Обществом в узком смысле называют. Что следует понимать под обществом в узком смысле этого слова. Что следует понимать под обществом в широком и узком смысле слова

Стоит сказать, что современная наука располагает несколькими точками зрения относительно определения общества. В узком смысле слова под обществом понимается группа людей, которая существует в определенный период времени в конкретном месте. Как правило, люди, составляющие такую группу, объединены какими-то интересами, взглядами и пр.

Любое общество состоит из элементов, которые взаимодействуют друг с другом. При рассмотрении общества с узкой точки зрения элементом признается каждый человек, входящий в него. Кроме того, существует взгляд на общество в узком смысле слова как на определенный этап в развитии человечества, а также как конкретную страну.

Общество как самодостаточная структура подразделяется в свою очередь на четыре подсистемы, или сферы: экономическую, социальную, политическую, духовную. Это относится к пониманию общества и в широком, и в узком смысле.

Как организуется общество

Интересно, что общество в узком смысле слова является предметом изучения как социологии, так и социальной философии. Социология занимается изучением общества как целостной структуры. Такие обществоведческие дисциплины, как , и др., рассматривают общество с точки зрения разных аспектов.

Общество в его понимании как группы людей, объединенных общими интересами, держится не только на общности интересов, но и благодаря тем благам, которое само же и производит. В отличие от понимания общества в широком смысле слова как обособившейся от природы, но тесно с ней связанной формой материального сознания, общество в более узком значении обладает истинной подлинностью.

Если говорить о возникновении общества, то изначально оно образовалось из людей, объединенных общим трудом. Это близко к пониманию общества в узком смысле слова. Отличительная черта любого общества – его динамичность и способность к саморазвитию. При этом важно знать, что, меняясь, социум сохраняет особенности развития.

Как общество не может существовать без людей, которые его составляют, так и не может функционировать без социальных институтов в его составе. Это семья, школьный, студенческий, трудовой коллективы и пр. Человек как основной структурный элемент общества не может обходиться без социума. В свою очередь общество в любом его понимании не способно функционировать без людей.

Социальные институты

Взаимодействие между обществом и культурой

Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.

Социальный институт - это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

Цели и функции социальных институтов:

Каждый социальный институт характеризуется на­личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

Социальные институты:

Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья - роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

Включают систему санкций - от правовых до мораль­но-этических;

Упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

Обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Типы функций социальных институтов:

· Явные – заявлены офици­ально, признаны и контролируют­ся обществом

· Скрытые – выполняются скрыто или не­преднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).

Значение социальных институтов.

Социальные институты определяют общество в це­лом. Любые общественные преобразования осуществля­ются через изменения в социальных институтах

Понятие общества. А. В широком смысле слова Б. В узком смысле слова

Общество – сложное и многозначное понятие

А. В широком смысле слова

· Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мате­риального мира, которая включа­ет в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

Б. В узком смысле слова

· Круг людей, объединенных общно­стью цели, интересов, происхож­дения (например, общество ну­мизматов, дворянское собрание)

· Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (на­пример, современное российское об­щество, французское общество)

· Исторический этап в развитии человечества (например, феодаль­ное общество, капиталистическое общество)

· Человечество в целом



Функции общества:

· Производство материаль­ных благ и услуг

· Распределение продуктов труда (деятельности)

· Регламентация и управление деятельностью и поведением

· Воспроизводство и социализация человека

· Духовное производство и регулирование активности людей

Общественные отношения - многообразные формы взаи­модействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

Общество как динамическая саморазвивающаяся система:

Система – комплекс элементов и связей между ними.

Специфические черты общества:

1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.

2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной де­ятельностью вместе с другими людьми.

3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. спо­собность своей активной совместной деятельностью со­здавать и воспроизводить необходимые условия собст­венного существования.

4.Общество отличает исключительная динамич­ность, незавершенность и альтернативность разви­тия. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5.Общество выделяет особый статус субъектов, оп­ределяющих его развитие.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелиней­ность развития.

