Экологические факторы способствующие регуляции численности. Задания части С1 (2 балла). Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам

«Численность населения России» - Сделайте вывод о типе воспроизводства. Изменение численности населения связано с естественным приростом населения. Дедушек. Население России Численность населения. Крупнейшие страны мира (2000 год). Все ли рожденные дети дожили до взрослого возраста, до старости. Воспроизводство населения. Демографические кризисы.

«Животное волк» - Кто не боится злого волка? Дикие животные – животные, которые живут в естественных природных условиях. Давайте будем беречь диких животных! Одним из представителей является. Волк. Волки не всегда охотятся, рычат и бывают свирепыми. В приливе нежности волки облизывают друг друга и трутся мордами. Волки обитают на Земле уже более миллиона лет.

«Изумрудный город» - Бастинда – злая волшебница Фиолетовой страны. Где Элли впервые встретила Железного Дровосека? Из чего состояла «смелость», которую Гудвин дал выпить Льву? 4 книга «Огненный бог Марранов». Изумрудный марафон. «Сусака, масака, лэма, рэма, гэма! «Пикапу, трикапу, ботало, мотало». Болтуны Жевуны Мигуны Прыгуны.

«Волков Волшебник изумрудного города» - Первое издание книги. 1книга «Волшебник Изумрудного города». Виллина - добрая волшебница Желтой страны. 6 книга «Тайна заброшенного замка». 4 книга «Огненный бог Марранов». Александр Волков. 3 книга «Семь подземных королей». В 1939 году «Волшебник Изумрудного города» вышел в «Детиздате». Бастинда – злая волшебница Фиолетовой страны.

«Гуморальная регуляция» - 1. Что такое гуморальная регуляция? 3. Железы внутренней секреции. 4.Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма? 2. Чем представлен эндокринный аппарат человека? «Гормон роста». Цели: «Гормон активных действий». 6. Почему довольно часто употребляют понятие нервно-гуморальная регуляция?

«Экологическое развитие» - Американцы потребляют в день 573 литра, итальянцы - 385 литров. В России – от 20 до 400 1,1 млрд человек на Земле лишены доступа к чистой воде. Так ли устойчив рост за счет наращивания добычи углеводородов? Вода. Эффективное использование энергии. Сохранение живой природы. Стоимость поездки. Как отличить устойчивое развитие от простого роста?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА






эволюции.

  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует, вет обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции действии этой формы естественного отбора и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

Число особей

Значение признак


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 11 КЛ

  1. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.
  1. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного. Приведите не менее трёх обоснований.
  1. Ручьевая форель живет в воде с концентрацией кислорода не менее 2 мг/л.При понижении его содержания до 1,6 2 мг/л и меньше форель гибнет. Объясните причину гибели форели, используя знания о норме реакции признака.
  1. Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трёх элементов.
  1. Как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численности насекомых возрастает?
  1. Кровососущие насекомые - обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже порядков.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Критерий вида - это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого. 2. Основа физиологического критерия - совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид. 3. Генетический критерий характеризуется определённым кариотипом. 4. Экологический критерий - это определённый ареал, занимаемый видом в природе. 5. К другим критериям вида относят: морфологический, биохимический, географический и др. 6. Для установления видовой принадлежности достаточно использовать какой-нибудь один критерий.

  1. В биогеоценозе леса провели обработку деревьев ядохимикатами для уничтожения комаров и мошек. Укажите не менее четырёх последствий воздействия этого мероприятия на биогеоценоз леса.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Ч. Дарвин определил движущие силы эволюции органического мира.

2. К ним он отнёс многообразие видов, борьбу за существование и естествен
ный отбор. 3. Ч. Дарвин считал, что материалом для эволюции служит не
наследственная изменчивость. 4. Он называл её также модификационной из
менчивостью. 5. Естественный отбор, по мнению Дарвина, играет творческук
роль. 6. Естественный отбор он рассматривал как главную движущую сил}
эволюции.

