Лингвистические ошибки примеры. Речевые ошибки: виды, причины, примеры. Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Орфографические ;

Словообразовательные ;

Грамматические :

– нарушение норм образования грамматических форм слов разных частей речи;

Лексические :

– нарушения норм словоупотребления, вызванные незнанием значения слова;

– нарушение лексической сочетаемости;

– неразличение паронимов;

– неразличение оттенков значения синонимов;

– не снимаемая в предложении многозначность;

– смысловая избыточность (плеоназмы, тавтология, повторы);

– ошибки в употреблении фразеологических оборотов и устойчивых сочетаний;

Синтаксические :

– нарушения синтаксических связей в словосочетании (нарушение норм согласования / управления / связи между подлежащим и сказуемым);

– синтаксические ошибки на уровне предложения :

– нарушения структурных границ предложения, неоправданная парцелляция;

– нарушения в построении однородных рядов;

– различное структурное оформление однородных членов;

– смешение прямой и косвенной речи;

– нарушение видовременной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в главном и придаточном предложениях;

– отрыв придаточного от определяющего слова;

– отсутствие связи или плохая связь между частями высказывания;

– употребление деепричастного оборота вне связи с субъектом, к которому он относится;

–разрыв причастного оборота.

Коммуникативные :

собственно -коммуникативные – нарушение порядка слов и логического ударения, приводящее к созданию ложных семантических связей (Кабинет заставлен партами с небольшими проходами );

логико -коммуникативные (нарушение причинно-следственных связей, соединение в одном ряду логически несовместимых понятий)

Стилистические (нарушение требований единства функционального стиля, неоправданное употребление эмоционально-окрашенных, стилистически маркированных средств):

– употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах;

– употребление книжных слов в нейтральных и сниженных контекстах;

– неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики;

– неудачные метафоры, метонимии, сравнения.

Обратите внимание на отклонения от нормы, представляющие разные виды контаминаций, характерных, по наблюдению Л. П. Крысина, для современной языковой ситуации:

1) смешение семантически различных слов вследствие сходства их формального облика (привязь - перевязь: рука на привязи – вместо на перевязи ),

2) смешение формально различных слов вследствие сходства их семантики (последний – крайний в ситуации очереди);

3) смешение синтаксически различных конструкций вследствие их семантической тождественности (указывать на что, говорить о чем → указывать о чем );

4) смешение стилистически различных единиц вследствие их семантической тождественности (жена – супруга );

5) смешение слов вследствие формальной и смысловой их близости друг другу (стать – встать: стать на вахту – встать на вахту, река стала – река встала );

6) контаминация синтаксически тождественных и близких по смыслу конструкций, включающих семантически различающиеся лексемы (играть роль, иметь значение играть значение );

7) смешение синтаксически различных конструкций вследствие формальной и смысловой близости управляющих слов (обоснованный чем, основанный на чем → обоснованный на чем ).

Задание 2 : Найдите, исправьте и квалифицируйте ошибки в данных ниже предложениях:

1. Те девушки, кто делает акцент на глаза, – загадочные, предпочитающие молча переживать свои проблемы, больше слушать, чем говорить (http://he.ngs.ru/news/more/76653/)

2. «На кого я похож? Да, на офисного планктона!» – говорит директор фестиваля Павел Топорков (http://academ.info/news/14180);

3. Если у вас с собой ежедневно полный набор декоративных и уходовых средств, это говорит не только о том, что вы любите покупать новинки и можете себе это позволить, иногда это намек о вашей ветрености. («http://she.ngs.ru/news/more/59897/)

4. «Главный фасад обращен к проспекту Лаврентьева, основной улице Академгородка. Просматриваемый объект издалека обозначает букву «А» – Академгородок. (http://news.ngs.ru/more/61070/НГС.НОВОСТИ)

5. Так что в целом современное телевиденье выглядит ужасно – рассадник фальши, насилия и безкультурия (http://academ.info/node/13250);

6. Девушка, кто совсем не ухаживает за собой, на самом деле не уважает не только мужчин, но и себя (http://he.ngs.ru/news/more/76653/);

7. Думаю, ваши читатели и сами могут ответить на этот вопрос: Академгородок – один из ведущих научных центров, что происходит здесь – тоже происходит и во всей науке (http://academ.info/node/13250);

8. Возьму на себя смелость утверждать, что нынешнее руководство антисемитами не является. (http://academ.info/node/13250);

9. Чтобы избежать этих проблем, есть «Аксерил» (Реклама);

11.При помощи своих функций прибор эффективен для тренировки мышц (Реклама);



12.Вместе с детским спортивным комплексом тренировки вашему ребенку будут в радость и на здоровье (Реклама);

13.Она – сдержана, уверена в себе, из тех, кого нельзя назвать легкими и поверхностными, и старается заинтересовать мужчин с помощью личных качеств, а не яркой «оберткой» (http://he.ngs.ru/news/more/76653/);

14.Участники отметили проблематику в понимании термина «инновация» и отсутствии его законодательного подтверждения. Согласившись с ними, первый вице-губернатор Новосибирской области Василий Юрченкопредложил собравшимся организовать круглый стол с целью обсудить, что является инновацией (http://academ.info/news/13267);

15.Любопытно, но самая жестокая, скажем прямо, бульдозерная зачистка избирательного поля была проведена на продвинутом с точки зрения интернета 35 округе. На нем не оказалось коммунистов, действовавший депутат Агафоновблагоразумно предпочел не выдвигаться, а все самовыдвиженцы были сняты с выборов. (http://academ.info/node/13290);

16.Когда ко мне подошли и предложили, не хочу ли я быть инструктором, я отказалась: «Нет, я, наверное, не справлюсь». (http://academ.info/node/13330)

