Гуманистический понятие. Кто такие гуманисты и в чем заключается суть гуманизма? Основные понятия и направление мысли

Словарь медицинских терминов

гуманизм (лат. humanus человеческий, человечный)

система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гуманизм

гуманизма, мн. нет, м. (от латин. humanus - человеческий) (книжн.).

    Идейное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (истор.).

    Просвещенное человеколюбие (устар.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гуманизм

    Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

    Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времен феодализма.

    прил. гуманистический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гуманизм

    1. Исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.

  1. м. Идейно-культурное движение эпохи Возрождения, противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип свободного всестороннего развития человеческой личности.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гуманизм

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий, человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.

Большой юридический словарь

гуманизм

(гуманизма принцип) - один из принципов права в демократическом государстве. В широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности. Принцип Г. закреплен в ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью", а также в ст. 7 УК РФ, ст. 8 УПК РСФСР и др. законодательных актах. В уголовном праве означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут причинять физические страдания или унижать человеческое достоинство.

Гуманизм

(от лат. humanus ≈ человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Идеи Г. имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов начиная с глубокой древности. Но система взглядов Г. впервые формируется в эпоху Возрождения. Г. выступил в это время как широкое течение общественной мысли, охватившее философию, филологию, литературу, искусство и запечатлевшееся в сознании эпохи. Г. формировался в борьбе с феодальной идеологией, религиозной догматикой, духовной диктатурой церкви. Гуманисты, возродив к жизни множество литературных памятников классической древности, использовали их для развития светской культуры и образованности. Они противопоставили богословско-схоластическому знанию знание светское, религиозному аскетизму ≈ наслаждение жизнью, уничижению человека ≈ идеал свободной всесторонне развитой личности. В 14≈15 вв. центром гуманистической мысли была Италия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лоренцо Балла, Пикоделла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.), затем Г. распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие Г. ≈ М. Монтень, Ф. Рабле (Франция), У. Шекспир, Ф. Бэкон (Англия), Л. Вивес, М. Сервантес (Испания), У. Гуттен, А. Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и др. Г. эпохи Возрождения был одним из главных выражений того переворота в культуре и мировоззрении, который отражал начавшееся становление капиталистических отношений. Дальнейшее развитие идей Г. связано с общественной мыслью периода буржуазных революций (17 ≈ начало 19 вв.). Идеологи нарождавшейся буржуазии разрабатывали идеи «естественных прав» человека, выдвигали в качестве критерия пригодности социального устройства его соответствие абстрактной «природе человека», пытались найти пути сочетания блага личности и общественных интересов, опираясь на теорию «разумного эгоизма», правильно понятого личного интереса, французские просветители 18 в. ≈ П. Гольбах, А. К. Гельвеций, Д. Дидро и др. ≈ отчётливо связали Г. с материализмом и атеизмом. Ряд принципов Г. был разработан в немецкой классической философии. И. Кант выдвинул идею вечного мира, сформулировал положение, выражающее сущность Г., ≈ человек может быть для другого человека только целью, но не средством. Правда, осуществление этих принципов было отнесено Кантом в неопределённое будущее.

Система гуманистических воззрений, созданных в условиях поднимающегося капитализма, явилась великим завоеванием общественной мысли. Вместе с тем она была внутренне противоречива и исторически ограничена, ибо опиралась на индивидуалистическую концепцию личности, на абстрактное понимание человека. Эта противоречивость абстрактного Г. отчётливо обнару жилась с утверждением капитализма ≈ строя, где в прямую противоположность идеалам Г. человек превращается в средство производства капитала, подчиняется господству чуждых ему стихийных социальных сил и законов, капиталистического разделения труда, которое уродует личность, делает её односторонней. Господство частной собственности и разделения труда порождает различные виды отчуждения человека. Это доказывает, что на основе частной собственности принципы Г. не могут стать нормами отношений между людьми. Критикуя частную собственность, Т. Мор, Т. Кампанелла, Морелли и Г. Мабли считали, что, лишь заменив её общностью имущества, человечество сможет достичь счастья и благополучия. Эти идеи были развиты великими социалистами-утопистами А. Сен-Симоном, Ш. Фурье, Р. Оуэном, которые видели противоречия уже сложившегося капиталистического строя и, вдохновляясь идеалами Г., разрабатывали проекты реформирования общества на началах социализма. Однако они не смогли найти реальных путей создания социалистического общества, и в их представлениях о будущем наряду с гениальными догадками было много фантастического. Гуманистическую традицию в общественной мысли России в 19 в. представляли революционные демократы ≈ А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Добролюбов, Т.Г. Шевченко и др. Идеи Г. вдохновляли классиков великой русской литературы 19 в.

