Большой десантный корабль «Иван Грен. Корабль на перепутье: ввод в строй БДК «Иван Грен» — не точка, а многоточие… Бдк иван грен где находится

МОСКВА, 29 дек — РИА Новости, Андрей Станавов. Три сотни вооруженных до зубов морпехов, 13 основных боевых танков или — на выбор — около 40 БТР/БМП, а также два транспортно-десантных вертолета. Такая мини-армия свободно умещается на борту большого океанского десантного корабля (БДК) проекта 11711 "Иван Грен".

ВМФ получит десантный корабль "Иван Грен" до конца года Корабль был заложен в декабре 2004 года, спущен на воду в мае 2012 года, швартовные испытания корабля начались в октябре 2015 года. К заводским ходовым испытаниям корабль приступил в июне 2016 года.

До конца года на нем поднимут Андреевский флаг, и "Грен" официально войдет в состав Северного флота. Этот "десантник" — первый российский корабль такого класса, способный обеспечивать высадку людей и тяжелой техники без контакта с берегом. О том, в чем он превзошел своих предшественников и какое место займет во флоте, — в материале РИА Новости.

Морпехи с доставкой

Если не считать флотилии малых и средних десантных кораблей, то только БДК сегодня в составе ВМФ числится около двух десятков. Это корабли советских проектов 775 (типа "Цезарь Куников") и 1171 (типа "Николай Фильченков"). Если первые еще относительно молодые, то возраст вторых уже приближается к почтенному. К примеру, "Саратов" был спущен на воду в 1964-м. И хотя корабли регулярно ремонтируются, очевидно, что уже очень скоро им потребуется замена. "Иван Грен" — прямой потомок БДК проекта 1171 "Тапир", а точнее, его развитие. Даже по основным характеристикам они схожи: смахивающий на сухогруз "дедушка" тоже обладает солидным водоизмещением и может перевезти 300 морских пехотинцев и два десятка танков.

Плоскодонные корабли проекта 755 польской постройки, которые сейчас составляют основу флота БДК, уступают "Ивану Грену" по габаритам и вместимости. Для сравнения: полное водоизмещение нового корабля — 5000 тонн против 4080 у польского "собрата". Кроме того, он на восемь метров длиннее, на полтора метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Если "Цезарь Куников" может вместить 190 морпехов и десять танков (или 24 бронетранспортера), то "Грен" — 300 и 13 соответственно. Корабли 775-го проекта строили двумя сериями, причем, планировалась третья — специально под перевозку газотурбинных танков Т-80. Примечательно, что головной БДК этой серии назывался "Контр-адмирал Грен". Его успели заложить в Гданьске, но после распада СССР разрезали на металл.

Пушки и "Катраны"

Новый БДК несколько превосходит корабли проекта 755 не только про грузоподъемности, но и по мощи бортового вооружения. В дополнение к АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт" (10 тысяч выстрелов в минуту) он несет две установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М" калибра 122 миллиметра. Каждая включает в себя лазерный дальномер, систему управления, 40 направляющих и забрасывает реактивные снаряды на дальность до 20 километров со скорострельностью две штуки в секунду. Массированный удар "Града" буквально сметает живую силу и легкую бронетехнику противника. Таким образом, корабль в состоянии даже без поддержки других сил флота прикрыть высадку десанта плотным ракетно-артиллерийским огнем. Защититься от вражеских ракет ему помогут несколько пусковых установок комплекса радиоэлектронного подавления. Хотя, как правило, корабли такого класса применяются не в одиночку, а в составе мощной десантной группы.

Для строительства "Грена" применялись новейшие разработки в кораблестроении, использовались высокопрочные материалы и даже технологии снижения заметности. Ограничений по типам перевозимой боевой техники практически нет, лишь бы ее суммарная масса не превышала допустимую. БДК может транспортировать танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояния до 3,5 тысячи морских миль. Все это хозяйство размещается на так называемой танковой палубе. Технику можно погрузить разными способами: портальным или палубным краном, также она своим ходом может заехать по кормовой аппарели. Кроме того, БДК может перевозить стандартные 20-футовые морские контейнеры. В кормовой надстройке оборудован ангар для десантно-транспортного вертолета Ка-29 или ударного Ка-52К "Катран".

Мост на берег

Фирменная "фишка" "Грена" — так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Для этого из распахнутых носовых ворот один за другим на воду выталкиваются инженерные понтоны, которые в сцепленном виде образуют мост. Он "стыкуется" с береговой линией и служит переправой для тяжелой техники и морских пехотинцев. Такая схема позволяет сохранять дистанцию между кораблем и берегом и снижает риск сесть на мель.

Высадка бронетехники и морпехов с БДК "Кондопога" в Кольском заливе Принимавшие участие в арктическом походе подразделения сухопутных и береговых войск Северного флота России высадились в губе Грязная Кольского залива. Смотрите на видео, как проходило десантирование с БДК "Кондопога".

Легкие плавающие БМП, БТР и БМД можно выпускать прямо в море как с кормы, так и с носа: они доберутся до берега самостоятельно. Интересно, что непосредственно перед высадкой танки и БМП обычно работают на холостом ходу, и десантный трюм быстро заполняется выхлопными газами. Чтобы десантники не отравились, открывают верхний грузовой люк. Высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.

