Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с орфографическим словарём Гласный безударный буква дает

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Враги, врачи, глаза, грачи, жара, сады, стада, страна, тазы, трава, часы, шаги, шары, шарфы, бока, вода, волна, гора, гроза, дожди, дома, доска, дворы, дрова, дрозды, коза, кора, коса, колосья, кольцо, кроты, моря, мосты, нога, ножи, нора, окно, они, оса, плоды, плоты, поля, полы, рога, роса, слоны, смола, сова, сомы, сосна, столбы, столы, сторона, толпа, тропа, холмы, ходы, берега, ведро, весна, весы, гнездо, дела, дерево, ерши, ежи, звезда, звено, земля, зерно, змея, леса, метла, меха, мечи, озеро, осень, перо, плечо, река, свеча, село, седло, сестра, следы, снега, стекло, стрела, стена, хлеба, хлева, цветы, винты, грибы, зима, игра, киты, лиса, листы, лицо, пила, письмо, плита, свинья, число, гряда, мячи, пятно, ряды, ядро, яйцо.

Варенье, повар, каток, лошадка, мастерская, площадка, танкист, больница, боец, домашний, ковер, кормушка, котенок, лосиха, лосенок, моряк, ночлег, осенний, плохой, поляна, скворец, скворечник, столяр, столовая, тропинка, весенний, вершина, верхушка, деревянный, лесник, птенец, снежинка, снежки, степной, живет, животное, лисята, тишина, чистота, пятерки.

1. У дедушки болит нога. 2. На стене часы. 3. Птенчик пищит в гнезде.

1. На лугу дети рвали цветы. 2. Суслики - враги полей. 3. В Ленинграде чудесные мосты. 4. Киты живут в морях и океанах.

1. У Нины глаза карие. 2. Этой весной было много дождей. 3. Сестра подклеила листы в книге. 4. Ученики выполняли упражнения с мячами.

1. На склоне горы пасутся стада. 2. На небе зажглась вечерняя звезда. 3. Все лицо Аленки стало красным. 4. Вода в реке была мутная.

1. Слоны живут стадами. 2. Яша принес полное ведро воды. 3. В лесу слышен звук пилы. 4. На фартуке большое жирное пятно.

1. Брат пишет письмо сестре. 2. Весной сады надели белый наряд. 3. Из сосны капает смола. 4. Дрозды клюют ягоды.

1. Мой пес белый с черным пятном на боку. 2. Поля и холмы покрыты снежным ковром. 3. Курам насыпали зерно. 4. У берез стройные стволы и белая кора.

1. Кормушка - это птичья столовая. 2. Садовник дал нам красные тюльпаны. 3. Ласточка свила гнездо над окном. 4. Быстро прошел летний дождь. В лесу много грибов.

1. Кроты роют ходы в земле. 2. Мы играли в игру «Кольцо, ко мне». 3. Какое число делится на три? 4. В горном озере вода как стекло.

1. У меня подушка из гусиного пера. 2. У козы острые рога. 3. В тишине слышны шаги сторожа. 4. Дрова убрали в сарай.

1. У свиньи - поросята. 2. У козы - козлята. 3. У совы - совята. 4. У грача - грачата.

1. Столы делает столяр. 2. Повар варит суп. 3. Моряк служит на флоте. 4. Боец стоит на посту.

1. Утром я ем яйцо и пью чай. 2. Спелые плоды гнули ветки к земле. 3. Трава от росы мокрая.

1. Лодка раскачивалась на волнах. 2. Все платье у Маши в цветах. 3. У Марины сегодня пятерка в дневнике.

У реки старый клен. Там, на верхушке, гнездо грача. Каждую весну грачи прилетают к своему гнезду.

За грибами.

Рано. На траве роса. Скорее в лес! Лена и Вера ищут в лесу грибы.

В классе.

В классе светло и красиво. Слева три окна. На стене портрет Ленина. У стола учительница. Она диктует слова. Мы пишем: Москва, Кремль, Красная площадь.

Воробей и ласточки.

Пришла весна. Ласточка слепила гнездо. Увидел воробей гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих сестер. Вместе они прогнали воробья из гнезда.

В лесу растет старая сосна. Под сосной нора лисы. В норе лисята. У лисы в норе чисто и тепло.