Новый этап в развитии Г. начался с возникновением марксизма, который отверг отвлечённую, внеисторическую трактовку «природы человека» лишь как биологической «родовой сущности» и утвердил её научное конкретно-историческое понимание, показав, что «...сущность человека... есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). Марксизм отказался от абстрактного, надклассового подхода к проблемам Г. и поставил их на реальную историческую почву, сформулировал новую концепцию Г. ≈ пролетарский, или социалистический, Г., вобравший в себя лучшие достижения гуманистической мысли прошлого. К. Маркс впервые определил реальные пути осуществления идеалов Г., связав его с научной теорией общественного развития, с революционным движением пролетариата, с борьбой за коммунизм. Коммунизм ликвидирует частную собственность и эксплуатацию человека человеком, национальный гнёт и расовую дискриминацию, социальные антагонизмы и войны, устраняет все формы отчуждения, ставит достижения науки и культуры на службу человека, создаёт материальные, социальные и духовные предпосылки для гармоничного и всестороннего развития свободной человеческой личности. При коммунизме труд из средства к жизни превращается в первую жизненную потребность, а высшей целью общества становится развитие самого человека. Поэтому Маркс назвал коммунизм реальным, практическим Г. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 637). Противники коммунизма отрицают гуманистический характер марксизма на том основании, что он опирается на материализм и включает в себя теорию классовой борьбы. Эта критика несостоятельна, ибо материализм, признавая ценность земной жизни, ориентирует на её преобразование в интересах человека, а марксистская теория классовой борьбы как ничем не заменимого средства решения социальных проблем при переходе к социализму вовсе не является апологией насилия. Она оправдывает вынужденное применение революционного насилия для подавления сопротивления меньшинства в интересах большинства, в тех условиях, когда без него становится невозможным решение назревших социальных проблем. Марксистское мировоззрение ≈ революционно-критическое и гуманистическое одновременно. Идеи марксистского Г. получили свою дальнейшую конкретизацию в трудах В. И. Ленина, исследовавшего новую эпоху развития капитализма, революционные процессы этой эпохи, а также начало эпохи перехода от капитализма к социализму, когда эти идеи стали практически претворяться в жизнь.

Социалистический Г. противостоит абстрактному Г., который проповедует «человечность вообще», вне связи с борьбой за действительное освобождение человека от всех видов эксплуатации. Но в рамках идей абстрактного Г. можно выделить две основные тенденции. С одной стороны, идеи абстрактного Г. используются для маскировки антигуманистического характера современного капитализма, для критики социализма, для борьбы с коммунистическим мировоззрением, для фальсификации социалистического Г. С другой стороны, в буржуазном обществе имеются слои и группы, которые стоят на позициях абстрактного Г., но критически относятся к капитализму, выступают за мир и демократию, озабочены будущим человечества. Развязанные империализмом две мировые войны, человеконенавистническая теория и практика фашизма, открыто поправшего принципы Г., продолжающийся разгул расизма, милитаризм, гонка вооружений, нависшая над миром ядерная угроза весьма остро ставят перед человечеством проблемы Г. Люди, выступающие с позиций абстрактного Г. против империализма и порождаемого им социального зла, являются в определённой мере союзниками революционного социалистического Г. в борьбе за действительное счастье человека.

Принципы марксистского, социалистического Г. извращают правые и «левые» ревизионисты. Те и другие по существу отождествляют социалистический Г. с абстрактным Г. Но если первые видят в абстрактно-гуманистических принципах существо марксизма вообще, то вторые отвергают всякий Г. как буржуазную концепцию. На самом деле жизнь доказывает правоту принципов социалистического Г. С победой социализма сначала в СССР, а затем и в других странах социалистического содружества идеи марксистского Г. получили реальное практическое подкрепление в гуманистических завоеваниях нового социального строя, избравшего девизом своего дальнейшего развития гуманистический принцип: «Всё во имя человека, для блага человека».

Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г. , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. , 2 изд. , т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же, т, 4: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19: Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Задачи союзов молодёжи, там же, т. 41; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1969; О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС, М., 1956; Грамши А., Тюремные тетради, Избр. произв., т. 3, пер. с итал., М., 1959; Волгин В. П., Гуманизм и социализм, М., 1955; Федосеев П. Н., Социализм и гуманизм, М., 1958; Петросян М. И., Гуманизм, М., 1964; Курочкин П. К., Православие и гуманизм, М., 1962; Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 1966; От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. Сб. ст., М., 1969: Ильенков Э. В., Об идолах и идеалах, М., 1968: Курелла А., Своё и чужое, М., 1970; Симонян Е. А., Коммунизм ≈ это реальный гуманизм, М., 1970.

В. Ж. Келле.гуманизма .

Под напором мировых волн пали утопии гуманизма , пасифизма, международного социализма, международного анархизма и т.

Во всяком случае, именно со второй половины 80-х годов в англоязычном мире развернулась резкая критика традиционного американского феминизма как проявления буржуазного либерализма и гуманизма со стороны таких постструктуралистских теоретиков феминизма, как Торил Мой, Крис Уидон, Рита Фельски и т.

Они встали на порочный путь, ведущий от гуманизма к анимализму, - путь, обратный тому, что проделало Человечество, стимулируемое величайшими творческими актами живой истории Вселенной.

Идея внутреннего единства этики и культуры, требование сделать гуманизм и нравственное развитие личности критериями прогресса культуры, защита принципа равенства всех людей на земле без различия цвета их кожи, непреклонный антимилитаризм и антифашизм в убеждениях и практической деятельности - все это черты его облика, которые дают вам основание характеризовать Швейцера как выдающееся нравственное явление в жизни буржуазного общества в эпоху глубокого кризиса его культуры.

В боязни народных движений, в непонимании их прогрессивной антифеодальной направленности сказывалась историческая ограниченность гуманизма как буржуазного в своей основе просветительского движения.

Подпоручик Барановский с его поисками справедливости, неизжитыми иллюзиями абстрактного буржуазного гуманизма пал жертвой собственных противоречий, оказался под колесами неумолимой в своем ходе истории.

О фактах бездушия Гусеницина я трижды писал рапорта и трижды был бит за свой гуманизм .

Уж если гуманизм -- так со всепрощенчеством, уж если справедливость -- то мгновенно, сразу и всем.

А присутствовал там расплывчатый гуманизм и мечтательное тщеславие царя Александра, потрясенные Габсбурги из Австрии, обозленные Гогенцоллерны из Пруссии, аристократические традиции Британии, все еще дрожавшей от страха перед революцией, на чьей совести был рабский труд детей на фабриках и украденное у простых людей право голоса.

В полном соответствии с идеями романтического гуманизма Готорн видел в индивидуальном сознании источник общественного зла и одновременно инструмент его преодоления.

Вот к чему привела твоя политика, - кричал Дессалин, - вот результат твоего гуманизма .

Провозглашая и утверждая принципы гуманизма , высокой морали и нравственности, воспевая и поэтизируя природу, Фидлер с полным основанием говорил, что старается быть верным в своем творчестве традициям Генрика Сенкевича и Стефана Жеромского - польских классиков, близких ему по духу.

Несмотря на тот факт, что еще совсем недавно гуманизм был катастрофически девальвирован национал-социализмом, Хайдеггер теперь вознамерился резко повысить его нынешнюю цену.

Ненавидя войны и политику, Дейра не стала заставлять Кая менять свои убеждения и вместе с ней посвятить себя служению идеалам гуманизма .

Человечество прошло длинный путь развития, на протяжении которого взгляды на сущность человека, его природу и потребности часто менялись, появлялись всевозможные теории, идеологии. Многие из них прикрывали своекорыстные цели заботой о счастье и благе человека, т. е. причинами гуманными. Так что такое гуманизм?

Определения гуманизма

Понятие «гуманизм» произошло от латинского слова humanus – человечный (homo – человек). То есть гуманизм – это совокупность идей, признающих ценность человеческой личности.

В принципе, любое мировоззрение, основой которого является уважение человека, признание его права на свободу, всестороннее развитие, счастье,– является гуманизмом.

Таким образом, основа гуманизма – элементарная человечность, способность сочувствовать, сопереживать, помогать. Но только в тех пределах, пока это не задевает интересов человека.