"Сердце" БДК — два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 лошадиных сил. Он разгоняют корабль до максимальной скорости в 18 узлов. В автономном плавании "Грен" может находиться до месяца. Для экипажа численностью около 100 человек и морпехов предусмотрены достаточно комфортные условия размещения в каютах и кубриках, имеется даже тренажерный зал.

Иван Грен" — головной корабль проекта 11711. Невское проектно-конструкторское бюро работало над ним несколько лет, проект неоднократно переделывали под меняющиеся требования Минобороны. Постройкой занимался Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Там же сейчас достраивается второй корабль серии — "Петр Моргунов". Его планируется передать флоту в 2018 году. Больше таких кораблей строить не будут — командование отказалось от них в пользу еще более крупных и вместительных.

Большие десантные корабли — это универсальные рабочие лошадки, без которых не обходится ни одна серьезная войсковая операция на территории стран, имеющих выход к морю. Именно на них в 1986-м эвакуировали граждан СССР из охваченного огнем гражданской войны Йемена, а в начале 1990-х — личный состав советской военно-морской базы Нокра из Эфиопии. Во время грузино-абхазского конфликта из зоны боевых действий на "десантниках" вывозили беженцев и российских туристов. В 1999-м БДК Черноморского флота участвовали в переброске российского контингента миротворческих сил в Югославию, а в августе 2008-го - высаживали десант в грузинском порту Поти. Важнейшую роль эти корабли сыграли в операции Вооруженных сил России в Сирии. Кроме перевозки грузов, людей и техники, БДК могут также эффективно применяться для постановки морских мин.

В последние годы политика РФ в военно-морской области претерпела существенные изменения. Теперь она предусматривает деятельность ВМФ по защите национальных интересов в различных районах Мирового океана. Эффективность действий сил флота зависит, помимо прочего, и от возможностей по высадке морского десанта.

Естественно, для десантирования в удаленных районах требуются крупнотоннажные средства перевозки. Эти задачи в ВМФ традиционно возлагаются на большие десантные корабли (БДК). Новейшим представителем этого класса является БДК проекта 11711 «Иван Грен».

История создания

В конце 90-х годов на флоте возникла необходимость замены морально и физически устаревших БДК проекта1171. Эта серия строилась в 1964–1975 годах. Сейчас в строю осталось только четыре таких корабля.

В 1998 году Невское ПКБ начало разработку среднего десантного корабля проекта 11711. Флот готов был заказать серию из шести единиц. Этим кораблям предстояло действовать в прибрежной и ближней морской зонах (на удалении до 500 миль). Кроме того, предусматривалось их использование в режиме «река–море». С этой целью первоначальная конструкция давала возможность кораблю проходить шлюзы и мосты крупных рек.

Очевидно, флот предъявлял проекту столь низкие требования по финансовым причинам. Кроме того, в силе была тенденция на снижение внешнеполитического влияния России. Поэтому строительство кораблей океанской зоны считалось в ВМФ не актуальным.

Со временем командование флота пересмотрело свои требования.

Было решено увеличить водоизмещение десантных кораблей типа «Иван Грен» до 5000 т и более. Это позволило переклассифицировать их в БДК. Новым в проекте был бесконтактный способ десантирования. Он предусматривает высадку десанта по понтонной переправе, наведенной от десантного корабля к берегу.

На протяжении шестилетнего этапа работы над проектом требования к БДК неоднократно изменялись. В частности, был сокращен первоначальный состав вооружения. Из-за этого корабль лишился возможности наносить удары по берегу. Считается, что это было сделано из экономии. Но зарубежные аналоги имеют схожее вооружение, хотя и менее ограничены в средствах.


Стапельный этап строительства БДК продолжался еще восемь лет. Среди причин задержки указывается недостаток финансирования и квалифицированных специалистов. Одновременно на заводе велось строительство фрегата для ВМС Индии. Видимо, руководство предприятия отдало приоритет экспортному проекту.

Этап достройки БДК «Иван Грен», включая швартовые испытания и доковые работы, проводился в течение еще четырех лет. В этот период корабль получил экипаж и бортовой номер 135.

Испытания – ходовые и государственные – продолжались почти год. Такая задержка объясняется неудовлетворительной отработкой кораблем заднего хода. По некоторым сведениям, этот недостаток полностью не устранен. Исправить ситуацию поможет перемена местами главных дизелей на втором БДК этого проекта. Эта достаточно сложная операция займет несколько месяцев. В случае успеха переделке подвергнется и «Иван Грен».

Решение о постройке следующего корпуса – БДК «Петр Моргунов» –командование флота приняло 01.09.2014 г. Стапельный этап строительства продолжался с 11.06.2015 г. по 26 мая 2018 г. Постройка велась с применением, в основном, отечественных комплектующих.

В 2015 году командование ВМФ объявило о решении сократить серию с шести до двух единиц. Остановка программы, возможно, обусловлена несоответствием этого проекта предъявляемым требованиям. Не исключено, что флот отдает приоритет созданию универсальных десантных кораблей.

Особенности проекта 11711

В основу нового БДК были заложены наработки по проекту 1171 «Тапир». С небольшими изменениями был использован корпус предшественника. Такому выбору способствовал успешный опыт его эксплуатации. Отработанная технология сборки корпуса позволяла снизить затраты на строительство БДК.

Проект получил новую надстройку и вертолетный ангар.

