мы уже приводили подобные примеры. Но иногда в качестве эпифоры используются целиком определенные строчки. Например, как в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Мой талисман»:

Когда поднимет океан,
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН.

В уединении чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
ХРАНИ МЕНЯ МОЙ ТАЛИСМАН.

Кстати, примером лексической эпифоры может быть практически любая песня, в которой есть припев. Ведь он, как правило, повторяется несколько раз.

Риторическая эпифора – повторение некой конструкции в произведении. Некоторые авторы любят начинать и заканчивать стихотворения одними и теми же (или слегка измененными) строчками. Один из таких примеров – стихотворение «Есть время любить», которое написала Юлия Друнина:

ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ЕСТЬ - ПИСАТЬ О ЛЮБВИ.
Зачем же просить
«Мои письма порви»?
Мне радостно,
Что жив на земле человек,
Который не видит,
Как времени снег
Давно с головой
Ту девчонку занес,
Что много хлебнула
И счастья, и слез.
Не надо просить
«Мои письма порви».
ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ЕСТЬ - ЧИТАТЬ О ЛЮБВИ.

А еще примеры риторических эпифор можно найти в русско-народных песнях . Вспомните хотя бы известную песню про двух гусей. В ней после каждого куплета повторяется «Один серый, другой белый», а уже дальше идет повтор последней строчки.

Эпифора в рекламе

Любой литературный прием повышает выразительность текста и акцентирует внимание на наиболее важных деталях. А потому неудивительно, что их в своих целях используют и акулы рекламного бизнеса. И эпифора тут не исключение.

Вот лишь несколько известных слоганов:

  1. «Не просто чисто – а безупречно чисто» (порошок для стирки «Ариэль»)
  2. «Один раз «Персил», всегда «Персил» (еще одна реклама стирального порошка)
  3. «Майский чай — любимый чай» (собственно чай «Майский»)
  4. Буксировка с места аварии? - Фирма «Гарант».
    Ремонт в дороге? - Фирма «Гарант».
    Доступные цены? - Фирма «Гарант».

Эпифора в повседневной речи

Редко, но и этот литературный прием некоторые из нас используют в повседневной жизни. Приведем только один пример:

Ты сумеешь. Ты обязательно сумеешь всё преодолеть!

Этой фразой тренер может настраивать спортсмена на очередные свершения. Или родители успокаивать ребенка перед важным экзаменом. Или начальник так дает ц/у своему подчиненному.

Но в любом случае, этой короткой фразой с применением эпифоры можно заменить огромный мотивационный текст, типа «Я в тебя верю. У тебя достаточно сил, чтобы преодолеть возникшие сложности. Просто соберись и сделай все то, чему тебя учили. И так далее…»

Отличие от анафоры

По аналогии с эпифорой в русском языке есть еще один стилистический прием – . Они очень похожи по своей сути, так как речь также идет о повторении определенного звукового ряда или слов. Вот только в эпифоре эти повторы всегда в конце строчки, а в анафоре – в начале.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Ассонанс - это единство гласных Анафора - это повторение во имя торжества смысла Аллитерация - это художественное повторение звуков Литота - это преуменьшение и смягчение для создания образа Антитеза - это единство и борьба противоположностей Градация в литературе и других сферах - что это такое на примерах Аллюзии - это новое с намеком на старое Что такое риторический вопрос и для чего он предназначен Олицетворение - это искусство оживлять неживое Что такое гипербола, примеры из литературы и повседневной жизни Тавтология и плеоназм - что это такое на примерах

В переводе с греческого эпифора - это «повторение, прибавление, напор». повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках можно ярко продемонстрировать простой рифмой. Это - грамматическая эпифора. Примеры её часто встречаются в детских стихах:

На балконе дружно жили

Мак, нарцисс. Они дружили.

Иногда с целью подчеркивания важности какого-то одного слова или словосочетания его повторяют в конце строфы или строк, образуя так называемую тавтологическую рифму. Это - лексическая эпифора. Примеры - стихи:

Моему сыночку на восемнадцатилетие

Самый милый, любимый, родной,

Мой зайчонок, Ежулька-лапуля!

Он забавный, такой смешной -

Моя крошечка, мой сынуля!