Если вы захотите осчастливить кого-то против его воли, решив, что так будет лучше для его же блага, это абсолютно не будет соотноситься с гуманизмом. Даже из самых светлых побуждений. Соответственно, отрицание всякого насилия по отношению к личности – вот что означает гуманизм.

История развития гуманистических идей

Ценность личности была осмыслена впервые философами античности. В I в. до н. э. Цицерон использовал термин humanitas – человечность, определяя ее как результат воспитания и образования, способствующие возвышению человека.

В эпоху Средневековья господствовали идеи религиозного аскетизма, жизнь человека рассматривалась как путь лишений, его ценность определялась соответствием нормам общественной морали.

Развитие науки, обращение к античной традиции в период Возрождения привели к признанию ценности личности как индивидуума, права человека на совершенствование, радость и удовольствие. Гуманизм оформляется в отдельное направление философской мысли, становится главенствующим мировоззрением. Выразителями этих взглядов стали Ф. Петрарка, Л.-Б. Альберт, Дж. Мирандола, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский и др.

Дальнейшее развитие идеи гуманизма получают в эпоху Просвещения, когда основным направлением философии становится рационализм, утверждавший главенство человеческого разума, научного познания. Позже каждая эпоха (XIX-XXI вв.) вносила что-то свое в понимание гуманизма.

Классификация гуманизма

Теория гуманизма имеет множество направлений, но твердо устоявшейся классификации не существует. Ведь сколько философских школ, общественных формаций – столько и мнений.

Гуманизм рассматривают хронологически: древний (античность) и классический (ренессансный).

Выделяют также направления: либеральный, демократический, коммунистический, натуралистический, экзистенциалистский.

Есть гуманизм теистический (связанный с религиозными воззрениями) и атеистический (секулярный), т. е. светский.

Светский гуманизм: что это означает? Это современное направление, истоки которого в рационализме Просвещения. В противовес гуманизму религиозному, светский утверждает возможность нравственного образа жизни без веры в высшие силы. Способность к развитию, мышлению, самореализации считается заслугой человека.

Светский гуманизм провозглашает свободу от религиозных авторитетов, независимость общества и образования от контроля церкви. Но, утверждая идеалы справедливости, счастья, свободы, гуманизм не отказывается от вечных ценностей.

Узнав, что такое гуманизм, определение этой системы взглядов, давайте будем гуманнее относиться к людям, независимо от их вероисповедания, расовой принадлежности, образа мыслей и жизни. Ведь гуманизм – это еще и терпимость.

Гуманизм - демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (англ.)

Гуманизм - это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству. (англ.)

Идеи гуманизма в человеческой истории

  • Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II),
  • Вивес (Испания),
  • Роберт Эствен (Франция),
  • Карл Бовиль,
  • Томас Мор (Англия),
  • Джон Коле,
  • кембриджская школа,
  • Муциан Руф,

Марксистский (социалистический) гуманизм

Гуманизм в наши дни

Юрий Чёрный в своей работе «Современный гуманизм» предлагает следующую периодизацию развития современного гуманистического движения:

Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).

Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов - деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:

  • Гуманистический манифест 2000 (),
  • Амстердамская декларация 2002,

Существенную роль в развитии гуманистических воззрений, пропаганде гуманистических ценностей и координации усилий гуманистов играют и другие международные и региональные гуманистические организации (Всемирный союз свободомыслящих, Международная академия гуманизма, Американская гуманистическая ассоциация , Голландская гуманистическая лига, Российское гуманистическое общество , Индийская радикальная гуманистическая ассоциация, Международная Коалиция «За Гуманизм!» и др.)

Видные теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:

  • Яаап П. ван Прааг (Jaap P. van Praag , 1911-1981), профессор философии в Утрехте (Голландия), впоследствии первый председатель МГЭС
  • Гарольд Джон Блэкхем (Harold J. Blackham , род. в 1903), Великобритания
  • Пол Куртц (Paul Kurtz , род. в 1925), США
  • Корлисс Ламонт (Corliss Lamont , 1902-1995), США
  • Сидни Хук (1902-1989), США
  • Эрнест Нагель (1901-1985), США
  • Альфред Айер (1910-1989), президент Британской гуманистической ассоциации в 1965-1970
  • Джордж Сантаяна (1863-1952), США
  • Мать Тереза (1910-1997), Османская империя