  1. Лечение антибиотиками болезней человека, вызванных микроорганизмами со временем, становится малоэффективным. Необходимо вести поиски новь: лекарственных препаратов. Объясните с точки зрения эволюционного процесса, как развивается устойчивость к антибиотикам.
  1. Грызуны – самый крупный по числу видов в широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трёх причин.
  1. Почему снижение численности вида может стать причиной его вымирания. Приведите не менее трёх причин. Ответ поясните
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. На долю видимых лучей приходится большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности. 2. Жизнь на Земле возможна лишь потому, что длинноволновые лучи задерживаются озоновым экраном. 3. В небольших дозах инфракрасные лучи препятствуют возникновению рахита у человека. 4. Инфракрасные лучи являются важным источником внутренней энергии. 5. Влияние трёх областей солнечного излучения на организмы относят к биотическим экологическим факторам воздействия.

  1. Почему широколиственный лес считают более устойчивой экосистемой, чем разнотравный луг? Приведите не менее трёх доказательств .
  1. Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет,концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакции фотосинтеза?
  1. Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит к уменьшению запасов ягеля – корма северных оленей.
  1. В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы?
  1. В искусственный водоём запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нём личинок насекомых, карасей и щук.
  1. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой экосистемой, чем экосистему елового леса?
  1. В небольшом водоёме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклоп, гидры. Объясните. можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее трёх доказательств .
  1. Какие экологически факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?
  1. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?
  1. В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?
  1. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок.?
  1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
  1. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

  1. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
  1. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательности формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трёх элементов.
  1. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трёх этапов.
  1. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.
  1. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.
  1. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин .
  1. В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?
  1. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх параметров.
  1. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции действии этой формы естественного отбора и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

Число особей

Значение признак

  1. Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоен? наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите менее трёх признаков.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. 2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд в популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубоко в течение одного лета, представляет собой популяцию.

  1. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых зонах?
  1. Форма тела бабочки каллимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела бабочки?



1,«Способность экосистемы противостоять внутренним абиотическим факторам среды и антропогенным воздействиям» называется:

    стабильность экологическая

    условия жизни человека

    экологическая устойчивость

    экологическое равновесие

    экологически конфликтная ситуация

2,Чем количественно выражается экологическая толерантность?

    уровнем воздействующих факторов, оптимальным для жизнедеятельности организма

    диапазоном изменения среды, в пределах которого сохраняется нормальная жизнедеятельность организма

    минимальным уровнем действующего фактора, при котором возможна жизнедеятельность организма

    максимальным уровнем действующего фактора, при котором возможна жизнедеятельность организма

    диапазоном изменений среды, в пределах которого невозможна жизнедеятельность организма

3,Какое из представленных ниже веществ относится к биокосному веществу?

  1. природный газ

4,Известно, что вид организма может существовать до теxпоp и постольку, поскольку окружающая его природная среда соответствует генетическим возможностям приспособления этого вида к ее колебаниям и изменениям. Какой закон постулирует эту аксиому?

    «все или ничего» (Х. Боулич)

    толерантности (В. Шелфорд)

5,Человек создает пригодные для себя условия су­ществования посредством сознательного изменения природы. Каким видом адаптации является данный процесс?

    пассивная

    активная

    индивидуальная

    групповая

6,Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

7,Начальная численность популяции волков составляет 15 особей, один волк потребляет по 30 оленей ежегодно, годовой прирост популяции волков составляет 10%. Какие факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

    состояние кормовой базы (численность травоядных животных); вакцинация популяций; внутривидовая конкуренция и истребление человеком

8.С течением времени при получении полезной продукции из природных систем на ее единицу затрачивается все большее количество энергии. Какой закон подтверждает данное суждение?

    закон снижения энергетической эффективности природопользования

    закон оптимальности

    «баттерфляй эффект»

    принцип неполноты информации

    правило островного измельчения видов

9.В процессе приспособления к различным геоклиматическим условиям каждого региона у людей выработались сходные адаптивные признаки. Какие морфологические признаки характерны для арктического адаптивного типа?