Корабль имеет вертолетную площадку, которая обеспечивает взлет и посадку вертолетов массой до 12 т. Была изменена планировка внутренних помещений БДК в целях оптимального перемещения грузов. Помимо этого были улучшены условия обитаемости проекта (кубрики для экипажа и десанта, спортзал).

При постройке использовались новые материалы и технологии снижения радиолокационной заметности корабля. Однако, по оценкам западных изданий, это не возымело такого эффекта, как на десантных кораблях НАТО.

Проект 11711 предусматривает два способа погрузки десантной техники на борт. Основной – своим ходом по аппарелям и вспомогательный – при помощи крана (16 т) через грузовой люк. Люк обеспечивает также вентиляцию грузового трюма. Это дает возможность заблаговременно перед высадкой прогревать двигатели бронетехники безопасно для здоровья экипажей. Для подъема плавсредств на борт десантного корабля предназначены два шлюпочных крана.

Высадка будет производиться посредством носового высадочного устройства (аппарели) – прямо на берег или в воду. При невозможности БДК сблизиться вплотную с сушей используется неконтактный способ высадки. При этом цепь понтонов выпускается из грузового трюма и соединяет БДК с берегом.

Есть также возможность высадки с помощью двух десантных катеров и двух многоцелевых вертолетов Ка-29.

Для базирования последних БДК имеет полноразмерный ангар. Вместо двух Ка-29 в ангаре может находиться один ударный Ка-52К.


Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА3700. Они предназначены для вращения двух винтов фиксированного шага.
ДРРА3700 имеет в своем составе:

  • 16-цилиндровый V-образный дизельный двигатель 10Д49. Он оснащен турбонаддувом и развивает мощность 5200 л.с.;
  • виброизолирующие муфты для состыковки дизеля с редуктором и редуктора с валопроводом;
  • реверсивный редуктор РРП6000;
  • цифровой блок управления «Пурга-11». Он также обеспечивает возможность диагностики установки и обучения личного состава в интерактивном режиме.
    Корабль также оснащен двумя дизель-генераторами АДГ-1000НК мощностью 1000 кВт каждый.

Вооружение

В отличие от своих предшественников БДК проекта 11711 имеет только зенитно-артиллерийские комплексы (ЗАК). В их числе ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» в носовой части надстройки и два АК-630М в кормовой части вертолетного ангара. Их основное назначение – борьба с противокорабельными ракетами противника.

В основе обоих комплексов автоматическая шестиствольная пушка калибра 30 мм АО-18.

Она обеспечивает дальность стрельбы по воздушным целям до 4000 м и скорострельность до 5000 выстрелов в минуту.

ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» – двухавтоматная установка с возможностью применения одного или двух автоматов одновременно. Ее скорострельность достигает 10 тыс. выс./мин. Управление стрельбой осуществляется системой «Вымпел-АМ2» по данным РЛС МР-123АМ2.


Также может использоваться лазерный целеуказатель КМ-11-1 совместно с дальномером ЛДМ-1 «Крейсер».

Тактико-технические элементы (ТТЭ) больших десантных кораблей

Проект 11711 1171 775М Тип 072-III (Китай)
Год выпуска 2018 1964–1975 1974–1991 2003–2005
Водоизмещение
– стандартное
– полное

3040
4360

2768
4080

3430
4170
Размерения
– длина
– ширина
– осадка

120
6,5
3,6

113
15,6
4,15(6,15)

112,5
15
3,7

119,5
16,4
2,8
Скорость 18 16 17,5 18
Дальность 3500 (на скорости 16 уз.) 4800 (12 уз.) 3500 (16 уз.)
4000 (12 уз.)
3000 (14 уз.)
Автономность, сут. 30 20 30 30
Экипаж, чел. (офицеров) 100 69 55 (5) 87(8) 104
ГЭУ 2 Д × 5200 л.с. 2 Д × 4500 л.с. 2 Д × 9600 л.с. 2 Д × 4745 л.с.
Вооружение 1 30-мм ЗАК АК-630М-2 «Дуэт»;
2×6 30-мм АК-630;
2 × 14,5 мм МТПУ «Жало»
1 × 2 57-мм АУ ЗИФ-31Б,
2 × 2 25-мм автомата 2M-3M;
2 ПЗРК Стрела-3 (24 ЗУР); 2×40 РСЗО А-215 «Град-М» (160 НУРС)
1 АК-176;
2 × АК-630М;
2 × РСЗО А-215 «Град-М»
(320 НУРС);
2 × ПЗРК «Стрела-3»
1×2 37-мм АУ Tип 76F;
ПЗРК
Десантовместимость:
– ОБТ / БТР
– десантников

13 / 36
300

20 / 47
440

10 /12
340

10/н.д.
120
Авиация 2 Ка-29 / 1 Ка-52К «Катран» нет нет верт. площадка
Построено 1 14 28 9
В строю 1 4 16 9

* В западной прессе указывается полное водоизмещение проекта до 6000–6600 т.

От своих «одноклассников» БДК типа «Иван Грен» отличаются бо̀льшим водоизмещением. Однако это существенно не отражается на его десантных возможностях. Указанное количество десантников (300 чел.) не соответствует ни роте (как для проекта Тип 072-III), ни батальону (пр. 1171).


Предположительно, БДК «Иван Грен» все-таки рассчитан на высадку батальона морской пехоты (более 400 чел.). Или сможет высаживать полноценный десант только совместно с другими десантными кораблями.