Критика гуманизма в русской философии

Согласно религиозному экзистенциалисту Николаю Бердяеву (1874 - 1948), атеистический гуманизм диалектически перерождается в антигуманизм, в бестиализм. В идейном плане он в конечном счёте приводит к ницшеанству и марксизму, в социальном - к бесчеловечным режимам нацистской Германии и коммунистической России, в которых человек приносится в жертву нации и классу, идеям могущества и общего блага. Это происходит из-за воли человека к абсолютному, которая или осуществляется в акте соединения с Богом, или приводит его к идолотворению и самоуничтожению. Гуманизм имеет новозаветные истоки, и его правда - в отрицании бесчеловечного бога, каковым оказался христианский Бог из-за преобладания ветхозаветных элементов в христианстве. Но "после Ницше, после дела его и судьбы его гуманизм уже невозможен, навеки преодолен". Вобрать в себя опыт гуманизма и придти ему на смену должно обновлённое, очищенное атеизмом и просветлённое религиозное сознание:

Есть истинная и ложная критика гуманизма (гуманитаризма). Основная его ложь в идее самодостаточности человека, самообоготворении человека, т. е. в отрицании богочеловечности. Подъем человека, достижение им высоты, предполагает существование высшего, чем человек. И когда человек остается с самим собой, замыкается в человеческом, то он создает себе идолов, без которых он не может возвышаться. На этом основана истинная критика гуманизма. Ложная же критика отрицает положительное значение гуманистического опыта и ведет к отрицанию человечности человека. Это может вести к бестиализации, когда поклоняются бесчеловечному богу. Но бесчеловечный бог нисколько не лучше и даже хуже безбожного человека. В истории христианства очень часто утверждался бесчеловечный бог, и это и привело к появлению безбожного человека. Но нужно всегда помнить, что отрицание Бога и богочеловечности в поверхностном сознании не означает отсутствия в человеке действительной богочеловечности. В христианстве заложена высшая человечность, так как оно опирается на богочеловечность и на христианский персонализм, на признание высшей ценности всякой человеческой личности. Но в истории христианского мира можно было бы установить три стадии: бесчеловечность в христианстве, человечность вне христианства, новая христианская человечность.

