Кафе сретение. Трапезная «Несвятые святые. — Как финансируется Сретенский монастырь

«Журналистские догадки мне за пятнадцать лет изрядно надоели»

— Я в вашем книжном шкафу заметила книгу Михаила Зыгаря «Вся кремлевская рать». Читаете ее?

— Мне эту книгу принесли несколько месяцев назад, да я никак не соберусь открыть. Видите, закладки? Мне сказали, это в тех местах, где обо мне написано.

— Теперь я просто обязана спросить: почему СМИ называют епископа Тихона (Шевкунова) духовником Путина?

— Такие вещи в американской юриспруденции называются «attorney client privilege» — право адвоката на неразглашение информации, полученной от клиента.


— Подобного рода журналистские вопросы и догадки мне за пятнадцать лет изрядно надоели.

— Давайте перейдем к другой сложной теме — как настоятель, вы понимаете устройство экономики Русской Православной Церкви?

— Как настоятель, я понимаю, как устроена экономика нашего монастыря. Что касается бюджета Патриархии, то, насколько мне известно, он состоит из отчислений епархий и пожертвований христиан.

— Сколько отчисляет в Патриархию ваш монастырь?

— Сретенский монастырь перечисляет в Патриархию ежегодный взнос — он год от года меняется, но порядок — от 3 до 5 млн руб. в год. Если ситуация сложная, и все средства уходят на поддержание жизнедеятельности монастыря, то Патриарх освобождает от взносов на общецерковные нужды. Такое бывает повсеместно с возрождающимися и строящимися храмами; первые особо сложные годы и мы не перечисляли средства в Патриархию.

— Ежегодный взнос переводите на счет Патриархии?

— В какой банк?

— Если не ошибаюсь, в Сбербанк.

«Мы можем зарабатывать и зарабатываем сами»

— Как финансируется Сретенский монастырь?

— Главный источник — наше монастырское издательство. Мы издаем до четырехсот наименований книг: это духовная, историческая, научная и художественная литература. Второе: у нас есть сельскохозяйственное производство — кооператив «Воскресение» в Рязанской области, мы его в 2001 году взяли в совершенно разоренном виде.


— Кажется, у вас еще есть кафе «Несвятые святые».

— Это позиция, скорее, затратная. Небольшое кафе, куда люди ходят после воскресной службы пообщаться, для этого мы его и создали. Да, еще поступают деньги от храма — но с тарелкой во время служб у нас никто не ходит, прихожане сами оставляют на содержание храма столько, сколько считают нужным.

— Есть еще свечи.

— Свечи у нас можно взять бесплатно или положить какую-то небольшую сумму. Дорогие чисто восковые и большие свечи имеют некую стоимость.

— Во сколько вам обходится содержание монастыря?

— Это большие средства, не вижу нужды их оглашать. На нашем содержании высшее духовное заведение, созданное в монастыре, — семинария. В прошлом году в ней обучались 250 человек. Семинаристы — шесть лет на полном пансионе.

— Бывший бухгалтер патриархии Наталья Дерюжкина оценивала ежегодное содержание двух семинарий — Москвы и Санкт-Петербурга — в 60 млн руб. Сколько из этой суммы вы тратите на содержание семинарии? Половину?

— Примерно. Братия монастыря сама зарабатывает средства на семинарию, на содержание и текущий ремонт всего монастыря, на помощь детскому дому, в котором воспитываются 100 детей, на сайт, на многие наши просветительские проекты, на благотворительность. На все это мы можем зарабатывать и зарабатываем сами.


— Есть ведь жертвователи…

— Да, конечно. Помощь благотворителей очень важна, и мы искренне им всем благодарны. Когда-то, в течение нескольких самых сложных лет возрождения разрушенного монастыря, нам очень помогал Сергей Пугачев (бывший сенатор и экс-владелец Межпромбанка, приговоренный в феврале 2016 года Высоким судом Лондона к двум годам лишения свободы; в данный момент находится во Франции. — РБК). Чтобы было понятно соотношение заработанного самими монахами и полученного от пожертвований на монастырь, то и в лучшие годы благотворительные средства составляли не больше 15% от бюджета на содержание монастыря. Но в случае нового строительства необходима помощь. Так произошло, когда мы поняли, что размеры нашего храма для прихода уже безнадежно малы, и взяли благословения святейшего патриарха Кирилла на строительство нового храма.

— Я знаю, вам «Роснефть» помогает.

— Да, без нее и без помощи иных благотворителей мы бы не построили новый храм. Но и братия монастыря не остается в стороне: 370 млн руб., все средства, полученные от реализации почти двухмиллионного тиража моей книги «Несвятые святые» мы направили на строительство.


— Вам действительно много помогает бизнесмен Константин Малофеев?

— Фонд «Святителя Василия Великого» (учредитель фонда — Малофеев. — РБК) дважды участвовал в частичном финансировании наших исторических выставок в Манеже, а один раз перечислил на содержание семинарии 50% необходимого бюджета. Вообще, благотворительная помощь — это ведь не нечто постоянное. За семнадцать лет существования семинарии мы получали такую помощь от благотворителей лишь трижды, в остальные годы обходились сами.

— Вас вопросы о деньгах раздражают?

