Зачет по теме популяционно видовой уровень жизни. Популяционно-видовой уровень. Вопросы к зачету по медицинской биологии

И.М. Галицкая, учитель биологии

МБ НОУ «Гимназия №62», г. Новокузнецк, Кемеровская область

Тест по теме «Популяционно-видовой уровень жизни»

Вариант 1

А. К. Линнея В. Ч. Дарвина

Б. Ж.Б. Ламарка Г. А. Вейсмана

2. Теорию эволюции справедливо считать теорией созданной:

А. Ч. Дарвином и Ч. Лайелем В. Ч. Дарвином и А. Уоллесом

Б. Ч. Дарвином и А. Вейсманом

3. Книга, в которой изложены основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, называется:

А. «Философия ботаники» В. «Происхождение видов»

Б. «Философия зоологии» Г. «О природе вещей»

4. Какое из утверждений наиболее правильно?

5. В результате искусственного отбора возникли:

А. Породы кроликов с чисто-белой шерстью

Б. Размножение кур яйцами

В. Копыта у лошадей

Г. Покровительственная окраска зайца-беляка

6. К внутривидовой борьбе относится (примеры гибели особей одуванчика):

А. Всходами одуванчика питаются травоядные животные

Б. Семена одуванчика погибают в пустыне и Антарктиде, на скалах

В. Растения одуванчика гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов Г. Сами одуванчики вытесняют друг друга

7. Эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации, называются:

А. Идиоадаптациями В. Дегенерациями

Б. Регрессом Г. Ароморфозами

8. Ароморфоз у растений – это:

А. Фотосинтез В. Опыление насекомыми

Б. Распространение семян ветром

9. К древнейшим людям относится:

А.Синантроп В. Австралопитек

Б. Неандерталец Г. Кроманьонец

10. Совместная трудовая деятельность у предков человека привела к появлению:

А. S -образного позвоночника В. Сводчатой стопы

Б. Общественного образа жизни Г. Прямохождения

Вариант 2

1. Развитие систематики в додарвиновский период биологии связывают с трудами:

А. Ж.Б. Ламарка В. Аристотеля

Б. Д. Рея Г. К. Линнея

2. Движущей силой эволюции по Ламарку является:

А. Бог

Б. Естественные законы природы

В. Стремление самой природы к прогрессу

3. Главное значение теории Ч. Дарвина состоит:

А. В создании первого эволюционного учения

Б. В объяснении причин происхождения жизни на Земле

В. В разработке концепции естественного отбора

Г. В объяснении наследственности

4. Два культурных растения – ячмень и рожь – имеют одинаковое число хромосом (14), но не скрещиваются. Определите количество видов и критерий, которым надо руководствоваться.

А. Один вид, морфологическим критерием

Б. Два вида, морфологическим критерием

В. Один вид, генетическим критерием

Г. Два вида, генетическим критерием

5. Естественным отбором называется:

А. Борьба за существование

Б. Выживание и размножение наиболее приспособленных особей В. Выживание и размножение сильнейших особей

6. Примером действия стабилизирующей формы естественного отбора является:

А. Гибель длиннокрылых и короткокрылых воробьев во время бурь

Б. Исчезновение белых бабочек в индустриальных районах

В. Выведение нового сорта в других условиях

7. Идиоадаптация – это появление у животных:

А. Теплокровности В. Разной формы клюва птиц

Б. Живорождения Г. Четырехкамерного сердца

8. Изменения, связанные с увеличением численности особей вида, расширением ареала, образованием новых видов, подвидов и популяций, называются:

А. Прогрессом В. Ароморфозами

Б. Регрессом Г. Идиоадаптациями

9. Первыми овладели членораздельной речью:

А. Неандертальцы В. Синантропы

Б. Питекантропы Г. Кроманьонцы

10. Австралопитек в отличие от питекантропа:

А. Ходил на двух ногах В. Имел меньший объем мозга

Б. Умел изготавливать орудия труда Г. Был покрыт шерстью

Ответы

Вариант 1

1 – б, 2 – в, 3 – в, 4 – г, 5 – а, 6 – г, 7 – в, 8 – а, 9 – а, 10 – б

Вариант 2

1 – г, 2 – в, 3 – в, 4 – г, 5 – б, 6 – а, 7 – в, 8 – а, 9 – г, 10 – в

Класс: 9

Тип урока: урок-игра с элементами коллоквиума.

Задачи урока:

  • Образовательные задачи. Закрепление основных экологических понятий (уровни организации живого, вид, популяция, экосистема, потоки вещества и энергии в экосистеме, биогеоценоз), частных экологических понятий (критерии вида, экологические факторы, адаптации, продуктивность сообщества), необходимых опорных знаний (биологическая классификация); продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, интернетом, ПК, интерактивной доской); специальных умений и навыков (наблюдать, исследовать живые объекты, сравнивать, анализировать, делать выводы).
  • Воспитательные задачи. Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны природы (экологическое воспитание), помочь ощутить красоту и гармонию природных объектов (эстетическое воспитание), в целях профилактики утомления учащихся, помочь применить различные виды деятельности при подготовке к уроку и проведении его (физическое воспитание, применение здоровье сберегающих технологий).
  • Развивающие задачи. Формировать умения: наблюдательность, точность в выполнении задания, выделять главное в изучаемом материале, проводить элементарные аналитические действия, делать выводы, рецензировать выводы своих товарищей.