Общество В широком смысле слова В узком смысле слова Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей Совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности (например, спортивное общество, «Друзья леса») Все человечество в прошлом, современности и перспективе Определенный этап исторического развития человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)


Объединение не является частью какой - либо более крупной системы (общества) Браки заключаются между представителями данного объединения Оно пополняется за счет детей членов этого общества Своя собственная территория Собственное название и своя история Собственная система управления Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида Общая система ценностей (обычаи, традиции, законы, правила, нравы), которые называют культурой


Сохранение международного мира Максимальный выпуск продукции при полной занятости населения и равновесии денежной системы Возможно бо"льшая индивидуальная свобода Улучшение распределения общественного продукта между социальными группами и отдельными странами Эмансипация групп, не пользующихся равноправием Главные цели общества по Я. Тинбергену Голландский ученый, лауреат Нобелевской премии


Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне сознания и независимо от него Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями Производственные отношения Экологические отношения Отношения по делопроизводству Моральные отношения Политические отношения Правовые отношения Художественные отношения Философские отношения Религиозные отношения


Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера Классы, социальные слои, отношения между ними, этносы, нации, национальные отношения, семья и семейные отношения, образовательно- воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты Нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура, соответствующая деятельность людей Производство, распределение, обмен, потребление и отношения люде в процессе экономической деятельности Государство, политика, право, отношения людей по поводу власти Общество


Исторический период Сущность представлений о природе Античность Человек – одна из составных частей природы. Идеал – жизнь в согласии с природой Средневековье Окружающая человека природа – нечто более низкое, чем человек, поскольку только он наделен божественным началом – душой. Природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борьба божественного начала, души, с греховным телом Природа – источник радости, наслаждения Возрождение


Исторический период Сущность представлений о природе Становление промышленного капитализма Природа – объект интенсивной преобразовательной деятельности, кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета Современность Природа – уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Необходимы партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы


Ученые о развитии общества Гесиод Пять стадий жизни человечества: 1 – «золотой век»: люди жили весело и свободно, без печали и бедствий, без болезней и старости; 2 – «серебряный век»: начались вражда, неисполнение долга и обычая; 3 - «медный век»: грубость, вражда повсюду, насилие; 4 – «героический век»: бедственные войны, кровопролитные битвы; 5 – «железный век»:везде зло, неуважение, бедствия, зависть Циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии Платон и Аристотель А. Тюрго, Ж. Кондорсе, Г. Гегель, К. Маркс Исторический процесс как путь социального прогресса К. Поппер История или общество не могут прогрессировать, прогрессировать может только человек (индивид)


Модели развития общества Социальная статистика (статическая) Социальная динамика Нет движения, нет развития Циклическая (цикличность) Линейная (линеарная) Спираль (не линеарная) Развитие по кругу (простое повторение). Пример: - день – ночь – день - ночь Развитие как сложное повторение (соединение цикличности и линейного прогресса) Прогресс Регресс Движение вперед Движение назад


Прогресс – развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному Области прогресса Экономический прогресс Социальный (общественный прогресс) Научно- технический прогресс Формы социального прогресса Реформистский (эволюционный), т.е. постепенный Революционный, т.е. скачкообразный


Ученые о критериях прогресса Ж. Кондорсе Развитие человеческого разума Вольтер Торжество разума и просвещения Ш. Монтескье Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн Улучшение законодательства Счастье и «разумный порядок» Счастье и отсутствие эксплуатации человека человеком


Ученые о критериях прогресса Ф. Шеллинг Постепенное приближение к правовому устройству Г. Гегель Сознание свободы. Зрелость свободы – показатель зрелости общества А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов Развитие знаний, распространение просвещения К. Маркс Овладение природой, развитие производства (развитие производительных сил)


Критерий должен быть универсальным, т.е. работать вне зависимости от стран, идей, уровня развития. Он должен быть связан с человеком Закономерность развития общества Закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую Закон неравномерного (экономического и политического) развития общества Человек есть мера всех вещей. Протагор Все прогрессы – реакционны, если рушится человек. Андрей Вознесенский

ПЛАН: 1. Сущность понятия «Общество» в широком и узком смысле: 1.1. Понятие в широком смысле – как динамичная система; как обособившаяся от природы часть материального мира; 1.2. Понятие в узком смысле – как группа людей, как этап в истории, как мировое сообщество 2. Функции общества 3. Строение общества: 3.1. Сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) 3.2. Социальные институты общества 4. Специфические черты общества 5. Роль общественных отношений в обществе. 6. Развитие общества в XXI веке. Не забудь решить тест по пройденной теме!




СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО» В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ Общество (лат. Socio) Обособившаяся от природы часть материального мира, состоящая из индивидуумов включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Широкий смысл Динамичная саморазвивающаяся система состоящая из элементов и подсистем




«второй природы», Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком. ПРИРОДА (от гр. physis и лат. natura возникнуть, быть рожденным) (от гр. physis и лат. natura возникнуть, быть рожденным) весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. весь материальный мир, за исключением общества, т. е. совокупность естественных условий существования человеческого общества Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей, часть природы, неразрывно с ней связано




ЗАДАНИЕ С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «ОБЩЕСТВО»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о данном понятии. С6. Раскройте на трех примерах взаимосвязь природы и общества. А1. Понятие общество включает в себя 1.природную среду обитания 2.формы объединения людей 3.принцип неизменности элементов 4.окружающий мир А1.Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как 1.динамичную систему 2.часть природы 3.весь окружающий человека материальный мир 4.не подверженную изменениям систему


ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВА производство материальных благ и услуг; распределение продуктов труда (деятельности); регламентация и управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека; духовное производство и регулирование активности людей.


СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА Производство, распределение, обмен, потребление товаров и услуг Система управления, сохранение законности и порядка в обществе Отношения между социальными группами и обществами; обеспечение социальных гарантий Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей СФЕРЫ ОБЩЕСТВА


СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - исторически сложившиеся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей экономические Рынок, деньги, банки, предприятие биржа, собственность политические Государство Власть Парламент Партия Суд армия социальныедуховная Семья Брак Материнство Отцовство Религия Образование СМИ Наука Искусство


ЗАДАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА А) парламент1)социальная сфера Б) система здравоохранения2)политическая сфера В) общественные организации Г) правительство Д) коммунальные службы В3. Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каж­ дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.


ЗАДАНИЕ А2. Верны ли следующие суждения об обществе А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям. 1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения не верны А2. К какой сфере общественной жизни относятся взаи- моотношения между сословиями и этническими группами 1.экономическую 2.социальную 3.политическую 4.духовную А3. Какую сферу общества представляет религия, наука, образование 1.экономическую 2.социальную 3.политическую 4.духовную


СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА Разнообразие структур и подсистем. Интеграция систем в единое целое. Система вне- и надиндивидуальных форм и связей. Самодостаточность системы. Динамичность, незавершенность, альтернативность развития. Общество выделяет особый статус собственных субъектов Непредсказуемость, нелинейность развития


ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ многообразные формы взаимодействия людей, а так же связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДУХОВНЫЕОТНОШЕНИЯ Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями


ЗАДАНИЕ 1. Какой из признаков характеризует общество как систему? 1) постоянное развитие 2) часть материального мира 3) обособление от природы 4) способы взаимодействия людей 2. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество это население Земли, совокупность всех народов. Б. Общество это определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержи друг друга. 1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны




3. В понятие «социальный институт» не входит 1) школа 2) брак 3) армия 4) дружба 4. Верны ли следующие суждения об институтах общества? А. Институты общества осуществляют социальный контроль. Б. Институты общества обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как целостная система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



Общество ОБЩЕСТВО (society) Смысл английского слова society ("общество") может быть расширен или сужен, может обозначать практически любую форму объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. В XIX в. "общество" означало высший класс; теперь это понятие можно отнести к "международному научному сообществу" или "европейскому сообществу", хотя против такого использования могут возражать. Это слово употребляют главным образом и чаще всего в смысле общества, определяемого границами государства, хотя подобное употребление неточно и может ввести в заблуждение в тех многочисленных случаях, когда в пределах государства проживает более одной достаточно крупной этнической или обособленной в культурном отношении группы, как, например, в Канаде или Южной Африке. Известные немецкие социологи конца XIX – начала XX в. Вебер (Weber) и Фердинанд Тённис считали, что разные формы общества определяются природой общения между людьми. Тённис различал форму содружества, которую называл Gemeinschaft , когда люди связаны общими представлениями, традициями и семейными узами, и форму сообщества (Gesellschaft ), где объединение формально предопределено, закреплено в сознании людей и носит квазидоговорный характер. Все общества содержат в себе элементы того и другого. Многие современные авторы, по примеру Гегеля (Hegel), предпочитают говорить о гражданском обществе (civil society). В этом смысле оно означает не население данного государства как таковое и отнюдь не простое объединение людей на той или иной территории. Гражданское общество – это сеть взаимоотношений и организаций, стремящихся образовать политическую систему. Например, во Франции, скажем, с 1780 г. государство неоднократно реформировалось и перестраивалось, однако в течение всего этого периода оно оставалось ярко выраженным и цельным гражданским обществом. Ни Европа, ни Бретань или Прованс, взятые в отдельности, не являются гражданским обществом, каким является Франция.

Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.

Общество в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля).

Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.


Политология. Словарь. - РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

/ 09-07-2013_05-53-35 / Общество

Определение общества

Общество - многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений лю­дей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и це­лей, включая акционерные общества и другие экономические органи­зации.

В самом широком смысле «общество» означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей.

В более узком смысле общество есть сложная социальная систе­ма, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями; либо как ис­торический этап, определенная форма социального развития (перво­бытное общество, феодальное общество, капиталистическое общест­во); либо как конкретное общество в рамках одной страны (француз­ское общество, российское общество, японское общество и т. д.).

Общество может также означать круг людей, объединенных един­ством сословной принадлежности (например, дворянское общество, купеческое общество, крестьянское общество) или каких-либо интере­сов (потребительское общество, благотворительное общество, спортив­ное общество, театральное общество и др.). К ним же относятся ком­мерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.

В широком социологическом смысле общество - это мировое сооб­щество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная со­циальная система, объединяющая все население Земли, имеющая над­национальные органы управления, универсальные для всех стран пра­вила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международ­ные отношения.

Общество в узком социологическом смысле обозначает совокуп­ность людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создавших собственную культуру и политиче­скую систему управления.

Общество в третьем значении -как сообщество, союз или ассо­циация (например, Общество любителей чтения) -в строгом смысле социологической категорией не является, поскольку нарушается один из неотъемлемых признаков общества в социологическом значении: не являться частью более общей системы.

Другие определения общества: 1) население страны, ее граждане, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потреб­ностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное общество); 3) объединение граждан по интересам; общественная организация, создаваемая в целях содействия кому-либо.

Общество - самая крупная группа изо всех, в каких только приходиться проживать людям, либо самая крупная группа на данной территории. Постоянно проживая вместе и взаимодействуя, люди создают сложно переплетенную систему социальных отношений, исторически устойчивые, воспроизводящиеся из поколения в поколение, формы которых кристаллизуются в социальные институты.

Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, пришли из обыденной речи, где оно никогда не имело четкого определения. Так, например, «общество» может обозначать особое клубное сообщество (вроде Общества охотников), группу людей, обладающих престижем и привилегиями (например, «высшее общество» «светское общество»), абстрактное множество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).

Следует отметить также, что понятие «общество» частично совпадает с понятиями «культура» (используемым антропологами) и «национальное государство» (применяемым политологами). Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в го сударстве Израиль. В таком случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланезийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий. Слово «широкий» в данном контексте трудно определить количественно. Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей (скажем, «китайское общество»), а может обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность («общество второкурсников данного института»). Два человека, разговаривающих на углу, вряд ли составят «общество», но трое, которых

выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут являться таковым. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количе­ственному критерию.

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить ог­ромное количество определений общества. В одном случае его пони­мают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом -как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем -как социально-политическое объединение, ассо­циируемое с какой-то территорией, и т. д. В частности, Р. Миллс по­нимал общество как конфигурацию институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действия людей. И. Валлерштайн считает, что попытка социологов навести порядок в многочис­ленных, часто противоречивых и путаных определениях общества в конечном итоге ни к чему не привела:

«Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современ­ной социальной науке, чем общество, и ни одно понятие не исполь­зуется более автоматически и бездумно, чем общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвященные его определению. Определения в учебниках вращаются вокруг вопроса: «Что есть общество?», в то время как аргументы, которые мы привели относительно единства ис­торической и социальной науки, заставляют нас задать другой во­прос: «Когда и где есть общество?»

«Общества» конкретны. Более того, общество -это термин, от ко­торого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной много­значности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в за­блуждение противоречивых определений. Общество -это термин, ис­пользование которого в настоящее время в истории и социальных науках является современным институциональному оформлению со­циальной науки в XIX в. Общество-это половина противоречивого тандема, другой частью которого является государство».

В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философ­ский. Оба они по-своему правы, и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают раз­ную методологию его анализа.