А. сильно развитая костно-мускульная система

С. низкие показатели основного обмена

Е. удлиненная форма тела

10. На рисунке представлена кривая жизнедеятельности многолетнего растения. Как называется диапазон действия фактора, который наиболее благоприятен для жизнедеятельности растения?

    зона покоя

    зона пессиума

    зона оптимума

    зона жизни

    зона жизнедеятельности

11.Африканские львы живут семьями на определенных территориях и любая встреча самцов неминуемо приводит к столкновениям. Как называется данный вид взаимодействий?

    эффект группы

    эффект массы

    прямая внутривидовая конкуренция

    косвенная внутривидовая конкуренция

    межвидовая конкуренция

12.Какие основные характеристики, согласно учению В.И. Вернадского, имеет «живое вещество»?

    физико-химические свойства, энергия, суммарная масса

    физический состав, энергия, суммарная масса

    суммарная масса, физический состав, физико-химические свойства

    суммарная масса, химический состав, энергия

    химический состав, энергия, физико-химические свойства

13. Скорость фотосинтеза зависит от лимитирующих (ограничивающих) факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, температуру. Почему концентрация углекислого газа является лимитирующим фактором для реакций фотосинтеза?

    необходимое условие для световых реакций фотосинтеза, при его недостатке интенсивность фотосинтеза снижается

    необходим для синтеза глюкозы, при его недостатке снижается синтез

    является источником энергии, обеспечивающим рост растений

    все реакции фотосинтеза осуществляются при участии ферментов, активность которых зависит от температуры

    необходим для биохимических реакций синтеза органических веществ с использованием энергии

14.В процессе эволюции в биогеоценозах сложились цепи взаимосвя­занных видов, последовательно извлекающих вещество и энергию из исходного пищевого продукта. Такие цепи получили название пищевых. Какие компоненты следующей цепи питания «осина - заяц - лиса» представлены?

    редуцент - консумент - продуцент

    продуцент - консумент 1 порядка - консумент 2 порядка

    продуцент - консумент - редуцент

    автотроф - гетеротроф - редуцент

    продуцент - гетеротроф – редуцент

15.Белка и лось живут в одном лесу, но не контактируют друг с другом. О каком виде взаимоотношений идет речь?

    нейтрализм

    аменсализм

    комменсализм

    мутуализм

16.Наиболее высокий уровень существования живого вещества:

    биосферный

    организменный

    популяционно-видовой

    биоценоз

    биогеоценоз

17.Мутуализм характеризуется тем, что:

    один вид оказывает неблагоприятное воздействие на другой

    оба вида полезны друг для друга

18.Сообщество – есть:

    совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей

    совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых видов в определенном пространстве, пригодном для жизни

    устойчивая, саморегулирующаяся, пространственно ограниченная природная система

    совокупность генов популяции, группы популяций или вида

    система сложных взаимоотношений между живыми организмами и средой обитания

19. Доминирующими экологическими факторами в горной местности являются: низкая температура, пониженное содержание кислорода. Какие компенсаторные процессы в организме будут происходить при адаптации людей, сменивших свое место жительства на высокогорье?

    повышение содержания гемоглобина и увеличение количества эритроцитов

    повышение содержание гемоглобина и снижение количества эритроцитов

    понижение содержания гемоглобина и увеличение количества эритроцитов

    снижение уровня основного обмена и снижение количества эритроцитов

    повышение уровня основного обмена и понижение содержания гемоглобина

20.Любое техногенное вмешательство человека в природу, даже с учетом последних научных знаний о законах ее функционирования, неминуемо приводит к негативным экологическим последствиям. Какой закон экологии объясняет это?

    «все или ничего» (Х. Боулич)

    «все связано во всем» (Б. Коммонер)

    «все должно куда-то деваться» (Б. Коммонер)

    природа "знает" лучше (Б. Коммонер)

    ограничивающего фактора (Ю. Либих)

21.В процессе эволюции в биогеоценозах сложились цепи взаимосвя­занных видов, последовательно извлекающих вещество и энергию из исходного пищевого продукта. В водной экосистеме обитают цапли, водоросли, окуни, плотва.Какие изменения произойдут в экосистеме, если численность водорослей увеличится, а численность цапель – уменьшится?