Цели урока: систематизировать, углубить и расширить знания о виде, популяции; об особенностях структуры и функционирования природных сообществ; о закономерных изменениях экосистем.

Оборудование: интерактивная доска, фотографии, мультимедийный проектор.

Подготовка к уроку

Класс делится на 3 части: две части - две команды "Расцвет" и "Закат" по 10 человек и команда-жюри (5 человек): Варламова Лиина, Конторщиков Антон, Марченкова Юлия, Пенко Виктор, Северина Наталья.

На предыдущем уроке дается следующее домашнее задание: общая часть - повторить параграфы: 4.1-4.3; 5.1-5.5 соответствующих глав из учебника; приводится список популяций шести видов (борщевик, крыса серая, ротан, тигр амурский, ландыш, осетр), используя учебник, периодические издания, Интернет учащиеся должны максимально возможно ответить на вопросы, характеризующие состояние популяции в настоящее время

Список вопросов, характеризующих состояние популяции по численности:

Жюри имеют по 3 разноцветных карточки, для голосования - выражения согласия или несогласия с высказываниями команд: красная -не согласен; зеленая - согласен; желтая - не полностью согласен.

Столы в кабинете расставлены таким образом, чтобы члены команд находились лицом друг другу, видели жюри и учителя; жюри расположено между командами; учитель- между командами, напротив жюри. То есть столы поставлены квадратом.

Учитель ведет "протокол", отмечая работу и активность каждого учащегося на уроке.

Ход урока

Команда "Расцвет" первая начинает представлять список популяций видов, считающихся в команде наиболее успешными. Она готова фактическим материалом доказать соперникам и жюри свою правоту. В список входят: борщевик, крыса серая, ротан.

Куликова Татьяна:

Борщевик Сосновского

Семейство Сельдерейные (Apiaceae) или Зонтичные (Umbelliferae).

За мощный облик борщевик прозван ботаниками травой Геракла (Heracleum).

Многолетнее травянистое растение высотой от 50 до 250 см. Зеленые части при повреждении издают неприятный запах. В первый год развивается прикорневая розетка, во второй - стебель и семена. Цветки бело-зеленоватые, иногда розовые в виде крупных многолучевых зонтиков. Семена созревают в июле, легко осыпаются.

В средней полосе России в мае начинается цветение борщевика Сосновского - огромного трехметрового растения, произрастающего обычно по обочинам дорог, оград дачных участков, на лесных полянах и опушках.

Он содержит особые вещества - фурокумарины, которые действуют как фотосенсибилизаторы: при попадании на кожу они делают ее чувствительной к солнцу. Под воздействием солнечного облучения способен вызывать ожоги кожи, поэтому собирать растение нужно в перчатках. Листья имеют сильный ароматический запах и горьковатый привкус из-за большого количества эфирных масел и кумаринов. Цветущие борщевики дают пчелам нектар и светловато-серую пыльцу. На соцветиях борщевика часто копошатся десятки пчел. Их привлекает не только нектар, но и пыльца, служащая для пчел белковым кормом и источником жиров, витаминов, минеральных веществ.

Чурочкин Федор:

Серая крыса. Пасюк.

В России в зоне умеренного климата распространение серой крысы сплошное.

Серая крыса - исходно околоводный вид, в природе обитающий по берегам разнообразных водоёмов. Благодаря всеядности, высокой исследовательской активности, быстрой обучаемости и высокой плодовитости она адаптировалась к жизни в антропогенных ландшафтах и непосредственно в постройках человека.

Серые крысы предпочитают населять пологие берега водоёмов, с хорошими защитными условиями - густой растительностью, пустотами в почве и т. п. В природных условиях роют довольно простые норы длиной 2-5 м и глубиной до 50-80 см. В антропогенных ландшафтах заселяют берега искусственных водоёмов, огороды, сады и парки, пустыри, места отдыха людей (например, пляжи), свалки, канализации, края "полей фильтрации". Обязательным условием является близость воды. В городах порой поднимаются в зданиях до 8-9 этажа, однако предпочитают селиться в подвальных помещениях и на нижних этажах жилых и складских построек, где доступные пищевые запасы и бытовые отходы обеспечивает им кормовую базу.

Это подвижные животные, обладающие незаурядными физическими данными. При необходимости крыса может развить скорость до 10 км/ч, преодолевая на ходу барьеры высотой до 80 см (с места могут прыгать до 1 метра). Ежедневно крыса пробегает от 8 до 17 км. Они хорошо плавают (могут находиться в воде до 72 часов) и ныряют, подолгу держась в толще воды и даже ловя там добычу. Зрение у крыс слабое. Чувство обоняния развито хорошо, но на небольших расстояниях.

В сутки каждая крыса потребляет 25-20 г пищи, за год съедая 7-10 кг продуктов. Голодание серые крысы переносят тяжело и погибают без пищи через 3-4 дня. Ещё быстрее они гибнут без воды. Репродуктивный потенциал серой крысы крайне высок. В природе крысы размножаются в основном в тёплый период года; в отапливаемых помещениях размножение может продолжаться круглый год.

