Биология ответить на вопросы. Сложные вопросы биологии. Ботаника. Задания на применение знаний

Раздел I. Ботаника в фактах и

событиях.

знаний по истории развития и становления биологии как науки в целом,

а также отдельных ее отраслей; о роли конкретного признака в жизни

различных организмов, а так же знаний анатомии и физиологии организ-

1.Однажды к Луи Пастеру пришел незнакомец и представился секундантом

некоего графа, которому показалось, будто ученый оскорбил его. Граф

требовал удовлетворения. Пастер спокойно выслушал секунданта и сказал:

«Раз меня вызывают на дуэль, я имею право выбрать оружие. Вот две

колбы: в одно возбудитель холеры, в другой чистая вода. Если человек,

приславший вас, согласится выпить содержимое одной из них, я выпью

из другой колбы». Как вы думаете, состоялась ли дуэль? Как можно назвать

такой вид оружия?

(Дуэль не состоялась, оружие – бактериологическое).

2.Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на

день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его пос-

следующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вско-

ре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия-

возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная суп-

(Подарком был микроскоп. С его помощью Р. Кох открыл также возбудите-

лей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни

миллионам людей, Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить!)

3.Экспедиция Витуса Беринга подходила к концу, но болезнь наступила на

всех – расшатывались и выпадали зубы. Большая часть экипажа погибла,

погиб и сам Беринг. В живых осталась группа людей, которая стала упо-

треблять в пищу водоросли. Что спасло людей?

(Бурые водоросли).

4.В Германии в одном из баварских болот был обнаружен средневековый

рыцарь в доспехах, а в Австрии, на глубине 1,2 м обнаружили остатки бре-

венчатой дороги, проложенной римлянами, а на дороге – римскую монету

с изображением императора Тиберия Клавдия, датированную 41 г. до н.э.

Как можно объяснить сохранность этих и других находок?

5.Высушенный мох, особенно мох – сфагнум, применяется при строительстве

домов, скотных дворов и других построек в качестве утеплителя стен, по-

толков и пр. Благодаря каким особенностям мох нашел такое применение?

6.В военные годы, при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали

сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом,

и не забудьте, что перевязочный материал должен быть стерильным?

7.С папоротником связано много легенд, в каждой из них высказывается вера

в магическую силу папоротника: сделать человека мудрым, принести ему достаток, найти заветный клад. Так, с черным папоротником (страусово перо) связано легенда о том, что в середине лета, в ночь (с 6 на 7 июля) накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко – красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Цветок папоротника своим ярким свечением указывает место, где зарыт клад. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого – либо папоротника?

(Папоротник не цветет).

8. Как - то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный, - последовал ответ.

А где хвоя?

По чьей вине?

По вине самой природы.

Вы мне за природу не прячьтесь. За гибель леса отвечать будете вы…

Из каких деревьев состояла тайга? Какой особенности этих деревьев не знал ревизор?

(Лиственница, единственное листопадное растение среди хвойных деревьев).

9. В 1596 г. Жак Картье отправился в экспедицию на корабле в целях исследования берегов Канады. Весь экипаж заболел цингой. Двадцать шесть матросов умерли к тому времени, когда судно подошло к берегам реки Св. Лаврентия. Высадившись на берег, команда корабля не могла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. И все же Жаку Картье удалось спасти оставшуюся команду от смерти, послушавшись индейцев.

Какой совет дали индейцы Жаку Картье?

(Пожевать хвою, пить отвар из хвои).

10.В книге «Жизнь растений» К.А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке…Корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное соприкосновение…» О какой уловке идет речь?

(Корневые волоски).

Раздел II. Ботаника в задачках.

    В ботаническом саду этикетки на деревья привязаны с помощью проволоки (но свободно!) на высоте 1,3 м от земли. Дерево растет в высоту по 30 см в год. На какой высоте окажется этикетка через три года? Почему этикетки на деревьях привязаны свободно?

    Опровергните такие утверждения о ядовитых грибах:

    от ядовитых грибов темнеет серебро;

    от ядовитых грибов сворачивается сырое молоко;

    от ядовитых грибов буреют головки лука и чеснока.

    Грибы порядка Трюфелевые имеют подземные плодовые тела. Каким образом условия существования влияют на морфологию плодовых тел?

    Ученые заметили, что у некоторых шляпочных грибов температура плодовых тел может быть выше, чем температура окружающей среды. Например, при температуре воздуха 13 ˚C шляпка боровика нагревается до 15˚C, а температура спороносного слоя может достигать 18˚C. Объясните биологическое значение такого повышения температуры.

    Широко известные грибы опята поселяются на пеньках, способствуя их разрушению: древесина становится трухлявой. Когда в грибницу проникает кислород, древесина пня начинает светиться. Замечено, что наиболее интенсивно пни светятся теплыми, влажными ночами. Объясните почему.

6. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают

червивыми. Бывают ли червивыми ядовитые грибы – мухомор,

бледная поганка и др.?

П 7. Почему посещение людьми парков и пригородных лесов пагубно

сказывается на состоянии древостоя, даже если люди не наносят

деревьям прямого вреда?

В 8. Все ли тополя «пушат»? Объясните ответ?

9.У каких растений цветочные стрелки и стебли, несущие цветки, после отцветания сильно растут и что это дает растениям?

(Многие виды зонтичных, колокольчиковых и др. Как приспособление к распространению ветром, птицами).

(Печеночница и кислица цветут весной; околоцветник печеночницы синевато-лиловый; маршанция – мох; плод земляники - многоорешек (фрага); у ромашка не одиночные цветы, а соцветие – корзинка; лютик с оранжево – красным млечным соком – чистотел; белыми цветками цветет «глухая крапива» (яснотка белая из семейства губоцветных), которая не жжется и не употребляется для приготовления щей.

11. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 6 яиц?

Раздел III. Зоология. Задания типа

«Угадай – кто».

    Определите птиц по клювам (рис.1). Подчеркните названия тех птиц, которые встречаются в Украине.

(Фламинго, колпица, тупик, козодой, баклан, шилоклювка, клест).

    Китайцы считают эту птицу символом благополучия, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она символизировала мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистой силой», слугой дьявола. Что это за птица?

    В старой легенде об этой птице говорится, что одна женщина убила своего мужа и за это была превращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор эта птица.

Угадайте кто она?

(Кукушка).

    Укажите название птицы, чье имя совпадает с названием струнных музыкальных инструментов.