    увеличится численность плотвы, питающейся водорослями; увеличится численность окуней, так как у них станет больше пищи (плотвы) и меньше врагов (цапли).

    уменьшится численность плотвы, питающейся водорослями; уменьшится численность окуней, так как у них не станет больше пищи (плотвы).

    уменьшится численность плотвы, из-за увеличения численности окуней питающейся водорослями;

    увеличится численность плотвы, питающейся водорослями; увеличится численность окуней, так как цапли будут есть водоросли

    увеличится численность плотвы, так как окуни будут питаться водорослями

22. Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

23.М иноги нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Многие рыбы погибают от нанесенных ею многочисленных ран. О каком виде взаимоотношений идет речь?

    нейтрализм

    аменсализм

    комменсализм

    мутуализм

24.Увеличение концентрации, какого газа приводит к усилению парникового эффекта?

A. диоксида серы

B.углекислого газа

C. аммиака

E. сероводорода

25.При исследовании человека обнаружены следующие морфо-функциональные признаки: высокий рост, относительное удлинение трубчатых костей, повышенное содержание гемоглобина и увеличение количества эритроцитов крови. К какому адаптивному типу можно отнести данного человека?

    арктическому

    тропическому

    субтропическому

    высокогорному

    умеренного климата

26.Вещество, энергия, информация и качества отдельных природных систем взаимосвязаны настолько, что любое изменение одного из этих факторов вызывает функциональные, структурные, качественные и количественные перемены всех систем и их иерархии. Как называется эта закономерность в классической экологии?

    закон внутреннего динамического равновесия

    закон единства «организм-среда»

    закон развития природной среды за счет окружающей среды

    закон однонаправленности потока энергии

    закон толерантности

27.Как называется форма комменсализма, при котором комменсал обитает в жилище животного-хозяина?

    синойкия

    мутуализм

    нейтрализм

    аменсализм

28.Процесс смены во времени одних биогеоценозов другими называется:

    сукцессия

  1. флуктуация

    энтропия

    динамика

29.В чем заключается содержание экологии человека как науки?

    в выяснении взаимообусловленности отношений человека с окружающей его средой

    познании закономерностей антропогенного влияния на природные экосистемы

    научное обоснование путей создания гармоничных отношений общества и природы

    изучение закономерностей функционирования экосистем

    изучение закономерностей организации сообществ

30.Каким из ниже перечисленных ученных введен термин «экосистема»?

    Т. Миллером

    Д. Андерсеном

    Э. Геккелем

  1. А. Тенсли

31.Многие простейшие, грибы являются космополитами и распространены повсеместно. Как называют организмы с таким видом экологической пластичности?

    эврбиотные

    стенобиотные

    адаптивные

    неприхотливые

    пластичные

32.Как называют общее количество особей популяций на выделяемой территории?

    численность

    плотность

    насыщенность

    сообщество

    гомеостаз

33.Какой из разделов экологии изучает взаимоотношения популяций со средой, их структуру и динамику численности?

    демэкология

    синэкология

    аутэкология

    медэкология

    санэкология

34.В эпоху верхнего палеолита у обитателей различных географических районов сформировались основные расово-диагностические черты, имеющие приспособительный характер к ус­ловиям среды. Какая расово-диагностическая черта, имеет приспособительный характер к ус­ловиям среды?

    язык общения

    выносливость

    форма волос

    физиологические реакции

    характер питания

35.Как называется диапазон значений фактора, в котором он активно проявляет свои жизненные функции?

    зона покоя

    зона пессиума

    зона оптимума

    зона жизни

    зона жизнедеятельности

36.Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

37. Какая из представленных ниже пищевых цепей составлена верно?