В естественных биотопах и агроценозах становятся добычей многих хищных млекопитающих и птиц; в постройках - домашних кошек и собак. Систематическое уничтожение крыс ведёт человек .

Корелова Светлана:

Мозаичность современного ареала связана со своеобразным характером расселения. В изолированных водоемах плотность популяции превышает оптимальную, необходимую для процветания вида, то есть всегда есть излишек особей. При половодьях, сильных дождях, когда материнский водоем на короткое время перестает быть изолированным. Если такой возможности не представляется, плотность популяции регулируется поеданием лишних особей.

Он живет в болотах, дождевых лужах, озерах, малых реках, речных заливах, горных ручьях, но предпочитает небольшие стоячие, сильно заросшие водоемы, где его плотность достигает 100 экз./м 2 .

К гидрохимическому режиму водоемов нетребователен. Хорошо себя чувствует при всех обычных природных температурах. Может жить в воде с мизерным содержанием растворенного кислорода, чему способствует аэрация воды во рту при заглатывании атмосферного воздуха.

У ротана прекрасное зрение. Он издалека замечает добычу, приближается к ней медленно, "перебежками", работая лишь одними брюшными плавниками, не отрывая взгляда от жертвы. Движения его настолько медленны и спокойны, что заметить охотящегося ротана очень трудно. При охоте отличается большой сообразительностью, я сложных ситуациях принимает "остроумные" решения.

Самка за один раз выметывает 300-1000 икринок, в течение лета - до 10000 икринок. Когда в воде мало растворенного кислорода, кладки расположены ближе к поверхности. Самец аэрирует воду вблизи нее, работая плавниками.

Ротан потребляет водных беспозвоночных практически всех групп, предпочитая, однако, движущиеся организмы; встречаются в желудках ротанов головастики, икра и молодь рыб. В водоемах с высокой плотностью популяции ротан поедает наземных беспозвоночных, падающих в воду. В небольших озерах и прудах ротан быстро подрывает ресурсы водных беспозвоночных, молоди рыб и остается единственным представителем ихтиофауны.

Врагов у ротана в европейских водоемах немного: щука, сом, птицы. Ущерб, наносимый ими популяции ротана, невелик. В целом, в пределах региона, ротану такая гибель не грозит .

Команда "Закат" находит слабые места в "доказательствах" команды "Расцвет" . Или ограничения, при которых соблюдаются утверждения соперников. Все приведенные фактические данные одной командой и критика, дополнения другой оценивается жюри, фиксируется учителем.

Команда "Закат" начинает представлять список популяций видов, считающихся в команде наиболее угнетенными. И в свою очередь, готова фактическим материалом доказать соперникам и жюри свою правоту. В список входят: тигр амурский, ландыш, осетр.

Савельев Никита:

Тигр амурский.

В настоящее время только на Сихотэ-Алине сохранилась единственная в мире жизнеспособная популяция амурского тигра.

Амурский тигр - обитатель горных районов, покрытых широколиственными и кедрово-широколиственными лесами. Степень адаптации хищника к сложным экологическим условиям, характерным для северного предела распространения вида, достаточно высока. Низкие зимние температуры не влияют на жизнедеятельность тигра. Временные лёжки он устраивает прямо на снегу и может находиться на них по несколько часов. Для длительного же отдыха они предпочитают убежища - скальные уступы и ниши, пустоты под упавшими деревьями.

Тигры ведут одиночный образ жизни. Исключение составляют самки, сопровождаемые выводком тигрят, или период гона. Индивидуальные участки взрослых однополых особей не перекрываются или могут перекрываться частично (у самцов). Суточные перемещения тигров различны и зависят от того совершает ли зверь переход по участку обитания, удачно или неудачно охотится, ищет добычу или поедает ее. Основу питания составляют кабан и изюбрь.

Тигрята отделяются от матери на втором году жизни. Соответственно, выводки у тигриц могут появляться с интервалом в два года. С начала 50-х годов в результате принятых мер охраны площадь обитания тигра начала заметно расширяться.

В настоящее время тигры заселяют почти всю лесопокрытую часть пригодных для них местообитаний Приморского и южной части Хабаровского краёв

Основным лимитирующим фактором является браконьерство, приобретшее в последние годы коммерческий характер. Тигриная продукция находит сбыт в большинстве стран Восточной Азии как ценное лекарственное сырье. Другим по значимости отрицательным фактором является возросший дисбаланс численности хищника и его основных жертв .

Черниговцева Валентина:

Очень ценная промысловая рыба, достигает в длину 2 метров и массы до 80 кг. Распространение. Черное, Азовское и Каспийское моря, откуда осетр поднимается в реки для нереста.

Характеристика. Русский осетр проходная рыба, совершающая передвижения стайками или одиночными особями. Массовые скопления образует лишь в море, в опресненных участках и на местах зимовок. В Волге, по имеющимся сведениям, образует жилую расу.

Рост. Русский осетр достигает длины 2,3 м и веса 12-24 кг, изредка 80 кг и более. Живет он до 46 лет и дольше.