17.Мантии, шапки выпускников и воспоминания об университете – атрибуты первоапрельского шоу (http://academ.info/node/13431)

18.Вначале на сцену из зала пригласили накачанного молодого человека с низким басом и именем Матвей (http://academ.info/node/13431)

19.Его отец, Аугусто Пиночет Вера, служил на таможне, мать, Авелина Угарте Мартинес, растила детей: будущий генерал был старшим из троих братьев и троих дочерей в этой семье («Вокруг света», 2003.09.15);

20.… От крыльца лабораторного корпуса меня отделяла очередь длинной вплоть до дороги, ведущей с проспекта Коптюга. Что бы не говорили, этот день запомнится, только вот жаль, что студентам не позволили задать премьер-министру вопросы. (http://academ.info/node/13469)

21.Руководство НАТО было шокировано от такой выходки. (http://slon.ru/blogs/samorukov/post/353066/)

22.Найти в квартире денежные средства ему не удалось, и с целью скрыть следы преступления, он поджог квартиру. (http://academ.info/node/13581)

23.«Я их различаю с самого рождения, хотя они бывают очень похожи друг на дружку , – говорит молодая мама о двух с виду абсолютно одинаковых мальчиков, один из которых крепко спит, а другой улыбается. – Особенно если им одеть шапочки ». (http://academ.info/node/14405)

24.Не смотря на то, что у животных более развито обоняние, ни каких проблем не будет. http://www.wonderlife.ru/faq/aboutsaltlamps/

25. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.

26.Еще одной из проблем, ставимых телевидению в вину, стало то, что многие, в особенности молодое поколение, стало меньше читать.

27.Благодаря нему (ТВ) мы можем быстро узнавать прогноз погоды на сегодня.

28.Сейчас, когда ТВ так плотно укоренилось в обществе, сложно, а то и невозможно его онулировать, как говорят экономисты.

29.… ведь специально «просвещать» нашу молодежь «всемирно демократическим ценностям» спешат страны Запада и США. Часто мы слышим о телепередачах, пропагандирующих свободные интимные отношения, так называемый секс – форма извращенного полового влечения.

30.Революция не увенчала все мечты и надежды Маяковского, и, поняв это, Владимир застрелился.

31.Героини стихов Ахматовой чаще всего имели трагическую судьбу. Это и несчастная любовь, и измена, и долгие скитания по жизненному пути, чаще всего темному и мрачному.

32.Революция оставила глубокий след как на поэзию А. Ахматвовой, так и на ее жизнь.

33.Личность и история, взаимодействуя между собой, делают почву, на которой в последствие вырастают прекрасные цветы поэзии.

34.По мнению писателя, существуют два типа таких людей – это пролетариат, <…> ищущие себе пристанища, и буржуазия, ничего из себя не представляющая.

36.Многие люди поддерживали писателя за его умение говорить правду в лицо.

37.Зная о власти телевидения, вполне логичен вопрос, <…>.

38.При взгляде на современное российское ТВ вырисовывается довольно удручающая картина.

39.При помощи чтения «Мертвых душ» мы можем посмотреть на себя со стороны.

40.Так, например, в одном из выпусков передачи «Невероятно, но факт» показывали сюжет о том, что мамонты якобы не вымерли много тысяч лет назад, а существуют и в наши дни, захороняя своих умерших в землю.

41.Нельзя сталкивать всю вину за плохое воспитание молодежи на родителей.

42.Как заинтересовать подростка переключить канал с передачей о том, как «строить любовь» на канал «Культура».

43.То, кто был у власти и имел больше прав, чем обязанностей, оказался за бортом Фортуны.

44.А позднее она (А. Ахматова), прощалась с ним (Блоком), оповестив в стихах о его (поэта) смерти.

45.(О женщине, встретившейся А. Ахматовой в тюремной очереди («Вместо предисловия к “Реквиуму”»)) Но зато ее страдания не остались безмолвными.

46.Те, кто <…> отстаивал тюремные очереди, чтобы передать ничтожную кроху любви и заботы через руки охраны своим родным, <…>

47.Гоголь, писав «Мертвые души», долго колебался в том, что же он представит на суд людской.

48.Задав вопрос Чичикову: «А может, они (мертвые души) мне в хозяйстве пригодятся?», Коробочка потеряла всякий смысл на возрождение.

49.Чичиков старается деликатным способом сообщить о свой намеренности приобрести столь странный товар.

50.Это свидетельствует тому, что внутренний мир людей всегда гармонирует с внешним.

51.<…> абсурд и гармония всегда сопутствуют друг другу.

52.Цивилизованный человек не захочет, чтобы им управляли, словно стадом.

53.Многие юмористические передачи предоставлены специально для молодежи.

54.(О кинокартине «Семнадцать мгновений весны») Вся ее суть служила на пользу советскому правительству.

55.Вспоминая Э. Горюхину, я снимаю перед ней шапку.

56.В моем кругозоре напрочь отсутствовали интересы к политике и окружающему миру.

57.ТВ вредит и несет негативное воздействие на людей.

58.Каждый день мы получаем широкий поток информации.

60.В стихотворении переплелись и личность, и история, и сама Ахматова.

61.Есть телепередачи, в лживости и искажении действительности которых не приходится сомневаться.

62.На ТВ запрещена некультурная брань.

63.Зал разрывался бурными овациями.

64.Если говорить метафорой, то ТВ – это окно в мир и в новости всей общественной жизни.

65.Читатели мгновенно верят обману, словно летя на яркий свет.

66.И агрессия уже витает в воздухе.

67.ТВ вредит и несет негативное воздействие на людей.