— Скорее, удивляют. Мне, честно говоря, всегда казалось, что такие вопросы, мягко говоря, неэтичны. На всякий случай предупрежу: если где-нибудь в Германии, или в Англии, или во Франции вы будете вести беседу на подобные темы, разговор моментально будет прекращен. Но, повторюсь, если вам и вашим читателям это столь интересно, я готов ответить. Если еще о помощи — однажды мы, например, провели акцию по раздаче бесплатных Евангелий. Их издали на средства Олега Дерипаски. Это не относится собственно к Сретенскому монастырю, но наш совместный проект «Исторического парка» на ВДНХ был подготовлен общими трудами правительства Москвы, Патриаршего совета и компании «Норникель».

«Мне приходится взаимодействовать с широким кругом лиц»


— У вас, если я не ошибаюсь, большое число влиятельных знакомых.

— Я председатель Патриаршего совета по культуре, и мне действительно приходится взаимодействовать с широким кругом лиц, в том числе известных в обществе.

— Я о другом, скорее. Вам с представителями государства легко общаться? Вы меня простите, пожалуйста, но я постоянно ловлю себя на мысли, что сотрудники ФСБ — оно у вас тут как раз под боком — фигурально выражаясь, яблоки от той яблони, которая расстреливала священников в советские времена.

— Я понимаю, что вы, как журналист, обостряете вопрос. Но ставить знак равенства между зверствами чекистов, репрессировавших и уничтожавших собственный народ, и нынешними военными, служащими в правоохранительной сфере, можно только в неизлечимом сознании ультралиберала. При таком подходе я должен отказаться и от разговора с вами, заявив: «Поскольку ваши предшественники, журналисты прежних информационных агентств и изданий, много лет нагло лгали всему миру и своему собственному народу, я с вами общаться не намерен!»

— Когда лгали? Тогда? Сейчас?

— Насчет того, что происходит сейчас, вам виднее. Но я в данном случае говорю о советских временах, когда журналисты порой лгали так, что краснели все кругом, кроме них. Есть многочисленные ныне действующие ведомства, работавшие не только в СССР, но и в прежние весьма далекие времена. Мы должны понять — изменился сегодня даже в карательных органах вектор отношения к народу, к отдельному человеку, к Церкви, или же нет? Есть сейчас команда от государства репрессировать Церковь? Нет.


— А в этой позиции нет противоречия? Сейчас нет гонений на РПЦ, но вступится ли Церковь за тех, кого подвергают репрессиям?

— Если будут несправедливые гонения — обязательно вступится.

— Согласитесь, тем не менее, происходят парадоксальные вещи — в школах предлагают ввести единый учебник истории, в котором Иосиф Сталин выглядит едва ли не эффективным менеджером. И есть клирики, придерживающиеся той же позиции (в частности, священник Евстафий Жаков, настоятель Храма Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, открыто выражал свое уважение к Сталину и даже повесил в храме икону с изображением генералиссимуса. — РБК).

— В том варианте будущего учебника, который я видел, оценка сталинского периода представлена весьма сбалансированно. Если у вас есть вариант учебника с иной интерпретацией, пришлите его мне, пожалуйста. Среди сегодняшнего духовенства есть самые разные взгляды на личность Сталина, но при этом я ни разу не видел священника, который бы сказал: «Сталин — мой идеал!» и тем более оправдывал бы репрессии или хотя бы снимал личную ответственность Сталина за них.

— Вам не кажется, что Церковь во взаимоотношениях с государством проходит маятниковые периоды? Любовь — ненависть. Сейчас, например, любовь. Значит, должна вернуться ненависть.


— Больше девятисот лет — со времени Крещения Руси — любовь. Потом несколько десятилетий — ненависть. Так, по-вашему? Скорее, здесь все сложнее. Что касается сути вашего вопроса — о взаимодействии Церкви и государства — у нас сегодня доминирует позиция о несомненной разумности и обоюдной пользе от отделения Церкви от государства. Ни о каком объединении двух институтов — государства и Церкви — речи быть не может. Это принесет только вред.

— Почему же складывается ощущение, что Русская Церковь и власть идут рука об руку?

— Ну и пусть идут рука в руку там, где это нельзя не приветствовать. Вместе Церковь и государственные институты занимаются благотворительностью, помощью нуждающимся, сохранением древних памятников культуры, имеющим отношение к Церкви и ее истории. А еще проектами в области культуры, исторической науки, некоторыми общими дипломатическими программами. Но вы, конечно же, говорите о политике?

— Да.

— Могу вас успокоить: в Русской Церкви давно принят закон о том, что священники и епископы не должны участвовать в политической жизни страны.

— Тем не менее представители Церкви довольно активно высказываются на политические темы.


— Представители многих общественных организаций высказывают свое мнение относительно широкого спектра общественных, культурных и политических явлений, но это не означает их реальное участие в политике государства.

— Отец Всеволод Чаплин активно высказывался в поддержку жителей Донбасса.

— Отец Всеволод Чаплин — это отдельный разговор.

— Да, но Чаплин не одинок. Например, настоятель церкви под Петербургом открыто освящает бронежилеты для ополченцев ДНР.

— Ну и в чем криминал? Бронежилет позволяет сохранить жизнь.

— Если говорить об отце Чаплине, он в последнее время требует раскрыть статьи доходов и расходов РПЦ.

— Так вот в чем дело: ваше интервью о церковных финансах — это такой своеобразный привет нам от отца Всеволода?! Что ж, есть специальные органы финмониторинга, пусть они компетентно и ответственно все проверяют.

«Я слышу и знаю, что встречаются и злоупотребления со стороны церковных властей в каких-то епархиях»

— Как вы относитесь к закону о возвращении религиозного имущества? У вас, кстати, монастырь не в собственности?

— Нет. Бессрочное и безвозмездное пользование. Все в монастыре — собственность государства.

