Кого из философов убили афиняне. За что в демократических Афинах был казнен Сократ? Забота о душе

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Сократ: краткая биография и философия, видео» о жизни древнегреческого философа, одного из важнейших символов западной философской традиции. Годы жизни 469 - 399 до н. э.

Сократ: краткая биография и философия

С помощью вопросов и допросов этот философ создал новую ветвь философии, которая до сих пор была ограничена теориями природы, касающуюся морали и нравственного воспитания. Этот новый «жанр» в философской науке называется «этикой» (от этос: характеристика личности и индивидуальность).

Для Сократа моральное развитие было важнейшей человеческой задачей. Для него философия была не просто кучей учений и догм, а образом жизни. Живя по своим философским принципам, он не успел жить «для себя», отказываясь брать деньги за свое учение.

Афины

Будущий философ родился в Афинах, в Алопеке. Его отец, Софрониск, был скульптором, а его мать Фенарета, акушеркой. Молодой мыслитель имел близкие отношения с философом Анаксагором. Но его философия была под влиянием его понимания лишь постольку, поскольку Сократ не учитывает влияния богов в человеческой жизни.

Сократ. Годы жизни 469 - 399 до н. э.

Он считает, что человек это тот, кто делает свою жизнь. Сократ занимался скульптурой в юности и был приглашен Фидиасом на строительство трех благотворительных организаций Акрополя, который в то время строился снова после разрушения.

Это время впечатляющего культурного, интеллектуального и политического подъема в Афинах, который процветал под властью Перикла, великого стратега и защитника развития полисов.

Философ Сократ живет с чувством принадлежности Афинам и афинскому народу. Он проводит свою жизнь в постоянном контакте с полисом и людьми в нем.

Интересно, что его жену - Ксантиппу часто называют злой женщиной, но имея в виду, что муж не зарабатывал деньги (он никогда не брал деньги за свои разговоры), ни способствовал материальному благополучию своей семьи, неудивительно, что его супруга Ксантиппа часто злилась!

Софисты

В те далекие времена в Афинах действовали софисты, так называемые «учителя философии». Для которых не было абсолютной истины, все субъективно, и любая ситуация могла быть доказана так же успешно, как и противоположность.

Эта релятивизация истины не устраивала философа, который твердо верил в свое невежество и попытки софистов превратить любую ложь в истину и исказить любую истину.

У Сократа были частые споры с ними (что в итоге закончилось его смертью), в которых он применял так называемое «маэвистское искусство». Метод Сократа - своего рода «вспомогание при рождении правды».

«Я знаю, что ничего не знаю»

В соответствии со своей максимой: «Я знаю, что ничего не знаю» («scio me nihil scire» или «scio me nescire»), он задает вопросы, ответы на которые приводят к новым вопросам и диалектически достигают ситуаций, которые нельзя отрицать.

Таким образом, он стремится показать собеседнику, как истина, которой он придерживался перед началом диалога. может отличаться от подлинной. Он хотел показать, что истина может родиться диалектически, пройдя все ситуации, которые могут привести или не привести к ней.

В конце жизни, Сократ был слишком озлоблен политическими событиями и управлением Афин, которые находятся в руках олигархов после смерти Перикла (скончался во время эпидемии чумы) и Алкивиада (племянник Перикла убит заговорщиками во Фракии).

Но он не останавливается, чтобы бродить по улицам своего родного полиса и разговаривать со своими друзьями и всеми, кто встречается.

Обвинения и смерть Сократа

Из-за большого влияния, которое он оказывает на молодых людей и их различий с мнением правящей элиты, Сократ становится неудобной фигурой, которая может подорвать авторитет правителей, и против него они подают иск, в котором он обвиняется в извращении молодежи и введения новых богов.

Его близость к молодым людям интерпретируется как позор. А новые боги - это интерпретации Сократовского «Даймонион», который, по его словам, всегда мешает ему, когда он собирается ошибаться. Это «даймонион» Сократа - его совесть , что останавливает его от аморальных и неправильных поступков.

Сам мыслитель всегда утверждал, что тот, кто делает зло, не знает, что хорошо, то есть, если кто-то знает, что хорошо, он будет следовать этому и не совершит ошибок. Сократ не может доказать свою невиновность в этом процессе и обречен на смерть отравлением.

Жак Луи Давид «Смерть Сократа». 1787. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Несмотря на попытки своих друзей заставить его переехать с другой полис (и они организуют его побег!), он остается тверд в своем убеждении, что, если он это сделает, то предаст всю свою жизнь. Потому что это будет означать отказ от всего, что он сказал, он верил в безусловную правду. Сократ умирает, выпивая чашу яда цикуты (болиголов с добавками).

Он не оставил письменных работ, он предпочел этому разговор. У нас есть свидетельства только его современников и последователей. Платон рассказал о нем в своих «Диалогах», где Сократ - главный герой. Ксенофант тоже упоминает мыслителя, Аристофан пишет в комедии «Облака», где Сократ рассматривается как типичный софист.

Печальная история о смерти Сократа напоминает финал жизни римского философа Сенеки.

Подборка видео по теме «Сократ: краткая биография и философия»

Смотрите на сайте.