Замела метель все рыжие листочки. Легла под куст отдохнуть. Вдруг видит еще большой лист. Только это был не листик, а рыжий лисенок.

Лиса и гуси.

На лугу паслись гуси. Они щипали траву. Из леса вышла лиса. Гуси не заметили лисы. Плутовка совсем рядом. Схватила она гуся. Унесла своим детям в нору.

Наши друзья.

Птицы - наши друзья. Они поедают вредных насекомых. Птицы охраняют поля, сады, леса, огороды. Школьники заботятся о птицах. Он вешают в садах скворечники. Ребята, не разоряйте птичьи гнезда!

Хороша молодая березка в весеннюю пору! Растет березка в наших лесах. Любят русские это дерево. Про белую березку и в народных песнях поется.

Пришла весна. Солнце стало греть землю. На лугу коза с козлятами. А дальше лес. В лесу сочная трава. Козлята бегут в лес.

Ребята пришли в лес. На траве и кустах утренняя роса. Поют птицы. Стучат носом дятлы. Пушистая белка грызет шишки. У нее в гнезде бельчата.

Лосенок такой смешной. Губы толстые. Ноги длинные и тонкие. Лосенок бегает за лосихой. Пока еще лосиха кормит его молоком. Летом лосенок жует горькие осиновые веточки. Осенью ест грибы.

Солнце согнало снег с полей. В траве свежие стебельки. Почки на деревьях выпустили молоденькие листочки. Проснулась пчела от зимнего сна. Прочистила глаза мохнатыми лапками. Видит пчела, яркое солнышко светит. Везде светло и тепло. Выбралась из улья и полетела к цветку.

Лесной котенок.

Иду я с ружьем по лесу. Смотрю: на полянке котенок ходит. Хвост короткий. Глаза глупые. Котенок то за мухой бегает, то цветок лапой ударит. Тут шмель попал на глаза. Стукнул котенок шмеля задней лапой. Сильный он. Вырастет лесной котенок и станет рысью.

Кормушки.

Засыпала зима поля снегами. Покрыла землю белым ковром. Голодные птицы летят к жилью. Жалко детям пернатых друзей. Развесили они в садах и парках кормушки. Насыпали зерна, крошек. Положили ягод. Слетаются к кормушкам воробьи, синички, снегири. Радостно щебечут, словно благодарят ребят.

Образование гласных звуков, их отличие от согласных, слабая и сильная позиции гласных звуков, ударные и безударные гласные звуки и их обозначание буквами, слогообразование, орфограммы-гласные.

В русском языке 10 гласных букв 10: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е и всего
6 гласных звуков : [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И ] .

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит через гортань и ротовую полость между голосовыми связками и не встречает преград. Гласные звуки состоят из голоса при полном отсутствии шума.

Согласные звуки отличаются от гласных тем, что при образовании согласных воздух встречает в полости рта преграду, создавая шум. Согласные состоят из голоса и шума (звонкие) или только из шума (глухие).

Если слово состоит из нескольких слогов, от один из них звучит с большей силой, более четко, чем остальные. Такой называется ударным, а произнесение слога с большей силой и длительностью — ударением .
Гласный звук ударного слога — ударный звук , гласные безударных слогов — безударные гласные.

Положение под ударением — сильная позиция для гласных. Здесь гласные произносятся отчётливо. Различают 6 основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И] .

Ударные гласные звуки и буквы, которыми они обозначаются.
Звук Буквы Пример
[а] а азарт[азарт]
я мял [м’ал]
[о] о нос [нос]
ё нёс [н’ос]
[у] у тур [тур]
ю тюк [т’ук],
парашют [парашут]
[и] и тип [т’ип]
[ы] ы мыло [мыло]
и после ж, ш, ц жила [жыла]
шило [шыло]
цирк [цырк]
[э] э мэр [мэр]
е лес [л’эс]

Позиция гласных в безударном положении — слабая позиция .
В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем ударные, ослабленно, более кратко. Звук видоизменяется и может не соответствовать букве, которая используется при написании слова, поэтому безударные гласные — это .
Без ударения различают меньше гласных звуков, чем под ударением – всего 4 гласных безударных звука: [А], [У], [Ы], [И] .

Качество безударного гласного зависит от твёрдости или мягкости предшествующего согласного звука. Один и тот же безударный гласный звук может обозначаться разными буквами на письме.