И Ежулькой давно не зову я -

Головою - под потолок!

Стал Ежищей вихрастый сынуля…

Скоро взрослым уж станет совсем…

И не скажет, как прежде: «Мамуля!»

Но - придёт навестить, и я всем

Его гордо представлю: «Сынуля!»

Очень часто используется риторическая эпифора. Примеры этого приёма можно встретить в песнях, особенно часто - в русских народных. Детская песенка про двух гусей прекрасно демонстрирует его своими незабвенными строчками: «Один - серый, другой - белый, два весёлых гуся», а также стихи Юлии Друниной «Ты рядом».

Часто в поэзии употребляют повтор первого четверостишия в заключении. Иногда они слегка отличаются, чаще - повторяются дословно. Это также риторическая эпифора. Примеры- стихи той же Ю. Друниной «Есть время любить».

Начинаются они со слов: «Есть время любить, есть - писать о любви», а в конце эти строки повторяются с небольшим изменением: вместо слова «писать» автор использует глагол «читать».

Часто в прозе авторы хотят подчеркнуть значимость какого-то одного момента, эпизода, предмета. Тогда художник слова использует повтор эпизода или одной какой-то фразы, отрывка. Примеры эпифоры представлены в данной миниатюре.

«Баркарола» Чайковского

О чём поёт ей «Баркарола»? О море, о любви, о надежде, о горе… Она сама будто растворяется в музыке, переживая всё заново… Уже в который раз…

Нарастающий шум приближающейся волны, негромкий удар воды о берег и тихое шуршание обратного бега… И вот уже новая волна начинает набирать силу, накатывает на берег!

Море - большое, тёплое, ласковое. И на берегу они вдвоём с Максом - таким родным, таким любимым… И волны… Волны?! Они же предупреждали о несчастье! Они хотели сказать, что… но не умели говорить понятнее!

Обратный путь. Макс за рулём. Насвистывает весёлую мелодию. Вот он нажал на тормоза и опустил голову на сложенные на руле руки. Всё…

Она вдруг догадалась, что произошло непоправимое, закричала, стала поворачивать к себе его лицо! Потом ей стало понятно, что это - всё.

И разом для неё исчезли все звуки, словно уши заложило ватой. Она ничего не понимала, только всё слышала снова и снова нарастающий шум приближающейся волны… Негромкий удар воды о берег… Тихое шуршание обратного бега…

Она закончила игру. Опустила на колени руки. Встала перед притихшим, словно пустым залом. Молча поклонилась в пустоту и тишину. И вдруг…

Зал взорвался аплодисментами! А она стояла перед ним, маленькая, потерянная, с мокрыми дорожками слёз на щеках. И ничего не слышала…

А в ушах всё не смолкал нарастающий шум приближающейся волны, негромкий удар воды о берег и тихое шуршание обратного бега… И на берегу они… Вдвоём… С Максом… Таким родным, таким любимым!

Примеры этого приёма можно встретить в песнях, особенно часто – в русских народных. Детская песенка про двух гусей прекрасно демонстрирует его своими незабвенными строчками: «Один – серый, другой – белый, два весёлых гуся », а также стихи Юлии Друниной «Ты рядом »:
Ты – рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Спасибоза эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.

Ты – рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить…
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете!

Часто в поэзии употребляют повтор первого четверостишия в заключении. Иногда они слегка отличаются, чаще – повторяются дословно. Это такжериторическая эпифора .

Примеры – стихи той же Ю. Друниной «Есть время любить ». Начинаются они со слов: «Есть время любить, есть – писать о любви », а в конце эти строки повторяются с небольшим изменением: вместо слова «писать » автор использует глагол «читать ».

Есть время любить,
Есть - писать о любви.
Зачем же просить:
«Мои письма порви»?
Мне радостно –
Жив на земле человек,
Который не видит,
Что времени снег
Давно с головой
Ту девчонку занес,
Что вдоволь хлебнула
И счастья, и слез…
Не надо просить:
«Мои письма порви!»
Есть время любить,
Есть - читать о любви.