    У этой птицы необычная внешность: большие округлые глаза, маленькие,не приспособленные к ходьбе ноги, а главное – большой рот. Вечерами эта птица часто вьется над степью, снует возле вымени коз, коров. В Испании эту птицу называют та, что «подставляет» пастухов. А как ее называют в Украине?

(Козодой).

    Что за животные изображены на рисунке (рис. 2)? Каково их систематическое положение?

(Губка – бодяга, гидра, сцифоидная медуза - корнерот).

    В Древней Греции существовала легенда о красавице – ткачихе Арахне, которая в соревнованиях выткала свою ткань не хуже, чем сама Афина. За неслыханную дерзость (не шутка - состязаться с богами!) Афина не признала работу девушки. В отчаянии Арахна хотела повеситься, но мстительная богиня не дала девушке этого сделать и превратила ее в животное, постоянно плетущее паутину. Назовите это животное? Каково его систематическое положение?

Раздел I Ѵ . Грамматика в биологии.

1.Записать переставив буквы местами, названия процессов жизнедеятельности, Учащиеся должны прочесть этот процесс и правильно назвать его

определение:

Девывение – выведение - это…

Лденеие – деление – это…

Торс – рост – это…

Хынадие – дыхание – это…

Софотинзет – фотосинтез – это…

Жазмнорние – размножение – это…

2.Записать слова с пропущенными буквами. После правильного применения

орфограммы учащиеся получат слово:

Французс…ий

Ил…юминация

Шес…надцать

Немец…ий

Р…стение.

Ботаника. Задания на применение знаний.

1.Вставить пропущенные слова:

Основными отличительными признаками покрытосеменных растений

является наличие у них ______ и ______. В цветках находится ______,

в расширенной части которого______ развиваются _______. Семена

находятся внутри ______.

2. Вставьте пропущенные слова в предложениях:

Осевая часть цветка, на которой расположены все остальные части,

носит название ______. Двойной околоцветник состоит из ______ и

Чашечка цветка образована ______, а венчик ______. Околоцвет-

ник выполняет функции______ и ______. Главные части цветка – это

Тычинка состоит из ______, пестик состоит из ______.

3.Какие приспособления имеются у растений, произрастающих на

бедных элементами минерального питания почвах?

(Низкая поглощающая способность корней, высокая степень

развития микориз, малая скорость роста и большая длительность

жизни всего растения, большая биомасса корней, избыточное

поглощение элементов минерального питания как бы впрок,

приспособление к получению элементов минерального питания

не из почвы, высокая степень реутилизации).

4. Каким органам растений и частям цветка могут быть гомоло –

гичны крылатые приспособления у плодов и семян различных

растений?

(Прицветным листьям, чашелистикам, листочкам простого

околоцветника, стенкам завязи плода. Только лепестки и

тычинки не могут видоизменяться в крыловидные образования).

5. В каких целях и с помощью каких приспособлений растения

привлекают насекомых?

6. Какими способами лист цветкового растения может защищаться

по воздуху?

Раздел Ѵ. Зоология. Вопросы

«На систематизацию».

Один из важнейших способов структурирования зоологического знания –

«свертывание» сведений о видах в характеристике надвидовых таксономи –

ческих единиц. Эта особенность зоологии порождает специфический класс

вопросов.

1.Сколько ног у домашней мухи?

2. Сколько артерий отходит от сердца у осетра, снегиря, лося, жабы,

живородящей ящерицы?

3. Как устроены органы выделения тропической стрекозы?

4. Сколько ног у бабочки – крапивницы?

5. Сколько крыльев у мух – дрозофил?

6.Чем отличается живорождение у кролика и у гадюки?

7.Расположите следующих животных – собака, жираф, курица,

лягушка – в порядке снижения кровяного давления. Ответ обья –

8.Чем отличается жало комара от жала пчелы? Что происходит

при укусе комара и пчелы?

9.Как отличить тритона от ящерицы и безногую ящерицу от змеи?

10.Чем вы объясните тот факт, что осы – парализаторы, охотящиеся

на жуков, всегда жалят жертву с нижней стороны?

11.Кто изображен на рисунке 3 – змея или ящерица?

(Изображена голова ящерицы с полузакрытым веком и наружным

слуховым проходом).

12.На рисунке 4 изображена серая ворона. У нее двухцветная окраска –

серая и черная. Заштрихуйте на рисунке те места, где оперение должно

быть черным.

Раздел ѴI. Зоология. Задания

«На эрудицию».

Вопросы, приведенные в данном разделе, условно можно отнести к

одной очень обширной и весьма разнородной группе – вопросам

«на эрудицию». Они проверяют знание вполне определенной области.

Целесообразность таких вопросов связана с важностью этой области.

Если она достаточно обширная и значительная, то интересующийся

биологией школьник наверняка не мог пройти мимо нее, даже если

ею специально не интересовался, и сможет дать вразумительный

ответ. Вопросы «на эрудицию» - лучший индикатор знания зоологии.

Вопросы «На наблюдательность».

1.Подчеркните название самой черной птицы:

а) кулик – черныш;

б) черный аист;

в) черный дятел;

г) тетерев – черныш;

А что у каждой из них не черное?

2.Есть ли разница в том, как пьют воду собака и лошадь?

3.Из воспоминаний известного путешественника В. Горюнова о его

поездке в Индию в 1953 г.:

«…Я пробирался между колючими кустами стреколиста, с ветвей

которого свешивались хищные анаконды, готовые загрызть очередную

жертву. Под ногами у меня шуршал папирус. На фоне общего разнооб-

разия выделялись яркие цветы венериного пояса – хищного тропичес –

кого папоротника. Пару раз тропинку пересекали следы тигра или

гориллы – страшных врагов лесных бизонов. Из гнилого болота в зарос –

лях бодяги выбежал косматый броненосец и с топотом устремился в ча-

щу. Начало припекать. За плечо меня больно укусила пиявка, и я понял,

Что пора возвращаться…»

Какие биологические неточности найдете вы здесь?

4.Художник изобразил на рисунке 5 летучую рыбу(1), миногу (2),

камбалу (3) и акулу (4).Посмотрите, все ли правильно на этих

рисунках. Если найдете ошибки, укажите их и объясните, в чем

они состоят.

5.У каких животных одна, две, три, четыре, пять и больше пар ног?

6.У многих певчих птиц есть сложная видовая песня и, кроме того,

набор коротких сигналов, зачастую сходных у разных видов.

Какова роль того и другого типа сигнализации в жизни птиц?

8.Зачем паукам паутина?

9.Как дышат водные насекомые?

10.Какими способами животные защищаются от хищников?

11.Какие животные и как используют в своей жизнедеятельности

принципы, лежащие в основе использования предметов, изобра –

женных на рисунке 6?