— Почему? Вам так удобнее?


— Так сложилось.

— А вам давали деньги по федеральной программе «Культура России»?

— Один раз десять лет назад — на восстановление фресок в храме. Но давали не нам, а реставрационной организации, которая эти фрески замечательным образом восстановила. В чем еще отчитаться? Городские власти выделили средства на брусчатку для древней части монастырского двора.

— Насколько я знаю, вы возглавляете общественный совет при Росалкогольрегулировании. Зачем вам это нужно?

— Очень нужно. Семь лет назад по благословению Патриарха Кирилла был создан Церковно-Общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Сопредседателями стали писатель Валентин Распутин и я. Через несколько лет меня позвали возглавить общественный совет при Росалкогольрегулировании. Для меня главная задача работы — снижение потребления алкогольной продукции в стране, в первую очередь среди подростков и молодежи. Кое-что мы сделали: по последним данным, за шесть лет употребление алкоголя в России упало на 18%.

— Вашими молитвами?

— Молитвами и общими трудами многих людей.

— Насколько я поняла, священникам в Москве живется легче, чем в провинции — на периферии выше процент епархиальных отчислений, прихожан в разы меньше, да и люди беднее. Священники жалуются.

— Насчет того, что выше процент отчислений — здесь я не в курсе.


в основном знаю приходскую жизнь лишь Псковской епархии, которую сам описал в книге «Несвятые святые». У меня друзья из весьма бедных священников, которые со своей зарплаты еще и бабушкам помогали. Вот покойный отец Никита и отец Виктор вообще ничего в Псковскую епархию не платили, потому что нечем было — совершенно нищие приходы. Но это мое знание епархии лет десять назад. Конечно же, я слышу и знаю, что встречаются и злоупотребления со стороны церковных властей в каких-то епархиях. Что ж, если так, то это — беда.

— Я ведь вам не первая о таких проблемах говорю.

— Нет-нет.

— Тем не менее на последнем Архиерейском соборе об этом речи не было.

— Финансовые темы не были предметом обсуждения на Архиерейском соборе.

Я очень хорошо помню, откуда я впервые услышала о книге «Несвятые святые». Это было во время нашего посещения в 2012 году Музея Гоголя. Тогда экскурсовод ей восхитилась, я запомнила и чуть позже купила себе книгу, которая после прочтения произвела на меня колоссальное впечатление: увлекла, поразила, заразила. Вы читали?
И когда я в увидела приглашение на экскурсию по Сретенскому мужскому монастырю, организованную монастырской паломнической службой, то, конечно, очень захотела на неё попасть.
Если, кто-то ещё не в курсе или забыл, то епископ Тихон (Шевкунов), написавший ту самую книгу «Несвятые святые», является наместником Сретенского монастыря. Да, теперь он уже епископ![ Нажмите, чтобы прочитать ]

Сам монастырь был основан в 1397 году в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Как гласят летописи, в 1395 году крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый из Владимира-на-Клязьме. После этого, через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Москва была спасена. Через 2 года на месте появления образа Богородицы и был основан Сретенский монастырь.

Список той самой Владимирской иконы. Оригинал, если не ошибаюсь, находится в Третьяковке.

Конечно, первоначальные постройки не сохранились. В 1930 году почти всё было разрушено большевиками, в том числе и самый древний на то время храм Марии Египетской. В уцелевших помещениях находились учреждения НКВД. Сегодня самое древнее здание — это собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери 17 века. Лишь в 1991 году монастырь был снова открыт для верующих, здесь возродилось монашеское братство. Сегодня монастырь действующий, здесь живет около 40 монахов.

Старый собор.

Редкая икона «Царственные мученики»

Икона Владимирской Божией Матери, принадлежавшая Иоанну Крестьянкину, привезенная из Псково-Печерского монастыря.

Экскурсовод повел нас по лестнице вниз, как оказалось, в нижний храм. Здесь словно чудо предстала перед нами копия Туринской плащаницы, материи, в которую был обёрнут Христос после распятия.

Единственная копия в натуральную величину, привезенная из Ватикана, в России.

На полу мозаичные рыбы — символ христианства.

На территории монастыря по настоянию епископа Тихона в 2013 году было начато строительство нового храма — Храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Говорят, что доходы от продажи книги «Несвятые святые» в том числе идут на обустройство монастыря.

В мае 2017 года Храм был освящен Патриархом Кириллом.

Белый владимирский известняк. Высота храма — 61 метр.

Храм открыт, но зайти можно только по стеночке, посмотреть. Ещё идут работы и дальше не пускают.

Жены-миpоносицы

В этот новый храм были перенесены чудотворные мощи Святого Иллариона Троицкого из собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери. К ним в настоящее время есть доступ.

Невероятно красивые люстры и потолки. Да, вообще, всё потрясающее.

Фрески на лестнице.

Территория монастыря ещё обустраивается, например, строят новую трапезную.

А это знаете что? Сретенская духовная семинария — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. Ректор здесь сам настоятель монастыря епископ Тихон.

Здание сооружено на основе пятиэтажной школы.
С двух сторон майоликовые панно: Святой Пророк Иоанн Предтеча — Ангел пустыни и сцены из жития Иллариона Троицкого, покровителя монахов и семинарии.

Экскурсовод неожиданно провела нас внутрь семинарии.

При входе герб семинарии — Ангел, ведущий отрока к Христу.