Дамы-Господа

До своего осуждения Сократ (469-399 до н.э.) - выдающийся древнегреческий философ - дважды был в ситуации, когда его мужественные поступки по велению совести грозили ему смертью. «Я доказал не словами, а делом, что мне смерть, попросту гово&ря, нипочем, а вот воздерживаться от всего несправедливого и нечестивого - это для меня все», - говорил Сократ на суде.
Официальное обвинение Сократа состояло из трех пунктов. Первый - «повинен в отрицании богов, признанных городом» (надо сказать, что в присяге, которую восемнадцатилетние юно&ши давали при приеме в афинские граждане, были слова: «Я буду чтить отеческие святыни»). Второй пункт - во «введении новых божественных существ». Обвинители Сократа имели в виду его внутренний голос. Из двух пунктов вытекал третий - «совраще&ние молодежи».
Эти обвинения нельзя назвать справедливыми, несмотря на их оправданность с позиций господствующей отрасли культуры - мифологии. Сократ ни в чем не провинился перед родным горо&дом. Он был патриотом афинского полиса и хотел лишь заменить одну отрасль культуры другой. Он был мучеником за философию, и философия после его казни победила, как позже распятие Хри&ста привело к победе религии над философией.
Сократ умер не только за конкретную идею, но за идею как таковую, и с его идей-понятий начинается философия. Сократ поплатился жизнью за превращение богов в понятия, мифологи&ческой истины в философскую.
Это первое философское жертвоприношение не выходило за рамки общекультурной схемы жертвоприношений: сами рамки раз&двинулись и вышли за пределы мифологии. Но есть и важное от&личие. На стадии философии культура поднялась до понимания жертвы как самопожертвования. Случилось это в «осевое время» (термин немецкого философа К.Ясперса), основными характе&ристиками которого были становление личности, резкое, скачко&образное развитие самосознания под влиянием тенденции рацио&нализации.
Сократ не только был готов умереть, но и в какой-то степени стремился к этому. Ницше недалек от истины, полагая, что при&говора «к смерти, а не к изгнанию... по-видимому, добился сам Сократ». Апофеоз философии - в словах Сократа, что только для истинного философа смерть означает конец мукам и начало веч&ной блаженной жизни. Это и есть, по Сократу, достижение до- ступного смертному человеку бессмертия. За такие обещания фи&лософия стала на пять веков в Греции и Риме главной отраслью культуры.
Особо следует сказать о сократовской иронии, которая могла привлекать к нему людей, но в какой-то степени послужила при&чиной его осуждения, когда в последнем слове он предложил вместо наказания устроить ему бесплатный обед в Пританее, после чего за казнь было подано больше голосов, чем до этого. Можно сказать, что Сократ подтолкнул сограждан к такому ре&шению.
Единственная просьба, с которой Сократ обратился к судьям, касалась детей: «Если, афиняне, вам будет казаться, что мои сы&новья, повзрослев, станут заботиться о деньгах или еще о чем- нибудь больше, чем о добродетели, воздайте им за это, донимая их тем же, чем я вас донимал».
Сократ мог бежать из тюрьмы, но не захотел этого сделать. Он отвечал, что всю жизнь подчинялся законам Афин и до конца останется этому верен. В назначенный час он выпил чашу с ядом.
В добровольной, по сути, смерти Сократа проявилось его по&нимание законов как не подлежащих нарушению, поскольку они приняты всеми. Сократ рассуждал, что если он следовал законам, когда они защищали его, то должен исполнять их и когда они наказывают его. Если закон плох, его надо менять, но, пока он существует в таком виде, ему надо подчиняться. Здесь проявилось понимание Сократом государства как «республики», т.е. общего достояния.
Всегда босой, в старом плаще, Сократ шагнул с улиц и пло&щадей Афин в историю культуры.
Как случилось, что в небольшом городе, в котором насчиты&валось около 20 тыс. граждан, родились Сократ, Платон, и к ним стекались сотни учеников со всей Греции, а философия росла наподобие снежного кома? Отправной точкой стала казнь Сокра&та. Платон стал Платоном, каким мы его знаем, наблюдая за осуж&дением и смертью Сократа (его первый знаменитый диалог - «Апология Сократа»), а дальше начался процесс, который, то за&тухая, то снова воспламеняясь, продолжается по сию пору.
Сократ - «одна из поворотных точек и осей так называемой всемирной истории». Если бы вся пробужденная Сократом сумма сил была обращена не на познание, а на эгоистические цели ин&дивида, то тогда, по Ницше, произошла бы всеобщая губитель&ная борьба народов.
Сократ создал определенное мировоззрение и собственными жизнью и смертью подтвердил верность своим взглядам. И если поверим современному философу Г. Марселю, что истина есть то, за что человек может умереть, то Сократ истину нашел. Сам Со&крат самокритично сказал в своей речи, что дельфийский ора&кул, признавший его мудрейшим из всех людей, воспользовался его именем ради примера, все равно как если бы он сказал: «Из вас, люди, всего мудрее тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего поистине не стоит его мудрость»". Но мудрость Сократа стоила торжества философии. «Страстный философский порыв Со&крата к полям блаженным на том свете обернулся духовным бес&смертием на этом свете».

На одном конкурсе сочинений о Сократе победила 12-летняя девочка, написавшая самое короткое: «Сократ ходил среди людей и говорил им правду. За это его убили». Лучше, пожалуй, и не скажешь в двух словах об этом босоногом старце, которого дельфийский оракул назвал «самым мудрым из смертных».

Родился он в 469 г. до н.э. в Афинах и умер там же в 399 г. до н.э., выпив по приговору суда чашу сока ядовитого растения цикуты. Отец его, небогатый ваятель-каменотес, не мог дать ему приличного образования, и откуда Сократ набрался своих обширных знаний, восхищавших современников, неизвестно.