12.Определите в каком направлении двигается машина времени – из

прошлого в будущее или, наоборот, из будущего в прошлое.

Аннотация

к дидактическому пособию по биологии

для учащихся 7-8 классов.

Это пособие – сборник занимательных заданий и вопросов, предназначенный

для школьников, интересующихся биологией.

В работе собраны задачи по разделам 7 и 8 классов, имеющих научно –

практическую направленность на развитие теоретического и логического типа

мышления, интеллекта, стремления к самостоятельности.

Задания для этого сборника заимствованы из разных источников, разделы раз –

личаются стилем изложения, подробностью ответов.

Предлагаемые вопросы можно использовать учителем биологии для развития

интереса к предмету, в качестве «затравки» на проблемных уроках, для система-

тизации материала, для связи нового материала с давно пройденным.

Сборник дидактических заданий

Биология

в

вопросах и ответах

Составитель: Никитина Н.И.

Средняя школа №6

Г. Терновка

2011г.

БИОЛОГИЯ.

1 Биология-как наука

Общая биология изучает законы характерные для всех орг-ов и для всех уровней организации жизни. Несмотря на огромное разнообразие живых организмов;, для них характерен ряд общих закономерностей и св-в. Важное место в рассматриваемых проблемах занимают вопросы возникновения и законы развития жизни на Земле - эволюционное учение, а также взаимосвязь различных групп живых орг-ов между собой и взаимодействие их с окруж. средой. Такие общие закономерности и св-ва орг-ов,как способность кразмножению, обмен веществ и энергии, единство организма и среды, составляют предмет изучения общей биологии как науки о жизни и законы, ею управляющих. Биология решает важнейшие научные и практические задачи. Она служит теоретической основой многих с-х наук, медицины, ветеринарии. Определение Энгельса о жизни - способ существования белковых тел, моментом которых является-постоянный обмен окружающей природы. Виталмзм-жизненеая сила.

№2»уровни организации жизни, свойства живого

1 Молекулярно-генетический. Его элементарной ед. явл. ген. Элементарным явлением -процесс удвоения ген(редупликация ДНК)

2.Клеточный.Элем.ед-клетка--ед всего живого;вее обменные процессы, представляющие собой элемен.явления клеточного уровня организации живого. З.Организменный(онтогенетический).Элементарная ед.- организм. Все

процессы индивидуального развития организма, сост существенные элнмен. явления данного уровне.

4. Популяционно-видовой.Эл.ед-популяция. Изменения генофонда популяции-это элем явления данного уровня.

5.Биогеоцинотический.Эл.ед-биогеоциноз-сообщество популяций, разных видов,связанных между собой потоками веществ и энергии.Потоки энергии и круговорот вещ-в-эл явления этого уровня.

Свойства живого: 1)обмен вещ-в-особая.форма взаимоотношений организма с окр средой.В основе этого процесса лежит взаимосвязь и равновесные процессы синтеза и распада органических вещ-в. 2) саморегуляция связана с наличием

Ферментов. 3)самообновление-воссоздание и обновление биологических структур на разных уровнях развития. 4)раздражимость(способность воспринимать, действующие на них факторы)Возбудимость(способность вырабатывать ответные реакции на действ этих факторов). 5)размножеиие.6)включенность всех организмов в эволюционные процессы. 7)строгая упорядоченность хим.компонентов, строгая структурная организация.

3 . Клетка явл, основной единицей биолог активности. Она играет роль элементарной структурно-функц. и генетич. Ед. и составляет основу жязнед-тиразвития всех жив. организмов. Поток инф-ции. В потоке инф.уч-ют ядро(ДНК….

хромосом) , макромолекулы, переносящие инф.в цитоплазму,цитонлазматический аппарат транскрипции(рибосомы и полисомы, т-РНК, ферменты активации а/т.На завершающ этане этого потока полипептиды, синтезируемые на полисомах приобретают третичную и четвертичную стр-ру и ислольз. в качестве катал-рв или структ.блоков.В потоке пр-дит перенос информ. с ДНК на белок. Кодирование заключ.в записи опред.сведений при помощи спец.символов с целью придать инфюкомпактность.В процессе кодирования путем сочетаний символов составляют кодовые группы,служащие для обознач.существенного элемента инф. Символами кода ДНК служат дезоксирибонуклеотиды,различ-ся по азот.основанию.Кодовой группой служит кодон-участок мол.ДНК, состоящий из 3 нуклеотидов.Это делает код триплетным.Символом кода белка служат а/к.Они соответс. и кодовым группам.Инф.также записывается в линейном порядке. Колллинеарность кодов ДНК и белка-кодоны следуют в том же порядке,что и ост.а/к,кодируемых ими. Код ДНК универсален. Он тождественен у всех орг-ов. Перекодир-ие инф.происходит в пр-се биосинтеза белка 1 этап транскрипция. Исх.инф. ДНК считывается путем синтеза РНК.В эукар.клетке это осущ.в ядре., а также независимо в митох.и хлоронл.Обр-ся неск.разновидиостей РНК,и-РНК приобретает инф.о последовательна к в полипепт., а р-РНК и т-РНК обеспеч.перенос инф. с и-РНК на полипептиды.Избыточная РНК разр-ся в чоде преобраз-ия (прочессинга) РНК перед транспортом ее из ядра в цитопл.Считывание инф. иРНК с переносом ее на белок(трансляция) происх.в цитопл.Центр.роль принадлежит здесь различным т-РНК.Каждый образец способен присоединять опред.ак в акгивир.сост.Обр-ся комплекс аминоацил-т РНК.Благодаря наличию антикодона(последоват-ть из 3 нуклеотидов,комплиментарных нуклеотидам кодона данной ак) тРНК узнает место этой ак в полипептиде, Сборка молекул поялипептида происх.на рибосоме.Поток Е у разных групп орг.представлен внутрикл,мех-ми энергообеспечения-брожением,фото-или хемосинтезом,дыханием.Дыхательный обмен.Он включ.р-ции расщепл.глюкозы,жирн к-т,ак,и испол-ия выделяемой Е для синтеза АТФ.Энергия АТФ преор-ся в тот или оной вид работы: химич(синтезы), осмотич.электрич, механич,регуляторную.Особое место в дых. обмене принадлежит митохондр.,маириксу цитоп.(в кот.протекает анаэробное гликолиз).Поток в-ва.Р-ции дых.обмена снабжают клетку строит.блоками для синтеза разнообр мол-л.Ими служат многие продукты расщепления пищ.в-в.Особая роль принадлежит ЦТК.Он осущ-ся в митохондр.