Общество следует понимать как исторический результат стихийно или естественно складывающихся взаимоотношений людей, тогда какго сударство предстанет как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Еще одно понятие, «страна», также представляет собой искусственный территориальный конструкт, который обозначает суверенные границы государства. Страна - часть света или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика, наличие аппарата управления (правительство). Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появлялись земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны - результат территориального раздела мира.

Необходимо различать три явления - страна, государство, общество. Не всегда их границы совпадают. К примеру, никто не слышал словосочетания «люксембургское общество», хотя Люксембург - это государство, или страна, в Западной Европе, площадь которого составляет 2,6 тысячи км2, а население -392 тысячи человек. Сегодня выявилась явная проблематичность понятия общества, мыслимого на основе территориально-государственного принципа.

Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории групп. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э. Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

    оно не является частью какой-либо более крупной системы;

    браки заключаются между представителями данного объединения;

    оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

    объединение имеет территорию, которую считает своей собст венной;

    у него собственное название и собственная история;

    оно обладает собственной системой управления;

    объединение существует дольше средней продолжительное жизни отдельного индивида;

    его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и у других имеются кровнородственные системы (заключение браков), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное - они не являются частью дру­гого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя, на первый взгляд, у них есть все необходимые для этого условия: кровнородственная сис­тема, территория, история, культура, название, управление.

Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы заме­тим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно является главным институтом этой системы.

Исторически общество первично, государство вторично. Обществу по крайней мере 40 тысяч лет, а государству только 5-6 тысяч. Об­щество возникает на определенной стадии развития человечества, а затем появляется государство - для защиты интересов граждан, со­ставляющих это самое общество. Таким образом, государство высту­пает слугой общества. Однако нередко слуга превращается в господи­на, и гражданам приходится защищаться уже от него. Взаимоотноше­ния между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Понятие общества приобретает совершенно определенное значе­ние, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географи­ческие границы, общую законодательную систему и некое националь­ное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают со­циологи, когда создают набор операциональных определений общества. В 1967 г. Р. Марш пытался определить условия, при кото­рых социальное объединение следует считать обществом:

    постоянная территория -например, Испания в своих государ­ственных границах;

    пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция здесь также играет некоторую роль;

    высокоразвитая культура - модели культуры могут быть доста­точно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности обще­ственной жизни;

4) политическая независимость - общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные об­щества типа Бельгийского Конго до получения ими независимости нельзя было считать таковыми.

Другие социологи и политологи, а именно Д. Аберле, А. Коэи К. Дэвис, М. Леви и Ф. Саттон, Т. Парсонс в предположили, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трактоваться не только в политологическом смысле. Самодостаточным является общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы, но которое способно также создавать весь комплекс культуры, от высокой до народной и популярной, и связанную с ней инфраструктуру, а также успешно заниматься социальным обеспечением населения.

Новые грани в понимание общества внесла концепция мирового сообщества, которое нередко именуют не сообществом, а обществом. В своей радикальной форме тезис о мировом обществе гласит, что в настоящее время существует лишь одна единственная общественная система - наднациональная, мировая. В таком случае, Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами.

Н. Луман предлагает для использования понятия «общество» в расчет при­нимать только мировое общество в качестве единственной закры­той системы, в рамках которой возможно проследить все операции коммуникации. Действительно, потоки информации, телевидение, те­лефонная связь, Интернет не знают национальных границ. Они объе­диняют людей в единое общество. В таком случае национальные об­щества отходят на второй план. Правда, сохраняется проблема бед­ных и богатых стран. Бедность существует и воспроизводится в национальных границах

Итак, если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется считаться с более чем 200 обществами, суще­ствующими на планете. А если быть верным коммуникативному под­ходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного-единственного общества - мирового.

Общество в узком смысле. Определение и примеры общества в узком смысле

Понятие «общество» изучают многие гуманитарные науки. В зависимости от области интереса эта категория рассматривается в разных аспектах, в широком и узком смыслах. Почему это важно для изучения? Понимание социальной природы феномена позволяет найти верные пути решения проблем, которые неизбежны для жизнедеятельности социума.

Изменение природы общества, структуры, характера социальных взаимодействий диктует потребность не только исследовать глубинные социальные механизмы, но и искать механизмы управлять ими с целью избежать негативных и необратимых последствий. Поскольку тема достаточно обширна, ограничимся реферативным изложением некоторых ее главных положений.