    еж - растение - кузнечик - лягушка

    кузнечик - растение - еж - лягушка

    растение - кузнечик - лягушка - еж

    еж - лягушка - кузнечик - растение

    кузнечик - лягушка - еж - растение

38.Аменсализм характеризуется тем, что:

    каждый из двух видов неблагоприятно влияет друг на друга

    виды не оказывают какого-либо влияния друг на друга

    один вид вызывает угнетение другого

    один вид получает одностороннюю пользу от другого

    оба вида получают взаимную пользу друг от друга

39.Какая из представленных ниже экосистем относится к микроэкосистемам?

    аквариум

    континент

40.Что такое «биотический потенциал» популяции?

    возможность размещения вида при оптимальных условиях среды

    возможности сопротивления среды

    способность организма определенной популяции адаптироваться к условиям среды

    способность популяции мигрировать за пределы биоценоза

    конкурентоспособность популяции

41.Кто из представленных ученых создал учение о биосфере и впервые убедительно показал основополагающую роль живых организмов в геологических процессах?

    В. Шелфорд

  1. В. Докучаев

    Н. Северцов

    В. Вернадский

42.«Участок водоема или суши с однородными условиями рельефа, климата и других факторов, занятый определенным биоценозом» определяется как:

    биосистема

    биогеоценоз

    биоценоз

    экологическая ниша

43.Все живые организмы по способу питания делятся на различные группы: автотрофы и гетеротрофы. Каким видам организма, обозначенным цифрами, соответствуют особенности питания, обозначенные буквами?

44.Лишайники являются симбиотическими организмами, тело которых построено из водорослей и грибов. Нити гриба снабжают клетки водоросли водой и минеральными веществами, а клетки водорослей осуществляют фотосинтез и, следовательно, снабжают гифы грибов органическими веществами. К какому типу межвидовых взаимодействий относится данный пример?

  1. нейтрализм

    аменсализм

    комменсализм

    мутуализм

45.Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничто не может быть выиграно или потеряно, не может быть объектом всеобщего улучшения; все извлеченное в процессе человеческого труда должно быть возмещено. Кто из ученых сформулировал этот закон?

    Х. Боулич

    М. Коммонер

46.Укажите причины продолжающегося роста численности населения Земли:

    снижение смертности во всех возрастных группах в развивающихся странах

    высокая рождаемость в развивающихся странах

    высокая рождаемость в развитых странах

    снижение детской смертности в развитых странах

    снижение заболеваемости в развивающихся странах

47.Северный кит может жить только в очень узком диапазоне значений температуры воды. Как называют организмы с таким видом экологической пластичности?

    эвритермные

    стенотермные

    стенофотные

    сврифотные

    стеногалитные

48.Пресноводная рыбка горчак откладывает икринки в мантийную полость двухстворчатых моллюсков. Развивающиеся икринки надежно защищены раковиной моллюска, но они безразличны для хозяина и не питаются за его счет. К какому типу межвидовых взаимодействий относится данный пример?

    квартирантство

    хищничество

  1. конкуренция

49.Какие морфофункциональные признаки характерны для людей арктического адаптивного типа?

    удлиненная форма тела

    относительное уменьшение массы тела при увеличении длины конечностей

    более интенсивное потоотделение

    низкие показатели основного обмена

    значительная плотность тела

50.«Основные материально-энергетические составляющие экологических систем» обозначается термином:

    экологические компоненты

    экологические ниши

    экологически опасные ситуации

    экологический состав

    экологические функции

52.Всю совокупность организмов на планете В.И. Вернадский назвал:

    косное вещество

    живое вещество

    биогенное вещество

    биокосное вещество

    аморфное вещество

53.Гетеротрофными организмами, потребляющими готовые органические соединения путем поедания других живых организмов или частиц органического вещества, называется:

    продуцентами

    консументами

    редуцентами

    вторичными продуцентами

    вторичными редуцентами

55.Доминирующими экологическими факторами окружающей среды в течение длительного времени являлись: высокая температура и влажность, преобладание в рационе углеводов и недостаток животных белков, высокая заболеваемость различными эпидемическими болезнями. Какой адаптивный тип сформируется в результате воздействия данных факторов?