Известно, что зимой и летом он ходил в одной одежде, хуже чем у иных рабов, часто босиком. Но популярность его была такова, что в 404 г. до н.э. правительство 30-и тиранов позвало его к себе на службу, однако он, рискуя жизнью, отказался наотрез. Он порицал все формы правления: аристократию, плутократию, тиранию и демократию, - как одинаково лицемерные и несправедливые. Но считал, что произвол одного все же лучше произвола многих - и что гражданин обязан соблюдать любые, даже самые плохие законы его родины.

В молодости он отличился в трех военных походах, вынес с поля боя раненого товарища.

Вошла в предание, как образец сварливости, его жена Ксантиппа, союз с которой поэт Мандельштам изобразил так:

Встречает пьяного Сократа

Крылатой руганью жена.

Возможно, он впрямь часто приходил домой навеселе, так как больше всего любил, болтаясь битый день по городу, задавать всем, кому не лень вступить с ним в беседу, свои знаменитые вопросы. Ну, а беседа и у древних греков была спутницей застолий и вина. За всю жизнь он не написал ни строки, отпечатавшись, как Христос, в пересказах его речей его учениками - главное Платоном и Ксенофонтом.

Сократ считается основоположником диалектики и первым, кто глубоко вскопал вопрос о сущностях - общих понятиях для разных вещей. Например что есть само по себе «прекрасное», «дурное», «полезное» и так далее. Впрочем он сам, мастер образной и цепкой речи, никак не формулировал свою философскую задачу. Но как влекомый некой путеводной целью странник запытывал всех простодушными внешне, но исподволь коварными, даже исполненными подчас язвительной иронии вопросами.

Чем надменней и самоуверенней был собеседник, тем беспощадней обставлял его Сократ - и, загнав в тупик, еще как бы спохватывался: да это я сам такой дурень, что совсем сбил с толку человека!

Но за этим вроде смешным делом крылся обессмертивший Сократа метод, который он сравнивал с хлопотами повивальной бабки, помогающей роженице. А целью этих хлопот было выуживание из хаоса противоречий и недомыслий того, что Сократ ставил выше всего в жизни - истины.

Но какую великую истину он извлек на свет? Да никакой - кроме единственной, которую не уставал повторять: что знает только то, что ничего не знает. И этим-то лишь отличается от невеж, которые тоже ничего не знают, но думают, что все знают.

За что же тогда он так почитался уже при жизни - а посмертно был возведен чуть не в родоначальники науки философии? Формально - за его диалектический метод, позже оформленный в учение о «единстве и борьбе противоположностей».

А в сути - за воплощенный им образ мыслителя, имеющего смелость выйти за пределы всего ведомого, дабы постичь силой ума загадочный, бездонный мир - прежде всего мир человека. Его неистовая страсть непредвзято и дотошно судить обо всем на свете не обходила ни самые простые с виду, «детские» вопросы - ни самые парадоксальные и даже запретные: о сущности богов и власти. Он, может, первым из всех мыслителей возвел в систему такой взгляд, что истина - не некий богоданный абсолют, а совокупность противоречивых и даже взаимоисключающих на первый взгляд сторон.

Вот он, к примеру, начав с самого тривиального, пытается установить сущность такого понятия как мужество: «Мужество ли, - спрашивает он собеседника, - не оставлять поле боя первым?» - «Конечно». - «А бежать от врага - трусость?» - «Разумеется». - «А если воин бежал с хитростью и с ее помощью победил врага?» Тут собеседник уже несколько смущается: как это он мог упустить такой подвох? И дальше от вопроса к вопросу, словно раздевая лист за листом кочан капусты, отсеивая всякое ложное или даже неточное суждение, Сократ стремится к сердцевине - и к чему приходит? Чаще всего никакого однозначного ответа в результате нет. Но мощный ум настойчивого босяка как бы продрал нас сквозь все противоречия предмета, заразил ощущением, что это продирание через наружную листву и есть путь к истине. Надо лишь, как бы внушает постоянно он, бесстрашно, не мигая смотреть в глаза правде - или мраку, при неимении достаточного света.

Как у иных есть абсолютный музыкальный слух, у него был абсолютный слух на всякую неправду. И его утверждение о собственном незнании не было скорей всего ни нарочитым парадоксом, ни кокетством тайного всезнайки. Похоже, он имел в душе какой-то неизреченный образ истины, понимая, что в современном ему мире нет возможности ее изречь. Потому главным образом неутомимо отметал прочь все неистинное, а в его беседах отрицаний куда больше, чем утверждений, и первые звучат куда убедительный вторых.

Отсюда же, видимо, происходят и два его самые загадочные для современников признания, за которые он и заплатил в итоге головой. Одно - что с каких-то пор в нем поселился некий внутренний голос, называемый им «демоном», который никогда не говорил, что надо делать, но говорил, чего делать не надо. Ну а второе - уже самое крамольное. Рассматривая проявления огромного числа тогдашних богов, он заподозрил, что они действуют не абы как, но за ними стоит некий безымянный архибог, и управляющий их действиями.

Но при всем этом он строго держался и неких положительных начал. Все то же, вероятно, внутреннее чувство, ломавшее все шаблоны отвлеченного суждения, заставляло его возводить гражданскую добродетель в высшее человеческое качество. И удивительно перекликаясь вновь с Христом, он за 4 века до Христа изрек одну из главных установок будущего богочеловека - что для всякого гораздо лучше терпеть зло, чем творить его. Но попутно впал в какое-то безумное для мудреца младенчество - сочтя, что если люди поймут, в чем добро, только ему и будут следовать!