68.ТВ поглощает наше внимание полностью, сосредоточивает зрительные и слуховые рецепторы на себе.

69.Каждый раз перед изложением информации перед журналистом встает вопрос <…>

70.Беликов ходил с поднятым воротником и длиннополой шляпе.

71. Почва для революции назрела.

72.Солженицыну пришлось испытать все: преследования властей, тюрьму, работу в «шарашке», изгнание.

73.Идеалы Наташи Ростовой изменились, теперь она мечтала о счастливой семейной жизни и как у нее будет много детей

74.Пьеса «Вишневый сад» сыграла большое значение в духовной жизни русской интеллигенции

75.Онегина можно поставить на одну лестницу с лучшими людьми Европы.

76.Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратуры Иудеи Понтия Пилата.


Крысин Л. П. К типологии лексических «неправильностей» // Русское слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М., 2004. С. 229-237.

Южно-Уральский государственный университет

Факультет “Экономики и права’’

Кафедра cоциальных коммуникаций и информационного менеджмента

Курсовая работа по документной лингвистике

На тему: ”Лингвистические ошибки в нормативно-правовых документах.”

“Ошибки словоупотребления.“

Выполнила: Андреева О.В.

Гр. ЭиП-345

Проверила: Ваганова Е.В.

Челябинск-2001

I Часть. Лингвистические ошибки в нормативно-правовых документах

Введение

Синтаксис нормативных документов

Заключение

Приложения

Список используемой литературы

Введение

Правовая природа юридического текста требует особой точности и
тщательности в формулировке правовых предписаний, продуманности и
логичности структуры документа, не допускает многозначности,
расплывчатости, противоречивости его норм. В известных источниках
достаточно полно и детально описана законодательная и юридическая
техника. Она тесно связана с организацией лексико-юридического
материала, его синтаксической структурой и сематикой, направлена на
внешнее изложение, призвана совершенствовать язык юридического
документа, делать его более понятным, точным и грамотным.

Смысл (содержательная сторона) юридического текста появляется в
результате прочтения. Есть текст, и есть интерпретатор, который наделяет
этот текст смыслом. Но поскольку у интерпретаторов разные
интеллектуальные возможности (образование, уровень культуры, в том числе
и правовой), общей целью законодательной техники является достижение
доступности текста правовых норм с точки зрения их смысл, что, впрочем,
не должно идти в ущерб его юридической точности, искажать смысл закона.
Внешнее изложение правового акта предполагает, что право воздействует на
волю и сознание людей только с помощью языка. Именно язык служит
средством передачи информации о содержании предписаний, с его помощью
мысль законодателя оформляется и становится пригодной для внешнего
использования.

Между тем современное законодательство, как на федеральном уровне,
так и на уровне субъектов и муниципальных образований, страдает
множеством недостатков, в том числе и технического характера. Происходит
отставание нормотворческой деятельности и появление лингвистических
ошибок в текстах нормативно-правовых актов. Плохой текст правового акта,
неточность его определений, терминов создают возможность для
неправильного применения правовых норм. Таким образом, чтобы воля
законодателя была доступной и ее смысл не расходился с текстовым
оформлением, необходимы четкое изложение и ясная лингвистическая
формулировка норм закона. Поэтому одним из условий успешной
правотворческой деятельности является соблюдение системы определенных
требований, предъявляемых к правовым актам. Именно знание и грамотное
использование приемов юридической техники позволяет создавать
качественно оформленные и удобные для восприятия юридические документы.

Как на федеральном, так и на региональном уровне разработаны
положения о

Лингвистической экспертизе законодательных актов?, которые определяют
задачи и порядок ее проведения и основные моменты, касающиеся
использования лексических, грамматических, синтаксических и
стилистических средств

Например, Положение о лингвистической экспертизе законов Воронежской
области и иных правовых актов областной Думы, утвержденное Постановление
Воронежской областной Думой от 18 марта 1999 года №780-II-ОД.

Немаловажной является работа над языком и стилем юридического документа
на стадии не только его обсуждения и принятия, но и подготовки и
написания. Наличие ошибок и недостатков объясняется как невероятной
спешкой при подготовке юридических документов, так и отсутствием
возможностей для их грамотной редакционной правки, поэтому необходима
выработка четкой системы правил (лексических, грамматических,
синтаксических) употребления языковых средств при написании юридических
документов, строго соответствующей нормам современного русского языка и
способствующей соблюдению определенных требований языку и тексту
нормативно-правовых актов (единообразие, ясность, последовательность в
изложении правового материала и т.д.) Существуют электронные словари
дефиниций российского законодательства (информационные правовые системы
«Консультант Плюс», «Гарант»), определяющие термины (и их значение),
существующие в российском законодательстве, правовые акты, которыми они
введены. Все это облегчит работу законодателя по составлению
нормативно-правовых текстов и восприятие подобных документов читателем.

Языковая основа юридического текста

Любой текст имеет языковую, логическую, грамматическую и
графическую основы. Юридический текст, имеющий функционально-стилевую
принадлежность, также есть соединение этих основ. И одной из важнейших
задач является выработка правил совершенствования языка, стиля и логики
права. (См. приложения. Документы из архива. Как оформлялись документы в
начале 20 века.)