По своему вооружению БДК «Иван Грен» существенно слабее своих отечественных аналогов, но близок к зарубежным.

Боевой путь

Ввиду непродолжительного срока службы БДК «Иван Грен» удалось поучаствовать только в двух военно-морских парадах 2017 и 2018 гг.

Оценить перспективу проекта 11711 можно исходя из его преимуществ и недостатков.

Новый проект по своим ТТЭ принципиально не отличается от предшественников. Основными преимуществами БДК типа «Иван Грен» являются:

  • вертолетный ангар;
  • средства для бесконтактной высадки десанта;
  • улучшенная обитаемость.

Всего этого можно было достичь в рамках модернизации существующих проектов БДК. Что касается авиационных возможностей, то по ним «Иван Грен» не сравнится с десантным вертолетоносцем. Возможность транспортировки стандартных контейнеров нельзя серьезно считать преимуществом. Для этого давно придуманы контейнеровозы.

К недостаткам проекта 11711 можно отнести:

  • моральное устаревание;
  • невозможность размагнитить корпус в соответствии с проектным заданием;
  • недостаточная прочность конструкции корпуса;
  • проблемы заднего хода.

В итоге, Северный (121 бригада десантных кораблей) и Черноморский флоты получат по одному новому десантному кораблю. Это будет незначительное (на одну единицу) усиление, а не качественный скачок в области десантных возможностей ВМФ.


Между тем руководство завода «Янтарь» рассматривает экспортные перспективы десантных кораблей проекта 11711. Но внешний рынок выдвигает повышенные требования к БДК:

  • полное водоизмещение – не менее 6000 т;
  • десантовместимость – до 500 морских пехотинцев;
  • оборудование корабля док-камерой для десантного катера на воздушной подушке.

Место БДК типа «Иван Грен» в ВМФ России

Процесс и результат работы по созданию этого проекта является примером непродуманного подхода к строительству флота. Имело место простое пополнение морально устаревших кораблей слегка модернизированными аналогами.

Очевидно, что необходимость действовать в Океанской зоне требует качественного повышения боевых возможностей флота. Полумеры в виде большого десантного корабля «Иван Грен» или «москитного» флота с ракетами «Калибр» – пустая трата денег. Перспективным направлением, к примеру, может стать строительство универсальных десантных кораблей проекта «Прибой».

Видео


МОСКВА, 29 дек - РИА Новости, Андрей Станавов. Три сотни вооруженных до зубов морпехов, 13 основных боевых танков или - на выбор - около 40 БТР/БМП, а также два транспортно-десантных вертолета. Такая мини-армия свободно умещается на борту большого океанского десантного корабля (БДК) проекта 11711 "Иван Грен". До конца года на нем поднимут Андреевский флаг, и "Грен" официально войдет в состав Северного флота. Этот "десантник" - первый российский корабль такого класса, способный обеспечивать высадку людей и тяжелой техники без контакта с берегом. О том, в чем он превзошел своих предшественников и какое место займет во флоте, - в материале РИА Новости.

Морпехи с доставкой

Если не считать флотилии малых и средних десантных кораблей, то только БДК сегодня в составе ВМФ числится около двух десятков. Это корабли советских проектов 775 (типа "Цезарь Куников") и 1171 (типа "Николай Фильченков"). Если первые еще относительно молодые, то возраст вторых уже приближается к почтенному. К примеру, "Саратов" был спущен на воду в 1964-м. И хотя корабли регулярно ремонтируются, очевидно, что уже очень скоро им потребуется замена. "Иван Грен" - прямой потомок БДК проекта 1171 "Тапир", а точнее, его развитие. Даже по основным характеристикам они схожи: смахивающий на сухогруз "дедушка" тоже обладает солидным водоизмещением и может перевезти 300 морских пехотинцев и два десятка танков.

Плоскодонные корабли проекта 755 польской постройки, которые сейчас составляют основу флота БДК, уступают "Ивану Грену" по габаритам и вместимости. Для сравнения: полное водоизмещение нового корабля - 5000 тонн против 4080 у польского "собрата". Кроме того, он на восемь метров длиннее, на полтора метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Если "Цезарь Куников" может вместить 190 морпехов и десять танков (или 24 бронетранспортера), то "Грен" - 300 и 13 соответственно. Корабли 775-го проекта строили двумя сериями, причем, планировалась третья - специально под перевозку газотурбинных танков Т-80. Примечательно, что головной БДК этой серии назывался "Контр-адмирал Грен". Его успели заложить в Гданьске, но после распада СССР разрезали на металл.

Колонна бронетранспортеров идет к большому десантному кораблю с целью погрузки на него на учениях морской пехоты Тихоокеанского флот / © РИА Новости / Виталий Аньков

Пушки и "Катраны"

Новый БДК несколько превосходит корабли проекта 755 не только про грузоподъемности, но и по мощи бортового вооружения. В дополнение к АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт" (10 тысяч выстрелов в минуту) он несет две установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М" калибра 122 миллиметра. Каждая включает в себя лазерный дальномер, систему управления, 40 направляющих и забрасывает реактивные снаряды на дальность до 20 километров со скорострельностью две штуки в секунду. Массированный удар "Града" буквально сметает живую силу и легкую бронетехнику противника. Таким образом, корабль в состоянии даже без поддержки других сил флота прикрыть высадку десанта плотным ракетно-артиллерийским огнем. Защититься от вражеских ракет ему помогут несколько пусковых установок комплекса радиоэлектронного подавления. Хотя, как правило, корабли такого класса применяются не в одиночку, а в составе мощной десантной группы.