Холл первого этажа.
В здании три этажа учебные, остальные — жилые (кельи). Жаль, что нам не показали аудитории. Но я после нашла в Инете фото — это невероятно красиво, со вкусом и очень современно. А какая там библиотека! А кельи! Не поленитесь, посмотрите виртуальную экскурсию по семинарии http://sdsmp.ru/excursion/. Вы, думаю, поразитесь:).

Хоть классы мы не посмотрели, зато подивились огромному панно первого этажа «Христос и ученики».

Перед фреской большой интерактивный экран — нажимаешь и смотришь, кто изображен.

«Несвятые святые». Узнаёте?

Удивились найдя Гоголя и Достоевского. Экскурсовод объяснила это тем, что настоятель особо почитает этих писателей.

Очень, конечно, хотелось во время экскурсии встретить самого отца Тихона, но не случилось. Говорят, он, бывает, служит службы и даже исполняет послушания.

После экскурсии вышли на улицу Большая Лубянка и обнаружили двери «церковной лавки». Здесь достаточно большой книжный магазин, магазин продуктов (регулярно привозят свежее молоко, творог) и даже тематическое кафе…

В этот раз у нас не было время отобедать здесь. Но я думаю, что обязательно ещё раз приду в Сретенский монастырь и тогда может быть посижу и в литературном кафе со столь тёплым для меня названием.

Спасибо огромное за экскурсию сообществу mosblog , паломнической службе Сретенского монастыря и лично Юлии rijaya_koshka !

Кафе «Несвятые святые» в Москве: меню, график рботы

«Журналистские догадки мне за пятнадцать лет изрядно надоели»

— Я в вашем книжном шкафу заметила книгу Михаила Зыгаря «Вся кремлевская рать». Читаете ее?

— Мне эту книгу принесли несколько месяцев назад, да я никак не соберусь открыть. Видите, закладки? Мне сказали, это в тех местах, где обо мне написано.

— Теперь я просто обязана спросить: почему СМИ называют епископа Тихона (Шевкунова) духовником Путина?

— Такие вещи в американской юриспруденции называются «attorney client privilege» — право адвоката на неразглашение информации, полученной от клиента.

— Подобного рода журналистские вопросы и догадки мне за пятнадцать лет изрядно надоели.

— Давайте перейдем к другой сложной теме — как настоятель, вы понимаете устройство экономики Русской Православной Церкви?

— Как настоятель, я понимаю, как устроена экономика нашего монастыря. Что касается бюджета Патриархии, то, насколько мне известно, он состоит из отчислений епархий и пожертвований христиан.

— Сколько отчисляет в Патриархию ваш монастырь?

— Сретенский монастырь перечисляет в Патриархию ежегодный взнос — он год от года меняется, но порядок — от 3 до 5 млн руб. в год. Если ситуация сложная, и все средства уходят на поддержание жизнедеятельности монастыря, то Патриарх освобождает от взносов на общецерковные нужды. Такое бывает повсеместно с возрождающимися и строящимися храмами; первые особо сложные годы и мы не перечисляли средства в Патриархию.

— Ежегодный взнос переводите на счет Патриархии?

— В какой банк?

— Если не ошибаюсь, в Сбербанк.

«Мы можем зарабатывать и зарабатываем сами»

— Как финансируется Сретенский монастырь?

— Главный источник — наше монастырское издательство. Мы издаем до четырехсот наименований книг: это духовная, историческая, научная и художественная литература. Второе: у нас есть сельскохозяйственное производство — кооператив «Воскресение» в Рязанской области, мы его в 2001 году взяли в совершенно разоренном виде.

— Кажется, у вас еще есть кафе «Несвятые святые».

— Это позиция, скорее, затратная. Небольшое кафе, куда люди ходят после воскресной службы пообщаться, для этого мы его и создали. Да, еще поступают деньги от храма — но с тарелкой во время служб у нас никто не ходит, прихожане сами оставляют на содержание храма столько, сколько считают нужным.

— Есть еще свечи.

— Свечи у нас можно взять бесплатно или положить какую-то небольшую сумму. Дорогие чисто восковые и большие свечи имеют некую стоимость.

— Во сколько вам обходится содержание монастыря?

— Это большие средства, не вижу нужды их оглашать. На нашем содержании высшее духовное заведение, созданное в монастыре, — семинария. В прошлом году в ней обучались 250 человек. Семинаристы — шесть лет на полном пансионе.

— Бывший бухгалтер патриархии Наталья Дерюжкина оценивала ежегодное содержание двух семинарий — Москвы и Санкт-Петербурга — в 60 млн руб. Сколько из этой суммы вы тратите на содержание семинарии? Половину?

— Примерно. Братия монастыря сама зарабатывает средства на семинарию, на содержание и текущий ремонт всего монастыря, на помощь детскому дому, в котором воспитываются 100 детей, на сайт, на многие наши просветительские проекты, на благотворительность. На все это мы можем зарабатывать и зарабатываем сами.

— Есть ведь жертвователи…

— Да, конечно. Помощь благотворителей очень важна, и мы искренне им всем благодарны. Когда-то, в течение нескольких самых сложных лет возрождения разрушенного монастыря, нам очень помогал Сергей Пугачев (бывший сенатор и экс-владелец Межпромбанка, приговоренный в феврале 2016 года Высоким судом Лондона к двум годам лишения свободы; в данный момент находится во Франции. — РБК). Чтобы было понятно соотношение заработанного самими монахами и полученного от пожертвований на монастырь, то и в лучшие годы благотворительные средства составляли не больше 15% от бюджета на содержание монастыря. Но в случае нового строительства необходима помощь. Так произошло, когда мы поняли, что размеры нашего храма для прихода уже безнадежно малы, и взяли благословения святейшего патриарха Кирилла на строительство нового храма.