В тексте правового документа необходимо избегать всякой
эмоциональной окраски. Это обусловлено его функционально-стилевой
принадлежностью к официально-деловому стилю. Язык нормативно-правового
акта должен быть нейтральным, чтобы не вызывать лишние эмоции и не
отвлекать от сути заложенного в нем смысла. Исключается торжественность,
пафос, риторические вопросы, использование стилистических фигур. Для
некоторых текстов (жалоба, дипломатические документы) характерна
некоторая образность, однако недопустимо переступить разумные пределы,
так как нейтральность языка прежде всего повышает эффективность
толкования текста и реализация правовых норм. В изложении юридической
информации нужно соблюдать последовательность, смысловую завершенность,
так как отсутствие логики, разрывы в последовательности содержания,
перескакивание с одного предмета рассмотрения к другому и т.п.
затрудняют ее интерпретацию, нарушают взаимосвязь и внутреннее единство
правового материала.

Любая, даже самая минимальная неясность в оформлении
юридического текста чревата появлением несогласованности и противоречий
в его толковании.

Точность (т.е. соответствие смыслового содержания текста той информации,
которая кладется в его основу) предполагает употребление слов,
словосочетаний в их прямом значении, не допускающем двусмысленности,
произвольного толкования, искажающего смысл нормативно-правового
документа и могущего повлиять на процесс реализации правовых норм.
Ясность языка юридических текстов достигается за счет использования
языковых средств (лексических, грамматических, синтаксических), широко
употребляемых и легко воспринимаемых большей частью субъектов применения
права?, однако подобная доступность должна идти в ущерб содержанию.

Язык законодательного акта отличается краткостью, так как
основная его функция – передача предписания, приказа. Следовательно,
необходимы максимально экономические языковые средства, что создает
благоприятные условия для понимания и применения закона.

Особенности языка юридических текстов касаются конкретных
областей лингвистики.

Лексикология и словоупотребление

Для обозначения определенных понятий в нормативных
актах используются специальные термины двух видов: неюридические и
юридические. Неюридические термины применяются для точного указания на
реалии действительности из других (неюридических) сфер жизни человека.
При употреблении специальной юридической терминологии необходимо
соблюдать три принципа: единство терминологии? (недопустимо для
обозначения одних и тех же понятий использовать разные термины);
общепризнанность терминологии (используемые термины должны быть признаны
наукой и практикой); устойчивость терминологии

Правовой язык использует также иностранную терминологию
(заимствование). Этот процесс неизбежен, так как в ряде случаев при
написании юридического текста без этого невозможно обойтись
(дипломатическая документация, правовые акты, основанные на нормах
международного права и пр.), и связан с расширением
международно-правового общения между государствами. Большая часть
заимствований – латинского юридического языка, правовая система которого
была тщательно отработана. В то же время злоупотребление иностранными
словами либо неоправданное их употребление приводит к искажению смысла и
делает текст сложным для понимания.


_________

Многие слова, являющиеся общеупотребительными, но не имеющие
специфическое юридическое значение, могут вызвать серьезные затруднения,
когда их использование касается документов, которые предназначены не для
юристов, а для обычных людей.

Единство терминологии выдерживается не всегда. Например, в
Конституции РФ представители субъектов в Совете Федерации Собрания в
Разделе первом именуется членами палаты, а в Разделе втором –

Депутатами, причем объяснений подобного разнобоя в словоупотреблении
документ не дает.

Употребление этнографизмов (слов и выражений, известных только
в данной местности) в нормативных актах касается в основном
регионального законодательства. В лингвистическом плане их использование
является отступлением от норм литературного языка, недопустимым для
языка юридических документов. Если же избежать этого нельзя, в тексте
необходимы пояснения относительно значения подобных слов.

Неизбежны явления полисемии, синонимии и омонимии в юридических
текстах, так как язык закона – одна из разновидностей русского
литературного языка. Но употребление этих средств не должно переходить в
злоупотребление. Многозначность слова отражает реальный факт
существования нескольких объектов действительности, обозначенных одним
словом (объект, субъект, источник). И во избежание двусмысленного
толкования, в целях правильного значения в каждом конкретном случае
нужно при использовании многозначных слов большее внимание уделяет
контексту. Синонимия (использование разных слов для передачи одного и
того же содержания) в большинстве случаев позволяет пояснить или
уточнить мысль автора. Однако неудачно выбранный синоним способен
исказить смысл текста юридического документа. Недопустимо также
употребление в одном тексте так называемых дублирующих терминов
(ввоз/вывоз, – экспорт/импорт, граждане/организации – физические
лица/юридические лица и т.п.). В случае использования омонимов (слов,
имеющих разные значения, но одинаковое написание или произношение)
необходимо повышенное внимание к контексту, а при различии в
произношении – графическое выделение (знак ударения).

Словообразование и морфология

Употребление абстрактных имен существительных на –ие, -ние, ость, -ство
и др. (достоверность, опубликование, обнаружение, ответственность,
привлечение). Абстрактный характер лексики служит определенному уровню
обобщения высказываний в юридическом тексте. Наиболее часто
встречающаяся ошибка – нагромождение в одной синтагме слов с абстрактным
значением, что нежелательно, так как это затрудняет выявление смыслового
содержания (особенно это касается нагромождения родительного падежа): -
…орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительные и
распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных
нормативных актов органов государственной власти…

Использование наименований должностных лиц мужского рода в единственном
числе (председатель, директор, кандидат и пр.). Параллельные
наименования женского рода имеют разговорную, даже сниженную
стилистическую окраску, поэтому они категорически исключены в текстах
нормативно-правовых актов.

Употребление отглагольных имен существительных и прилагательных
(исполнение, нахождение, невыполнение, несоблюдение, важность,
необходимость). Нецелесообразной представляется замена уже существующих
имен существительных параллельными отглагольными формами (председатель
суда-председательствующий суда).