Питание. Молодь осетра в Волге питается донными животными. У сеголетков в пище преобладают личинки хирономид, у более старших те же личинки хирономид, бокоплавы и олигохеты. Крупные особи, кроме перечисленных форм, питаются еще мелкими моллюсками. Интенсивность питания у крупных осетров в реке сильно снижена. В желудках отдельных экземпляров встречаются остатки организмов, заглоченных осетром еще в море. В Каспийском море большое значение в питании молоди имеют ракообразные, в первую очередь бокоплавы. Состав пищи крупных особей в сильной степени зависит от тех участков, где они держатся. Кроме моллюсков, большое значение в некоторых районах имеют рыбы (бычки, килька), ракообразные и черви.

Конкуренты. В Каспийском море основными конкурентами осетра являются некоторые виды бычков и, в гораздо меньшей степени, севрюга и другие рыбы с донным характером питания. Осетр, благодаря своей пищевой пластичности, может довольно полно разнообразно использовать кормовые ресурсы, чем в значительной степени снижается отрицательное воздействие конкурентов. Враги осетра немногочисленны. На большинстве нерестилищ опасность выедания икры минимальная, так как рыбы там не держатся, а фауна беспозвоночных развита слабо. Также мало врагов и у молоди, которая держится на участках реки с быстрым течением. Крупные осетры по своим размерам недоступны для врагов. На изменение численности осетра оказывает влияние антропогенный фактор- добыча икры. В последние годы этот вид деятельности был строго ограничен, но из- за браконьерского вылова количество осетровых резко сократилось. В итоге, вылов осетра с целью добычи икры, продажа икры запрещены .

Паршина Анна:

Цветок этот знаменит и очень популярен. Однако вряд ли он стал бы столь знаменитым и популярным, если бы не был еще и так распространен. Он не просто растет во многих лесах восточного полушария, а встречается в изобилии И вдруг - ландыш объявляется охраняемым, его берут под защиту:

Вот еще один пример процветающего, благополучного вида, ставшего неблагополучным! Но как же так могло случится? Еще недавно мало кто возвращался из весеннего леса без букетика (а то и букетов) ландышей. Как приятно смотреть на него в комнате, как приятно подарить такой букетик подруге. Но сколько таких букетиков вывезено из леса, сколько в результате погублено цветов?! Его в больших количествах заготавливают для фармакологической промышленности и часто делают это не умело, не зная, как, когда и что надо заготавливать. Для приготовления лекарств годится ландыш собранный только весной, в другое время года - бесполезное уничтожение растения. Кроме того, нужно знать особенности этого растения. Первый год ландыш - сеянец (растение, появившееся из семени) скрывается под землей. Лишь на второй год появляется зеленый лист. Любопытно, что он до того туго скручен, будто копьем пробивает землю, но постепенно раскручивается и появляется второй. Оба листа как бы сложены фунтиком и напоминают воронку, в нее попадает вода и благодаря этой воронке прямо проводится к корешкам.

К осени в земле образуется толстое корневище. Оно растет (примерно сантиметров на 15 в год), разрастается, выбрасывает много длинных шнуров. Из них появляются на поверхности новые листья. Придя на какую - ни будь полянку, можно увидеть густые заросли ландыша. Это растения с одним корневищем. Растение из-за этого очень уязвимо: достаточно повредить хоть небольшую часть корневища, погибнет вся заросль ландыша на полянке.

Нужно всегда помнить о ядовитости этого растения .

В этом представлении ослабленных популяций видов, команда "Расцвет" ищет неточности и ограничения - "слабые места" в доказательной базе соперников, под бдительным оком жюри и учителя.

После выступления-презентации одной команды и анализа ее доказательств другой командой, слово передается жюри. Происходит голосование, если нужно словесный комментарий.

После подведения итогов первого задания, учитель дает второе здание. Оно предусматривает совместную самостоятельную групповую работу внутри команды, на основе знаний, полученных учащимися ранее. Время дается 1 минута. Вопрос задания: "Найдите место каждой из представленных Вами популяций в вещественно- энергетическом потоке в биоценозе"

Примерные ответы команды "Расцвет" :

Успешные виды (популяции) борщевика, крысы серой, ротана, как правило, находятся в разных биоценозах или на границах их.

Головина Настя: Борщевик, как автотроф, энергию получает от солнечного света, углекислый газ из воздуха, питательные вещества из почвы. Очень тесно связана жизнь насекомых - опылителей с цветущим борщевиком. Немногие травоядные способны поедать зеленую массу этого растения (коровы). Поедая, перерабатывая борщевик коровы получают энергию и питательные вещества из растения. Отходы попадают в почву, где насекомые, черви и микроорганизмы получают энергию и питательные вещества, обогащая доступными веществами для растения этот субстрат.

Довгайло Анатолий: Крыса серая всеядна: употребляет растительную и животную пищу, используя питательные вещества и энергию, заключенную в ней. Естественные враги ее, хищные: псовые и кошачьи. Поедая крыс, хищники получают питательные вещества и энергию. Остатки их, попадая в почву, минерализуются в питательные вещества, доступные для растений.