— Я знаю, вам «Роснефть» помогает.

— Да, без нее и без помощи иных благотворителей мы бы не построили новый храм. Но и братия монастыря не остается в стороне: 370 млн руб., все средства, полученные от реализации почти двухмиллионного тиража моей книги «Несвятые святые» мы направили на строительство.

— Вам действительно много помогает бизнесмен Константин Малофеев?

— Фонд «Святителя Василия Великого» (учредитель фонда — Малофеев. — РБК) дважды участвовал в частичном финансировании наших исторических выставок в Манеже, а один раз перечислил на содержание семинарии 50% необходимого бюджета. Вообще, благотворительная помощь — это ведь не нечто постоянное. За семнадцать лет существования семинарии мы получали такую помощь от благотворителей лишь трижды, в остальные годы обходились сами.

— Вас вопросы о деньгах раздражают?

— Скорее, удивляют. Мне, честно говоря, всегда казалось, что такие вопросы, мягко говоря, неэтичны. На всякий случай предупрежу: если где-нибудь в Германии, или в Англии, или во Франции вы будете вести беседу на подобные темы, разговор моментально будет прекращен. Но, повторюсь, если вам и вашим читателям это столь интересно, я готов ответить. Если еще о помощи — однажды мы, например, провели акцию по раздаче бесплатных Евангелий. Их издали на средства Олега Дерипаски. Это не относится собственно к Сретенскому монастырю, но наш совместный проект «Исторического парка» на ВДНХ был подготовлен общими трудами правительства Москвы, Патриаршего совета и компании «Норникель».

«Мне приходится взаимодействовать с широким кругом лиц»

— У вас, если я не ошибаюсь, большое число влиятельных знакомых.

— Я председатель Патриаршего совета по культуре, и мне действительно приходится взаимодействовать с широким кругом лиц, в том числе известных в обществе.

— Я о другом, скорее. Вам с представителями государства легко общаться? Вы меня простите, пожалуйста, но я постоянно ловлю себя на мысли, что сотрудники ФСБ — оно у вас тут как раз под боком — фигурально выражаясь, яблоки от той яблони, которая расстреливала священников в советские времена.

— Я понимаю, что вы, как журналист, обостряете вопрос. Но ставить знак равенства между зверствами чекистов, репрессировавших и уничтожавших собственный народ, и нынешними военными, служащими в правоохранительной сфере, можно только в неизлечимом сознании ультралиберала. При таком подходе я должен отказаться и от разговора с вами, заявив: «Поскольку ваши предшественники, журналисты прежних информационных агентств и изданий, много лет нагло лгали всему миру и своему собственному народу, я с вами общаться не намерен!»

— Когда лгали? Тогда? Сейчас?

— Насчет того, что происходит сейчас, вам виднее. Но я в данном случае говорю о советских временах, когда журналисты порой лгали так, что краснели все кругом, кроме них. Есть многочисленные ныне действующие ведомства, работавшие не только в СССР, но и в прежние весьма далекие времена. Мы должны понять — изменился сегодня даже в карательных органах вектор отношения к народу, к отдельному человеку, к Церкви, или же нет? Есть сейчас команда от государства репрессировать Церковь? Нет.

— А в этой позиции нет противоречия? Сейчас нет гонений на РПЦ, но вступится ли Церковь за тех, кого подвергают репрессиям?

— Если будут несправедливые гонения — обязательно вступится.

— Согласитесь, тем не менее, происходят парадоксальные вещи — в школах предлагают ввести единый учебник истории, в котором Иосиф Сталин выглядит едва ли не эффективным менеджером. И есть клирики, придерживающиеся той же позиции (в частности, священник Евстафий Жаков, настоятель Храма Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, открыто выражал свое уважение к Сталину и даже повесил в храме икону с изображением генералиссимуса. — РБК).

— В том варианте будущего учебника, который я видел, оценка сталинского периода представлена весьма сбалансированно. Если у вас есть вариант учебника с иной интерпретацией, пришлите его мне, пожалуйста. Среди сегодняшнего духовенства есть самые разные взгляды на личность Сталина, но при этом я ни разу не видел священника, который бы сказал: «Сталин — мой идеал!» и тем более оправдывал бы репрессии или хотя бы снимал личную ответственность Сталина за них.

— Вам не кажется, что Церковь во взаимоотношениях с государством проходит маятниковые периоды? Любовь — ненависть. Сейчас, например, любовь. Значит, должна вернуться ненависть.

— Больше девятисот лет — со времени Крещения Руси — любовь. Потом несколько десятилетий — ненависть. Так, по-вашему? Скорее, здесь все сложнее. Что касается сути вашего вопроса — о взаимодействии Церкви и государства — у нас сегодня доминирует позиция о несомненной разумности и обоюдной пользе от отделения Церкви от государства. Ни о каком объединении двух институтов — государства и Церкви — речи быть не может. Это принесет только вред.

— Почему же складывается ощущение, что Русская Церковь и власть идут рука об руку?

— Ну и пусть идут рука в руку там, где это нельзя не приветствовать. Вместе Церковь и государственные институты занимаются благотворительностью, помощью нуждающимся, сохранением древних памятников культуры, имеющим отношение к Церкви и ее истории. А еще проектами в области культуры, исторической науки, некоторыми общими дипломатическими программами. Но вы, конечно же, говорите о политике?