5. Синтаксис нормативных документов

В предложении в составе юридического текста должен соблюдаться
преимущественно прямой порядок слов, что обусловлено возрастанием к
концу предложения информационной роли порядка слов в письменной речи.
Использование различного рода инверсий смещает смысловые акценты во
фразе и искажает первоначальное значение. Например:

– Решение, принимаемое на местном уровне, может быть отменено …либо
признано недействительным судом в установленном законодательством
порядке. (Употребление определения «нейтральным» рядом со словом «судом»
может привести к совершенно иной трактовке фразы: «недействительный суд»
вместо «недействительное решение». Поэтому следует строить предложение
так: Решение, принимаемое на местном уровне, может быть отменено …либо
признано судом в установленном судом в установленном законом порядке
недействительным.)

–…подотчетность районному Совету народных депутатов в пределах его
полномочий органов местного самоуправления Новоусмановского района…
(следует писать: …подотчетность органов местного самоуправления
Новоусмановского района районному Совету народных депутатов в пределах
его полномочий…).

Следует избегать употребления как излишне коротких, так и очень
длинных предложений. Увеличение количества слов в некоторых случаях до
нескольких десятков значительно осложняет понимание текста, так как при
чтении происходит потеря логического смысла. Напротив, слишком короткое
предложение не позволяет выразить достаточно полно необходимую мысль
автора, поэтому краткость не должна идти в ущерб смыслу.

Фразы должны быть несложной конструкции, без перегрузки их
придаточными предложениями и различного рода осложнениями (причастные,
деепричастные обороты, так называемые навязчивые фразы, разрушающие
логический строй предложения и пр.). Недопустимы ошибки в употреблении
соединительных или разъединительных союзов, знаков препинания;

Пропуски слов (…районный Совет народных депутатов временно возлагает
исполнение обязанностей главы района одного из заместителей главы
администрации района… - на одного из), неполные предложения,
отрицательные конструкции (Решение о самороспуске принимается двумя
третями голосов от избранного числа депутатов. Такое решение не может
быть принято районным советом народных депутатов менее чем за год до
окончания срока полномочий депутатов. – следует: Такое решение может
быть принято районным советом народных депутатов не менее чем за год до
окончания срока полномочий депутатов).

Заключение

Можно приводить массу примеров нарушений языковых норм
(орфографических, лексических, морфологических, синтаксических) в
правовых актах. Их наличие говорит о необходимости владения
законодателем правилами и техникой юридического письма, так как это
обеспечит наибольшую активность правовых норм в стадии интерпретации и
реализации. Уровень совершенства, четкости и ясности закона в
значительной степени зависит от уровня развития языковых норм. Языковое
воплощение нормативного акта должно обеспечивать общедоступность и
максимальные удобства для его изучения и применения. Для достижения
высокого качества содержания и формы правового акта необходимо:

Выработать и законодательно закрепить систему лингвостилистических
правил нормативно-правовых документов в соответствии с нормами русского
языка;

Установить обязательную лингвистическую экспертизу нормативно-правовых
актов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (с
привлечением специалистов-языковедов);

Для студентов юридических факультетов высших учебных заведений ввести
изучение соответствующих дисциплин в виде курсов или спецкурсов
(например, «Язык и право», «Законодательная техника», «Судебная
лингвистика», «Стилистика деловой речи юриста» и пр.4

Развивать изучение законодательной техники применительно к различным
отраслям права с целью выявления специфических средств, приемов и правил
создания нормативных документов.

________________________________________________________________________
_______________________________

4 В настоящее время идет активная разработка и совершенствование
подобных курсов российскими юристами (см.: Право: сборник учебных
программ. – М.: Юрист, 2001.-205с.

II Часть. Ошибки словоупотребления

С развитием компьютерных технологий многие люди стали пренебрежительно
относиться к правилам русского языка. Может это и так, а может все дело
в том, что в конце 20 века до пера и до компьютера «дорвались» люди,
которые раньше если что и писали, то только на заборах. Так или иначе,
но сегодня даже среди журналистов и прочей пишущей братии не редкость
люди, допускающие грубейшие грамматические и стилистические ошибки, не
вполне понимающие значение используемых ими слов.

Не стоит надеяться на программы для автоматической проверки
правописания. Есть много типов ошибок, исправить которые speller просто
не в состоянии. Это ошибки, связанные с неправильным употреблением слов:
все слова в тексте написаны грамотно, но не сочетаются между собой, так
что текст в целом получается неграмотный, зачастую – нелепый и смешной,
порой же весь смысл текста меняется. «Вронский был любителем Анны
Карениной», «Онегин мочился духами», «старик положил лису в сани и
тронулся», – ни одну из этих ошибок спеллчекер исправить не в состоянии.
В последнее годы ошибки подобного рода стали особенно часто встречаться
в текстах – как в Internet, так и в прессе, в школьных сочинениях,
студенческих рефератах и т.д.

Все ошибки словоупотребления можно разделить на несколько основных
групп:

Использование слов в неправильном значении;

Недостаток слов (лексическая неполнота);

Избыток слов;

Несовместимость слов друг с другом;

Искажение устойчивых словосочетаний;

Употребление непонятных читателю слов;

Употребление канцеляризмов и штампов.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Использование слов в неправильном значении.