Юшин Александр: Ротан обитает в водоемах, питается мальками рыб, мелкими лягушками, водорослями. Питательные вещества и энергия химических связей в этих веществах поступает с пищей. Более крупные хищники (птицы, млекопитающие, крупные хищные птицы) охотятся на ротанов, поедая их. Переваривая их, в организм крупных хищников поступают питательные вещества и энергия, накопленные в организме ротана. Продукты переработки попадают в воду, где являются питанием для мельчайших рачков, червей, простейших, которые сами являются пищей для моллюсков и других рыб.

Примерные ответы команды "Закат" :

Виды (популяции), нуждающиеся в защите, охране: тигр амурский, ландыш, осетр, как правило, находятся в разных биоценозах.

Дьячкова Ирина: Тигр амурский - хищник, поедающий копытных, травоядных животных. Энергия и питательные вещества, заключенные в добыче, переходят от жертвы к хищнику. После смерти, попадая в землю, тело тигра подвергается разложению насекомыми, червями, микроорганизмами. Питательные вещества и энергия переходят в организмы "могильщиков". Углекислый газ, минеральные вещества становятся доступными для растений. Растениями питаются травоядные животные, которые становятся добычей хищника - тигра.

Церенко Алексей: Ландыш - растение, энергию получает из солнечного света, углекислый газ из воздуха, минеральные питательные вещества из почвы. Цветковое растение связано с насекомыми - опылителями. Вследствие ядовитости, травоядные животные его не употребляют в пищу. При сезонном отмирании наземной части, происходит перегнивание, минерализация ее - переработка насекомыми, микроорганизмами. Полученные после этого питательные вещества доступны для растений.

Попков Дмитрий: Осетр обитает в морях и реках, питается мелкой рыбой, моллюсками, ракообразными, червями. Питательные вещества и энергия, накопленные этими животными переходит к осетрам. В силу своего размера, врагов для осетра нет. Умирая, тело рыбы остается в воде, где является питанием для мельчайших организмов, перерабатывающих "мертвечину" - добывающих для себя питательные вещества и энергию. Остатки оседают на дно и дают питательные вещества донным формам и водорослям, которые используя их и солнечный свет, образуют зеленую биомассу, насыщая воду кислородом.

После истечения отведенного времени, команды, по - очереди, высказываются. Анализ высказываний командой соперников приветствуется. Выслушав все мнения, жюри выдает свой вердикт. В заключение урока член жюри Марченкова Юлия декламирует фрагмент стихотворения Е. Матусовской "Предостережение":

Сынок, не раздави жука и муравья
И не прерви существованья крапчатой коровки,
Чтоб чьим-нибудь движением неловким
Не оборвалась так же жизнь твоя.
Представь: однажды летом, поутру
Другой, тебе неведомый мальчишка,
Соскучившись весь день сидеть над книжкой,
Иную ищет для себя игру.
Теперь попробуй разгляди ребенка,
Взгляни-ка вверх да придержи кепчонку:
За облаками скрылась голова,
Громоподобны детские слова:
Он более на месте быть не может.
И там уже примяты дерева,
Где след пролег от пятилетних ножек.
Смотри, сейчас он на поляну выйдет.
Шагнул и не взглянул (а взглянет - не увидит).
Одно движенье, и среди бела дня
Нет ни тебя, ни дома, ни меня:
Сынок, шагай да выбирай тропинку,
Не мни цветок и не ломай травинку
И резвость бега умеряй слегка,
Чтоб обогнуть ползущего жука.

Список литературы и используемой информации:

7. Чернова Н. М. "Учителю биологии об основах экологии" Изд. "Педагогического университета "Первое сентября" М. 2006

1 вариант

1. Из перечисленных организмов НЕ может эволюционировать

А) медведица Б) колония термитов В) лебединая пара Г) лабораторная колония бактерий

2. Две группы внешне похожих особей ученые отнесли к популяциям разных видов. Основной причиной для этого явилось

А) внешнее отличие этих групп Б) изоляция групп друг от друга

В) физиологические особенности Г) нескрещиваемость особей этих групп друг с другом

3. Обмен генами между популяцией одного видв может прекратиться скорее всего из-за

А) ограничения территории, занимаемыми популяциями Б) изоляции ареала

В) различий в характере пищи Г) климатических различий между ареалами

4. Мутация, возникшая в одной из популяций береговых ласточек, НЕ может

А) распространиться в этой популяции Б) перейти в другие популяции береговых ласточек

В) перейти в популяцию городских ласточек Г) исчезнуть

5. Особи относятся к одной популяции, если они

А) живут на одной территории Б) питаются одной пищей

В) занимают общую эконишу Г) дают плодовитое потомство при скрещивании

6. Выберите правильное утверждение. Певчий дрозд и черный дрозд, обитающие в одном лесу, составляют

А) одну популяцию одного вида Б) одну популяцию разных видов

В) две популяции одного вида Г) две популяции разных видов

В.1. Соотнесите термины, которые обозначают критерии вида, с терминами, которые их не обозначают

В.2. Из приведенных факторов выберите те, которые способны регулировать численность популяций, то есть увеличить силу воздействия при росте ее плотности:

С.1. Один организм одна популяция и даже целый вид НЕ способны к самостоятельному изолированному существованию. Приведите НЕ менее четырех доказательств этому утверждению.