Для строительства "Грена" применялись новейшие разработки в кораблестроении, использовались высокопрочные материалы и даже технологии снижения заметности. Ограничений по типам перевозимой боевой техники практически нет, лишь бы ее суммарная масса не превышала допустимую. БДК может транспортировать танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояния до 3,5 тысячи морских миль. Все это хозяйство размещается на так называемой танковой палубе. Технику можно погрузить разными способами: портальным или палубным краном, также она своим ходом может заехать по кормовой аппарели. Кроме того, БДК может перевозить стандартные 20-футовые морские контейнеры. В кормовой надстройке оборудован ангар для десантно-транспортного вертолета Ка-29 или ударного Ка-52К "Катран".

Большой десантный корабль "Иван Грен" / © РИА Новости / Игорь Зарембо

Мост на берег

Фирменная "фишка" "Грена" - так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Для этого из распахнутых носовых ворот один за другим на воду выталкиваются инженерные понтоны, которые в сцепленном виде образуют мост. Он "стыкуется" с береговой линией и служит переправой для тяжелой техники и морских пехотинцев. Такая схема позволяет сохранять дистанцию между кораблем и берегом и снижает риск сесть на мель. Легкие плавающие БМП, БТР и БМД можно выпускать прямо в море как с кормы, так и с носа: они доберутся до берега самостоятельно. Интересно, что непосредственно перед высадкой танки и БМП обычно работают на холостом ходу, и десантный трюм быстро заполняется выхлопными газами. Чтобы десантники не отравились, открывают верхний грузовой люк. Высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.

"Сердце" БДК - два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 лошадиных сил. Он разгоняют корабль до максимальной скорости в 18 узлов. В автономном плавании "Грен" может находиться до месяца. Для экипажа численностью около 100 человек и морпехов предусмотрены достаточно комфортные условия размещения в каютах и кубриках, имеется даже тренажерный зал.

Большой десантный корабль "Иван Грен" вышел в море на ходовые испытания / © РИА Новости / Игорь Зарембо

Иван Грен" - головной корабль проекта 11711. Невское проектно-конструкторское бюро работало над ним несколько лет, проект неоднократно переделывали под меняющиеся требования Минобороны. Постройкой занимался Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Там же сейчас достраивается второй корабль серии - "Петр Моргунов". Его планируется передать флоту в 2018 году. Больше таких кораблей строить не будут - командование отказалось от них в пользу еще более крупных и вместительных.

Большие десантные корабли - это универсальные рабочие лошадки, без которых не обходится ни одна серьезная войсковая операция на территории стран, имеющих выход к морю. Именно на них в 1986-м эвакуировали граждан СССР из охваченного огнем гражданской войны Йемена, а в начале 1990-х - личный состав советской военно-морской базы Нокра из Эфиопии. Во время грузино-абхазского конфликта из зоны боевых действий на "десантниках" вывозили беженцев и российских туристов. В 1999-м БДК Черноморского флота участвовали в переброске российского контингента миротворческих сил в Югославию, а в августе 2008-го – высаживали десант в грузинском порту Поти. Важнейшую роль эти корабли сыграли в операции Вооруженных сил России в Сирии. Кроме перевозки грузов, людей и техники, БДК могут также эффективно применяться для постановки морских мин.

Большие десантные корабли "Николай Вилков" (слева) и "Адмирал Невельской" высаживают морской десант во время двухсторонних учений на полигоне Клерк в Приморском крае / © РИА Новости / Виталий Аньков

25 июня 2016 года совершил первый выход в море головной корабль проекта 11711 «Иван Грен». Данное событие ознаменовало успешное воплощение проекта 11711 в жизнь. «Иван Грен» является первым кораблём, выпущенным в рамках данного проекта.

Хотя изначально в рамках проекта 11711 планировалось выпустить 5-6 больших десантных кораблей (БДК), после спуска на воду корабля «Иван Грен» стало окончательно известно, что проект будет завершён после спуска на воду второго корабля – «Пётр Моргунов». Подобное изменение первоначальных планов произошло из-за длительности разработки БДК проекта 11711, которая длилась с 1998 года. Толчком к началу проекта послужил отказ Франции передать два десантных корабля типа «мистраль», которые изначально строились по заказу России.

История появления БДК проекта 11711

Так как большинство современных войн являются локальными, то армии больших стран должны быть высокомобильными и профессиональными. Именно это послужило основой для разработки ВМФ России военных кораблей нового типа. Так как роль морского флота в настоящее время заключается, в том числе и в высадке десанта, России срочно были нужны десантные корабли, способные перевозить большое количество морских пехотинцев, вместе с их боевыми машинами.

Все старые десантные суда, которые были сделаны ещё в СССР, не могли вместить достаточное количество морских пехотинцев, поэтому в 1998 году Невское проектно-конструкторское бюро получило техническое задание на разработку судов подобного типа. Изначально, специальное десантное судно предполагалось сделать небольшим. Использовать его предполагалось на Чёрном и Балтийском морях.