    арктический

    высокогорный

    тропический

    смешанный

56.Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

58.«Область знаний, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой и с другими организмами и сообществами».называется:

    экологией

    экосистемой

    биосферой

    биологией

    биогеоценозом

59. Аутэкология – это:

    экология организмов

    учение об экосистемах

    учение о биосфере

    учение о факторах среды

    экология экосистем

60.В процессе эволюции в биогеоценозах сложились цепи взаимосвя­занных видов, последовательно извлекающих вещество и энергию из исходного пищевого продукта. В водной экосистеме обитают цапли, водоросли, окуни, плотва. Как размещаются эти организмы по разным трофическим уровням в соответствии с правиломэкологической пирамиды?

    1-й –плотва, 2-й– водоросли, 3-й – окуни, 4-й – цапли

    1-й – водоросли, 2-й –окуни,3-й – плотва, 4-й – цапли

    1-й – водоросли, 2-й– плотва, 3-й – окуни, 4-й – цапли

    1-й – цапли, 2-й– окуни, 3-й –плотва, 4-й –водоросли

    1-й – цапли, 2-й– плотва, 3-й – окуни, 4-й –водоросли

61.Какие изменения происходят в организме при групповых адаптациях?

    изменение морфологических признаков

    изменение физических показателей

    изменение физико-химических реакций

    изменение трофики

    изменение антропометрических показателей

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).

1

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания экологических закономерностей. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. партеногенез

2. симбиоз

3. сукцессия

4. ароморфоз

5. консумент

3

Набор хромосом яйцеклетки гороха равен 7. Какой набор хромосом имеют соматические клетки этого организма? В ответе запишите только количество хромосом.

Ответ: ______

4

Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания особенностей клеток, изображенных на рисунке. Определите два признаки,«выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. имеют оформленное ядро

2. являются гетеротрофными

3. способны к фотосинтезу

5. накапливают гликоген

5

Установите соответствие между процессами и способом деления клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

А. происходит деление соматических клеток

Б. хромосомный набор уменьшается вдвое

В. образуется новое сочетание генов

Г. происходят конъюгация и кроссинговер

Д. по экватору клетки располагаются биваленты

СПОСОБ ДЕЛЕНИЯ

6

Определите соотношение фенотипов у потомства при скрещивании двух гетерозиготных растений при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение фенотипов.

7

Приведённые ниже характеристики, кроме двух, используются для описания диге- терозиготного генотипа. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. содержит разные аллели одного гена

2. имеет доминантный и рецессивный аллели гена

3. включает две пары генов альтернативных признаков

4. при гаметогенезе образуется один тип гамет

5. представлен двумя парами неаллельных рецессивных генов

8

Установите соответствие между особенностью развития растения и отделом, для которого она характерна: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ

А. в цикле развития преобладает гаметофит

Б. взрослое растение представлено гаплоидным поколением

В. гаметофитом служит заросток

Г. спорофитом является зигота

Д. клетки многоклеточного растения диплоидны

1. Зеленые водоросли

2. Папоротниковидные

9

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле?

1. расположение семян внутри плодов

2. наличие в клетках хлоропластов

3. симбиоз с бактериями и грибами

4. наличие цветка

5. двойное оплодотворение

6. размножение семенами

10

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. образует древесный ярус леса

Б. наличие стержневой корневой системы

В. преобладание в цикле развития спорофита

Г. произрастает в нижнем ярусе леса

Д. наличие предростка (протонемы) в цикле развития

Е. прикрепляется к почве ризоидами

2. Моховидные

11

Установите последовательность, отражающую этапы жизненного цикла бычьего цепня, начиная с образования яиц в зрелых члениках. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. употребление человеком непроваренного мяса, содержащего финны

2. отрыв зрелых члеников с яйцами от тела взрослого червя

3. образование взрослого червя

4. перенос личинок кровью в мышцы и образование финны

5. выход личинок с крючьями из яиц

6. поедание коровами члеников с яйцами

12

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие примеры иллюстрируют возбуждение симпатической нервной системы?