4. Сформулировано нем.зоологом Т.Л.Шванном(1839).Он широко использ.работы ботаника М.Шлейдена,кот.считается соавтором теории.Шванн обобщил многочисленные данные в виде теории согласно кот.клетки явл.структурной и функционал.основой живых сущ-в.В конце прошлого столетия клет.теория получила дальнейш.развитае в трудах патолога Р.Вирхова.Он сделал вывод о том,что клетки обр-ся лишь путем деления предшеств я клеток.Клет.теория в совр.виде включ.З положения:Первое положе. соотност клетку с живой природой планеты.в целом.Оно утвержд. что жизнь,обеслеч,в конечном итоге только клеткой.Клетки явл.биолог.единицей извлечения из внеш.среды, превращения и ислоль-я орга-ми Е в-в. В кл сохран-ся и использ.биолог.инф. Второе положение. Новые клетки обр.только путем деления предшеств.кл.Все клетки одинаковым образом: 1)хранят биол.инф;2)редуплицируют наследст.материал с целью его передачи в ряду поколений. 3) использ.инф.для осущ-я своих функций на основе синтеза опред, белков-ферм. 4)хранят и перен.Е. 5)превращают Е в работу. 6)регул,обмен в-в.Третъе полож. соотност кл.с многоклет-ми формами,кот характерен принцип целостности и системной организации.

5 .Кл.пркариот типа имеют малые размеры неболее 0.5-3 мкмв диаметре.У них нет морфологически обособленного ядра.В Кл.отсут развитая сис-ма мембран. Генетич.аппарат образован единств.кольцевой хромосомой,кот. лишена белков-гистонов.Уних отсутст клет центр.Они не делятся митозом. К ним относятся бактерии и сине.-зел.водоросли.Эукариотич.тип представлен 2 подтипами.Простейшиые в структурном отношении они представляют собой клетку, а в физиологич.полноценную особь.Вэтих клетках иногда имеются миниатюр.образования,вьполняющие функции органов,аппаратов и систем органов многоклеточного орг-ма(цитосом, порошица, сокр.вакуоль). Высокая упорядоченность внутр.содержимого эукар.келетки достиг-ся путем компартментализма ее объема-подразделение на ячейки.Биолог.мембрана выполняет функции:барьерную, регуляции и обеснеч.избир.проницаемости в-в и т.д.Клетки многоклет.орг-ов имеют оболочку. Плазмолемма образована мембраной,покрытой снаружи слоем гликокаликса.Осн.компанентами гликокаликса служат комплексы полис-ов с белками и жирами.Она вьшолн.ограничивающую и барьерную функ-ю.Благодаря избир.прониц.она регул.состав внутр.среды клетки.В Кл.выделяют ядро и цитопл. В ядре есть оболочка и ядерн. сок,ядрышко и хроматин. Функц.оболочки.обособлен наследств.материала от цитопл. Оболочка сост из 2 мембран.разделенных перинуклеарным пространством,кот.может сообщаться с канальцами цитоплазматич.сети.Она пронизана порами.В обл.пор начинается белковый слой.Он выполняет скелетную функ.Основу сока составл.белки,включая фибриллярные. Он выпол.опорную функ. Ядрышко.В нем происх.синтез и созревание рРНК и соединение их с белками. Хроматин явл. интерфазной формой сущ-я хромосом в кл. Цитоплазма представл.основным в-вом(матрикс) в котором распределены включ.и органеллы.В нем множество растворенных в воде орг.и неорг.в-в; включ.ферменты и др.белки. В нем пр-дит

гликолиз.Включения .относит.непостоян.компоненты цитопл,которые служа запасн.пит.в-ми,балластаыми в-ми(некот.пигменть1).Органеллы .постош.строры цитопл.Выделяют органеллы общего значения и спец.(микроворсинки, реснички эпителия). Канальцевая и вакуолярная сист,обр.сообщащ-ся или изолир.трубч.цистернами,огранич-ми мембраной и распространяющ-ся по всей цитопл.клетки.Выделяют шероховатую и гладкую ЭПС.Шероховатая. К мембранам прикреп.полисомы.Фун-ция ее это синтез опред.белков.Мембраны гладкой ЭПС лишены липосом.В ней проис.некот.стадии обмена углеводов,жиров. Рибосома сост из малой и больш.субъединиц.объединение кот происх в присут иРНК.Митохондрии. оболочка. сост из 2 мембран.Внутр.мембр.обр-ет впячивания листовидной(кристы) или трубчатой(трубулы)формы.В матриксе нах-сясобственный аппарат биосинтеза белка.Лизосомы. пузырьки содержат набор ферментов кислых гидролаз,катализир-х гидролитич.расщепление нукл.к-т, белков, жиров,угл. Функция:внутрикл.переваривание разл.хим соедини стр-р.

Микротельца. огранич. 1 мембр.пузырьки.К ним относят пероксисомы они содержат

фер-ты оксидазы,катализир-щие обр-ие Н202,кот затем разруш-ся под действ пероксидазы. Микротрубочки выполн опорную функц.

7 Характеристика ДНК, Геном клетки. Уникальные гены

Биолог роль ДНК: 1)в ДНК хранится наслед инф о признаках и св-вах организма Наследственная ед-ген.Ген-последовательность нуклеотидов ДНК,которая несет наслед инф о первичной структуре белка.2)ДНК-передает наследственную инф в ряду поколений,это основано на способности к самоудвоению 3)ДНК-явл.матрицей для синтеза молекул РНК. Геном клетки- вся ДНК клетки.

Уэукариот выделяют 3 класса последовательности нуклеотидов ДНК: 1 Многократно- повторяющиеся. Они сост 15% генома,содержат несколько 10 или 100 нуклеотидов.Повторяются в геноме от10000 раз до 100000тыс раз и млн раз.Эту ДНК наз.молчащей или спутничной.Они находятся на концах хромосом и вокруг центромера.Предполагают, что эта ДНК выполняет роль,обеспечивают точность коньюгации и кроссинговера во время мейоза.2 )умерен но-повторяющееся. они сост от 10 до 50 %генома в зависимости от вида орг-ма.В клетках чел-ка 10%.эти последовательности содержат гены-отвечающие за тРНК, рРНК и белки-гистонов.В них выделяют кодированный участок-гены некодиров.-спейсер.3)уникальные гены, кот составляют 75% генома, имеют от 1 до 10 копий.Отвечают за все белки орг-ма,кроме белков-гистонов.Они содержат кодированную часть-экзоны и некодарован-интроны .

9Клеточный цикл,митотигческий цикл,фазы.