Вскоре планы по созданию десантного корабля были существенно откорректированы. Создание небольшого корабля было признано несоответствующим современной концепции ведения войн, поэтому было принято решение значительно увеличить водоизмещение будущего военного корабля. Новый план предполагал создание большого десантного корабля, который cмог бы решать военные задачи в любой точке мирового океана.

Хотя новый план был признан, в ходе разработок проекта ещё 3 раза пришлось вносить значительные изменения. Конструкторские разработки продолжались в течение 6 лет. В конечном итоге проект стал называться проектом 11711, а большое десантное судно, согласно новой конструкторской разработке, должно было обладать следующими характеристиками:

  • Водоизмещение корабля было увеличено до 5 000 тонн, что значительно увеличило полезную площадь для размещения личного состава и специализированной военной техники;
  • Характеристики десантного судна позволяли кораблю свободно перемещаться в любой точке мирового океана;
  • Судно было оборудовано самыми современными средствами погрузки-выгрузки;
  • На его палубе могли размещаться два вертолета и целый комплект различного вооружения.

Кроме того, в комплекте нового корабля предусматривалось место для размещения целого ряда погрузочно-разгрузочных машин и специальных морских понтонов.

Строительство больших десантных кораблей проекта 11711

Первый десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» был заложен только в 2004 году. Назван первый корабль серии был в честь советского вице-адмирала и учёного Ивана Грена. Хотя ещё на стадии проектирования в проект постройки три раза вносились серьёзные изменения, за годы постройки, которые растянулись практически на 14 лет, конструкторы внесли ещё более 20 изменений.

Проект 11711 в полной мере испытал на себе последствия экономического кризиса в России. Заказчик проекта и подрядчик долго не могли придти к согласованному решению. Главной проблемой было недостаточное финансирование проекта. Хотя необходимые деньги на очередной этап работы часто выделялись в полном объёме, последствия инфляции значительно уменьшали эти суммы.

Интересна ситуация, когда, не решив все проблемы, связанные со строительством первого корабля, в 2010 году было начато строительство второго корабля из этой серии. Вероятнее всего это было связано с необходимостью как можно быстрее «освоить» дополнительные средства, выделяемые бюджетом на этот проект. Конструкторы прекрасно понимали, что за 6 лет, которые прошли после начала строительства первого корабля серии, появились новые технологии, и первый БДК «Иван Грен» не станет образцом совершенства и воплощением современных технических решений. Как показало время, конструкторы оказались правы. Проект 11711 было решено закрыть после окончания строительства второго корабля серии.

В 2012 году большой десантный корабль «Иван Грен» был спущен на воду. После этого события на его испытания и доработки было отведено 2 года. Большие проблемы, касающиеся доработки корабля, произошли из-за неготовности военной промышленности России в срок поставить кораблю необходимое вооружение. Не отставали от военной промышленности и другие предприятия, которые также не успевали с производством необходимых узлов и агрегатов, необходимых для завершения постройки первого корабля проекта 11711.

Хотя корабль «Иван Грен» должен был быть готов в конце 2013 года, свой первый полноценный выход в море он совершил только летом 2016 года.

Особенности конструкции БДК «Иван Грен»

Корабль «Иван Грен» был заложен в декабре 2004 года на судостроительном заводе «Янтарь» в городе Калининграде. При начале строительства ему был присвоен номер 01301.

Проект 11711 был разработан в ОАО «Невское Проектно-конструкторское бюро». Данный проект пришёл на смену проектам 775 и 1171, которые разрабатывались до него. Кстати, большие десантные корабли этих проектов, которые выпускались ещё в СССР с 1964 по 1975 годы (БДК проекта 1171) и с 1974 по 1991 годы (БДК проекта 775), находятся на вооружении военно-морского флота России до сих пор.

Корабли проекта 11711 предназначены для следующих действий:

  • Высадка десанта на побережье;
  • Срочная переброска грузов военного значения;
  • Участие в миротворческих операциях;
  • Патрулирование территории с последующим выбросом десанта в местах, где появляется необходимость.

Помимо этого, корабль может принимать участие в поимке нарушителей территориальных вод Российской Федерации.

Так как большие десантные корабли, кроме десанта личного состава, способны десантировать и боевую технику, корабль «Иван Грен» применяет для этого следующие способы:

  • Непосредственно на необорудованный для высадки берег;
  • Высадка на плав;
  • Высадка с помощью специально оборудованного вертолёта КА-29.

Для выгрузки техники используется кормовая аппарель или специальное носовое высадочное устройство.

Интересным способом высадки является высадка с помощью системы инженерных понтонов, из которых собирается мост от корабля до берега. Хотя данный метод давно уже используется за рубежом, в России он применяется впервые. Многие скептики сомневаются, что лёгкий понтонный мост сможет выдержать тяжёлую бронетехнику.

Также впервые на отечественных кораблях подобного типа применена система перевозки 20-тонных морских контейнеров на верхней палубе. С помощью кран-балки эти контейнеры можно выгружать как на причальную стенку, так и на другие корабли.