Гражданский долг он стойко исполнял не только на войне. Сограждане запомнили его принципиальность на посту притана - члена совета Пританея, учреждения, отправлявшего властные и обрядовые функции. В Пританее еще угощали изысканным обедом за казенный счет отличившихся в пользу отечества героев - например победителей на Олимпийских играх. И когда некто был осужден на казнь, несправедливо по мнению Сократа, он один из всех 50-и коллег-пританов громко выступил против.

Но даже современному ребенку уже, наверное, ясно, что такому правдоборцу с его неукротимым словом и умом, рано или поздно должно было не поздоровиться. Для аристократов он был вызывающим простолюдином, беспощадно побивавшим в публичных спорах их купленную за большие деньги образованность. Для демократов - распугивающим их улов и срывающим их продувные вывески разоблачителем. Кто-то даже сравнил его с электрическим скатом, который своим ударом лишает языка любого спорщика. Еще кого-то пугал его великий критицизм и полная отвязанность суждений…

Но так как даже 30 тиранов не решились в открытую преследовать его за отказ служить им, сменившие их демократы завели против него тайную интригу. Считается, что руку к ней приложили и софисты, которых он высмеивал за бесцельную словесную эквилибристику. Но на них тогда возникла мода, они давали знатным юношам дорогостоящие уроки - а Сократ, учивший всех бесплатно, еще и подрывал их бизнес.

Плохую роль в его судьбе сыграл и знаменитый комедиограф Аристофан. Принадлежа к консервативной партии аграриев, он не делал различия между Сократом и софистами: и тот, и те были для него лишь вольнодумцами, попиравшими святую старину. В комедии «Облака» он вывел Сократа как раз в образе софиста, который сидит как сыч в своей «думальне» и учит молодежь не платить налоги и плевать на старших.

В итоге «группа товарищей» из демократов во главе с неким Анитом привлекла Сократа к суду по сфабрикованному, как называется сейчас, обвинению. Ему вменялось развращение юношества , отрицание отеческих богов и введение нового божества - «расстрельная» тогда статья. Правда, в гордившихся своей просвещенностью Афинах она практически не применялась - да и суд над Сократом мыслился скорей как бутафорский, с целью лишь окоротить его, но не лишать жизни. Но старина Сократ, военный ветеран, не поклонившийся и былым 30-и тиранам, не дал выставить себя в шутовской роли.

Когда ему дали слово, он, обычно весьма скромный в самооценках, в корне изменил своему правилу и сказал примерно следующее. Все, что говорилось здесь против меня - вранье. И хоть всем известно, что я могу затмить любого красноречием, сегодня к нему не прибегну и скажу одну правду. А она в том, что если есть в Афинах безупречный гражданин - это Сократ, герой трех войн, слуга отечества и истины, не развратитель, а воспитатель лучших мужей, чьи имена все знают. И если хотите по обычаю услышать, чего я сам считаю достойным за мои деяния - это обед в Пританее. Тем паче что он мне нужней, чем победителям олимпиад: они не нуждаются в пропитании, а я нуждаюсь.

После столь дерзкой отповеди судьи, ожидавшие просьбы о замене смертной казни изгнанием или хотя бы примирительного покаяния, взбеленились от ярости. И вопреки их первоначальному замыслу приговорили Сократа к смерти.

Это был беспримерный приговор: в Афинах никого еще не осуждали так строго всего за выразительное слово. И когда первая ярость судей стихла, они решили одну свою подлость выправить другой - передав друзьям Сократа, что если он захочет бежать из-под стражи, препятствий этому не будет. Этой подробности скверного дела посвящен щемящий сердце диалог Платона «Критон». Критона, ученика Сократа, подослали склонить его учителя к побегу, на что богатые сограждане даже сделали свою складчину. Но Сократ, не бегавший и от врага, на доводы Критона, что достойнейший из афинян не должен быть казнен, ответил так.

Всю свою жизнь я проповедовал законопослушание и могу ли теперь позволить людям говорить, что это было только лицемерием, которое вскрылось, едва дело коснулось моей жизни? Разве моим детям будет лучше, если я сгину с бесчестьем на чужбине? Я уже стар, все равно скоро умирать, так лучше умру с честью! Предчувствие мне говорит, что моих судей покарает рок, а мое имя будет в славе.

Еще широко разошлась в Афинах и в веках такая деталь. Другой ученик Сократа, Аполлодор, придя простится с учителем, горько сокрушился: «Особенно тяжело мне, Сократ, оттого что ты осужден несправедливо!» На что Сократ ответил: «А разве тебе было бы легче, если бы меня осудили справедливо?»

Последним его желанием было самому обмыться перед смертью, чтобы потом не пришлось возиться с ним другим. Он выпил, как заздравный кубок, чашу с ядом, лег и умер. Афиняне, до самого конца не верившие в казнь Сократа, пришли задним числом в такой гнев против его обвинителей, что те в страхе бежали из Афин - подтвердив тем предсмертное пророчество философа…

Показательно, что христианство, довольно плохо относившееся к античному языческому миру, выделило из него Сократа как предвестника Христа - за догадку о том архибоге. И в ранних христианских храмах Сократ даже изображался на иконах.

Но за что все же, если отрешиться от деталей, был убит этот гремучий праведник? Я думаю, лучше всего на это ответил он же сам его диалектическим посылом. Такие личности, служившие посмертно славе их народов, при жизни именно их совершенством входили в конфликт с властью, сложенной так или иначе из несовершенного большинства. И потому на таких светочей как Сократ, Христос, Джордано Бруно, протопоп Аввакум всегда находились такие казнители как афинский суд, синедрион, святая инквизиция, РПЦ. Причем последние казнили осужденных ими уже именем казненного Христа.