В безударном положении не могут произносится звуки [о], [э] и обозначаемый буквой я звук [а] после мягких согласных. Буква о обозначает в безударном слоге звук [а], буквы е, э и я — в безударных слогах звук между [и] и [э].

Безударные гласные звуки [а], [у]. [и], [ы] и буквы, которыми они обозначаются
звук буквы Условие Пример
[а] а в начале фонетического слова,
после твердых согл.
артист[арт’ист];
корова [карОва];
шокирован [шак’ираван]
я после парных мягких,
после [й’]
азарт[азарт]
о после твердых,
в начале фонетического слова
тома [тама];
шокирован [шак’ираван];
окно [акно]
[у] у в начале слова,
после твердых и мягких ([ч’], [щ’])
урок [урок];
дуга [дуга];
шуметь [шум’эт’];
чудеса[ч’уд’эса]
ю после парных мягких,
непарных твердых,
после [й’]
любит [л’уб’ит],
жюри [жур’и] ([ж’ур’и]),
ютиться [й’ут’ица]
[ы] ы после твердых согл. (кроме ж,ш), после ц вымыть [вымыт’],
цыган [цыган]
е после твердых согл. те стировать [ты ст’ирават’],
же лтеть [жы лт’эт’],
шестой [шыстой’]
а после твердых шипящих и ц лоша дей [лашы д’эй’]
и жи вот [жы вот],
шишка [шышка],
циркач [цыркач’]
о после твердых шипящих и ц шоколад[шыкалат],
Цокотуха[цыкатуха]
[и] и в начале фон.слова,
после мягких согласных
игра [игра],
пирог[п’ирОк]
э в начале фон.слова этаж [иташ]
а после мягких согласных часы [ч’исы]
е лежать [л’ижат’]
я ряды [р’иды]
  • А, О, У, Ы, Э — буквы, которые обозначают один звук; согласные перед этими буквами (кроме всегда мягких [ч’], [щ’]) читаются твердо: лама [лама], кора [кара], бутон [б утон], быт [быт]; но, [ч’ ащ’ а], часы [ч’и с ы].
  • Я, Ё, Ю, И, Е — буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]): миля [м’ил’а ], тёрн [т’орн ], любя [луб‘а ], ленив [лэнэиф]; НО, шишка [шышка], жёлтый [жолтыйэ], цирк[ц ырк].
  • Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Могут обозначать один или два звука:
    • Если эти буквы стоят после согласных, то они обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: м яч[м‘а ч], тёрн [т‘о рн], тюль [т‘у л’], пена [пэ на].
    • Эти буквы согласный звук [й’] и соответствующий гласный звук (я — [й’а], ё — [й’о], ю — [й’у], е — [й’э] ), если они стоят
      • в начале слова: яд [й’ат ], ёж [й’о ш], юнга [й’унг], егерь [йэ ‘гер’];
      • после гласных: боевик [бай’эв’ик], паяц [пай’ац];
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: объем [абй’ом ], обезьяна [аб’из’й’ана], съезд [сй’э ст].
    • [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.
    • В транскрипции (в обозначении звуков) буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
  • Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ]

Орфограммы — гласные:

  • безударные гласные в корне:
    • проверяемые ударением;
    • чередующиеся;
    • непроверяемые (словарные);
    • гласные и и ы в начале корня после на согласные.
  • Гласные в приставках:
    • в приставках пре — и при — ;
    • в остальных приставках.
  • Гласные (не после шипящих) в суффиксах разных частей речи:
    • существительных;
    • прилагательных;
    • спрягаемых форм глагола;
    • причастий.
  • Гласные в окончаниях слов:
    • в существительных и числительных;
    • в прилагательных, числительных и причастиях;
    • в глаголах.
    • в корнях;
    • в суффиксах и окончаниях:
      • под ударением;
      • без ударения.
  • Гласные после шипящих, ы и и после ц в разных частях слова:
    • в корнях;
    • в суффиксах и окончаниях:
      • под ударением;
      • без ударения.

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

Гласными называются звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слоги способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные.

В русском языке шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как

я, ё, ю, е, обозначая звуки [а], [о], [у], [э], имеют еще и дополнительные функции (обозначения мягкости согласного или звука [j] на письме).