Жизненный цикл-период с момента появления клетки из материнской, до собствен.деления или гибели.В нем выделяют: 1)период специализации-клетка выполн.специф ф-ю.2)период покоя-кл решает по какому пути идти деления или специализации.Также выделяют митотический цикл и проинферативный. Митотический-включет совокупность процессов,кот. происходят в Кл при подготовки к делению и в процессе самого деления.Включает в себя-интерфазу и митоз.Интерфаза-период подготовки клетки к деленшо(3 периода) 1)Q1 постмитотический или пресинтетический 30-40% времени митотического цикла2)S(синтетический 30% времени).3)Q2 постсинтетический 20-30%, Период Q1.В Кл синтезируются все виды РНК.белки,Кл достигает необходимые органеллы,увеличивается в оъеме,накапливаются предшественники нуклеотидов, в кот будет синтезироваться ДНК.В этой фазе выделяют особый период-точкой рестрикции. Пройдя эту точку Кл вступает на путь деления.

Период S . Удвоение или репликация ДНК-сложный ферментативный процеес.требует расхода энергии.Фер-ты: 1)топонзомераза снимает сверхспиральную ДНК 2)геликаза- разрывает водородные связи между 2 цепями ДНК в опред участках(уч-ки-репликоны) 3)ДНК-полимераза-синтсзирует новые цепи ДНК;4)Фрагменты соед.С помощью ферментов-лигаз.По окончанию синтеза обр 2 молекулы ДНК,в каждой мол-ле 1 цепь-старая(материнская) и новая-способствует репликации-наз.полуконсервативными.В этот период синтезируются все виды РНК,белки.Каждая хр-ма будет состоять из 2 сестринских хроматим.Генет.форма2н2с-2н4с. Период Q2.Продолжается синтез всех видов РНК,белков,накапливаются белок-тубулин и АТФ для построения нитей веретена деления. Митоз(непрямое деление) или кариокинез. 5стадий: 1)профаза 2)прометафаза З)метафаза 4)анафаза 5)телофаза.Профаза.Клетаа округляется,повышается вязкость цито-мы,освобожд.мол-лы белка-тубулина из кот будет строиться веретено деления,центриоли расходятся к разным полюсам,между ними веретено деления нити веретена деления-это микротрубочки.состоящие из белка-тубулина. Начинается спирализация хромосом,разруш и исчез ядрышки. Прометафаза .разрушается ядерная об-ка,т.е распадается на фрагменты,кот в виде пузырьков расх-ся к разным полюсам клетки. Хромосомы свободно лежат в цитоплазме.В обл-ти центромеры,с обеих сторон каждой хромосомы обр.слоистые структуры-кинетохоры.Они состоят из белков,от них отходят нити веретена деления в сторону полюсов клетки-кинетохорные нити.Метафаза .Хр-мы максимально спирализованы,располагаются по экватору клетки.образуют метафизарную пластинку. Каждая хромосома состоит из 2 сестринских хроматид.соед.центромерой.Веретено деления сформировано окончательно. Анафаза .Начинается с момента разделения центромер,сестринские хроматины,дочерние хромосомы расходятся к разным полюсам.Для дв-ия хромосом необходимы нити веретена деления и энергия АТФ. Телофаза. Начинается с момента остановки дочерних хромосом у полюсов клетки, происходит деспирализация хр-м,формируется ядрышки,вокруг каждой группы хро-м у полюсов,формируется ядерная об-ка.Проис-т деление цитоплазмы. Уровни пролиферации клеток: 1) внутриклеточный-Са, циклические нуклеотиды-ц АМФ, цГМФ, специф.белки, кот активируют процесс пролиферации.2)внутритканевой- кейлоны-ингибиторы. по хим структуре- пептиды 3) межтканевой - факторы лимфацитов,кот наз.лимфокины-пептиды, могут как активировать,так и ингибировать препараты пролиферации.4)организмы-гормоны.нейромедиаторы.

10 . Размножение.

1)половое-обеспечивает генетич.разнообразие2)бесполое-почкование: а)вегетативное; б)споровое; в)шизогония;г)деление надвое. Между бесполым и половым имеются переходные формы-коныогация,копуляция.На ранних этапах эволюции,слившиеся клетки не отличались друг от другаизогамия.позднее в ходе эволюции появились микрогаметы и макрогаметы-анизогамия.Позднее яйцеклетки и спермаиозоиды-оогамия.Половой деморфизм-разделение половых клеток на яйцеклетки и сперматозоиды,половых желез на

яичники и семенники. В основе лежат различия в наборах хромосом самок и самцов. Партеногенез. Это развитие орг-ма из неоплодотворенной яйцеклетки. Различают: 1)естественный-обязательный(облигатный), необязатетный(пчель); 2)искусственный(тутовьй шелкопряд)

Формы партеногенеза: 1)андрогенез(развитие из муж.ядра)цитоплазма в клетке;2)гиногенез(развитие из неоплодотворенной яйцеклетки)

11 Половое размножение.Морфофункциональная характеристика половых клеток. П роцесс обр пол Кл.Сперматогенез и овогенез .

В основе полового размножения лежит половой процесс.суть кот сводиться к объединению в наследственном материале для развития потомка ген инф из 2 разных источников родителей.Представления о половом процессе дает проц. коньюгации. Он закл.во временном соединении 2 особей с целью обмена наслед.материалом, =>оъединения гамет,морфологически не отличимых.В таком случае говорят об изогамии.Впослед.появляются макро- и микрогаметы.Возникло явл.анизогамии,и в дальнейшем появл.подвижные сперматозоиды и крупные неподвижные яйцеклетки. Возник оогамия. Половой диморфизм-разделение половых клеток на яйцекл. и спермах.,половых желез-на яички и семенники,а особей на самок и самцов.В его основе лежат различия в хромосомных наборах самок и самцов,Партеногенез -развитие из неоплодотворенной яйцеклетки: 1)естественный а)обязательнь б)необязательный 2)искусств.Обязат.встречается у скальных ящериц,а необяз.у пчел. Андрогенез-развитие идет из муж ядра,но цитопл яйцеклетки. Геногенез -развитие из неопл.яйцеклетки. Яйцеклетка: имет овальную форму,размеры различны в зависимости от организма. Диаметр 100-150 мкм у чел-ка.Имеют ядро,цитоплазму,плазм мембрану,в цитоплазме соответ органеллы. В зависимости от организма яйцеклетки могут быть первичные, вторичные, третичные оболочки. Цитоплазма содержит пит в-ва в виде желтка. Он необходим для питания зародыша. В зависимости от кол-ва желтка и его распред по цитоплазме выдел.виды яйцеклеток: 1)изолецитальная (сод мало желтка.равномерно распред по цитоплазме-ланцетник,чел-к,млекопит), 2)телолецитальное (мното желтка,он содер. на одном из полюсов Кл-это вегет.полюс.а противопол-аномальгый) птицы,рыбы.амфибии. 3)центролецитальные (желток вокруг ядра и занимает почти всю цитоплазму)членистоногие. В яйцекл млекопит вокруг плазм мембр располагается особая блестящая об-ка, а вокруг распол слои мелких фолликуляр кл. Сперматозоиды : имеют ядро цитоплазму с органеллами и мембр. Длина 50-70мкм. Выд.4части: головка, шейка, средняя часть и хвост. В головке нах ядро,впереди-акросома-видоизм. Комплекс Гольджи, наподобие большой лизосомы, внутри к-ой нах гидролитический фермент. В шейке-