Диалектика Сократа, ушедшая за рамки его времени, пожалуй, объясняет и такой необъяснимый ныне парадокс. Жестокий сталинский режим породил у нас именно культ личности - когда могучих личностей было невообразимое сейчас число. Композиторы Прокофьев и Шостакович, писатели Шолохов, Булгаков и Пастернак, конструкторы Туполев, Яковлев, Ильюшин, Лавочкин; ученые Капица, Ландау, Курчатов - и этот список можно бесконечно продолжать. По нынешней метафизической трактовке все они произошли «вопреки» - но почему-то в наше «свободное» и благое время не происходит ничего подобного. Не пахнет ничем подобным свершениям той «плохой» поры, и последние обломки того великого «вопреки»-авиастроения - Ту-204 и Ил-96 - угроблены благодаря текущему «благодаря».

То есть наша «свобода» парадоксальным, но уловленным еще Сократом образом обернулась афинским судом, синедрионом и инквизицией вместе взятыми. В зародыше убила этим круговым зажимом весь творческий позыв, еще раз доказав сократовский посыл: что вид снаружи может быть полной противоположностью сокрытой под ним сути.

При тирании Сократ выжил, а при демократах был казнен - и всей своей жизнью и смертью дал нам на 24 века вперед повод задуматься о выведенных им на личной шкуре парадоксах бытия!

Сократ

Сократ
Σωκράτης

Портрет Сократа работы Лисиппа , хранящийся в Лувре
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Школа/традиция:
Основные интересы:
Оказавшие влияние:
Испытавшие влияние:

«Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам» (Ксенофонт , «Воспоминания о Сократе»).

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей , при Делии , при Амфиполе . Защищал от несправедливого суда демоса осуждённых на смерть стратегов , в том числе, сына своих друзей Перикла и Аспазии . Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада , спас его жизнь в бою, но отказался принять в благодарность любовь Алкивиада, поскольку считал телесную любовь лишь следствием неспособности сдерживать порывы низменной стороны человеческой души .

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество ». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд .

Суд над Сократом

Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους ). «Апология » (др.-греч. ἀπολογία ) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона (см. Апология (Платон)) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде » содержится защитительная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого, и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Действительно, когда он с одной большой дубинкой разогнал спартанскую фалангу, собиравшуюся забросать копьями раненого Алкивиада, ни один вражеский воин не захотел сомнительной славы убийства или хотя бы ранения пожилого мудреца, а сограждане его собираются приговорить к смерти. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

Педерастия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В данной статье рассматриваются культурно-исторические и социальные аспекты педерастии как сексуальных отношений между взрослым мужчиной и мальчиком или юношей. Влечение взрослого к детям как медицинская патология рассматривается в статье Педофилия , противоправные действия сексуального характера в отношении детей — в статье Сексуальные преступления против несовершеннолетних , сексуальные отношения между лицами одного пола — в статье Гомосексуальность .

Этимология и история словоупотребления в русском языке

Слово «педерастия» происходит от корней παις (по-гречески «мальчик» и вообще «ребёнок», что содержательно примерно соответствует современному понятию «несовершеннолетний» — совершеннолетие в Элладе наступало с 18 лет) и ἐραστής (любовник). В новоевропейский обиход слово paederastia (из греческого παιδεραστεια ) вошло в XVI веке, будучи заимствовано из диалога Платона «Пир» для обозначения сексуальной связи между зрелым мужчиной с одной стороны и подростком или юношей с другой. Но поскольку педерастия, или «греческая любовь», была наиболее распространённая и единственно нашедшая отражение в культуре форма мужских гомосексуальных отношений, к XIX веку частично в Европе, а особенно в России термин приобрёл значение мужской гомосексуальности вообще. Так, «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона » прямо отождествляет педерастию с мужеложством , а «Большая советская энциклопедия » даёт следующее определение: «в узком смысле — мужеложство с мальчиками, в более широком — мужской гомосексуализм»; при этом второй смысл был в XIX—XX веках основным, а первый зачастую и вовсе не упоминается словарями.

В наше время в качестве сексологического термина слово вернуло себе изначальное лексическое значение и смысл и преимущественно понимается в смысле анального коитуса между взрослым мужчиной и мальчиком. Однако в массовом словоупотреблении оно используется как уничижительное обозначение мужской гомосексуальности вообще. Слово «педераст» и особенно его искажённые формы используются как бранные и считаются в сильной степени оскорбительными.

Из греческих прозаических произведений, касающихся темы педерастии, наиболее известен «Пир » Платона; к нему по теме примыкает и одноимённый диалог Ксенофонта . У Ксенофонта Сократ между прочим говорит:

«Похищение Ганимеда» . Скульптура Леохара

При том, что в обоих диалогах Сократ отстаивает преимущество духовной любви к мальчикам перед телесной, древнегреческая литература показывает, что атмосфера была буквально пропитана направленной на мальчиков и юношей сексуальностью, выражением которой, в конечном счёте, была и «платоническая», точнее сократическая, любовь. Вот например какой бытовой сценкой начинается один из диалогов Платона — «Соперники»:

(Хотя здесь употреблено слово «юноши», явно имеются в виду подростки-школьники).

Писал педерастические эпиграммы и Платон:

Душу свою на губах я почувствовал, друга целуя:
Бедная, верно, пришла, чтоб перелиться в него.

Платон Лирика.