Что представляет собой корабль «Иван Грен»

Большой десантный корабль «Иван Грен» имеет следующую конструкцию:

  • Сам корабль двухпалубный и двухвальный;
  • Машинное отделение расположено на корме, имеется бак и ют;
  • На корабле есть две надстройки и огромный десантный трюм, который идёт от кормы до носа корабля. В этом трюме размещается бронетехника;
  • Корпус корабля и две его надстройки сделаны из стали;
  • Так как данный корабль рассчитан на длительное патрулирование с большим количеством личного состава на борту, каюты для десантников весьма комфортабельные. На борту есть даже спортивный зал;
  • Имеется специальная вентиляционная система в отсеке для бронетехники. Она поддерживает комфортную температуру для запуска двигателей имеющейся на борту бронетехники;
  • Хотя в кормовой надстройке корабля «Иван Грен» есть ангар, рассчитанный на размещение одного вертолёта, при использовании специальной выдвижной площадки там можно разместить два вертолёта;
  • Водоизмещение корабля составляет 6 000 тонн;
  • Длина корабля – 120 метров, ширина – 16,5 м, осадка – 5 м;
  • Экипаж корабля составляют 100 человек.

При этом корабль может совершать длительные рейсы, так как его автономность составляет 30 суток. Для обнаружения надводных и воздушных целей используется радиолокационная станция МР-352 «Позитив».

Изменения в конструкции корабля «Иван Грен» и его грузовая вместимость

Так как первый корабль проекта 11711 несколько раз подвергался процедуре корректировки по части вооружения, изменения ТТХ и прочих характеристик, сроки его окончательной готовности переносились несколько раз. Изначально корабль планировалось укомплектовать следующим вооружением:

  • Артиллерийской системой А-190М калибра 100 мм;
  • Двумя зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Палаш», которые хоть и были созданы в начале 1990-х годов, до сих пор являются достаточно редким вооружением;
  • Двумя реактивными системами залпового огня «Град-М» калибра 122 мм. Данная система была сделана на базе 9К51 «Град» и предназначена специально для огневой поддержки десанта при высадке.

В результате проблем с финансированием проекта, от данного комплекса вооружения пришлось отказаться. Новое вооружение корабля «Иван Грен» состоит из следующих систем:

  • На носу теперь расположена артиллерийская установка АК-630М-2 калибра 30 мм;
  • На корме имеются две артиллерийские установки АК-630М, которые совмещены с системой управления огнём 5П-10-03 «Ласка», которая в данное время отлично себя зарекомендовала;
  • Два крупнокалиберных пулемёта МПТУ «Жало» калибра 14,5 мм;
  • Переносные ПЗРК.

Как видно из последнего списка, изначальное, достаточно мощное вооружение, заменили на более лёгкое, что значительно снизило боевую мощь корабля.

Что касается грузоподъёмности корабля «Иван Грен», то корабль может взять на борт до 1 500 тонн груза. Это до 380 человек десанта в полной боевой экипировке. Кроме десанта, десантный корабль может взять на борт 13 боевых танков или 36 БМП.

В качестве силовой установки на большой десантный корабль «Иван Грен» установлены два мощных дизельных двигателя ДРРА-3700, имеющие систему турбонаддува СУТН-10060. Каждый из силовых агрегатов способен развивать мощность до 5 200 л/с. В каждом машинном отделении имеются по два мощных дизельных генератора, которые обеспечивают потребности корабля в электроэнергии, как в стояночном режиме, так и в режиме боя.

БДК проекта 11711 на сегодняшний день

Так как проект 11711 на сегодняшний день частично реализован, можно с уверенностью сказать, что постройки запланированных 5-6 больших десантных кораблей в рамках этого проекта не предвидится. Корабль «Иван Грен», который сейчас проходит комплекс испытаний, должен войти в состав флота (скорее всего Балтийского) в конце декабря 2017 либо в начале 2019 года.

Второй корабль, который начали строить в 2010 году, должен быть построен в запланированные сроки. После постройки корабля «Пётр Моргунов» проект 11711 будет, скорее всего, закрыт. Это связано с тем, что за прошедшие годы появилось множество новых разработок, в результате чего корабли проекта 11711 кажутся уже достаточно устаревшими.

В настоящее время крупные мировые державы заняты строительством более крупных десантных кораблей, называющихся «судно-док». Можно сказать с уверенностью, что следующий российский проект будет напрямую связан с разработкой и постройкой больших десантных кораблей именно такого класса.

Несмотря на то, что большие десантные корабли проекта 11711 не являются передовыми в своём классе, теперь у России есть опыт в строительстве судов подобного класса. Можно с уверенностью сказать, что в случае достаточного финансирования последующих проектов подобного масштаба, Россия сможет в короткие сроки разработать и выпустить более современные большие десантные корабли класса «судно-док».

Три сотни вооруженных до зубов морпехов, 13 основных боевых танков или - на выбор - около 40 БТР/БМП, а также два транспортно-десантных вертолета. Такая мини-армия свободно умещается на борту большого океанского десантного корабля (БДК) проекта 11711 "Иван Грен".

До конца года на нем поднимут Андреевский флаг, и "Грен" официально войдет в состав Северного флота . Этот "десантник" - первый российский корабль такого класса, способный обеспечивать высадку людей и тяжелой техники без контакта с берегом. О том, в чем он превзошел своих предшественников и какое место займет во флоте, - в материале РИА Новости.