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

  1. Андрушко В. А. Этические модальности у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. - Киев, 1987. - С. 52-58.
  2. Анохин А. М., Сюсюкин М. Ю. Бэкон и Декарт: истоки эмпиризма и рационализма в философии и развитие медицины в XVII-XVIII вв. //Философия и медицина. - М., 1989. - С. 29-45.
  3. Аугандаев М. А. Эразм и М. Агрикола // Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989. - С. 206-217.
  4. Баткин Л.M. Идеи разнообразия в трактате Лоренцо Великолепного: На пути к понятию личности // Проблемы итальянской истории. - М., 1987. - С. 161-191.
  5. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989. - 270 с.
  6. Библер В. С. Кант - Галилей - Кант / Разум нового времени в парадоксах самообоснования. - М.: Мысль,1991.- 317 с.
  7. Богат С. М. Мир Леонардо. Философский очерк. - М.: Дет. лит., 1989. - Кн. 1-2.
  8. Богуславский В. М. Эразм и скептицизм XVI в. // Эразм Роттердамский и его время.- М.. 1989.- С. 218-226.
  9. Гавризян Г. М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах И. Хейзинга // Историко-филос. ежегодник. - М., 1988. - С. 202-227.
  10. Гайденко П. П. Николай Кузанский и формирование теоретических предпосылок науки нового времени // Вопросы истории естествознания и техники. - М., 1988. - № 3. - С. 57-69.
  11. Гайденко П. П. Фр. Бэкон и практическая ориентация науки Нового времени // Проблема методологии научного исследования в философии нового времени. - М., 1989. - С. 37-55.
  12. Гришко В. Г. «Две книги» Галилео Галилея // Историко-астрономические исследования. - М., 1989. - Вып. 2. - С. 114 −154.
  13. Горфункель А. X. Эразм и итальянская ересь XVI в. // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989. - С. 197-205.
  14. Девятайкина Н. И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.- 205 с.
  15. Доброхов А. Л. Данте Алигьери. - М.: Мысль, 1990. - 208 с.
  16. Корелин М., // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  17. Котловин А. В. Логика истории как составная часть философии истории от Августина до Маркса // Философия истории: диалог культур.- М.. 1989.- С. 73-75.
  18. Кудрявцев О. Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм // Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989. - С.67-77.
  19. Кудрявцев О. Ф. Ренессанский гуманизм и «Утопия». - М.: Наука, 1991. - 228 с.
  20. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 192 с.
  21. Липовой С. П. О роли гносеологии в учении Фр. Бэкона о судьбах эмпиризма: приглашение к дискуссии // Историко-филос. ежегодник. - М., 1988. - С. 94 - 110.
  22. Лукоянов В. В. Фрэнсис Бэкон о церковной политике Англии в конце XVI - начале XVII вв. // Проблемы разложения феодализма и генезис капитализма в Европе. - Горький, 1989. - С. 47-97.
  23. Немилов А. Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989.- С. 9-19.
  24. Никулин Д. В. Понятие «теперь» в метафизике античности, средневековья и нового времени // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековью. - М., 1991.- С. 18-21.
  25. Пиховшев В. В. К вопросу об историко-философских воззрениях Фр. Бэкона // Пробл. философии. - Киев, 1989. - Вып. 2.- С. 56-61.
  26. Плешкова С. Л. Эразм Роттердамский и Лефевр д’Этапль //Эразм Роттердамский и его время.- М. 1989.- С. 149-153.
  27. Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. - М.: Мысль, 1988. - 206 с.
  28. Ревуненкова Н. В. Проблемы свободомыслия Реформации в зарубежной историографии конца XIX-XX вв. // Проблемы религиоведения и атеизма в музеях.- М., 1989.- С. 88-105.
  29. Ревякина Н. В. Творческий путь Лоренцо Валлы (Вступ. ст.) // Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989. - С. 52.
  30. Роков В. П. К вопросу об этических взглядах Дж. Понтано (1426-1503) // Из истории древнего мира и средневековья.- М.,1987. - С. 70-87.
  31. Савитский А. Л. Философия истории Себастьяна Франка // Философия истории: диалог культур.- М., 1989.
  32. Хейзинга Й. Осень Средневековья / Пер. с нидерландского Д. В. Сильвестрова. - 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004. ISBN 5-8112-0728-X
  33. Фрейд 3. Леонардо да Винчи.- Л.: Аврора, 1991.- 119 с.
  34. Черняк И. X. Библейская философия Лоренцо Баллы и эразмов перевод Нового Завета // Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989. - С. 57-66.
  35. Черняк В. С. Культурные предпосылки методологии эмпи-ризма в средние века и в новое время // Вопросы философии.- 1987. - № 7. - С. 62-76.
  36. Шейнин О. Б. Понятие случайности от Аристотеля до Пуанкаре.- М.: Ин-т истории естествознания и техники АН СССР, 1988. - 31 с.
  37. Шичалин Ю. А. Жизненный путь Э. Роттердамского и становление новоевропейского самосознания // Контекст… 1988. - М., 1989. - С. 260-277.
  38. Штекли А. Э. Эразм и издание «Утопии» (1516) // Средние века. - М., 1987. - Вып. 50. - С. 253-281.
  39. Щодровицкий Д. Библия в переводе Лютера // Христианин. - 1991. - .№ 1. - С. 79.
  40. Юсим М. А. Этика Маккиавелли. - М.: Наука, 1990.- 158 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Гуманизм" в других словарях:

    - (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… … Философская энциклопедия

    Гуманизм - (лат. humanus – адамдық, адамгершілік) – адамды бірінші орынға қоятын және тұлғаны ең жоғары құндылық деп қарастыратын тұжырымдама, дүниетанымның принципі. Тар мағынада ортағасырдағы діни схоластикаға қарсы Қайта Өрлеу дәуіріндегі зайырлы… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Гуманизм - Гуманизм ♦ Humanisme Исторически гуманизм возник как одно из философских учений эпохи Возрождения (его деятелей, таких, как Петрарка (***), Пико де ла Мирандола (***), Эразм Роттердамский, Бюде (***), и других мы называем гуманистами). Оно… … Философский словарь Спонвиля

    - (ново лат. humanismus, от homo человек). 1) человечность, человеколюбие. В другом смысле, означает гармоническое развитие нравственных и умственных свойств, характеризующих человека. 2) направление, которым характеризуется эпоха возрождения наук… … Словарь иностранных слов русского языка

    Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения … Исторический словарь

    - (от лат. humanus – человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении светская философия… … Энциклопедия культурологии

    гуманизм - а, м. humanisme <лат. humanus человеческий; человечный, человеколюбивый. 1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности из под гнета феодализма и католицизма. Представители гуманизма. Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Материалисту остается только вера в человека. Лешек Кумор Вера в человека имеет свои ереси и расколы. Лешек Кумор Разумеется, человека можно любить, если знаешь его не слишком близко. Чарлз Буковски Он считал себя гуманистом, поскольку взирал на… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Гуманность, человечность, человеколюбие; человечество (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. гуманизм сущ., кол во синонимов: 5 … Словарь синонимов

    - (гуманизма принцип) один из принципов права в демократическом государстве. В широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности. Принцип Г. закреплен в ст. 2 Конституции РФ:… … Юридический словарь

    - (от лат. humanus человеческий человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле… … Большой Энциклопедический словарь, А. Х. Горфункель. В работе впервые в советской литературе дан комплексный анализ главнейших проблем натурфилософии Возрождения на основе сочинений Бруно, Кампанеллы, Телезио, Патриции, Кардано, Дела Порто и…


Гумани́зм (от лат. humanitas - человечность, humanus - человечный, homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15-16 вв.), когда в Италии, азатем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей жизнь человека системой жестких регламентаций, против ее аскетической и циничной морали. Социальную подоплеку Г. составляла борьба «третьего сословия» (буржуазии, крестьянства, ремесленников, городского плебса) против господствующей феодальной аристократии и духовенства. В противовес церковному требованию посвятить земную жизнь искуплению своих грехов, гуманисты провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на «естественное» стремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию как духовно свободной личности. Позиции Г. отстаивали величайшие представители европейской культуры: Ф. Петрарка, Л. Валла, Дж. Пико делла Мирандола, Данте, Дж. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, У. Шекспир, Ф. Бэкон, М. Сервантес, Эразм Роттердамский и многие др. Борьба против католицизма как священной санкции сословного феодализма достигает своего пика в движении Реформации (16 в.), принявшем массовый характер, и далее - в эпоху Просвещения, когда закладывались принципиальные черты европейской техногенной («фаустовой») цивилизации с ее оптимистическим культом разума, науки, свободной личности, индивидуализма и предпринимательской инициативы.

В традиционном Г. можно различить два основных течения. Буржуазный Г. исходит из священного характера частной собственности, которая только и может гарантировать свободное развитие «естественной природы» человека через накопление личного богатства. Г., выражающий мироощущение пролетариата, условием освобождения человека объявляет имущественное равенство или даже ликвидацию частной собственности. Эту программу защищали утопические социалисты (Мор, Т. Кампанелла, впоследствии Р. Оуэн, К.А. де Сен-Симон, Ш. Фурье), считавшие труд на благо всего общества не только главной обязанностью, но и источником наслаждения и счастья людей. Нередко делались и попытки достичь идеала равенства насильственным путем (гуситское движение в Чехии, Крестьянская война в Германии и т.п.). Сочетание идеала материального и духовного благополучия народа, гармонии «ума и сердца» с идеей коренного преобразования общественного строя характерно для рус. революционных демократов сер. 19 в. (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен) и народников 1870-х гг.

Глубокие катаклизмы 20 в. (истребительные войны, тирания тоталитарных режимов, обострение глобальных проблем) поставили под сомнение ключевые установки европейской цивилизации, показав, что сам по себе научно-технический прогресс не только не обеспечивает гуманистического хода истории, но и неизбежно покушается на будущее, поскольку человек все более отчуждается от общества, превращается в «одномерное существо», в легко манипулируемого робота, в «винтик» огромной социальной машины. Происходит как бы возврат к ситуации эпохи Возрождения. В русле гуманистического движения возникают различные программы «человеческих отношений» (human relations), «генома человека», все активнее заявляют о себе движения «зеленых», требования гуманизировать культуру, науку, образование, политику, повысить качество жизни, дополнить научно-техническую революцию революцией моральной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Все эти сдвиги наглядно проявляются в возрастающем влиянии на все сферы культуры антисциентистских, иррационалистических и даже мистических концепций, включая и филос. системы, ориентирующиеся на вненаучное знание, на воспроизведение внутреннего личностного мира человека (экзистенциализм, персонализм, философия жизни, сюрреализм, дадаизм, «театр абсурда» и т.п.). Поскольку глобальные проблемы носят универсальный характер, то успешная реализация идеалов Г. невозможна без международного сотрудничества различных регионов, стран и сообществ.