С.2. Размеры гнездовых участков различны у различных видов. У горихвостки, например 300м, а у удода – до 800 м. В какой период это наблюдается и с чем связано?

Самостоятельная работа по теме «Популяционно-видовой уровень жизни»

2 вариант

1. Из перечисленных организмов может эволюционировать

А) семья медведей Б) муравей В) журавль Г) два однополых попугая

2. Особи двух популяций одного вида

А) м огут скрещиваться и давать плодовитое потомство Б) не могут скрещиваться

В) могут скрещиваться, но потомства НЕ дают Г) скрещиваются только в неволе

3 . Особи разных популяций лисиц НЕ способны к скрещиванию, если

А) они населяют различные части ареала

Б) их генофонды различаются по ряду генов

В) они обладают разными хромосомными наборами

Г) у них сильная внутривидовая конкуренция за пищу и территорию

4. Два вида-двойника волков можно отличить по

А) числу позвонков Б) размерам черепа В) числу хромосом Г) густоте меха

5. Особи относятся к разным популяциям одного вида, если они

А ) одинаковы по всем критериям иживут на одной территории

Б) изолированыны, и не способны к скрещиванию

В) занимают разные ареалы, и внешне различны

Г) одинаковы по всем критериям, но изолированы

6. Укажите термин, которым называется территория, занимаемая видом

А) участок Б) площадь В) пространство Г) ареал

В.1. Определите, какие группы организмов являются популяцией

А) группа гепардов Московского зоопарка

Б) семья волков

В) рожь на поле

Г) птичий базар

Д) колония чаек

Е) бурые медведи на острове Сахалин

Ж) все растения дубравы

С.1. Перечислите параметры, характеризующие одну популяцию и дающие возможность сравнить разные популяции

С.2. Все разнообразие форм межвидовых отношений можно свести к трем основным группам. Перечислите их.

Вопросы к зачету по медицинской биологии.

I. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОГО

1. Качественные особенности живой материи. Принципы организации во времени и пространстве. Уровни организации живого.

Что такое жизнь?

Жизнь - макромолекулярная открытая система, которой свойственны:

иерархическая организация,

способность к самовоспроизведению,

обмен веществ,

тонко регулируемый поток энергии.

Жизнь - ядро упорядоченности, распространяющееся в менее упорядоченной Вселенной.

Свойства жизни

Обмен веществ или метаболизм

Живая система по отношению к окружающей среде - открытая система

Структурированность

Способность противостоять нарастанию энтропии

Самообновление

Хранение и использование генетической информации

Способность к росту и дифференцировке в онтогенезе

Раздражимость и возбудимость

Размножение

Дискретность

Эволюция

Способность живых организмов к взаимодействии с другими в составе биологических сообществ - биоценозов, составляющих биосферу

Обмен веществили метаболизм

Способ взаимодействия живых существ с окружающей средой, сущностью которого являются взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции или анаболизм и диссимиляции или катаболизм

ассимиляция - образование новых и обновление существующих элементов организма

диссимиляция - расщепление органических соединений для обеспечения организма необходимыми веществами и энергией

Обязательным условием обмена веществ является постоянный приток веществ в организм из окружающей среды и выделении продуктов диссимиляции (веществ и энергии) во внешнюю среду.

Организм (живая система ) - по отношению к окружающей среде открытая система , с которой он постоянно обменивается веществом и энергией.

Структурированность -

Выделение однородных частей системы с определенными физическими свойствами и отделенными от других частей границей раздела (в клетке водная и липидная фазы, органеллы)

Непременное условие эффективной реализации в весьма малых объемах (клетка) большого количества метаболических реакций.

Живой организм отличается высокой степенью структурированности и низкой энтропией, благодаряпостоянному притоку извне энергии, используемой на поддержание внутренних структур, и способности противостоять нарастанию энтропии

Живой организм – это энергетическая система, подчиняющаяся законам термодинамики

Энтропия - это термодинамическая функция, характеризующая энергетическое состояние, связи между структурированностью, обменом веществ и открытостью живых систем

Самообновление –

воссоздание структур, взамен утрачиваемых, благодаря использованию живыми системами для построения своих структур и обеспечения всех сторон жизнедеятельности биологической (генетической) информации

Хранение и использование биологической (генетической) информации на основе уникальных информационных макромолекул биополимеров - белков и нуклеиновых кислот составляет важное свойство жизни.

рост - увеличение массы и линейных размеров особи за счёт увеличения числа и размеров клеток и неклеточных образований

дифференцировка - превращение в процессе индивидуального развития организма (онтогенеза) первоначально одинаковых, неспециализированных клеток зародыша в специализированные клетки тканей и органов

онтогенез (индивидуальное развитие организма) - совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни

Раздражимость - свойство организмов отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния или деятельности

Возбудимость - способность живых клеток воспринимать изменения внешней среды и отвечать на эти изменения реакцией возбуждения

Иерархические уровни организации жизни

Молекулярно-генетический

Клеточный

Организменный или онтогенетический

Популяционно-видовой

Биогеоценотический

Уровни иерархической системы жизни определяются на основе выделения

элементарной единицы и элементарного явления

элементарная единица - структура или объект, закономерные изменения которого, обозначаемые как элементарное явление , составляют специфический для этого уровня вклад в процесс сохранения и развития жизни

Молекулярно-генетический уровень

Элементарная единица ген (фрагмент молекулы нуклеиновой кислоты), в котором записан определенный объем биологической (генетической) информации.