— Да.

— Могу вас успокоить: в Русской Церкви давно принят закон о том, что священники и епископы не должны участвовать в политической жизни страны.

— Тем не менее представители Церкви довольно активно высказываются на политические темы.

— Представители многих общественных организаций высказывают свое мнение относительно широкого спектра общественных, культурных и политических явлений, но это не означает их реальное участие в политике государства.

— Отец Всеволод Чаплин активно высказывался в поддержку жителей Донбасса.

— Отец Всеволод Чаплин — это отдельный разговор.

— Да, но Чаплин не одинок. Например, настоятель церкви под Петербургом открыто освящает бронежилеты для ополченцев ДНР.

— Ну и в чем криминал? Бронежилет позволяет сохранить жизнь.

— Если говорить об отце Чаплине, он в последнее время требует раскрыть статьи доходов и расходов РПЦ.

— Так вот в чем дело: ваше интервью о церковных финансах — это такой своеобразный привет нам от отца Всеволода?! Что ж, есть специальные органы финмониторинга, пусть они компетентно и ответственно все проверяют.

«Я слышу и знаю, что встречаются и злоупотребления со стороны церковных властей в каких-то епархиях»

— Как вы относитесь к закону о возвращении религиозного имущества? У вас, кстати, монастырь не в собственности?

— Нет. Бессрочное и безвозмездное пользование. Все в монастыре — собственность государства.

— Почему? Вам так удобнее?

— Так сложилось.

— А вам давали деньги по федеральной программе «Культура России»?

— Один раз десять лет назад — на восстановление фресок в храме. Но давали не нам, а реставрационной организации, которая эти фрески замечательным образом восстановила. В чем еще отчитаться? Городские власти выделили средства на брусчатку для древней части монастырского двора.

— Насколько я знаю, вы возглавляете общественный совет при Росалкогольрегулировании. Зачем вам это нужно?

— Очень нужно. Семь лет назад по благословению Патриарха Кирилла был создан Церковно-Общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Сопредседателями стали писатель Валентин Распутин и я. Через несколько лет меня позвали возглавить общественный совет при Росалкогольрегулировании. Для меня главная задача работы — снижение потребления алкогольной продукции в стране, в первую очередь среди подростков и молодежи. Кое-что мы сделали: по последним данным, за шесть лет употребление алкоголя в России упало на 18%.

— Вашими молитвами?

— Молитвами и общими трудами многих людей.

— Насколько я поняла, священникам в Москве живется легче, чем в провинции — на периферии выше процент епархиальных отчислений, прихожан в разы меньше, да и люди беднее. Священники жалуются.

— Насчет того, что выше процент отчислений — здесь я не в курсе. Я в основном знаю приходскую жизнь лишь Псковской епархии, которую сам описал в книге «Несвятые святые». У меня друзья из весьма бедных священников, которые со своей зарплаты еще и бабушкам помогали. Вот покойный отец Никита и отец Виктор вообще ничего в Псковскую епархию не платили, потому что нечем было — совершенно нищие приходы. Но это мое знание епархии лет десять назад. Конечно же, я слышу и знаю, что встречаются и злоупотребления со стороны церковных властей в каких-то епархиях. Что ж, если так, то это — беда.

— Я ведь вам не первая о таких проблемах говорю.

— Нет-нет.

— Тем не менее на последнем Архиерейском соборе об этом речи не было.

— Финансовые темы не были предметом обсуждения на Архиерейском соборе.

Я очень хорошо помню, откуда я впервые услышала о книге "Несвятые святые". Это было во время нашего посещения в 2012 году . Тогда экскурсовод ей восхитилась, я запомнила и чуть позже купила себе книгу, которая после прочтения произвела на меня колоссальное впечатление: увлекла, поразила, заразила. Вы читали?
И когда я в увидела приглашение на экскурсию по Сретенскому мужскому монастырю, организованную монастырской паломнической службой, то, конечно, очень захотела на неё попасть.
Если, кто-то ещё не в курсе или забыл, то епископ Тихон (Шевкунов), написавший ту самую книгу "Несвятые святые", является наместником Сретенского монастыря. Да, теперь он уже епископ!

Сам монастырь был основан в 1397 году в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Как гласят летописи, в 1395 году крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый из Владимира-на-Клязьме. После этого, через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Москва была спасена. Через 2 года на месте появления образа Богородицы и был основан Сретенский монастырь.

Список той самой Владимирской иконы. Оригинал, если не ошибаюсь, находится в Третьяковке.

Конечно, первоначальные постройки не сохранились. В 1930 году почти всё было разрушено большевиками, в том числе и самый древний на то время храм Марии Египетской. В уцелевших помещениях находились учреждения НКВД. Сегодня самое древнее здание - это собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери 17 века. Лишь в 1991 году монастырь был снова открыт для верующих, здесь возродилось монашеское братство. Сегодня монастырь действующий, здесь живет около 40 монахов.

Старый собор.

Редкая икона "Царственные мученики"

Икона Владимирской Божией Матери, принадлежавшая Иоанну Крестьянкину, привезенная из Псково-Печерского монастыря.

Экскурсовод повел нас по лестнице вниз, как оказалось, в нижний храм. Здесь словно чудо предстала перед нами копия Туринской плащаницы, материи, в которую был обёрнут Христос после распятия.

Единственная копия в натуральную величину, привезенная из Ватикана, в России.

На полу мозаичные рыбы - символ христианства.