Вот как использует эпифору блестящий оратор Цицерон: «Вы скорбите о том, что три войска римского народа истреблены, - истребил их Антоний. Вы не досчитываетесь прославленных граждан - и их отнял у нас Антоний. Авторитет нашего сословия ниспровергнут - ниспроверг его Антоний. Словом, если рассуждать строго, все то, что мы впоследствии увидели (а каких только бедствий не видели мы?), мы отнесем на счет одного только Антония » (Цицерон. Вторая филиппика против Марка Антония).

ЭпИфора постоянно используется в самых разных стихотворных жанрах.

Например, в стихотворении Ф.Г. Лорки «Пустыня » (перевод М. Цветаевой):
Прорытые временем лабиринты - исчезли.
Пустыня - осталась.
Несмолчное сердце - источник желаний - иссякло.
Пустыня - осталась.
Закатное марево и поцелуи пропали.
Пустыня - осталась.
Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло.
Пустыня - осталась.

Совсем по-другому воспринимается эпифора, содержащаяся в эпиграмме О.Э. Мандельштама на художника Н.И. Альтмана (написавшего портрет поэта):
Это есть художник Альтман,
очень старый человек.
По-немецки значит Альтман -
очень старый человек».

Подлинную трагедию одиночества выражают стихи З.Н. Гиппиус, уже очень немолодой поэтессы, потерявшей мужа Д.С. Мережковского, с которым она не разлучалась ни на один день более 50 лет. Стихи, посвященные их с мужем секретарю и давнему другу В.А. Злобину, являются примером эпифоры, имеющей даже графическое выражение:



Одиночество с Вами... Оно такое,
Что лучше и легче быть ОДНОМУ.

Оно обнимает густою тоскою,
И хочется быть совсем ОДНОМУ.

Тоска эта - нет! - не густая - пустая.
В молчаньи проще быть ОДНОМУ.

Птицы-часы, как безвидная стая,
Не пролетают - один к ОДНОМУ.

Но Ваше молчание - не беззвучно,
Шумы, иль тень, все к ОДНОМУ.

С ними, пожалуй, не тошно, не скучно,
Только желанье - быть ОДНОМУ.

Этом молчаньи ничто не родится,
Легче родить самому - ОДНОМУ.

В нем только что-то праздно струится...
А ночью так страшно быть ОДНОМУ.

Может быть, это для Вас и обидно,
Вам ведь привычно быть ОДНОМУ.

И Вы не поймете... И разве не видно,
Легче и Вам, без меня - ОДНОМУ.

ЭпИфора в чистом виде употребляется реже, чем анафора , но в ослабленном варианте (параллелизм синонимов или грамматических форм) - гораздо чаще.

ЭпИфора как фигура противоположна анафоре , в соединении с которой образует новую фигуру - симплоку .

К этим фигурам близок параллелизм - одинаковое синтаксическое (синтаксис -отдел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения) построение отрезков речи.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ(от греч. - идущий рядом, параллельный) - композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух (обычно) или трех элементов стиля в художественном произведении; связь этих элементов состоит в том, что они располагаются параллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность.



Современной поэтикой установлены следующие типы параллелизма :

1. Синтаксический параллелизм , наиболее распространенный, заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений , например:
В синем море волны плещут, В синем небе звезды блещут.
(А. Пушкин)


И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог;
Так храм оставленный - все храм,
Кумир поверженный - все бог!

(М. Лермонтов)


Утихает светлый ветер,
Наступает серый вечер,
Ворон канул на сосну,
Тронул сонную струну.

(А. Блок)

Когда умирают кони - дышат,
Когда умирают травы - сохнут,
Когда умирают солнца - они гаснут,
Когда умирают люди - поют песни.

(В. Хлебников)

Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка!

(А. Ахматова)


Светлою волною всколыхнулись свечи.
Темною волною всколыхнулись думы.
(М.Цветаева.)


Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом...
...Я не знаю, где граница
Между пламенем и дымом,
Я не знаю, где граница
Меж подругой и любимой.

(М. Светлов)


Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой.

(С. Поделков)

Два бессмертия у Волги -
устье и исток.
Две тревоги у солдата -
Запад и Восток!
Две надежды у деревьев -
осень и весна.
Две заботы у солдата -
пушка и война...

(А. Недогонов)

Синтаксический параллелизм способствует ритмизации речи и выполняет в тексте усилительно-выделительную функцию. Он может поддерживаться лексическим повтором, использованием слов одной лексико-семантической или тематической группы.