Определение

Общество, как предмет исследования, служит центральной категорией для гуманитарного знания. Понятие произошло от латинского термина societas (социум). В широком смысле - это совокупность форм и способов объединения и взаимодействия людей.

Определение общества в узком смысле трактуется как социальная структура, ограниченная определенными критериями социума.

Общество - это важнейшая категория сферы социальной философии. В ее рамках этот термин изучается в теоретическом аспекте. В практическом поле исследования данная категория служит предметом изучения социологии, более молодой науки.

Понятие "общество": широкий и узкий смысл

Понятие, о котором идет речь, достаточно многогранно, что явилось причиной многочисленности вариантов его определений. В самом обобщенном виде, в широком смысле, общество понимается как объединение людей и совокупность способов их взаимодействия. Они могут осуществляться как внутри социума, так и по отношению к материальной природе.

Понятие "общество", в узком смысле, принято трактовать как объединение общим принципом определенного круга людей. Это достаточно распространенный подход к явлению. Причем принципом их организации в общество может выступать довольно внушительный перечень оснований, начиная от привычек и завершая идеологией, которая превращает массу ее последователей в общество. Широкий и узкий смысл содержания зависит также от направленности научного интереса. Чем точнее наука, тем уже границы определения, и наоборот, универсальный подход открывает глубину и неисчерпаемость понятия.

Общество как результат человеческой деятельности

Общество, как было сказано выше, неразрывно связано с деятельностью людей. Не только связано, но по сути, есть способ его существования. Высокоорганизованная материя тем и отличается от природы, что способна организовывать свою деятельность в целях защиты интересов каждого из ее членов. Исторически, изначально, это было условием выживания. В последующем, в процессе совершенствования орудий труда, с развитием цивилизации, общество превратилось в сложную систему взаимодействия как внутри самой системы, так и по отношению к окружающему миру.

Отношения к внешнему миру характеризует общество в его широком смысле – как социальный институт. Внутренние взаимодействия представляют собой целую палитру социальных связей, которые в определенной социальной парадигме характеризуют общество в узком смысле.

Цели и отношения

Общество, в узком смысле слова, возникает для того, чтобы каждый его член мог усилить себя за счет привлечения единомышленников. Не любая деятельность есть способ бытия общества. Оно формируется в результате целесообразной, направленной активности.

Общество в узком смыслеслова – определенные группы людей, вне зависимости от их масштаба, сами формирующие свою цель. Именно этот процесс является основанием возникновения определенных социальных групп. Совершенно по-иному этот процесс осуществляется в глобальном смысле. Для общества в широком смысле этого слова цель предопределена логикой самой природы – выживание и расширенное самовоспроизводство, сохранение себя как биологического вида.

Уровни общества

Внутренняя структура общество неоднородна. Люди стремятся объединиться в соответствии со своими профессиональными, любительским интересами, для достижения целей и решения текущих задач.

Например, профессиональные сообщества людей формируют свой кодекс поведения, нормы профессиональной этики, осуществляют обмен знаниями на конференциях, семинарах и других научных, профессиональных мероприятиях.

Иной круг общественных интересов представляют национальные сообщества – они объединяются по геополитическим критериям и представляют яркие примеры общества в узком смысле этого слова. Ярким примером служат малочисленные этносы, которые отстаивают самостоятельность вопреки процессам интеграции и глобализации.

Историческое формирование социума предопределяет его формы существования, природа которых зависит от способа производства.

Сферы общества

Общество как результат и смысл жизнедеятельности людей пристально изучается наукой о природе, обществе и познании. Выделяют четыре основные сферы социальной жизнедеятельности человека: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Экономическая. Отношения людей в процессе производства (а также распределения и потребления) общественного продукта. Варианты взаимодействующих обществ - такие классы, как рабы и рабовладельцы, капитал и наемный труд, производители и потребители продукции, иные классы и сообщества.

Социальная. Отношения людей, регламентированные социальными институтами классов, этносов, наций, семьи и брака, образования, соцзащиты (например, родители и дети, национальные меньшинства, эмигранты и пр.).

Политическая. Взаимодействия людей по предмету власти, политики, права, управления обществом (избиратели, политическая элита общества, юристы, судебные органы).