Человек с небогатым словарным запасом зачастую использует слова
неправильно, не понимая, что означают и придавая им какой-то смысл,
которого они на самом деле не несут. Наиболее грубой разновидностью этой
ошибки является использование совершенно неподходящего слова.
Классическим примером является фраза из «12 стульев» Ильфа и Петрова:
«Волны падали вниз стремительным домкратом». Персонаж, написавший эту
фразу, считал, что «домкрат»– это нечто, что падает. На самом же деле –
это механизм, позволяющий приподнять что-то тяжелое (например, когда
требуется заменить колесо, автомобиль приподнимают с помощью домкрата).
Другой пример: «В душе Андрея накапливалось противоречие к войне». На
самом деле речь могла идти о раздражении по отношению к войне, о
неприятии войны, об отвращении к войне – но никак

Не о «противоречии» к ней. Чаще же встречаются две другие разновидности
этой ошибки. Первая – использование созвучного слова (паронима): «сытый»
(поевший, не голодный) вместо «сытный» (питательный, способный
насытить), «генеральский» (принадлежавший генералу) вместо «генеральный»
(главный, основной), «поменять» (обменять что-то на что-то) вместо
«изменить» (сделать иным) и т.п. Вторая – использование слова, близкого
по смыслу (синонима), но неприменимого в данном случае: «милая ухмылка»
(ухмылкой называют улыбку с отрицательным оттенком: злорадную,
издевательскую и т.п.), «тесные глаза» (вместо «узкие»), «часы
торопятся» (вместо «спешат»), черный конь»(вместо «вороной»), «собака
задрала ногу» (вместо «лапу») и т.п. Эту ошибку часто допускают люди,
для которых русский язык не является родным. Чтобы избежать этой ошибки,
надо стараться не использовать в тексте слова, смысл которых не
известен или не вполне понятен. Если есть неуверенность относительно
точного значения того или иного слова, лучше проверить его по словарю,
либо заменить его другим словом.

Недостаток слов (лексическая неполнота):

Многие слова русского языка не могут быть использованы сами по себе, без
дополнительного слова. Нельзя сказать «снилось», не пояснив что именно
снилось, нельзя сказать «осознать», «загладить», «нарушить» или
«устранить», не указав при этом, что именно.

Избыток слов (плеонастичность):

Многословием (плеоназмом) называется ошибка, при которой в предложении
используются слова, повторяющие смысл других слов и потому излишние.
Например, если в сводке новостей звучат слова «незаконное
бандформирование» – это яркий пример многословия, так как нет смысла
подчеркивать незаконность «бандформирования»: оно не может быть
законным. Точно так же, как

Не может быть законным «преступление». Другие примеры: «подняться вверх»
(а куда еще подниматься можно?), «свободная вакансия» (слово «вакансия»
означает «свободная должность» или «свободное рабочее место»), «народный
фольклор» – «народное творчество»), «сувенир на память» («сувенир» как
раз и означает «подарок на память»)

Список используемой литературы

Шугрина Е.С. Техника юридического письма: Учеб.- практ. пособие.- М.:
2000.-272с.

Законодательная техника: Науч.-практ. пособие. – М.: Городец, 2000.- 272
с.

Проблемы юридической техники. Сб-к статей / под ред. В.М.Баранова. –
Нижний Новгород.: 2000.- 823 с.

Международный центр дистанционного обучения «KURSY.RU»


Содержание Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация. Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация. а) Языковая норма и отклонение от нее а) Языковая норма и отклонение от нее б) Виды ошибок. б) Виды ошибок. в) Причины возникновения. в) Причины возникновения. г) Борьба с ошибками. г) Борьба с ошибками. д) «Жаргонные» словечки в нашей школе. д) «Жаргонные» словечки в нашей школе. Заключение и перспектива работы. Заключение и перспектива работы.


Цель работы: обратить внимание школьников, на лингвистические ошибки в нашей речи и на их исправление. обратить внимание школьников, на лингвистические ошибки в нашей речи и на их исправление. Задачи: Задачи: -изучить теоретический материал о языковой норме и отклонения от нее, -изучить теоретический материал о языковой норме и отклонения от нее, -собрать типичные ошибки и классифицировать их, -собрать типичные ошибки и классифицировать их, Бороться с ошибками. Бороться с ошибками.


Языковая норма и отклонение от нее Норма - общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях, справочниках и рекомендованное ими, а также подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей, учёных, образованной части общества. Норма - общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях, справочниках и рекомендованное ими, а также подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей, учёных, образованной части общества. Ошибка – нарушение норм. Ошибка – нарушение норм.


Виды ошибок Орфографические Орфографические Пунктуационные Пунктуационные Грамматические Грамматические Речевые Речевые Фактические Фактические Логические Логические Устаревшее правописание Устаревшее правописание Несуществующее написание Несуществующее написание Смешение латиницы и кириллицы Смешение латиницы и кириллицы


Борьба против ошибок Во-первых, проводить акции по пропаганде грамотности, образованности среди населения. Во-первых, проводить акции по пропаганде грамотности, образованности среди населения. Во-вторых, открыть сайты, высмеивающие ошибки, а также содержащие объяснение, как их нужно исправлять. Во-вторых, открыть сайты, высмеивающие ошибки, а также содержащие объяснение, как их нужно исправлять. В-третьих, следить за своей речью и правописанием, помогать в этом друзьям. В-третьих, следить за своей речью и правописанием, помогать в этом друзьям.


Жаргонные словечки в нашей школе В последние годы жаргонизмы захлестнули нашу речь. Люди, кажется, забывают литературный язык, постепенно переходя на жаргонные выражения. В последние годы жаргонизмы захлестнули нашу речь. Люди, кажется, забывают литературный язык, постепенно переходя на жаргонные выражения.


Анкета-опросник анкета-опросник Употребляете ли Вы жаргонизмы? Употребляете ли Вы жаргонизмы? Почему: Почему: –Хотите лучше выразить свои мысли; –не хотите отличаться от сверстников; –боитесь быть осмеянным другими; –не можете заменить жаргонизмы литературными словами; –другие варианты. Какие жаргонизмы Вы употребляете чаще всего? Какие жаргонизмы Вы употребляете чаще всего? Как Вы понимаете значение этих слов? Как Вы понимаете значение этих слов? Сколько раз в день Вы употребляете такие слова: Сколько раз в день Вы употребляете такие слова: –15 раз; –610 раз; –более 10 раз. Как Вы считаете, в результате речь становится… Как Вы считаете, в результате речь становится… –лучше; –хуже; –затрудняюсь ответить.