Из обзора истории формирования всемирного гуманистического движения и анализа основных разновидностей современного гуманизма следует вывод, что современный гуманизм не связан с какой-то одной интеллектуальной традицией, а питается различными гуманистически ориентированными философскими, художественными, научными, правовыми и другими традициями культуры. Одной из наиболее заметных среди них является философия. Связь философии и гуманизма очевидна, поскольку тема о человеке и его жизненном мире является одной из главных в философии и ключевой в гуманизме. Но далеко не очевидны механизмы «перетекания» идей из философии в гуманизм и обратно. Если философия призвана раздвигать метафизические, этические, гносеологические и иные горизонты человеческого знания, то гуманизм в своей практической направленности является скорее потребителем и «утилизатором» этих знаний, не ставя себе в долг заниматься специальными философскими исследованиями.

Непосредственно гуманизм. Это прежде всего достойное и бережное отношение к человеку. Проявление уважения к нему, поддержки, сочувствия. Как гласит гуманизм - это мировоззрение, которое признает самой высокой ценностью именно человека, его благо и достоинство. Первый гуманист - это Франческо Петрарка, итальянский поэт и величайший деятель Проторенессанса.

Ответ на то, кто такие гуманисты, весьма однозначный - это люди, которые относятся к остальным с уважением, вне зависимости от умонастроения других личностей, даже если они не испытывают такого же отношения к остальным. Следует отметить, что гуманизм не должен заходить далеко. То есть в уважительности и сочувствии должна быть грань.

В чем заключаются Очевидно, что это жизнь и стремление существовать полной жизнью, испытывать счастье. Это нормальные потребности любого человека, которые помогают сберечь вкус жизни, доброту в сердце. Гуманист - это человек, который полностью свободен. Он может исповедовать личные ценности, обладать чем-либо, быть свободным совестью. А как понять определение "приоритетные ценности"? Тут можно объяснить так - допускается абсолютно всё, что не исключает их. Итак, кто такие гуманисты, понять просто - это люди, которые продвигают идею, призывающую признавать общечеловеческие ценности как основу жизни любого человека.

Можно составить и другое определение. Оно тоже в полной мере может ответить на вопрос о том, кто такие гуманисты. Так могут называться люди, которые признают право существования всех частных ценностей в обществе, но при одном условии. Свобода, добрососедство и ценности жизни никогда не будут нарушаться. Ни для кого. Останутся навеки ненарушимыми, если говорить простыми словами.

Хочется отметить, что гуманизм не является идеологией, как бы парадоксально это ни звучало. Однако тут следует оговориться, что нужно понимать непосредственно под идеологией. Непротиворечивая система взглядов - это философская система или учение, может быть мировоззрение. Идеология же - это картина мира. Её еще можно назвать кодексом власти. Гуманизм, если объяснять русским языком, - это человечность, полная готовность начать строить жизнь на ценностях, максимально простых и непосредственных. Начать ценить каждую минуту жизни, уважать друг друга, избавиться от проблем и перестать себя ними нагружать. То есть кто такие гуманисты? Это люди, которые живут в своё удовольствие, не пренебрегая маленькими радостями.

Гуманизм является вольнодумием и альтернативой идеологии. А может быть, это философская система? Возможно, однако только в специфическом смысле, в самом минимальном. Если копнуть поглубже и изучить эту тему со всех сторон, то можно сказать, что система взглядов, на которой основывается гуманизм, является здравым смыслом. Каждый живет так, как хочет, - очевидный принцип, которому следует каждый гуманист. Есть еще один, которому стоило бы следовать всем людям: поступай с остальными так, как ты хочешь, чтобы они с тобой поступали. В этом и заключается этика и суть гуманизма.

В продолжение темы:
Техосмотр

Правильно приготовленная индюшиная печень в сметане получается мягкой и нежной, с приятным вкусом и ароматом. Вкусное и полезное блюдо, которое понравится даже тем, кто...

Новые статьи
/
Популярные