Элементарное явление - редупликация или самовоспроизведения биологической информации, что обеспечивает преемственность и сохранность свойств организмов в ряду поколений. Редупликация является основой наследственности. Биологическая информация, заключенная в ДНК переходит в действующую форму, будучи перенесена в молекулы белков благодаря механизму матричного синтеза иРНК, контролирующей биосинтез белков. Матричный синтез информационных макромолекул это также элементарное явление .

Клеточный уровень

Элементарная единица – клетка

Элементарное явление - реакции клеточного метаболизма . В клетке поступающие вещества превращаются в субстраты и энергию и используются в соответствие с генетической информацией в процессе белков и других веществ, необходимых организму.

На клеточном уровне сопрягаются механизмы передачи биологической информации и превращения веществ и энергии. Элементарное явление на этом уровне служит энергетической и вещественной основой жизни на всех других уровнях ее организации.

Организменный уровень

Элементарной единицей - особь от зарождения до прекращения существования в качестве живой системы, что позволяет также назвать этот уровень онтогенетическим .

Элементарное явление - закономерные изменения организма в индивидуальном развитии.

Эти изменения обеспечивают рост организма, дифференциацию его частей и одновременно интеграцию развития в единое целое. В онтогенеза в условиях внешней среды происходит воплощение наследственной информации в биологические структуры и процессы, на основе генотипа формируется фенотип организмов данного вида.

Популяционно-видовой уровень

элементарная единица - популяция (совокупность особей одного вида), представляющая открытую генетическую систему

элементарные явления - эволюционно значимые изменения генофонда популяции под действиемэлементарных эволюционных факторов (мутационный процесс, колебания численности особей, естественный отбор

Зачет по теме

Вариант 1

    Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называется

А) вид; В) сорт;

Б) популяция; Г) колония.

2. К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего строения

полевой мыши?

А) генетическому; В) физиологическому;

Б) морфологическому; Г) экологическому.

3. Общность предков доказывает критерий:

А) исторический; В) генетический;

Б) морфологический; Г) географический.

4. Совокупность факторов внешней среды – основа:

А) генетического критерия; В) географического критерия;

Б) экологического критерия; Г) исторического критерия.

5. К какому критерию вида относят область распространения африканского слона?

А) морфологическому; В) генетическому;

Б) экологическому; Г) географическому.

6. Чем определяется сокращение численности популяции?

А) популяционными волнами;

Б) низкой частотой мутаций;

В) преобладанием смертности над рождаемостью;

Г) преобладанием рождаемости над смертностью.

7. Какие систематические категории НЕ образуются в результате макроэволюции?

А) виды; Б) типы; В) классы; Г) отделы.

8. Примером внутривидовой борьбы за существование являются отношения

А) черных и рыжих тараканов; В) черных тараканов с ядохимикатами;

Б) черных тараканов между собой; Г) черных тараканов и черных крыс.

9. Какая форма естественного отбора действует при относительно постоянных

условиях окружающей среды?

10. Какой фактор эволюции способствует возникновению преград к свободному

скрещиванию особей?

А) волны жизни; В) естественный отбор;

Б) модификации; Г) изоляция.

11. Чем НЕ характеризуется приспособленность растений к опылению ветром?

А) невзрачные цветки, собранные в соцветия;

Б) много сухой пыльцы;

В) наличие нектара;

Г) раннее цветение до появления листьев.

12. Какие приспособления у животных можно отнести к идиоадаптации?

А) мимикрия; В) четырехкамерное сердце;

Б) возникновение скелета; Г) теплокровность.

13. Что такое биологический прогресс?

А) возникновение новых приспособлений и более сложных форм жизни;

Б) усложнение организации, появление новых систем органов и процессов;

В) успешное эволюционное развитие систематической группы: высокая численность,

большое видовое разнообразие, расширение ареала;

Г) переход в более простую среду обитания.

14. К какой группе экологических факторов относится свет?

А) антропогенные; В) биотические;

Б) абиотические; Г) техногенные.

15. К каким факторам среды относятся турниры между самцами, забота о потомстве,

хищничество?

А) абиотическим; В) антропогенным;

Б) экологическим; Г) биотическим.

    Какие примеры иллюстрируют внутривидовую борьбу за существование?

    Синица затаптывает в гнезде своих птенцов при нехватке корма;

    В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких;

    Черная крыса вытесняется серой;

    Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов;

    Дельфин питается хищной рыбой;

    Птицы и млекопитающие распространяют семена.

    В состоянии биологического прогресса находятся

    Заяц-русак;

    Уссурийский тигр;

    Древовидные папоротники;

    Круглые черви;

    Карась обыкновенный;

    Ландыш майский.

Задание 3. Установите правильную последовательность этапов географического видообразования.