Заключение Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры, владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности и, наоборот, «языковая малограмотность, - как еще говорил М.Горький,- всегда является признаком низкой культуры». Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры, владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности и, наоборот, «языковая малограмотность, - как еще говорил М.Горький,- всегда является признаком низкой культуры».

Правовая природа юридического текста требует особой точности и тщательности в формулировке правовых предписаний, продуманности и логичности структуры документа, не допускает многозначности, расплывчатости, противоречивости его норм. В известных источниках достаточно полно и детально описана законодательная и юридическая техника. Она тесно связана с организацией лексико-юридического материала, его синтаксической структурой и семантикой, направлена на внешнее изложение, призвана совершенствовать язык юридического документа, делать его более понятным, точным и грамотным.

Смысл (содержательная сторона) юридического текста появляется в результате прочтения. Есть текст, и есть интерпретатор, который наделяет этот текст смыслом. Но поскольку у интерпретаторов разные интеллектуальные возможности (образование, уровень культуры, в том числе и правовой), общей целью законодательной техники является достижение доступности текста правовых норм с точки зрения их смысла, что, впрочем, не должно идти в ущерб его юридической точности, искажать смысл закона. Внешнее изложение правового акта предполагает, что право воздействует на волю и сознание людей только с помощью языка. Именно язык служит средством передачи информации о содержании правовых предписаний, с его помощью мысль законодателя оформляется и становится пригодной для внешнего использования.

Между тем современное законодательство, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов и муниципальных образований, страдает множеством недостатков, в том числе и технического характера. Происходит отставание нормотворческой деятельности и появление лингвистических ошибок в текстах нормативно-правовых актов. Плохой текст правового акта, неточность его определений, терминов создают возможность для неправильного применения правовых норм. Таким образом, чтобы воля законодателя была доступной и ее смысл не расходился с текстовым оформлением, необходимы четкое изложение и ясная лингвистическая формулировка норм закона. Поэтому одним из условий успешной правотворческой деятельности является соблюдение системы определенных требований, предъявляемых к правовым актам. Именно знание и грамотное использование приемов юридической техники позволяет создавать качественно оформленные и удобные для восприятия юридические документы.

Как на федеральном, так и на региональном уровне разработаны положения о лингвистической экспертизе законодательных актов , которые определяют цели, задачи и порядок ее проведения и основные моменты, касающиеся использования лексических, грамматических, синтаксических и стилистических языковых средств. Немаловажной является работа над языком и стилем юридического документа на стадии не только его обсуждения и принятия, но и подготовки и написания. Наличие ошибок и недостатков объясняется как невероятной спешкой при подготовке юридических документов, так и отсутствием возможностей для их грамотной редакционной правки, поэтому необходима выработка четкой системы правил (лексических, грамматических, синтаксических) употребления языковых средств при написании юридических документов, строго соответствующей нормам современного русского литературного языка и способствующей соблюдению определенных требований к языку и тексту нормативно-правовых актов (единообразие, точность, ясность, последовательность в изложении правового материала и т.д.). Существуют электронные словари дефиниций российского законодательства (информационные правовые системы "Консультант Плюс", "Гарант"), определяющие термины (и их значения), существующие в российском законодательстве, правовые акты, которыми они введены. Все это должно облегчить работу законодателя по составлению нормативно-правовых текстов и восприятие подобных документов читателем.

Любой текст имеет языковую, логическую, грамматическую и графическую основы. Юридический текст, имеющий функционально-стилевую принадлежность, также есть соединение этих основ. И одной из важнейших задач является выработка правил совершенствования языка, стиля и логики права.

В тексте правового документа необходимо избегать всякой эмоциональной окраски. Это обусловлено его функционально-стилевой принадлежностью к официально-деловому стилю. Язык нормативно-правового акта должен быть нейтральным, чтобы не вызывать лишние эмоции и не отвлекать от сути заложенного в нем смысла. Исключаются торжественность, пафос, риторические вопросы, использование стилистических фигур. Для некоторых текстов (жалоба, дипломатические документы) характерна некоторая образность, однако недопустимо переступать разумные пределы, так как нейтральность языка прежде всего повышает эффективность толкования текста и реализации правовых норм.

В изложении юридической информации нужно соблюдать последовательность, смысловую завершенность, так как отсутствие логики, разрывы в последовательности содержания, перескакивание с одного предмета рассмотрения к другому и т. п. затрудняют ее интерпретацию, нарушают взаимосвязь и внутреннее единство правового материала.

Любая, даже самая минимальная неясность в оформлении юридического текста чревата появлением несогласованности и противоречий в его толковании. Точность (т.е. соответствие смыслового содержания текста той информации, которая кладется в его основу) предполагает употребление слов, словосочетаний в их прямом значении, не допускающем двусмысленности, произвольного толкования, искажающего смысл нормативно-правового документа и могущего повлиять на процесс реализации правовых норм. Ясность языка юридических текстов достигается за счет использования языковых средств (лексических, грамматических, синтаксических), широко употребляемых и легко воспринимаемых большей частью субъектов применения права , однако подобная доступность не должна идти в ущерб содержанию.

Язык законодательного акта отличается краткостью, так как основная его функция - передача предписания, приказа. Следовательно, необходимы максимально экономичные языковые средства, что создает благоприятные условия для понимания и применения закона.