На территории монастыря по настоянию епископа Тихона в 2013 году было начато строительство нового храма - Храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Говорят, что доходы от продажи книги "Несвятые святые" в том числе идут на обустройство монастыря.

В мае 2017 года Храм был освящен Патриархом Кириллом.

Белый владимирский известняк. Высота храма - 61 метр.

Храм открыт, но зайти можно только по стеночке, посмотреть. Ещё идут работы и дальше не пускают.

Жены-миpоносицы

В этот новый храм были перенесены чудотворные мощи Святого Иллариона Троицкого из собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери. К ним в настоящее время есть доступ.

Невероятно красивые люстры и потолки. Да, вообще, всё потрясающее.

Фрески на лестнице.

Территория монастыря ещё обустраивается, например, строят новую трапезную.

А это знаете что? Сретенская духовная семинария - высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. Ректор здесь сам настоятель монастыря епископ Тихон.

Здание сооружено на основе пятиэтажной школы.
С двух сторон майоликовые панно: Святой Пророк Иоанн Предтеча - Ангел пустыни и сцены из жития Иллариона Троицкого, покровителя монахов и семинарии.

Экскурсовод неожиданно провела нас внутрь семинарии.

При входе герб семинарии - Ангел, ведущий отрока к Христу.

Холл первого этажа.
В здании три этажа учебные, остальные - жилые (кельи). Жаль, что нам не показали аудитории. Но я после нашла в Инете фото - это невероятно красиво, со вкусом и очень современно. А какая там библиотека! А кельи! Не поленитесь, посмотрите виртуальную экскурсию по семинарии http://sdsmp.ru/excursion/ . Вы, думаю, поразитесь:).

Хоть классы мы не посмотрели, зато подивились огромному панно первого этажа "Христос и ученики".

Перед фреской большой интерактивный экран - нажимаешь и смотришь, кто изображен.

"Несвятые святые". Узнаёте?

Удивились найдя Гоголя и Достоевского. Экскурсовод объяснила это тем, что настоятель особо почитает этих писателей.

Очень, конечно, хотелось во время экскурсии встретить самого отца Тихона, но не случилось. Говорят, он, бывает, служит службы и даже исполняет послушания.

После экскурсии вышли на улицу Большая Лубянка и обнаружили двери "церковной лавки". Здесь достаточно большой книжный магазин, магазин продуктов (регулярно привозят свежее молоко, творог) и даже тематическое кафе...

В этот раз у нас не было время отобедать здесь. Но я думаю, что обязательно ещё раз приду в Сретенский монастырь и тогда может быть посижу и в литературном кафе со столь тёплым для меня названием.

Спасибо огромное за экскурсию сообществу

По древней христианской традиции Литургия продолжается трапезой. И потому рядом с новым храмом мы устроили трапезную. Тут можно отведать что-нибудь вкусное и пообщаться, отметить семейные торжества. А еще почитать, и подумать, и помолиться.

Трапеза во имя Божие

Все посетители и сотрудники литературного кафе «Несвятые святые» точно последняя нескончаемая глава книги митрополита Тихона (Шевкунова). Вот как владыка пишет, почему такое название:

«Хотя мои друзья - обычные люди. Таких много в нашей Церкви. Конечно, они весьма далеки от канонизации. Об этом нет даже и речи. Но вот в конце Божественной литургии, когда великое Таинство уже свершилось и Святые Дары стоят в алтаре на престоле, священник возглашает: “Святая святым!”

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

По древней христианской традиции Литургия продолжается трапезой

Это означает, что Телом и Кровью Христовыми будут сейчас причащаться святые люди. Кто они?

Это те, кто находится сейчас в храме, священники и миряне, с верой пришедшие сюда и ждущие Причащения. Потому что они - верные и стремящиеся к Богу христиане. Оказывается, несмотря на все свои немощи и грехи, люди, составляющие земную Церковь, для Бога - святые» .

Закончилась Литургия, и по древней христианской традиции продолжается она - трапезой.

Как говорит владыка Марк (Арндт), архиепископ Берлинский и Германский, в Причащении нам даруется единство во Христе, которое мы еще все призваны воплотить в жизнь . Вкушающие вместе пищу не могут быть обиженными друг на друга. Все недоразумения разрешаются перед Причастием, когда испрашиваем прощения, и от них и следа не должно оставаться за столом.

«Если брат твой раздражен на тебя,
введи его в жилище свое
и не медли войти к нему
есть свой кусок с ним.
Это станет избавлением для души твоей,
и она уже не будет соблазняться во время молитвы» ,

Тут же можно прочитать слова одного из святых отцов, взяв с полки книгу издательства Сретенского монастыря. Юмор в том, что это может оказаться томик, например, известной трилогии схиархимандрита Гавриила (Бунге) «Объядение, лакомство, чревоугодие».

Каждая трапеза тех, кто «собран во имя Мое», таинственно становится Эммаусом, где присутствует и Господь

Но дело вовсе не в разнообразии снеди и даже не в ее утонченных вкусовых качествах. При том что все здесь готовится на месте только из свежайших натуральных продуктов. Как отмечал в собранной для монашествующих и мирян Настольной книге архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Одному великому прозорливому старцу случилось некогда вкушать пищу со многими братиями, и, когда они ели, старец, сидя за трапезою, молился духом и увидел, что одни едят мед, а другие хлеб, а иные сено, и удивился сам в себе, и молил Бога, говоря:

Господи, открой мне сию тайну, как одна и та же пища, всем предложенная на трапезе для вкушения, представляется столь разнообразною, и одни едят мед, другие хлеб, а иные сено?