Центриоли:проксимальная и дистальная.Проксимальный центр принимает участие в формировании веретена деления. Дист-в обр осевой нити хвоста. В сред.части-митохондрии,к-ые обеспечивают двиг ф-цйю. Основу хвоста сост. осевая нить, вокруг к-ой нах небольшое кол-во цитоплазмы и мембран.

Процесс обр.половых кл-гаметогенез. В нем выдел.след стадии: 1)обособ первичных половых Кл.от др Кл тела 2)размножение 3)рост 4)созревание 5)формирование. Размножение: первичные пол Кл гаметогонии. они делятся диплоидные кл. Гаметогонии-ряд гаметогоний(пр размножения)-гаметоциты 1 порядка(пр роста)-гаметоциты 2 порядка(пр созревания)-прогаметы-гаметы(пр мейоз2)-гаметы(пр.формирования). Ключевым примером явл.мейоз.

12.мейоз:цитологическая и цитогенетич хар-ка.

Мейоз сводится к 2 послед делениям 1и м.2,причем только один из них сопровож удвоением ДНК.

М1 :Профаза:1)ст лептотены. 2)ст зиготены. 3)ст пахитены. 4)ст диплотены. 5)ст диакинеза. Метафаза 1 .анафаза1 .телофаза1.

М2 :Профаза2;метафаза2;анафаза2; телофаза2; профаза.

1)Ст лептотены. -хромосома выходит с интерфазного сост.начин. спирализация и имебт вид тонких нитей,концы к-ых фиксированы на внутр.поверх ядер. Мембраны в хром.есть более компактные участки хромомеры.2.)ст зиготемы: происходит попарное объединение гомологичных хромосом или коньюгация. Коньюгац гомолог хр.достигает молек уровня точности,т.е при объединении гом хр напротив опред гена 1 гом хр располаг соответ ген др гом хромосомы.опред роль игр. Особые белки-синаптонемальный комплекс. Он выгледит в виде веревочной лестници; 3)ст пахитены: Кл можно наблюдать в 2 раза уменьш.число хромосом,но это лишь кажущиеся явл.,так как гомологичные хромосомы так плотно коньюг,что выглядят в виде 1 элемента-бивалента. При этом каждая гомол хромосома сост. из 2 сестринских хроматид. Так там4 хроматиды, то это тетрады.Кл на этой ст наход долго, происх кроссинговер-разрыв и послед рекомбинация, к-ая сопровожд обменом участками между гомологич хромосомами. Этот процесс протеканет на уровне ДНК с участием соот ферментов. При кроссинговере проис разрыв однонитевых молекул ДНКпесестр. Хроматад и соед освоб в кольцо на перекрестке. Что приводит к обмену насл.материала между гомол хр-мами. Кросс.происх.в опред точках,к-ые соот рекомбинации узелками синаптонемич комплекса. Эти узелки образ на ст пахитены. В кроссинговер вовлек 2 несестр хроматиды. У человека может происходить в 2-3 точках на гомолго.пару.4)ст дитотены: гомол хромосомы начин отходить друг от друга.но ост еще соедив в местах кроссинговера.эти места-хиазмы.5)ст диакинеза: хр они движься к экватору,но соед в хиазмах. Исчез.ядерная оболочка, ядрышки, формируется веретено деления и выстр в обол экватора.Метафаза1 :выстр в обол экватора.В отл от митоза кинетохоры нити при мейозе направлены в одну сторону от центромеры к полюсам клетки. Анафаза1 :проис. расхождение гомол хр.Происх.независимое распред гомол хр.между полюсами кл. Как. только достигает полюсов кл начинается телофаза1 : формир ядро.ядерн обол-ка.деспирализация хр.,исчез веретено,делится цитоплазма и образ 2 кл-гаметоциты 2 порядка. После короткого интервала Кл вступают в мейоз2:теже процессы,что при митозе,но в метафазу кинетохорные нити направл. к обоим полюсам Кл и в анафазу расход сестр хроматиды.Мейоз 1 заканчив.формирование прегамет(1н1с). Значение митоза : 1)сохр пост число хр.из поколения в поколение2)в силу перекомбинации гомол хр-м образ большое кол-во генетически различных гамет.

13.Оплодотворецие и партеногенез.

Оплодотворение- процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида с обр диплоидной зиготы,из кот развивается диплоидный оргаизм. Стадини: а) сближение половых клеток. б)активация; в)слияние(сингамия). В сближении гамет играет роль неспециф факторы: 1) координация во времени процессов спермато- и овогенеза, одновременность готовность к оплодотворению 2)в сближении гамет играют большую роль совокупительные органы,кот обемпечивают сближение сперматозоида и яйцеклетки 3) Относительно большие размеры яйцеклетки, что повышает вероятность их сближения. 4)большое число яйцеклетки.сперматозоид активирует. Это называется акросомальная реа-ция. При этом активируется и яйцеклетка(кортикальная реа-ция(увеличение Са2+)).У млекопитающих при соприкосновении сперматозоида с наружной оболочкой яйцеклетки, в месте контакта разрушается плазматическая мем-на сперматозоида(впереди акромомы),повышается ее проницаемость у сперматозоида выходят гидролитические ферменты-сперматолизины, они расслабляют связи между фолликулярными клетками и сперматозоид погружается в оболочки яйцеклетки. Разрушается блестящая об-ка, разрушается в месте контакта плазматич мем-на яйцеклетки, происходит слияние плазматич мембран 2х клеток и сперматозоид проникает в цитоплазму яйцеклетки. Но сперматозоид может вступить в контакт с поверхностью яйцеклетки только в том месте где на блестящей об-ке находятся специфический для сперматозоида рецептор, с которым он связывается. После проникновения сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки с обол-ки яйцеклетки исчезают рецепторы и др. сперматозоиды в яйцеклетку не проникают. Это препятствует полиспермии у млекопитающих и чел-ка. Партеногенез -развитие из

неоплодотаор.яйцеклстки:1)естественный.а)обязательн.б)необязател.2)искусст. Обязательный встречается у скальных ящериц,а необяз у пчел. Формы

партеногенеза: 1)андрогенез(развитие из муж ядра, цитоплазма в

яйцеклетке.2)гиногенез(развитие из неоплодотворенной яйцеклетки)

14 Предмет,задачи и методы генетики.