1. усиление сердечных сокращений

2. усиление перистальтики кишечника

3. понижение артериального давления

4. расширение зрачков глаз

5. увеличение сахара в крови

6. сужение бронхов и бронхиол

13

Установите соответствие между характеристикой желёз и их типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. образуют пищеварительные ферменты

Б. выделяют секрет в полость тела или органа

В. выделяют химически активные вещества - гормоны

Г. участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности организма

Д. имеют выводные протоки

ТИП ЖЕЛЁЗ

1. внешней секреции

2. внутренней секреции

14

Определите последовательность перемещения пищи, поступившей в пищеварительную систему человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. двенадцатиперстная кишка

3. пищевод

5. желудок

6. толстая кишка

15

Выберите из текста три предложения, которые характеризуют географический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Обмен генами между популяциями при размножении особей сохраняет целостность вида. 2. В случае возникновения репродуктивной изоляции скрещивание становится невозможным и популяция встает на путь микроэволюции. 3. Репродуктивная изоляция популяций происходит при возникновении физических преград. 4. Изолированные популяции расширяют свой ареал путем сохранения адаптаций к новым условиям жизни. 5. Примером такого видообразования служит образование трех подвидов синицы большой, которые освоили территории восточной, южной и западной Азии. 6. Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.

16

Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. сохраняет среднее значение признака

Б. способствует приспособлению к изменившимся условиям среды

В. сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения

Г. способствует увеличению многообразия организмов

ФОРМА ОТБОРА

1. движущая

2. стабилизирующая

17

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Уничтожение лесов на обширных территориях приводит к

1. повышению в атмосфере вредных примесей азота

2. нарушению озонового слоя

3. нарушению водного режима

4. смене биогеоценозов

5. нарушению направления воздушных потоков в атмосфере

6. сокращению видового разнообразия

18

Установите соответствие между примером и экологическим фактором, который этим примером иллюстрируется: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. повышение давления воздуха

Б. конкуренция за территорию между растениями

В. изменение численности популяции в результате эпидемии

Г. изменение рельефа экосистемы

Д. взаимодействие между особями одного вида

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

1. абиотический

2. биотическим

19

Установите последовательность процессов, происходящих входе интерфазы и митоза. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. спирализация хромосом, исчезновение ядерной оболочки

2. расхождение сестринских хромосом к полюсам клетки

3. образование двух дочерних клеток

4. удвоение молекул ДНК

5. размещение хромосом в плоскости экватора клетки

20

Рассмотрите рисунок с изображением органа человека и определите, как называют его наружный и внутренний анатомические слои, процессы, обеспечивающие очищение крови от конечных продуктов метаболизма и структурное образование органа, в котором скапливаются растворы веществ для выведения их из организма человека.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

1. корковый, мозговой

2. мочевыделительная

3. почечная лоханка

4. петля Генле

5. транспорт питательных веществ

6. эпителиальный, мышечный

7. фильтрация, обратное всасывания

21

Проанализируйте таблицу «Число долгожителей мужчин и женщин в период с 1940 - по 1952 годы». Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данных таблицы.

Число долгожителей мужчин и женщин в период с 1940 по 1952 годы

Каково соотношение числа мужчин и женщин долгожителей в период с 1940 по 1945 гг.?

1. примерно одинаковое и составляет 1: 1

2. женщин в два раза больше, чем мужчин

3. средний возраст женщин составляет 100 лет

4. наибольшее число женщин на одного мужчину приходится на 1942 год

5. на одного мужчину приходится примерно 4-5 женщин

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;

2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) метафаза митоза, так как гомологичные хромосомы расположены в одной плоскости экватора; сформировано веретено деления;

2) в клетке диплоидный (2n) набор хромосом, так как имеются гомологичные хромосомы;

3) число молекул ДНК - 4с, так как каждая хромосома двухроматидная и состоит из двух молекул ДНК

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

В продолжение темы:
Техосмотр

В военном билете им ставили простой штамп с номером войсковой части, а рассказы о кровопролитных боях в Африке слушатели воспринимали как обычную байку подвыпивших мужиков....

Новые статьи
/
Популярные