Педерастические отношения воспринимались греками как высшие, по сравнению с отношениями между мужчиной и женщиной, так как только в них видели интеллектуальное и духовное начало, тогда же как отношения с женщиной воспринимались как отношения чисто телесные. Наиболее ярко эта идея представлена у Платона:

В науке неоднократно подчеркивалось, что длительный период истории сексуальных практик в древней Греции неверно анализировать через оппозицию гомо/гетеросексуальной активности . Более важно (хотя и не единственно возможно) противопоставление активного и пассивного начал (которое Фрейд называл второй прегенитальной фазой ), где активным субъектом («влюбленным») является взрослый полноправный член гражданской общины, а в роли пассивного субъекта («возлюбленного») может выступать женщина, юноша или чужеземец. В целом асимметричные (как по возрасту партнёров, так и по наличию влечения) отношения на протяжении всей истории Древней Греции заметно преобладали над симметричными, хотя отнюдь не исключали таковых. Лишь с формированием в греческой философии понятия личности (на протяжении V—IV веков до н. э.) среди философов начинает обсуждаться проблема характера любовного влечения индивида В других обществах, и прежде всего в классических Афинах , в отношении к таким связям существовало известное противоречие. С одной стороны, ценности и эстетика любви к юношам широко принимались и практиковались; с другой же стороны, пассивная, «женская» роль в половом акте считалась позорной и недостойной свободного гражданина. В Афинах существовал закон, лишавший гражданской чести (то есть значительной доли гражданских, прежде всего политических, прав) того, кто «отдавал свое тело в разврат». Понятно, что граница между осуждаемым «развратом» и идеализируемой «любовью» была (как впрочем и в наше время) достаточно субъективной. Её проводили по наличию корыстных мотивов; впоследствии философы выдвинули концепцию «платонической любви».

Такой моральной проблемы не видели в отношении неграждан и тем более рабов: существовала мужская проституция и мужские публичные дома.

Постепенное распространение ценностей сперва римской, а затем христианской морали ведет к принципиальной переоценке в общественном сознании отношения к различным формам любви.

«Сократ, уводящий Алквиада с ложа женщины», картина Ж. Б. Рагно, 1791

Рассказывали, что Сократу приснился сон: с жертвенника Эроту в Академии взлетел птенец лебедя и уселся ему на колени, а затем оперился и устремился к небу . С этим лебедем Сократ сравнивал своего лучшего ученика ЦИКУТЫ ВЫПИЛ СТРАШНЫЙ ЯД.

ЛЮБОМУ ПРЕЛЕСТИ РАЗВРАТА

МИНУТЫ ЖИЗНИ СОКРАТЯТ.

Алкивиад, Ксенофонт, Евклид. Учение Сократа ознаменовало новый этап в развитии античной философии, когда в центре внимания оказались не природа и мир, а человек и духовные ценности.

Детство и юность

По разным источникам, философ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля Софрониска и повитухи Фенареты. У будущего великого мыслителя был старший брат Патрокл, который унаследовал отцовское имущество, но и Сократ не остался в нищете.

Об этом можно судить по тому факту, что на войну со Спартой философ отправился в обмундировании тяжеловооруженного воина, а оплатить его было по силам только обеспеченным гражданам. Отсюда следует вывод, что отец Сократа был зажиточным горожанином и неплохо зарабатывал, орудуя резцом и прочими инструментами.

Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Особенно храбрость философа и воина проявилась в тот день, когда он спас от гибели своего военачальника, Алкивиада.


Мыслитель родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что предопределило его судьбу. Согласно древнегреческим законам, Сократ стал хранителем устоев афинского общества и государства, причем безвозмездно. В дальнейшем общественные обязанности философ исполнял с должным рвением, но без фанатизма, и поплатился жизнью за убеждения, честность и стойкость.

В молодости Сократ обучался у Дамона и Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая,общался с великими умами и мастерами того времени. Он не оставил ни одной книги, ни единого письменного свидетельства мудрости и философии. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии, философии и идеях известны потомкам только по воспоминаниям учеников, современников и последователей. Одним из них был великий .

Философия

При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность.


При этом знание, по Сократу, и есть добродетель. Не осознавая сущности понятий, человек не может творить добро, быть храбрым или справедливым. Только знание дает возможность быть добродетельным, поскольку это происходит осознанно.

Противоречивы трактовки понятия зла, выведенные Сократом, а точнее, упоминания о них в трудах Платона и Ксенофонта, учеников великого философа. Согласно Платону, Сократ отрицательно относился к злу как к таковому, даже к тому злу, которое человек причиняет врагам. Ксенофонт имеет противоположное мнение по этому вопросу, передавая слова Сократа о необходимом зле во время конфликтов, чинимом ради защиты.


Противоположные трактовки высказываний объясняются характером обучения, свойственного сократовской школе. Философ предпочитал общаться с учениками в форме диалогов, справедливо полагая, что так рождается истина. Поэтому логично предположить, что воин Сократ беседовал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примере военных конфликтов с противником на поле боя.

Платон же был мирным гражданином Афин, и Сократ с Платоном говорили об этических нормах внутри общества, причем речь шла о своих же согражданах, близких людях и о том, допустимо ли совершать зло по отношению к ним.


Диалоги – не единственное отличие сократовской философии. К ярким чертам постижения этических, человеческих ценностей, исповедуемого философом, относятся:

  • диалектическая, разговорная форма поиска истины;
  • определение понятий методом индукции, от частного – к общему;
  • поиск ответов на вопросы при помощи майевтики.

Сократов метод поиска истины заключался в том, что философ задавал собеседнику наводящие вопросы с определенным подтекстом, так что отвечающий терялся и в итоге приходил к неожиданным для себя выводам. Славился мыслитель и заковыристыми вопросами «от противного», заставляя оппонента противоречить самому себе.