Это наука об изменчивости и наследственности орг-ов. 1900 рождение генетики (Чермак, Фриз, открытие з-ков Менделя) 1906- Бетсон ввел термин генетика. 1 период 1900-1953 классическая генетика.2 период 1953-наше время молекулярной биологии и генетики. 1 период: сформирована теория гена, введено понятие гена. Иогатсои сформулировал учение о генотипе и фенотипе. Морган-хромосомяая теория наследственности учение об экспериментальном мутогенезе. Новый раздел генегики-генетика популяции. 1944-Эвери окончательно доказал, что ДНК хранит наследственную инф-цию. 1953-расшифрована пространственная структура ДНК. 2 период: 1961 расшифрован генетический код и структура уникальных генов. 1971-термин-фермент обратная транскриптаза или ревертаза. В присутствии этого фермента на мол-лу ДНК идет синтез. РНК 1990 начал выполняться геном чел-ка. В настоящее время расшифрованы все нуклеотидные последовательности ДНК чел-ка. Давиденков разрабатывает методику медико-генетического консультирования населения. Вавилов-закон гомологичных рядов. Кольцов-предложения о том, что хим основу гена составляют биол.макромолекулы.

15. Наследственность и изменчивостъ.Ген и его св-ва. Наследственность - общее св-во живых орг-ов сохранять и передавать наследственные признаки в ряду поколений. Изменчивость -общее св-во живых орг-ов приобретать новые признаки в процессе онтогенеза. Изменчивость - общее в-во живых. орг-ов, кот заключается в изменении наследственных признаков, вариабельность их проявления при взаимодействие орг-ов с окр.средой. Ген-последовательность нуклеотидов в ДНК, кот несет инф о первичной структкре белка. Св-ва генов 1) специфичность-1 ген отвечает за развитие 1 признака.2)стабильность-гены в ряду поколений передаются без изменений. 3)дискретность-разные гены отвечают за развитее разных признаков.4)аллельное состояние. Аллельные гены-гены, кот находятся в одинаковых участках или локусах гомологичных хромосом и отвечают за развитие 1 признака.

16.Откйытие Менделем законов независимого наследования. Гибродологический метод исследования был предложен Менделем: 1)скрещивают организмы, кот отличаются друг от друга по одному признаку или несколькими стабильными контрастными взаимоисключающими признаками 2)проводится обязательный количественный и качественный учет потомков от каждого скрещивания. Проводится индивидуальный анализ потомства от каждого скрещивания. Многогибридное скрещивание-скрещивают орг-ов.кот отличаются друг от др-та по одному признаку(растения. гороха,отлич по окраске семян, скрещивался желтый горох с зеленым.В первом поколении все растения имели желтую окраску семян, в этом заключается единообразие гибридов первого поколения, признак который появился у гибридов 1 поколения-доминантный(А-ген с желтой окраской семян; а – ген с зеленой).

17. Закон расщепления гибридов 2 поколения.

Мендель скрестил гибриды 1 поколения между собой. Во втором поколении появились с желтой и зеленой окраской семян, т.е произошло расщепление по данному признаку. Признак, кот. проявился у гибридов 1 поколения-доминантный, признак, кот не проявился в присутствии доминантного-рецессивный. Он применил статистический подход при изучении явления расщепления. Он подсчитал гибридов 2 поколения, желтых семян6022,зеленых2001,произошло расщепление по фенотипу3:1 .ЗАКОН : при моногибридном скрещивании во 2 поколении, расщепление идет по фенотипу 3:1, а по генотипу 1:2:1.0рганизмы, кот имеют одинаковые аллельные гены-гомозиготы, разные гены-гетерозиготы.

18 Ди- Полигибридное скрещивание.

Дигибр. Скрещивание орг-ов, кот, отличаются друг от друга по двум признакам (А-ген, с

желтой окраской гороха; а-ген,с зеленой; В-гладкий; в-морщинистый). Мендель скрещивал растения гороха с желтыми гладкими семенами, с растениями зелеными морщинистыми. В 1 поколении проявилось правило единообразия, все растения имели желтые и гладкие семена, он также скрестил дигибридов 1 поколения между собой, во 2 поколении появилось 4 категории потомков:9-желтые гладкие(АВ),3-желтые морщинистые(А-вв),3-зеленые гладкие(аа В-), 1-зеленые морщинистая(аа вв).(Желтые семена-12частей:зеленые-4,гдадкие-12,морщинистые-4)

Очень интересная викторина по биологии для школьников

1. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Вопрос: назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир.

(ответ : Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его экспедицией в Европу был завезен табак. С курением люди борются по сей день.)

2. Этот сложный механизм создала сама природа. Он представляет собой неравноплечий рычаг; сопротивление воздуха заставляет поворачиваться длинное плечо этого рычага, образуя плоскость, давящую на воздух. При обратном токе воздуха это рычаг разворачивается вертикально, оставляя воздуху свободный проток. Вопрос: о каком механизме идет речь?

(ответ: этот механизм – перо в птичьем крыле)

3. Согласно русской пословице, голову нужно держать в холоде. Вопрос: как, согласно этой же пословице, нужно держать ноги и живот?

(ответ : Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Именно тогда ты сможешь быстро принимать решения и трезво мыслить, быстро двигаться, и точно не заработаешь простуду, если ноги содержишь в тепле. Именно эта пословица была любимой у известного полководца А. Суворова.)

4. Из того, что находится в черном ящике, можно получить муку и крупу. Для этого сырье нужно собрать после первых заморозков и вымочить двое суток, сменяя воду. Затем, нагрев до кипячения, пропустить через мясорубку и полученную массу высушить. Сухую массу размолоть. Из полученного продукта можно варить кашу и печь лепешки. Можно приготовить кофе. Но тем не менее, хотя в России этого продукта достаточно много, он практически не востребован. Вопрос: что находится в черном ящике?

(ответ: желуди)

5. Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. “Быть может оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них. Вопрос: Что ответил им Паганель?