Особенности языка юридических текстов касаются конкретных областей лингвистики.


Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Лингвистические ошибки в нормативно-правовых документах.


2. Использование наименований должностных лиц мужского рода в единственном числе (председатель, директор, кандидат и пр.). Параллельные наименования женского рода имеют разговорную, даже сниженную стилистическую окраску, поэтому они категорически исключены в текстах нормативно-правовых актов.

3. Употребление отглагольных имен существительных и прилагательных (исполнение, нахождение, невыполнение, несоблюдение, важность, необходимость). Нецелесообразной представляется замена уже существующих имен существительных параллельными отглагольными формами (председатель суда - председательствующий суда).

Синтаксис нормативных документов.

В предложении в составе юридического текста должен соблюдаться преимущественно прямой порядок слов, что обусловлено возрастанием к концу предложения информационной роли порядка слов в письменной речи. Использование различного рода инверсий смещает смысловые акценты во фразе и искажает первоначальное значение. Например:

Решение, принимаемое на местном уровне, может быть отменено …либо признано недействительным судом в установленном законодательством порядке . (Употребление определения «недействительным» рядом со словом «судом» может привести к совершенно иной трактовке фразы: «недействительный суд» вместо «недействительное решение». Поэтому следует строить предложение так: Решение, принимаемое на местном уровне, может быть отменено … либо признано судом в установленном законом порядке недействительным.)

- …подотчетность районному Совету народных депутатов в пределах его полномочий органов местного самоуправления Новоусманского района… (следует писать: …подотчетность органов местного самоуправления Новоусманского района районному Совету народных депутатов в пределах его полномочий…).

Следует избегать употребления как излишне коротких, так и очень длинных предложений. Увеличение количества слов в некоторых случаях до нескольких десятков значительно осложняет понимание текста, так как при чтении происходит потеря логического смысла. Напротив, слишком короткое предложение не позволяет выразить достаточно полно необходимую мысль автора, поэтому краткость не должна идти в ущерб смыслу.

Фразы должны быть несложной конструкции, без перегрузки их придаточными предложениями и различного рода осложнениями (причастные, деепричастные обороты, так называемые навязчивые фразы, разрушающие логический строй предложения и пр.). Недопустимы ошибки в употреблении соединительных или разъединительных союзов, знаков препинания; пропуски слов (…районный Совет народных депутатов временно возлагает исполнение обязанностей главы района одного из заместителей главы администрации района… - на одного из), неполные предложения, отрицательные конструкции (Решение о самороспуске принимается двумя третями голосов от избранного числа депутатов. Такое решение не может быть принято районным советом народных депутатов менее чем за год до окончания срока полномочий депутатов. – следует: Такое решение может быть принято районным советом народных депутатов не менее чем за год до окончания срока полномочий депутатов.).

Можно приводить массу примеров нарушений языковых норм (орфографических, лексических, морфологических, синтаксических) в правовых актах. Их наличие говорит о необходимости владения законодателем правилами и техникой юридического письма, так как это обеспечит наибольшую эффективность правовых норм в стадии интерпретации и реализации. Уровень совершенства, четкости и ясности закона в значительной степени зависит от уровня развития языковых норм. Языковое воплощение нормативного акта должно обеспечивать общедоступность и максимальные удобства для его изучения и применения. Для достижения высокого качества содержания и формы правового акта необходимо:

Выработать и законодательно закрепить систему лингвостилистических правил нормативно-правовых документов в соответствии с нормами русского языка;

Установить обязательную лингвистическую экспертизу нормативно-правовых актов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (с привлечением специалистов – языковедов);

Для студентов юридических факультетов высших учебных заведений ввести изучение соответствующих дисциплин в виде курсов или спецкурсов (например, «Язык и право», «Законодательная техника», «Судебная лингвистика», «Стилистика деловой речи юриста» и пр.).

Развивать изучение законодательной техники применительно к различным отраслям права с целью выявления специфических средств, приемов и правил создания нормативных документов.

См.: Е.С. Шугрина. Техника юридического письма: Учеб.-практ. пособие. – М., 2000. – 272с.; Законодательная техника: Науч.-практ. пособие. – М.: Городец, 2000. – 272с.; Проблемы юридической техники. Сб-к статей / под ред. В.М. Баранова. – Нижний Новгород, 2000. – 823с.

Например, Положение о лингвистической экспертизе законов Воронежской области и иных правовых актов областной Думы, утвержденное Постановлением Воронежской областной Думы от 18 марта 1999 года №780-II-ОД.

Многие слова, являющиеся общеупотребительными, но имеющие специфическое юридическое значение, могут вызвать серьезные затруднения, когда их использование касается документов, которые предназначены не для юристов, а для обычных людей.

Единство терминологии выдерживается не всегда. Например, в Конституции РФ представители субъектов РФ в Совете Федерации Федерального Собрания в Разделе первом именуются членами палаты, а в Разделе втором – депутатами, причем объяснений подобного разнобоя в словоупотреблении документ не дает.

Устав Новоусманского района Воронежской области, гл. I, ст. 1.

Устав Новоусманского района Воронежской области, гл. V, ст. 19.

Устав Новоусманского района Воронежской области, гл. IV, ст. 18.

В настоящее время идет активная разработка и совершенствование подобных курсов российскими юристами (см.: Право: сборник учебных программ. – М.: Юристъ, 2001. – 205с.

Источник информации :
Научно-практическая конференция ¨Конституционные чтения¨. (
В продолжение темы:
Осаго

Без селедки сегодня сложно представить праздничный стол, с ней делают прекрасные закуски, ее можно мариновать, жарить или запекать. Рыба известна не только своим отменным...

Новые статьи
/
Популярные