Сам учитель никак не претендовал на звание всезнающего педагога. С этой особенностью сократовского учения связана приписываемая ему фраза:

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Философ спрашивал, подталкивая собеседника к новым мыслям и формулировкам. От общих предметов он переходил к определению конкретных понятий: что есть мужество, любовь, доброта?


Определение сократовскому методу дал Аристотель, которому было суждено родиться спустя поколение после Сократа и стать учеником Платона. Согласно Аристотелю главный сократовский парадокс гласит: «Человеческая добродетель есть состояние ума».

К Сократу, который вел аскетический образ жизни, люди приходили за знаниями, в поисках истины. Он не обучал ораторскому искусству и другим ремеслам, но учил быть добродетельными по отношению к близким: семье, родным, друзьям, слугам и рабам.

Философ не брал денег с учеников, однако недоброжелатели все-таки причислили его к софистам. Последние тоже увлекались обсуждением этических норм и человеческой духовности, но не гнушались зарабатывать звонкие монеты своими лекциями.


Поводов к недовольству с точки зрения общества Древней Греции и граждан Афин Сократ давал немало. Для того времени считалось нормой, чтобы подросшие дети учились у родителей, а школ как таковых не было. Молодежь воодушевилась славой этого человека и гурьбой валила к прославленному философу. Старшее поколение было недовольно таким положением вещей, отсюда и родилось роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».

Людям казалось, что философ подрывает самые устои общества, настраивая молодых людей против собственных родителей, развращая неокрепшие умы пагубными мыслями, новомодными учениями, греховными, противными греческим богам намерениями.


Другой момент, ставший роковым для Сократа и приведший к смерти мыслителя, связан с обвинением в неблагочестии и поклонении другим богам вместо тех, которые признавали афиняне. Сократ считал, что о человеке сложно судить по поступкам, ведь зло творится по незнанию. В то же время в душе каждого человека есть место добру, а у каждой души есть демон-покровитель. Голос этого внутреннего демона, которого сегодня мы бы назвали ангелом-хранителем, периодически нашептывал Сократу, как поступить в сложной ситуации.

Демон приходил на помощь философу в самых отчаянных обстоятельствах и всегда выручал, поэтому ослушаться его Сократ считал недопустимым. Этого демона и приняли за новое божество, которому мыслитель якобы поклонялся.

Личная жизнь

До 37 лет жизнь философа не отличалась громкими событиями. После этого мирный и аполитичный Сократ три раза участвовал в военных действиях, причем показал себя как храбрый и мужественный воин. В одном бою ему довелось спасти жизнь ученика, полководца Алкивиада, разогнав одной дубинкой вооруженных до зубов спартанцев.

Этот подвиг впоследствии тоже поставили в вину Сократу, поскольку Алкивиад, придя к власти в Афинах, установил режим диктатуры вместо любимой греками демократии. Отстраниться от политики и жизни общества и предаться философии и аскетизму Сократу так и не удалось. Он защищал несправедливо осужденных, а затем по мере сил противился методам правления пришедших к власти диктаторов.


В пожилом возрасте философ женился на Ксантиппе, у которой от него было трое сыновей. По слухам, жена Сократа не ценила великий ум супруга и отличалась вздорным нравом. Неудивительно: отец троих детей совершенно не участвовал в жизни семьи, не зарабатывал денег, не помогал родным. Сам мыслитель довольствовался малым: жил на улице, ходил в рваных одеждах и слыл чудаковатым софистом, каким и представил его в своих комедиях Аристофан.

Суд и казнь

О смерти великого философа нам известно по трудам учеников. Подробно процесс суда и последние минуты мыслителя описали Платон в «Апологии Сократа» и Ксенофонт в «Защите Сократа на суде». Афиняне обвинили Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался от защитника и сам произнес речь в собственную защиту, отрицая обвинения. Он не стал предлагать штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по законам демократичных Афин это было возможно.


Сократ не принял помощь друзей, предлагавших ему побег или похищение из тюрьмы, а предпочел встретиться лицом к лицу с собственной судьбой. Он полагал, что смерть найдет его везде, куда бы ни увезли его друзья, раз уж так суждено. Другие варианты наказания философ считал признанием собственной вины и не мог с этим смириться. Сократ предпочел казнь, приняв яд.

Цитаты и афоризмы

  • Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
  • Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
  • Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
  • Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Отношение к философам в нашем мире всегда было неоднозначным. С одной
стороны, в силу самой этимологии этого слова признавалось, что эти люди -
носители земной мудрости. С другой же - молчаливо подразумевалось, что
не всякая мудрость нужна народу. И вердикт В. И. Ленина, отправившего в
ссылку за границу ведущих российских философов, не был единственным в
числе подобных актов государственных особ.

Многие римские кесари,
раздосадованные чрезмерным обилием в стране этаких «мудрецов», проводили
самые настоящие «чистки», изгоняя философов за пределы «матери
городов», но не рискуя, однако, повторить пример Афин, где впервые был
казнен философ.

Ведя речь о Сократе (470/469-399 до н. э.),
трудно удержаться от разговора о сущности сократической философии.
Однако постараемся насколько возможно удержаться от этого в рамках
нашего скромного труда.

Нам, жителям современного урбанистического мира, трудно понять, что же такого привлекательного (и тем более ненавистного).