Вкушающие мед - это те, которые со страхом и трепетом и духовною радостию сидят за трапезою и непрерывно молятся, и молитва их, как фимиам, восходит к Богу, потому они и вкушают мед. А вкушающие хлеб - это те, которые при вкушении благодарят за дарованное от Бога. Ядущие же сено - это те, которые ропщут и говорят: это хорошо, а это худо. Не так должно рассуждать, а паче славословить Бога и песнопения воссылать Всевышнему, чтобы и в нас исполнилось сказанное: Аще… ясте, аще… пиете, или иное что творите, вся во славу Божию творится (1 Кор. 10: 31)» .


Так что и если посетитель долистает книгу схиархимандрита Гавриила (Бунге) до конца, он поймет, что за столиком здесь в световом круге под уютным абажуром можно не только усладиться самой простой пищей, а также долгожданным миром с ближним, но и пережить при этом нечто фантастическое:

«Ибо каждая трапеза тех, кто собран во имя Мое, вдруг таинственно становится Эммаусом, где Господь присутствует инкогнито и узнается неожиданно» .

И тогда каждый из нас действительно может поведать, как о том и уверял владыка Тихон, свое Евангелие, свою Радостную Весть о Встрече с Богом. И так в идеале здесь могут быть написаны следующие тома «Несвятых святых».

Пища и телесная, и духовная -
и для семейных торжеств, и для простых дружеских встреч

После окончания Литургии, причастились ли вы на ранней или на поздней службе, веселыми ногами свернуть направо и спуститься вниз. Здесь, за новым храмом, если вы идете от древнего храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери, с 9:00 до 20:30 можно отведать что-нибудь вкусненькое, пообщаться.

На полках литературного кафе есть и Библия, и последние новинки православных издательств

Постящиеся, конечно, знают: «Лучший повар - пост». Потому-то и «соты меда» на самом-то деле за трапезой вкушают именно те, кто хорошо попостился. А еще, как подмечает боговдохновенный автор, любители Священного Писания: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда и сота устом моим (Пс. 118: 103).

На полках литературного кафе можно найти и Книгу книг - Библию, и последние новинки от Сретенского и других православных издательств. Есть тут и твердая пища для христиан, найдется и словесное молоко (1 Пет. 2: 2).

Преподобный Иоанн Лествичник

Также и в пище вещественной: предлагается меню и для аскетов с полным соблюдением Устава, и для тех, кто не вдается в тонкости Типикона. В конце концов даже такой мэтр аскетики, как преподобный Иоанн Лествичник увещевал: если борет гнев, дай некое малое утешение чреву . Он же отмечал:

«Время веселия и утешение пищею для совершенного есть отложение всякого попечения; для подвижника - время борьбы; а для страстного - праздник праздников и торжество торжеств» .

Каждое воскресение - малая Пасха, и по Огласительному слову святителя Иоанна Златоуста: приидите все .

В интерьере кафе современная яркая акцентировка стен по контрасту наполняется антикварными предметами еще царских XIX и самого начала XX веков и инкрустируется иконами и старинными оригиналами фотографий: это и уже прославленные Церковью святые, и те, кто будет канонизирован, а вот на снимке внезапно тот, кто сегодня возглашал ектении на Литургии или чьи слова из интервью вы прочитали в этом тексте… Или вот увиденный и вовсе только что прошел мимо столика…

«Место встречи изменить нельзя», - иногда можно услышать здесь, и эта отсылка к советскому кинематографу при обилии фотографий звучит как-то по-христиански свежо и весело.

В большом красном зале рядом с Владимирской иконой Божией Матери, встреченной здесь и спасшей некогда веками ранее по молитвам у этого чудотворного образа Россию, соседствует фотокарточка святого Царя Николая II… Тут создано очень емкое пространство памяти и размышлений. Молитвы.

Это место съемки знаковых интервью и телеобращений, встреч, обсуждений, принятия важных решений. История и сегодня созидается здесь.

В том числе она сплетается и из множества личных историй спасения. Здесь отмечают крестины, именины, венчания. Возможен заказ как отдельного столика, так и целого зала. По предварительной договоренности для вас приготовят любое меню. Искони эти важные для каждого человека события, связанные с его вступлением в новую жизнь, христиане отмечали особенно торжественно. Здесь возрождаются эти традиции. Устраивают тут и поминальные трапезы после препроводов родного к Богу.

Тут создано очень емкое пространство памяти и размышлений

«Несвятые святые» - проект на пересечении личного настоящего и общечеловеческого прошлого и будущего, евангельской вечно новой истории и мемуарной и сценарной литературы, веры, быта, культуры.

Здесь, где на столиках намеренно простые клеенки, как в некогда уже, впрочем, обветшавшем и, может, исчезнувшем доме в Лосицах отца Рафаила (Огородникова), а на стенах - его уже навсегда молодые фотографии, можно и «просто попить чайку»… Подумать. Вспомнить. Помолиться.

И подняться отсюда по лестнице в уже новую жизнь.

Тихон (Шевкунов), митрополит. «Несвятые святые» и другие рассказы. М.: Изд-во Сретенского монастыря; ОЛМА Медиа Групп, 2011. С. 634-635.


Марк (Арндт), архиепископ. Учитесь видеть друг друга //

В продолжение темы:
Купля-продажа

Недаром тыкву называют королевой осени. Ведь она содержит в себе огромное количество витаминов, а также таких элементов, как железо, фтор, кальций, калий и проч. Помимо этого,...

Новые статьи
/
Популярные