Слышимые нами различия в гласных связаны с формой ротовой полости - резонатора, который изменяется в зависимости от продвижения языка вверх, вниз, вперед, назад, - и отверстия, образуемого губами. В зависимости от этого различаются гласные различного подъема (спинка языка двигается вверх или вниз), ряда (язык двигается вперед или назад), а также лабиализованные или огубленные (губы вытягиваются в трубочку) и нелабиализованные или неогубленные (губы не вытягиваются вперёд). Это основные характеристики гласных звуков.

Ударные гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Сравните слова мал, мол, мул, мыл, которые мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных.

В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т. е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и длительность звучания (бурундук [бурундук]) или бывают более существенными: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится не отличим от другого гласного (леса - лиса [л"иса], сравните: леса - лиса [л"эса = л"иса]). Отсюда трудности, возникающие при написании слов с безударными гласными. Понятно, что если меняются только сила и длительность произношения звука, то он сохраняет способность выполнять смыслоразличительную функцию (пустой [пустоj] - постой [пастоj]), а если меняется его качество, то эта функция утрачивается и могут (при совпадении всех других звуков в словах) возникнуть омофоны ([л’иса] - леса - [л’иса] - лиса).

Гласные звуки, характеристики которых изменились настолько, что они стали не сопоставимы по звучанию ни с одним ударным гласным, в иранскрипции обозначают знаками [ъ] (сильно редуцированный гласный звук после твёрдого согласного: к датам [гдатъм]) и [ь] (сильно редуцированный гласный звук после мягкого согласного: детям [д’эт’ьм]). Безударный звук, имеющий сходство с тем или иным ударным, можно обозначать тем же знаком, но без символа ударения (вина [в’ина] - вино [в’ино]).

Степень изменения гласного звука (редукции) зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному он находится (барабан [бърабан]).

Русский язык, как известно, один из богатейших в мире. Лексическая структура настолько разнообразна, что кроме общепринятых правил существуют дополнительные положения, исключения и прочие инструменты, способствующие графическому изображению устной речи. Орфография объединяет правила о том, как корректно писать слова и значимые их части. В дисциплине содержатся сведения о дефисных и раздельных начертаниях, употреблении и способах переноса. Всю эту систему называют еще правописанием. Существует три принципа построения конструктивных элементов речи: морфологический, фонетический и семантический. В статье рассмотрим некоторые основные правила, которые содержит язык (русский).

Безударная гласная: общие сведения

Пользуясь графикой, правописание формирует начертание слов в одном правильном образе и грамматической форме. Благодаря данной системе конструкции имеют один-единственный графический образ. Он обычно обладает определенным значением, не связанным со звуковой стороной элемента речи. Все безударные гласные в корне можно разделить на несколько групп. Для каждой из них существуют свои правила. В статье рассмотрим, что собой представляют слова с безударными гласными.

Распространенные случаи

Начнем изучать безударные гласные, проверяемые ударением. Разберем для начала термин. Проверяемые безударные гласные представляют собой элементы, которые вызывают определенные сомнения при написании в ряде случаев. Для устранения этих сложностей существуют слова, в которых сомнительные звуки находятся в сильной позиции. Благодаря этому пишущий видит, как нужно правильно написать безударные гласные в корне. Например: вода (водный) или жара (жар), лиса (лисы). В этих присутствуют проверяемые безударные гласные.

Словарные конструкции

Выше была описана безударная гласная корня, проверяемая ударением. Рассмотрим случаи, когда в речи нет конструкции, в которой было бы ясно, как следует писать букву в "слабой" позиции. То есть присутствует непроверяемая безударная гласная. Такие элементы в достаточном количестве содержатся в справочной литературе. Их нужно запомнить. Это, например, какие слова? Безударные гласные есть и в заимствованных, и в исконно русских конструкциях: винегрет, утилитарный, палисадник, привилегия. В этот же список можно включить слова антагонизм, бифштекс, канонада, инициатива, макака. Сюда же относятся слова бриолин, демагог, кобура, бадминтон, дирижабль, кабала, криминология, панорама, оптимизм, панегирик. Также в списке имеются достаточно известные понятия: смятение, наваждение, вестибюль, волынка, деликатес, иждивение, макулатура, оказия. Непроверяемая безударная гласная присутствует в таких элементах, как: пластилин, диапазон, конфорка, обаяние, кощей, туннель, абориген, эсперанто. И это далеко не весь список. В начале изучения этих конструкций пишущие часто обращаются к справочной литературе.