А) возникновение преград между популяциями вида

Б) сохранение естественным образом особей с признаками, полезными в данных условиях

В) утрата особями разных популяций способности к скрещиванию

Г) появление наследственных изменений в изолированных популяциях.

Ответ: _______________

Задание 4. Установите соответствие между признаком, характеризующим прыткую ящерицу, и критерием вида.

ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА

А) тело имеет бурую окраску 1) морфологический

Б) питается насекомыми 2) экологический

В) при низкой температуре неактивна

Г) размеры тела не более 28 см

Д) размножается на суше

Е) преимущественно населяет освещенные

Зачет по теме

«Популяционно-видовой уровень организации живой природы»

Вариант 2

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1 . Влияние биотических факторов среды на организмы рассматривает критерий:

А) географический; В) физиологический;

Б) экологический; Г) исторический.

2. Какой критерий является решающим при определении видов-двойников?

А) биохимический; В) морфологический;

Б) генетический; Г) физиологический.

3 . Сходство процессов питания и дыхания изучает критерий:

А) экологический; В) физиологический;

Б) биохимический; Г) генетический.

4 . Для определения вида недостаточно использовать только генетический критерий, т. к.

А) существуют виды-двойники;

Б) разные виды могут иметь одинаковый набор хромосом;

В) близкие виды могут занимать один ареал;

Г) близкие виды могут быть приспособлены к схожим условиям среды.

5. На основе какого критерия особи объединяются в одну популяцию?

А) выполняют одинаковые роли в биогеоценозе;

Б) имеют одинаковую кормовую базу;

В) свободно скрещиваются и занимают один ареал;

Г) соотношение полов составляет 1:1.

6. Чем завершается процесс микроэволюции?

А) образованием нового вида; В) образованием нового семейства;

Б) образованием нового отряда; Г) образованием нового класса.

7. Какая форма естественного отбора действует при изменяющихся условиях

окружающей среды?

А) стабилизирующий отбор; В) движущий отбор;

Б) разрывающий отбор; Г) дизруптивный отбор.

8. Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и

утверждал наследование благоприобретенных признаков?

А) Карл Линней; В) А.Н.Северцов;

Б) Чарльз Дарвин; Г) Жан-Батист Ламарк.

9. Какой формой борьбы за существование является поедание речным окунем своих

мальков?

А) межвидовой; В) с неблагоприятными условиями среды;

Б) внутривидовой; Г) внутривидовой взаимопомощи.

10. Что такое естественный отбор?

А) сложные отношения между живой и неживой природой;

Б) процесс образования новых популяций и видов;

В) процесс роста численности популяции;

Г) процесс сохранения особей с полезными наследственными изменениями.

11. Какое явление служит примером покровительственной окраски?

А) окраска пчелы; В) окраска пятнистого оленя;

Б) окраска кузнечика; Г) окраска хвостового оперения у самца павлина.

12. Какое из перечисленных приспособлений относят к ароморфозам?

Б) образование ластов у морских котиков;

В) трехкамерное сердце у амфибий;

Г) опыление цветков покрытосеменных насекомыми.

13. К каким факторам среды относятся свет, температура, химический состав почвы?

А) биотическим; В) антропогенным;

Б) экологическим; Г) абиотическим.

14. К антропогенным экологическим факторам относится (-ятся)

А) извержение вулкана; В) вращение Земли;

Б) вырубка лесов; Г) турниры между самцами.

15. Какое утверждение является НЕВЕРНЫМ?

А) биологический прогресс характеризуется расширением ареала;

Б) биологический прогресс характеризуется уменьшением численности вида;

В) биологический регресс приводит к вымиранию вида;

Г) главная причина биологического регресса многих видов в настоящее время –

хозяйственная деятельность человека.

Задание 2. Выберите три верных ответа из шести.

    К главным путям эволюции относятся

    Биологический прогресс; 4) Идиоадаптация;

    Биологический регресс; 5) Дегенерация;

    Ароморфоз; 6) Естественный отбор

    Каковы результаты действия естественного отбора?

    Образование новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

    Повышение организации и усложнение живых существ;

    Образование абсолютной приспособленности;

    Все виды достигают наивысшей ступени организации;

    Образование только относительной приспособленности;

    Многообразие видов.

Задание 3. Установите последовательность процессов, происходящих при образовании новых видов в природе.

А) в результате борьбы за существование и естественного отбора сохраняются особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Б) возникает новый вид

В) в популяции накапливаются наследственные изменения

Г) популяции оказываются географически или экологически изолированными

Д) через множество поколений популяции изменяются так, что их особи не могут скрещиваться с особями других популяций

Е) ареал вида расширяется или разрывается на части.

Ответ: ________________________

Задание 4. Установите соответствие между признаком крота и критерием вида, для которого этот признак характерен.

ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА

А) тело покрыто короткой шерстью 1) морфологический

Б) глаза затянуты пленкой 2) экологический

В) роет ходы в почве

Г) передние лапы широкие - копательные

Д) питается насекомыми

Е) размножается в гнездовой камере

В продолжение темы:
Купля-продажа

Недаром тыкву называют королевой осени. Ведь она содержит в себе огромное количество витаминов, а также таких элементов, как железо, фтор, кальций, калий и проч. Помимо этого,...

Новые статьи
/
Популярные