Что
было в этом внешне некрасивом, даже отталкивающей внешности пожилом
человеке, обуреваемом всеми мирскими пороками, злой женой, бедностью и
лишениями? Что привлекало к нему молодежь? Что отвратило от него родной
город и, наконец, каким образом его смерть стала настоящим триумфом его
философии? «Я знаю только то, что ничего не знаю», - вот излюбленное
выражение, кредо собственной позиции Сократа. Это значит, что «как бы
далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на
достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины».

Но
не будем забывать, что Сократа сопровождала не только восторженная
молодежь, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа
те из софистов, которые искусство доказывать правое и неправое сделали
своей профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых
людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый и, наконец,
преступник, заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным
обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии
Аристофана «Облака», в которой Сократ изображается мастером «кривых
речей». В один из дней 399 года до н. э. жители Афин читали выставленный
для всеобщего обсуждения текст: «Это обвинение написал и клятвенно
засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына
Софраникса из дома Алопеки Сократ обвиняется в том, что он не признает
богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется
он и в развращении молодежи. Требуемое наказание - смерть».

Мошенники
мысли не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них. В
речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных
Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрицал все
пути к спасению, сам шел навстречу смертному приговору. В его
рассуждениях подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне, вы дошли до такого
позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до
дна. Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите
приговор, а себе, на вас ложится несмываемое клеймо. Лишая жизни мудрого
и благородного человека, общество себя лишает мудрости и благородства,
себя лишает стимулирующей силы, ищущей, критической, беспокоящей мысли. И
вот меня, человека медлительного и старого (Сократу было тогда 70 лет),
догнала та, что настигает не так стремительно, - смерть, а моих
обвинителей, людей сильных и проворных, - та, что бежит быстрее, -
испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренныйвами к смерти, а мои
обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости.

У
порога смерти Сократ пророчествовал, что тотчас после его гибели
постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Юный
ученик Сократа - Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал
настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. «Как жить
дальше в обществе, которое карает за мудрость?» - этот вопрос встал
перед Платоном во всей своей драматичности и породил другой вопрос:
«Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с
мудростью?» Так родилась первая философская утопия о «справедливом» (для
своего времени) общественном строе. Сократ был приговорен к смертной
казни по официальному обвинению «за введение новых божеств и за
развращение молодежи в новом духе», - то есть за то, что мы сейчас
называем инакомыслием. В процессе над философом приняли участие более
500 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 200.
Сократ должен был выпить «государственный яд» - цикуту. Этот яд вызывает
паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивая
полушария головного мозга. Смерть наступает от судорог, приводящих к
удушью.

По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.

Платон
в диалоге «Федон» оставил нам описание смерти Сократа: «Последний день
Сократа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ
так оживленно обсуждал эту проблему, что тюремный прислужник несколько
раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать,
горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе
положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и
даже трижды. Подобные напоминания лишь актуализировали тему беседы.

Сократ
признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды, - ведь
умерших, как гласят старинные предания, ждет потустороннее будущее.
Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти
попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за
ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая
подготовка к смерти, жизнь - трудное и мучительное дело. „Те, кто
подлинно предан философии, - говорил Сократ, - заняты, по сути вещей,
только одним - умиранием и смертью".

Люди, как правило, это не
замечают, но, если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь
стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом,
негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся» (Платон,
Федон, 64). Рассуждая в духе пифагорейского учения, Сократ считал, что
он заслужил свою смерть, поскольку боги, без воли которых ничего не
происходит, допустили его осуждение. Это позволяет понять непримиримость
позиции Сократа, его постоянную готовность ценой жизни отстоять
справедливость, как он ее понимал. Подлинный философ должен провести
земную жизнь не как-попало, а в напряженной заботе о дарованной ему
бессмертной душе. Сократовский случай преступления позволяет проследить
трудные перепетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы
затем стать законодательницей. То, что в исторической ретроспективе
очевидно для нас, было - в перспективе - видно и понятно самому Сократу:
мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет
судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: «Афиняне
осудили тебя, Сократ, к смерти», - он спокойно ответил: «А их к смерти
осудила природа». Последний день Сократа клонился к закату. Настало
время последних дел. Оставив друзей, Сократ удалился на омовение перед
смертью. Согласно орфическим и пифагорейским представлениям, подобное
омовение имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от
грехов земной жизни. После омовения Сократ попрощался с родными, дал им
наставления и велел возвращаться домой.

Когда принесли цикуту в кубке, Сократ спросил у тюремного служителя: «Ну, милый друг, что мне следует делать?»

Служитель
сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не
возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь. Мысленно
совершив возлияние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ
спокойно и легко выпил чашу до дна.

Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.

Он
походил немного, как велел служитель, а когда отяжелели ноги, лег на
тюремный топчан на спину и закутался. Тюремщик время от времени подходил
к философу и трогал его ноги. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил,
чувствует ли тот боль? Сократ ответил отрицательно. Надавливая на ногу
все выше и выше, служитель добрался до бедер. Он показал друзьям
Сократа, что тело его холодеет и цепенеет, и сказал, что смерть
наступит, когда яд дойдет до сердца.

Внезапно Сократ откинул
одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: «Критон, мы должны
Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте» (Платон, Федон, 118). Это
были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать
еще что-нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в
последний раз. Пророчество Сократа сбылось: позор пал на головы его
судей, и прежде всего на головы обвинителей. Они, так же как тиран,
судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как сообщает
Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян, лишивших их
«огня и воды».

В продолжение темы:
Осаго

Без селедки сегодня сложно представить праздничный стол, с ней делают прекрасные закуски, ее можно мариновать, жарить или запекать. Рыба известна не только своим отменным...

Новые статьи
/
Популярные