Соединительные буквы

В речи применяются разные слова с безударными гласными. В некоторых конструкциях буквы выполняют соединительную функцию. Такая необходимость возникает в случаях образования сложных конструкций. Как правило, такие структуры состоят из двух Соединительную функцию выполняют определенные буквы. В этих случаях несложно запомнить, какие безударные гласные присутствуют в конструкциях.

Так, при сращении частей интернационального характера применяются "е" и "о". Соединительная гласная используется в письме после парных и одновременно В этом случае используют "о". После парных и одновременно мягких, а также шипящих "ц" и "ж" используется "е". Примеры слов, где встречаются такие буквы: мировоззрение, сторублёвый, мышеловка, сенокос, грязеводолечебница, овцеводство, древнерусский, тысячелетний, москворецкий, девяностолетний, диктофон. В этот же список можно включить: работодатель, одноразовый, пылесос, свежеокрашенный, мореплаватель. К рассматриваемой категории относят: общедоступный, звукорежиссёр, маслосыроваренный, чаепитие. Среди таких конструкций также присутствуют: коневодство и конокрад, кровеносный и кровоподтёк, песнетворчество и песнопение, дальнеприцельный и дальнозоркий и другие.

Буквы "о", "а", "я", "и", "ы"

Рассмотрим другие с безударными гласными. Букву "о" принято писать после "е" или "и" в конструкциях, которые имеют первую часть с основами на -ей, -ия и -ея. Например: бактерия (бактерионоситель), религия (религиоведение), химия (химиотерапия), трахея (трахеобронхит), история (историография), музей (музеология, но исключение: музееведение). В ряде случаев предусмотрено вместо "е" и "о" использовать буквы, совпадающие с падежными окончаниями речевых элементов, основные части которых присутствуют в сложных сочетаниях. Применяются:

1. "Я" - в словах, которые имеют первую половину:

  • "себя" (к примеру, себялюбивый; но есть слова-исключения: себестоимость);
  • "время" (пример: времяпрепровождение, времяисчисление);
  • "имя": (имяславие);
  • "семя" (семязачаток; но исключения: семенохранилище, именослов, семеноводство).

2. "А" - в таких речевых элементах, как "сумасшедший" и "умалишенный", а также в конструкциях, которые в первых частях имеют:

  • "сорока-" (сорокасвечовый, сорокалетие, сорокачасовый; но: сорокоуст, сороконожка);
  • "полутора-" (полуторагодовалый, полуторатонный, полуторасталетний).

"И" и "ы"

Буква "и" употребляется в словах, которые имеют в первых половинах некоторые числительные. Примеры: семимесячный, десятилетка, шестидесятилетие, тридцатитомный, триединый, трилистник, триипостасный, триединство (но: треножник, треугольный). К этому же списку относят такие конструкции, как: вертихвостка, сорвиголова, дяди-Стёпин, вырвиглаз.

1. В сложных словах (в окончании их первых половин) ставятся "и" и "а":

  • авиа-, аква-, мега-, медиа-, макси-, милли-, мини- (а также все слова, имеющие такие первые части).

2. Буква "и" употребляется также в словах с частями:

  • -метрия (например, дозиметрия);
  • -фицировать и -фикация (например, электрифицировать).

3. Буква "ы" присутствует в таких элементах речи, как, например, "Анны-Петровнин" или "бабы-Дусин".

Заимствованные конструкции

Есть такие речевые элементы, к которым нельзя применить правила орфографии. Это происходит в тех случаях, когда относятся к разным языкам. Например, безударные сочетания "ра", "ла", (врата, глава), являясь неполногласными, имеют старославянское происхождение и всегда пишутся с буквой "а". В корне же слов с таким сочетанием, употребляемых сегодня, соответствует "оро", "оло" (ворота, голова).

Правила орфографии нельзя распространить на иноязычные конструкции, так как слова с безударными гласными могут отличаться от тех, в которых сомнительный компонент находится в сильной позиции.