Морпехи с доставкой

Если не считать флотилии малых и средних десантных кораблей, то только БДК сегодня в составе ВМФ числится около двух десятков. Это корабли советских проектов 775 (типа "Цезарь Куников") и 1171 (типа "Николай Фильченков"). Если первые еще относительно молодые, то возраст вторых уже приближается к почтенному. К примеру, "Саратов " был спущен на воду в 1964-м. И хотя корабли регулярно ремонтируются, очевидно, что уже очень скоро им потребуется замена. "Иван Грен" - прямой потомок БДК проекта 1171 "Тапир", а точнее, его развитие. Даже по основным характеристикам они схожи: смахивающий на сухогруз "дедушка" тоже обладает солидным водоизмещением и может перевезти 300 морских пехотинцев и два десятка танков.

Плоскодонные корабли проекта 755 польской постройки, которые сейчас составляют основу флота БДК, уступают "Ивану Грену" по габаритам и вместимости. Для сравнения: полное водоизмещение нового корабля - 5000 тонн против 4080 у польского "собрата". Кроме того, он на восемь метров длиннее, на полтора метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Если "Цезарь Куников" может вместить 190 морпехов и десять танков (или 24 бронетранспортера), то "Грен" - 300 и 13 соответственно. Корабли 775-го проекта строили двумя сериями, причем, планировалась третья - специально под перевозку газотурбинных танков Т-80 . Примечательно, что головной БДК этой серии назывался "Контр-адмирал Грен". Его успели заложить в Гданьске, но после распада СССР разрезали на металл.

Пушки и "Катраны"

Новый БДК несколько превосходит корабли проекта 755 не только про грузоподъемности, но и по мощи бортового вооружения. В дополнение к АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт" (10 тысяч выстрелов в минуту) он несет две установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М" калибра 122 миллиметра. Каждая включает в себя лазерный дальномер, систему управления, 40 направляющих и забрасывает реактивные снаряды на дальность до 20 километров со скорострельностью две штуки в секунду. Массированный удар "Града" буквально сметает живую силу и легкую бронетехнику противника. Таким образом, корабль в состоянии даже без поддержки других сил флота прикрыть высадку десанта плотным ракетно-артиллерийским огнем. Защититься от вражеских ракет ему помогут несколько пусковых установок комплекса радиоэлектронного подавления. Хотя, как правило, корабли такого класса применяются не в одиночку, а в составе мощной десантной группы.

Для строительства "Грена" применялись новейшие разработки в кораблестроении, использовались высокопрочные материалы и даже технологии снижения заметности. Ограничений по типам перевозимой боевой техники практически нет, лишь бы ее суммарная масса не превышала допустимую. БДК может транспортировать танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояния до 3,5 тысячи морских миль. Все это хозяйство размещается на так называемой танковой палубе. Технику можно погрузить разными способами: портальным или палубным краном, также она своим ходом может заехать по кормовой аппарели. Кроме того, БДК может перевозить стандартные 20-футовые морские контейнеры. В кормовой надстройке оборудован ангар для десантно-транспортного вертолета Ка-29 или ударного Ка-52К "Катран".

Мост на берег

Фирменная "фишка" "Грена" - так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Для этого из распахнутых носовых ворот один за другим на воду выталкиваются инженерные понтоны, которые в сцепленном виде образуют мост. Он "стыкуется" с береговой линией и служит переправой для тяжелой техники и морских пехотинцев. Такая схема позволяет сохранять дистанцию между кораблем и берегом и снижает риск сесть на мель.

Легкие плавающие БМП , БТР и БМД можно выпускать прямо в море как с кормы, так и с носа: они доберутся до берега самостоятельно. Интересно, что непосредственно перед высадкой танки и БМП обычно работают на холостом ходу, и десантный трюм быстро заполняется выхлопными газами. Чтобы десантники не отравились, открывают верхний грузовой люк. Высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.

"Сердце" БДК - два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 лошадиных сил. Он разгоняют корабль до максимальной скорости в 18 узлов. В автономном плавании "Грен" может находиться до месяца. Для экипажа численностью около 100 человек и морпехов предусмотрены достаточно комфортные условия размещения в каютах и кубриках, имеется даже тренажерный зал.

Иван Грен" - головной корабль проекта 11711. Невское проектно-конструкторское бюро работало над ним несколько лет, проект неоднократно переделывали под меняющиеся требования Минобороны. Постройкой занимался Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Там же сейчас достраивается второй корабль серии - "Петр Моргунов". Его планируется передать флоту в 2018 году. Больше таких кораблей строить не будут - командование отказалось от них в пользу еще более крупных и вместительных.

Большие десантные корабли - это универсальные рабочие лошадки, без которых не обходится ни одна серьезная войсковая операция на территории стран, имеющих выход к морю. Именно на них в 1986-м эвакуировали граждан СССР из охваченного огнем гражданской войны Йемена, а в начале 1990-х - личный состав советской военно-морской базы Нокра из Эфиопии. Во время грузино-абхазского конфликта из зоны боевых действий на "десантниках" вывозили беженцев и российских туристов. В 1999-м БДК Черноморского флота участвовали в переброске российского контингента миротворческих сил в Югославию, а в августе 2008-го – высаживали десант в грузинском порту Поти. Важнейшую роль эти корабли сыграли в операции Вооруженных сил России в Сирии. Кроме перевозки грузов, людей и техники, БДК могут также эффективно применяться для постановки морских мин.

В продолжение темы:
Техосмотр

В военном билете им ставили простой штамп с номером войсковой части, а рассказы о кровопролитных боях в Африке слушатели воспринимали как обычную байку подвыпивших мужиков....

Новые статьи
/
Популярные