(ответ : “Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало!” - ответил Паганель. Мясо гуанако, убитого во время бега, несъедобно из-за молочной кислоты, накапливающейся во время работы)

6. Изобретение микроскопа совершило революцию во многих областях науки.

Хоть острым взглядом нас природа одарила,
Но близок оного конец имеет сила,
Коль много микроскоп нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тонких в теле жил.

Вопрос: Кому принадлежат эти строки?

(ответ : эти строки принадлежат)

7. Известно, что кровь у человека красного цвета. Вопрос: тогда почему аристократов называют “голубой кровью”?

(ответ : В Испании так говорили о людях со светлой кожей (в отличие от смуглых мавров), вены которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течет голубая кровь.)

8. Гиппократом было создано учение о соках организма типах телесного строения. В организме, по мнению Гиппократа, есть 4 жидких сока: кровь, черная желчь, желтая желчь, слизь. Основное в типе телесного строения человека то, какой сок преобладает в организме.

Вопрос: Что из себя представляют люди, в организме которых преобладает одна из четырех жидкостей?

(ответ : Это люди с разными типами темперамента:

Черная желчь – “мелайна холе” - меланхолик.
Желтая желчь – “холе” - холерик.
Кровь – “сангвис” - сангвиник.
Слизь – “флегма” - флегматик.

9. Копринусы – грибы-навозники. Грибы эти обладают интересной особенностью. Молодые и приготовленные сразу после сборки копринусы съедобны и совершенно безвредны, если не … Вопрос: Что делает копринусы ядовитыми?

(ответ : Алкоголь. Одно из веществ, содержащихся в копринусах, задерживает разложение алкоголя в организме, и образующийся продукт вызывает отравление)

10. В черном ящике лежит ветка этого дерева. Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живет Хозяйка Земли. А вот что поется в русской песне об этом дереве:

Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Вопрос: Что лежит в черном ящике? Объясните, о чем говорится в песне.

твет : ветка березы. Люди освещали дома березовыми лучинками; дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы они не скрипели; от болезней почек, печени и легких помогает отвар березовых почек; полы мыли да парились березовыми вениками)

11. Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда же у нее не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: “Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья. Стой вечно зеленым!”

Вопрос: Появление какого растения объясняла эта легенда?

(ответ : так появился лавр благородный)

12. “Около 100 лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет. – Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало”. Вопрос: О каком насекомом идет речь?

(ответ : вошь)

В погребе 5 мышей грызли корку сыра. Они были так увлечены этим, что не заметили подкравшегося кота. Кот бросился на мышей и одну из них схватил. Сколько мышей осталось доедать сыр?

Ответ: ни одной, все разбежались

***
Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом 3 сливы. Сколько деревьев зацвело?

Ответ: В январе деревья не цветут

***
Один ослик несс 10 кг сахара, а другой - 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее?

Ответ: одинаковая

***
Шли 3 поросенка. Одни - впереди двух, один - между двумя, один - позади всех. Как шли поросята?

Ответ: друг за другом

***
У Вовы было 6 яблок, половину он отдал брату. Сколько яблок осталось у Вовы?

Ответ: пять с половиной

***
Васе дали три яблока. Два он съел. Сколько яблок осталось у Васи?

Ответ: Неизвестно! Никто же не знает сколько у него было яблок до этого
***
Экзамен в военном училище. Студент берет билет, идет готовиться. Через минуту подходит к преподавателю. Тот ничего не спрашивая ставит 5. Счастливый студент уходит.
Проясните ситуацию.
Можно задавать вопросы, на которые можно ответить только "да", "нет" или "не имеет значения".

Ответ: Преподаватель на языке азбуки Морзе набивал карандашом по столу: "Кому нужна пятерка подходите, поставлю". Всего один студент был по-военному бдителен и обратил внимание на шифровку преподавателя. За это он и получил 5.

Цикл состоит из 10 занятий, который затрагивает вопросы и темы, вызывающие наибольшие сложности на экзаменах, включая ОГЭ и ЕГЭ.
Продолжительность занятия – 1,5 часа. После каждого занятия учащиеся получают обязательное к исполнению домашнее задание.

Занятия № 1 – 3. Цикл «Генетика - решаем все задачи». За первые три занятия курса учащиеся научатся решать все типы задач, которые встречаются в курсе биологии 9-11 классов, включая задачи из последнего, наиболее сложного блока ЕГЭ.

Занятие №1. Входное тестовое задание. Введение в генетику. I и II Законы Менделя. Неполное доминирование. Алгоритм решения задач по генетике. Решение задач.

Занятие №2. III Закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом. Решение задач.

Занятие №3. Сцепленное наследование. Комбинирование (аутосомное и сцепленное с полом наследование). Наследование группы крови. Решение задач. Итоговое тестовое задание.


Занятия №4-8. Цикл «Биохимия – разбираемся в деталях».

Занятие №4. Входное тестовое задание. Классы органических веществ. Краткая характеристика веществ: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ.

Занятие №5. Связь между углеводами и АТФ – цикл Кребса. Анаэробный и аэробный этапы окисления. Этапы расщепления глюкозы в цикле Кребса.

Занятие №6. Белки как полипептиды. Строение и общая формула аминокислоты. Практические задания по присоединению аминокислот и созданию белковых цепей в развернутых формулах. Уровни организации белка. Строение нуклеиновыех кислот. Отличия ДНК от РНК.

Занятие №7. Связь между нуклеиновыми кислотами и белками – механизмы транскрипции и трансляции. Законы генетического кода. Принципы кодирования белков на ДНК и РНК. Практические упражнения по кодированию аминокислот азотистыми основаниями.

Занятие №8. Разбор примеров заданий из различных КИМ 9-11 класса. Итоговое тестовое задание.


Занятия №9-10. Цикл «Вся ботаника. Вспоминаем давно забытое».

Занятие №9. Входное тестовое задание. Современные представления об эволюции растений. Основные этапы эволюции. Сравнительный анализ этапов с точки зрения жизненного цикла и морфологии (одноклеточные водоросли – многоклеточные водоросли – мохообразные – папоротникообразные – голосеменные – покрытосеменные). Лишайники, как пример эффективного симбиоза.

Занятие №10. Ткани растения. Строение корня. Строение листа и типы жилкования. Строение цветка. Формула цветка. Типы просты и сложных соцветий. Типы плодов. Итоговое тестовое задание.

В продолжение темы:
Купля-продажа

Разделы: Логопедия Цели занятия: Расширить словарь детей по теме “Профессии людей”. Познакомить детей с суффиксальными способами словообразования: учит – учитель,...

Новые статьи
/
Популярные