Правила для речевых элементов с чередующимися "о" и "а"

У некоторых глаголов в совершенном виде (если это слова с безударной гласной "о" например) нельзя использовать для проверки глагольные конструкции в несовершенном. Например: опоздать - поздно, а не опаздывать; проглотить - глотка, а не проглатывать и так далее. Другими словами, в этих случаях нельзя пользоваться для проверки глаголами с несовершенным суффиксом -ива- (-ыва-). Также в сомнительном случае "топтать" следует использовать форму "топчет", но не "втаптывать".

Случаи чередования "е" и " и"

Внимательно следует относиться к написанию слов с омонимичными корнями. В таких конструкциях сомнительные элементы произносятся одинаково, но при написании они обозначены разными буквами. Можно сравнить попарно: посидеть (сидя) и поседеть (сед). После мягкой согласной и шипящей буква "е" произносится в соответствии с ударением как "е", так и "о". При письме обозначается как "е", так и "ё". Пример: шелестеть (шелест) и шелка (шёлк).

Написание сомнительных букв после "ц"

При написании нерусских собственных имен, к примеру, географических названий, после согласной "ц" в словах следует писать "ю" и "я". Пример: Цюрих. Если слог ударный, то писать следует "о", в случае если буква так и произносится. Ее же следует писать в производных от этого слова. Пример: цокать, цокотать. Также использовать букву "о" следует в иноязычных словах. Пример: герцог. При написании слов с буквой "ц" в корне следует писать букву "и", а не "ы", например, в слове "цирк". Но в этом правиле существует ряд исключений, когда в слове необходимо писать букву "ы": цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и производные от них. Их следует запомнить.

Трудные случаи в орфографии

Существуют некоторые конструкции, которые не попадают под правила. Их необходимо запомнить. Например, при написании такого слова, как "бархат", в сильной позиции употребляется буква "а" (бархатистый), а вот в безударном положении использовать следует "о" (бархотка). При написании такого речевого элемента, как "детвора", в слабом положении следует писать "е". Эта же буква применяется и в основном слове "дети", где под ударением находится и пишется "е", и в производном от него - "детский". Однако при написании элемента речи "дитя" использовать следует букву "и". Так же как и в слове "дитятко", где под ударением пишется "и". Сложности могут возникнуть с таким речевым элементом, как "магнит". Это слово (греческое по своему происхождению) в ряде однокоренных конструкций имеет ударный гласный "е", а в слабом положении звук обозначен как "е", так и "и". Пример: магнит, магнетик; магнитола, магнетизм.

Присутствие таких вариантов в орфографическом написании поддерживается побочным ударением во вводной части сложных слов на буквы "е" или "и". Так же они различаются и при произношении. В корне финансового термина "дебет" второй гласный в однокоренных словах всегда является безударным. В такой конструкции, как "дебетовать", он передается буквой "е", а в слове "дебитор" - буквой "и". В основах таких слов как "инфекция" и "дезинфекция" в положении ударения пишется "е". В слабой позиции употреблять следует "и". При написании различие в использовании букв можно объяснить происхождением источника основы. В таких случаях определение правильности написания осуществляется при помощи справочного издания.

Роль правописания в практике

Орфография выполняет функцию средства языкового общения в письменном виде. Этот факт, несомненно, делает ее довольно значимой дисциплиной для общества. Орфография и вся система развития звуковой базы языка в целом находятся в постоянном взаимодействии. Принятые правила правописания являются обязательными для всех пишущих людей, не важно, составляет человек письмо, статью, заявление или подает объявление в газету. Не зря орфографию начинают изучать с начальных классов. Для детей она входит в обязательную школьную программу как один из основных предметов. При написании исконно русских или следует использовать строго установленные правила. Если сомнительное положение не подчиняется ни одному из них, то следует обратиться к справочной литературе, найти сложный случай и постараться запомнить его.

В русском языке гласных букв - 10, гласных звуков - 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] - лёд [’о], лес [’э] - мэр [э], бур [у] - люк [’у],
  • безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе - [э и ] (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией - второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное - на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й"олка], Яна [й"ана], енот [й"инот];
  2. после гласного: заяц [зай"иц], баян [бай"ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч"й"и], подъём [падй"ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й"и], е → [й"и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

В продолжение темы:
Техосмотр

Правильно приготовленная индюшиная печень в сметане получается мягкой и нежной, с приятным вкусом и ароматом. Вкусное и полезное блюдо, которое понравится даже тем, кто...

Новые статьи
/
Популярные