Духовная сфера. Культура, искусство, наука, нравственность, религия – составляют область духовных коммуникаций людей. В этой сфере, если говорить про общество в узком смысле,можно выделить следующие классы: ученые, священнослужители, деятели искусства, продюсеры, исполнители, верующие и пр. Это также сфера производства, только связанная с распределением и потреблением духовных ценностей

Социальная направленность

Существуют иные примеры понимания того, что такое общество в узком смысле, основанные на самоутверждении за счет отрицания определенных норм, устоев, выработанных в иных общественных объединениях людей. Террористические, экстремистские, так называемые объединения «крайнего» порядка.

Часто такие организации пытаются привлечь внимание к самому факту своего существования. Они осуществляют террористические акты и принимают на себя ответственность с целью отстоять свои интересы, часто ценой интересов других сообществ.

Антагонистические противоречия являются естественным процессом в социальной динамике взаимодействий. Они служат катализатором обменных процессов, и важна в данном случае своевременность и адекватность реакции на них со стороны общества.

Резюме

Если исследовать феномен общества в его взаимодействиях на микро- и макроуровнях, то становится совершенно очевидным тот факт, что диалектические процессы повторяются на разных уровнях, имея лишь разную степень интенсивности и осознанности.

Общество – это живой организм. Его социальная природа говорит о том, что каждый элемент системы является лишь каплей, отражающей мир в целом. Общество в узком смысле словаповторяет единый механизм развития и разрешения внутренних противоречий, который можем наблюдать в мировом масштабе.

Что следует понимать под обществом в широком и узком смысле слова?

Marlboro

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.
Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединениия людей.
Общество в узком смысле слова - это круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание) ;
Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество) ;
Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество) ;
Человечество в целом.
Общество - продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.
Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:
производство материальных благ и услуг;
распределение продуктов труда (деятельности) ;
регламентация и управление деятельностью и поведением;
воспроизводство и социализация человека;
духовное производство и регулирование активности людей.
Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Дайте определение слову "общество"..

на экзамене задали вопрос, что такое "общество", я не смогла дать четкий ответ, точнее научный.. . кто знает, помогите))))

***Skarlett***

Общество - многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей.
В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей - социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями.
Общество - основополагающая категория философии и социологии. Философско-теоретический анализ общества возможен только на базе исследования его идеальной модели. На протяжении всей истории человечества происходил постоянный поиск этой модели и попытки её описать.
Общество - система экономических, политических и духовных взаимодействий различных социальных субъектов (индивидов, групп, институтов).

Черешня

ОБЩЕСТВО
- понятие, фиксирующее предмет социальной философии: в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) детерминантах, практически не употребляется. В социальном реализме определяется - в широком смысле - как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под О. нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное О.) или отдельный социальный организм (например, японское О.) .
О. - основополагающая категория философии и социологии. Философско-теоретический анализ О. возможен только на базе исследования его идеальной модели. Выявить внутреннюю необходимость реального процесса можно, лишь освободив ее от конкретно-исторической формы, представив процесс в "чистом виде", в логической форме (Идеальный тип, Идеальных типов метод) . Теоретический анализ О. предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Поисками оснований исторического процесса занимались все философские системы с древнейших времен, продуцируя определенное видение и те или иные методологические установки для частных социальных наук.
________________________________
Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.

Общество в широком смысле - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, а в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Общество- это исторически сложившаяся в пределах определенной территории и воспроизводящая себя общность людей, имеющая свою систему управления.
(только что передрала с книжечки по обществу=))) сама бы не додумалась=)))

ОБЩЕСТВО, в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр. , общество, противопоставленное государству, у Гегеля) .

Эльвира пищугина

1. Общество-обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
2. Общество-система, включающая в себя такие социальные институты, как семья, школа, государства.
3. Совокупность взаимодействующих фер общественной жизни - экономической, политической, социальной, духовной.
4. Все население Земли. Это в широком смысле.
В узком:
1. Общество людей, объединенных какой-то общей целью. Например, общество книголюбов, собаководов.
2. Определенный этап исторического развития. Например, первобытное общество и т. д.
3. Совокупность людей, проживающих на одной территории. Французское общество, российское общество

В продолжение темы:
Дтп

Йоркширский пудинг родом из Англии, это блюдо относится к классическим английским десертам. Его и сегодня готовят к воскресному обеду во многих частях Англии, причем не всегда...

Новые статьи
/
Популярные