Например:
Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.
(И.Северянин.)

Синтаксический параллелизм как стилистический прием часто встречается в произведениях устного народного творчества в виде аналогии, сближения явлений (например, явлений природы и человеческой жизни).
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит.
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.

(русская народная песня).

2. Строфический параллелизм состоит в том, что в смежных строфах стихотворения повторяется одинаковое синтаксическое, а иногда и лексическое построение:
Горе несешь - думаешь,
Как бы с плеч сбросить,
Куда бы его покинуть,
Где бы его оставить.
Счастье несешь - думаешь,
Как бы с ним не споткнуться,
Как бы оно не разбилось,
Кто бы его не отнял.

(В. Тушнова)

На внутристрофических контрастных параллелях построено стихотворение М. Лермонтова «Парус »:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой!

3. Ритмический параллелизм выражается в том, что мотивы стихотворения подчеркиваются соответствующим повтором ритмического рисунка .

Например:
Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!
Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря,
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты – благодатная тайна моя.

(А.А. Фет)

4. Помимо прямого параллелизма , в поэзии встречается отрицательный параллелизм , состоящий в том, что первый член параллели дается с отрицательной частицей «не ». Такая форма параллелизма особенно употребительна в народной поэзии, нередка она и в авторских стихах.

Например:
Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие, –
Снова горе подымается,
Словно злая туча черная.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. Некрасов)

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ – повторение одного и того же слова, словосочетания.

Например:

И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. (Е.Шварц)

Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие . Поэтому убирать лексические повторы из речи нужно не всегда. В одних случаях это невозможно, в других – будет ненужным обеднением, обесцвечиванием речи. Несколько однокоренных слов в предложении стилистически оправданы и в том случае, если родственные слова являются единственными носителями соответствующих значений и их не удается заменить синонимами.

Лексические повторы могут использоваться и как средство юмора. В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов отражает комизм описываемой ситуации.

1) Самовыражайся, не выражаясь !

2) Казалось, что хотелось, но, оказалось, хотелось, потому что казалось ;

3) Очень важно уметь вести себя в обществе. Если приглашая даму на танец, вы наступили ей на ногу, и она сделала вид, что не заметила этого, как она заметила, но сделала вид, что не заметила.

В художественной речи словесные повторы могут выполнять разные стилистические функции. Это необходимо учитывать, давая стилистическую оценку использованию слова в тексте.

СИМПЛОКА (греч. - сплетение ) - фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых) одинаковые начало и конец при разной середине и б) наоборот, - разные начало и конец при одинаковой середине. Образцы симплоки первого вида чаще встречаются в народной поэзии.

Например:
Во поле березонька стояла,
Во поле кудрявая стояла.
(Народная песня)

Было пированье, почестный пир,
Было столованье, почестный стол.
(Русская былина)

Очень редка симплока первого вида в авторской поэзии.

Например:
Всегда и всюду
Двое так идут
И думают -
Всё мирозданье - тут.
Всё - только руку протяни - все тут.
Всё - только пристальней взгляни - все тут.
Всё - только крепче обними - все тут.
И соловьи поют,
И поцелуй,
И хруст шагов в лесу...

(В. Луговской)

Что же ты, песня моя,
Молчишь?
Что же ты, сказка моя,
Молчишь?

(П. Васильев)

Примеры симплоки второго вида :
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.

(В. Лебедев-Кумач)

Море люблю с кораблями,
Небо люблю с журавлями.

(В. Боков)

Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!

(В. Маяковский)

Симплоку , на первый взгляд, легко спутать с параллелизмом . Однако это действительно только на первый взгляд, поскольку на самом деле симплока имеет мало общего с параллелизмом . При параллелизме повторяются (причем полностью, точно) сами конструкции, а не слова: слова в параллельных структурах всегда разные. Что же касается симплоки , то с ее помощью воспроизводятся слова и только поэтому, как следствие - конструкции.

В продолжение темы:
Купля-продажа

Разделы: Логопедия Цели занятия: Расширить словарь детей по теме “Профессии людей”. Познакомить детей с суффиксальными способами словообразования: учит – учитель,...

Новые статьи
/
Популярные